Импортозамещение список. Импортозамещение в России: список товаров, программа, результаты. Наиболее развитые отрасли импортозамещения в России

События 2014 года, после которых западные страны ввели санкции, повлекли за собой потребность в срочном импортозамещении продукции. Рынок ВПК – не исключение. Однако полной победы отечественного производителя до сих пор не случилось. Одна из основных причин – бюрократия. Промышленники рассказали Mil.Press Военное, что объем сопроводительной документации для поставок в интересах оборонки для российских производителей и иностранных компаний несопоставим по объему.

Привычный поставщик лучше российского

Интересную ситуацию можно наблюдать в судовом машиностроении. Именно комплекты оборудования определяют функциональное назначение судна, его эксплуатационные характеристики, экономичность эксплуатации. С середины прошлого века до конца 1990-х годов практически все необходимое для строительства кораблей и судов производилось предприятиями Советского Союза, а после распада СССР - государствами, ранее входившими в его состав. Объем импорта был минимальным и касался специального оборудования. В основном закупали материалы для обустройства помещений, некоторые типы дизельных двигателей и движительных комплексов. С ликвидацией многих предприятий положение с поставками оборудования резко изменилось.


По многим позициям альтернативы импорту просто не было. При этом крутого крена после введения западных санкций, когда срочно был взят курс на импортозамещение, не случилось.

Аналогичная ситуация, по словам генерального директора Кингисеппского машиностроительного оборудования (КМЗ) Анатолия Русина, сложилась в судовом дизелестроении. "Исторически использовались только двигатели отечественного производства. В 2000-е был взят курс на импортные, которые в значительной степени вытеснили отечественных изготовителей", – отметил он.

В настоящее время оценки доли импорта в судостроении отличаются из-за разницы подходов к подсчету. Например, долю импортного оборудования, используемого при строительстве военных кораблей замдиректор машиностроительного завода "Винета" Виталий Макаров оценивает в 10%. В гражданских судах, по его мнению, она составляет 90-95%. Никита Максимов, руководитель проектов компании "МСС", которая недавно предложила заместить поврежденную американскую систему фильтрации сточных вод на ледоколе "Виктор Черномырдин", называет цифру в 50%.

Велика доля импорта до сих пор и в электронике.

"На рынке, который мы представляем, доля от 70 до 95% принадлежит иностранным компаниям. Такие фирмы как "Шнайдер Электрик" и "Сименс" играют весомую роль", – считает Семен Турицын, руководитель направления работы по ГОЗ Курского электроаппаратного завода (КЭАЗ).
Собеседники издания признались, что в последние годы их предприятия создавали импортозамещающую продукцию, но фактически так и не смогли окончательно потеснить зарубежных конкурентов из-за объема документации. По словам промышленников, необходимость создавать большое количество разрешительных документов обусловлена действующей системой стандартов, описывающих разработку и поставку на производство.
"При разработке нового изделия госиспытания и механизм постановки изделия на производство с принятием на снабжение занимают как минимум год. При выполнении всех этих норм и требований мы никогда не добьемся должных результатов в импортозамещении", – считает Виталий Макаров.
Собеседник издания указывает на то, что при принятии решения по поставке импортного оборудования ввиду отсутствия российского аналога первое считается серийным и не проходит весь комплекс испытаний, в отличие от отечественного.

С другой стороны, источник редакции в менеджмента компании по производству палубного оборудования не считает, что присутствие на рынке большой доли импортных комплектующих само по себе плохо.

"Это данность. Преференции в тендерах для отечественных поставщиков существенны, другой вопрос - насколько оперативно они предоставляются", – отметил он.

Чей пакет документов толще

Промышленники признались изданию, что по их ощущениям, они участвуют в соревнованиях по объемности пакета документов. О "явном дисбалансе" в сторону иностранных комплектующих рассказал Алексей Зюзин, заместитель генерального директора НПК "Морсвязьавтоматика". В сферу деятельности предприятия входит гидроакустика, обучающие тренажеры и морские беспилотники.
"Отечественный поставщик должен иметь военную приемку и большой пакет документов – руководство по эксплуатации, технические условия, паспорт, формуляр. Иностранные компании могут поставлять без инструкции и без приемки военными", – отметил Зюзин.
Собеседник издания считает, что было бы логично уравнять импортную продукцию с ОТК. "Получается, что российскую продукцию, прошедшую ОТК, но не прошедшую военную приемку, мы не можем применять, а импортные комплектующие без ОТК – можем", – резюмировал он.

Схожее мнение высказал и Анатолий Русин, заметив, что от иностранных поставщиков требуют минимум документации. "Это формуляр, свидетельство регистра, сертификат качества и руководство по эксплуатации. Что касается отечественных изделий, то должна быть разработана и согласована с заказчиком документация на соответствие всем ГОСТам, а также прописан буквально каждый шаг: от закупки сырья до сборки и проведения испытаний", – рассказал он корреспонденту Mil.Press Военное.


Гендиректор КМЗ также упомянул, что объем испытаний для российских и иностранных поставщиков существенно различается не в пользу отечественных предприятий, а на согласование цены от основных экономических показателей компании до договоров на закупку материалов и комплектующих уходит очень много времени.

Никита Максимов добавляет, что требования ГОСТ к документации отечественных производителей предполагают безраздельное пользование изделием вплоть до ремонта или модификации своими силами. Для этого нужны подробнейшие инструкции и описания. "Импортное оборудование построено на сервисной модели: что-то вышло из строя – звоните поставщику и все. Отсюда колоссальные разночтения в документации", – считает он.


Избыточность документации Алексей Зюзин иллюстрирует конкретным примером, когда деталь изготавливается в течение одного дня, а сопровождение ее документацией занимает неделю.

"Одно дело, когда это делается в рамках ОКР для Минпромторга или Минобороны, в этом случае объем документации должен быть максимально полным для того, чтобы любое предприятие могло его освоить. Но зачем мне делать такой пакет документов для внутреннего использования?" – недоумевает собеседник издания.
Анатолий Русин в свою очередь добавил, что требования руководящих документов очень забюрократизировали не только процесс изготовления, но и придание законности поставке продукции.
"Бывают случаи, когда документы необходимо согласовывать со своими прямыми конкурентами, а это уже конфликт бизнес-интересов, который заводит в тупик и не дает возможность поставлять изготовленную продукцию", – отметил он.
Представители некоторых предприятий придерживаются другого мнения. "Объем технической документации, поставляемой с изделием, определяется заказчиком судов и заводом-строителем. Данный объем примерно одинаков для всех поставщиков", – отметил Виталий Макаров.

Кто-то видит проблему не в самом объеме документов, а в различных требованиях к оборудованию проектантов и верфей. "По российским ГОСТам объем ЗИПа на изделие должен составлять 10 ящиков, а для иностранцев – две прокладки и один предохранитель" – рассказал источник издания в компании-производителе палубного оборудования.

Другие промышленники сталкиваются с медленным процессом внесения их предприятия в перечень от Минпромторга, подтверждающий, что продукция произведена на территории России. Семен Турицын сообщил, что, несмотря на поданные в феврале документы, разрешение предприятие получило только в мае. При этом по регламенту на эту процедуру должно уходить не более 10 дней. "Документ, подтверждающий отечественное происхождение продукции выдается на один год. Летом закончился срок его действия, из-за этого мы потеряли одного из наших заказчиков, которому наличие этого документа было необходимо", – подчеркнул Семен Турицын. По его мнению, приемлемо было бы выдавать сертификат на три года.

В такой ситуации оказываются и другие предприятия.

Перед заграницей стыдно

Еще одни реалии, про которые рассказывают отечественные промышленники – разный подход к авансированию для российских и зарубежных поставщиков. Виталий Макаров объяснил, что задержка выплат по спецсчетам в рамках гособоронзаказа - обычная практика, на которую пока никак нельзя повлиять.
"С иностранными поставщиками всё достаточно однозначно: нет денег – нет товара. Задержали платеж – платите неустойку, поэтому расчет по импортным поставкам производится практически всегда в сроки, оговоренные контрактом", – заметил он.
Ему вторит Алексей Зюзин, добавляя, что чаще всего импортный поставщик работает со стопроцентной предоплатой. По словам же Анатолия Русина, аванс для отечественных компаний редко превышает 50%. "Действие российского законодательства на иностранцев не распространяется, никакие спецсчета для них не действуют. Нашим же поставщикам нередко необходимо привлечение заемных средств, а это банковские проценты, и, как следствие, дополнительная нагрузка на предприятие", – рассказал он.


Эту мысль развивает Никита Максимов, говоря, что отечественные поставщики работают на тех условиях, на которые бы никогда не согласились иностранцы. "Среди них – предоставление конструкторской документации до аванса, а иногда и до контракта и поставка оборудования на постоплате до 100 %. Кроме того, гарантийные обязательства отечественные поставщики несут не с даты поставки, а с даты сдачи судна заказчику – промежуток между этими событиями может составить от двух до пяти лет",– резюмирует он.

Другим мнением поделился генеральный директор поставщика "Адмиралтейских верфей" – ООО "Инмор" – Антон Равлик. "В плане авансирования не вижу особой разницы. Порой задерживают и не платят что нашим, что иностранцам", – считает он.

Промышленники сходятся во мнении, что официальные письма и запросы в различные контролирующие органы не дают никаких результатов. "Мы обращались в Правительство РФ, дело пока не сдвинулось с места. Понятно, что процесс даже при самом позитивном раскладе не быстрый", – отмечает Семен Турицын.

"Прокуратура и ФАС могут контролировать ситуацию и наказывать нарушителей, но это не помогает", – считает Виталий Макаров.
"Надзорные органы осуществляют контроль на отсутствие нарушений. Не входит в их обязанности выступать арбитром в спорах, а из-за крайней бюрократии добиваться правды можно годами", – заключает Анатолий Русин.

Западный опыт и политическая воля

Собеседники издания сходятся во мнении, что быстро изменить ситуацию вряд ли получится. Один из способов – проведение квалификационного отбора, когда большой объем документов подается всего один раз, далее все идет по дополнительным соглашениям.

Антон Равлик назвал такой путь вероятным и приемлемым, предлагая обратиться к западному опыту и снять бюрократические барьеры сектора ВПК.

"Это было бы логично, если один раз факт применения российских комплектующих одобрен, то зачем каждой компании еще раз сертифицировать его в своей продукции? Получается повторение одного и того же пути для одного и того же конденсатора", – недоумевает Алексей Зюзин.
При этом, по словам некоторых промышленников, помимо вышеописанного "дня сурка", за последнее время получить разрешение на выпуск продукции двойного назначения стало гораздо сложнее. "Это непросто, даже имея на руках подписанные Минобороны техзадания, чуть ли не договора на поставку", – рассказал изданию один из собеседников, пожелавший сохранить анонимность.

"Увеличение числа ответственных министерств прямо пропорционально росту бюрократии. Если наладить определенный регламент работы с отечественными поставщиками, в том числе и в плане документации, то результаты по импортозамещению не заставят себя ждать", – утверждает Семен Турицын.


Порой в конструкторских бюро элементарно не знают, существует ли отечественная альтернатива импорту. По мнению промышленников, не хватает единого перечня российских поставщиков, собранного в одном месте. В рамках гражданской продукции этим по госконтракту от Минпромторга занимается ЦНИИ "Курс". Работа института представляет собой электронный портал, где собраны данные по каждой позиции судовых комплектующих. Также госконтракт подразумевает создание центра импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования (СКО).

"Работа над порталом началась меньше года назад. Начиная с нуля, мы формировали программный продукт. Потом работали над дизайном, это тоже заняло продолжительное время", – отмечает заместитель генерального директора по гражданской морской технике ЦНИИ "Курс" Дмитрий Стоянов.
Промышленники саму инициативу по формированию каталога оценили положительно, но признались, что исполнение вышло не идеальным. "Какую-то информацию оттуда можно почерпнуть, но не более. Данные обновляются медленно, а такая инфосистема, наоборот, должна быть живой", – считает Алексей Зюзин. Он добавил, что пока список отечественных поставщиков крайне скуден, а механизм появления в нем предприятий многим в отрасли непонятен. Стоянов возражает, что судить об эффективности портала рано, так как непосредственно формирование списка началось только в сентябре этого года и в данный момент заполнено лишь 300-400 позиций отечественного судового комплектующего оборудования, что составляет примерно 2% от его общего числа.

"Мы работаем напрямую с предприятиями и объясняем необходимость сбора такой информации для того, чтобы на ее основе строить госполитику в части импортозамещения, используя эти данные в судостроительных контрактах. Уже сейчас предприятия могут вносить информацию о себе, и она обновляется онлайн", – объясняет Дмитрий Стоянов.


По словам замдиректора ЦНИИ "Курс", новые поставщики судового оборудования дают о себе знать каждый день.

По данным отраслевых источников, в Минпромторге и Минобороны все-таки задумались, как снизить "бюрократическую нагрузку" на отечественных производителей.

Редакция послала в министерство промышленности и торговли журналистский запрос по поводу конкретных мер, которые прорабатываются ведомством для урегулирования ситуации. Mil.Press Военное публикует ответ Минпромторга полностью:

"Разработка и закупка образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – образцы ВВСТ) осуществляется государственными заказчиками на российских предприятиях ОПК. По отдельным решениям государственных заказчиков в указанных образцах ВВСТ допускается применение импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов, которые относятся к категории элементов общепромышленного и межотраслевого применения.
Вместе с тем, для импортной продукции в настоящее время усиливается входной контроль. Также существует риск непоставки импортной продукции из-за санкций стран НАТО и ЕС – соответственно Минобороны России выставляет исполнителям штрафные санкции. Необходимо отметить, что процедура оформления применения в образцах ВВСТ импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов по срокам является длительным процессом. В отличие от применяемых импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов к разрабатываемой отечественной импортозамещающей продукции предъявляются более жесткие требования по использованию. Затраты предприятий ОПК на разработку и постановку на производство отечественных аналогов импортной продукции осуществляется как из собственных средств предприятий, так и средств из федерального бюджета в рамках ГП ОПК.
С целью минимизации зависимости от поставок импортной продукции Минпромторгом России совместно с государственными заказчиками по ГОЗ и предприятиями ОПК сформированы планы по импортозамещению продукции иностранного производства. Самое главное, для чего мы переходим на отечественную продукцию – вопрос национальной безопасности, а также повышения качества выпускаемых образцов ВВСТ.

В части выполнения работ по импортозамещению импортной общепромышленной продукции мы идем по пути создания и развития конкурентоспособной отечественной продукции. В целях совершенствования процедур импортозамещения во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в настоящее время Минпромторг России осуществляет подготовку проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации и ведомственных документов, уточняющих порядок применения и обеспечения технологической независимости от использования иностранных комплектующих изделий, ЭКБ, сырья и материалов в отечественных образцах ВВСТ, включая находящиеся в стадии проектирования. Также Минпромторг России прорабатывает вопрос развития системы альтернативных поставщиков комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов", – отметили в ведомстве.

Один из вариантов разрешения ситуация по мнению самих промышленников – полный аудит отрасли и создание межведомственной комиссии.

"Нужна довольно длительная работа, чтобы Минобороны с Минпромторгом, выслушав экспертные мнения, как-то облегчили бремя, связанное с пакетом документов. Надо собираться большой межведомственной комиссией и принимать взвешенное решение", – заключил источник редакции в менеджменте компании по производству палубного оборудования.
Вопрос в том, хватит ли у двух ведомств политической воли, чтобы решить этот нелегкий вопрос. Логично, если работу инициирует назначенный в 2018 году замминистра обороны Алексей Криворучко, регулярно посещающий оборонные предприятия и не понаслышке знающий их проблемы.

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России – ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ Владимир Путин призывал и в ходе "прямой линии" в апреле текущего года.

В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50% до 90% деталей и т. д.

Антикризисные меры на 2015 год в новой интернет-версии системы ГАРАНТ. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня!

Популярно мнение, что тяжелые для экономики России моменты, связанные со снижением зарубежного спроса на поставляемое Россией сырье и закономерной девальвацией рубля, являются своеобразным окном возможностей для развития отечественной промышленности и углубления импортозамещения. Однако, несмотря на ряд "удачных" в этом смысле моментов, – это, к примеру, кризисы 1998 и 2008 годов, государство не воспользовалось ими в полной мере. Эту проблему периодически поднимают на различных уровнях. Так, в 2011 году Дмитрий Медведев , занимавший в то время пост Президента РФ, на встрече с представителями малого бизнеса Пензенской области говорил о неэффективности действующей в то время программы импортозамещения.

МНЕНИЕ

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":

"Планы по реализации импортозамещения в России смогут осуществиться, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Этому в определенной мере поспособствовала девальвация рубля, произошедшая в конце прошлого года: отечественная продукция ощутимо подешевела по сравнению с аналогичной, произведенной за рубежом. Однако девальвация работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение непроизводственных, административных издержек (избыточных требований к бизнесу при получении госуслуг, обязательных платежей и т. д.) и повышение конкуренции на внутреннем рынке. С другой стороны, сами производители, прежде чем приступать непосредственно к производству, должны адекватно проанализировать рынок (причем не только отечественный, но и глобальный, если мы хотим по-настоящему развивать промышленность), для того, чтобы продукция нашла своего покупателя и заняла определенную нишу без использования административных рычагов".

От слов до дела – целая верста

В рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение первые акты уже приняты. В апреле 2014 года кабмин утвердил новую редакцию государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (). Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.

Месяцем позже Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Во исполнение поручений президента правительством был подготовлен План содействия импортозамещению в промышленности. В конце 2014 года была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве ().

Финансовое содействие импортозамещению

Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Так, осенью 2014 года правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (). Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики:

  • сельское хозяйство;
  • обрабатывающая промышленность;
  • химическое производство;
  • машиностроение;
  • жилищное строительство;
  • транспорт;
  • связь и телекоммуникации;
  • энергетика.

В соответствии с условиями программы государственную финансовую поддержку получают инвестиционные проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб. Не менее 20% стоимости проекта заемщик должен будет оплатить сам. Заемщику предоставляется целевой заем уполномоченным банком в рублях под 9% в год. Причем средства, затраченные банками, на предоставление кредитов, будут Банком России им возмещены. В настоящий момент для участия в программе отобраны 10 российских кредитных организаций и международных финансовых организаций – с их списком можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России. Процентная ставка по заему рассчитывается по следующей формуле: 6,5% – определяемая Банком России ставка рефинансирования кредитов на инвестиционные проекты () + 2,5%. Первая составляющая может быть впоследствии установлена в другом размере, а это значит, что условия финансирования предпринимателей могут поменяться.

Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

Также предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемых в рамках программы. Гарантии даются по кредитам, выданным на срок от трех до 20 лет, в объеме до 25% обязательств заемщика. Общий объем выделяемых на эти цели средств в текущем году составляет 60 млрд руб (п. 8 раздела 1.1 приложения 39 к Федеральному закону от 1 декабря № 384-ФЗ " ").

В реестр отобранных инвестиционных проектов уже попали:

Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством, за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Правда, бюджет его не так велик: 20 млрд руб., при том, что, по данным фонда, с января по апрель 2015 года поступило более 800 заявок на общую сумму порядка 280 млрд руб. от разных компаний. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых. Предприятия-заемщики должны соответствовать ряду требований:

  • иметь положительную кредитную историю;
  • сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
  • финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

Заем от фонда не смогут получить иностранные компании, и компании с офшорной "пропиской", за исключением компаний, получивших статус национального производителя и заключивших специальный инвестиционный контракт.

Новое для российского права понятие "специальный инвестиционный контракт" содержит пока еще не вступивший в силу Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (). Такой контракт представляет собой форму сотрудничества инвесторов и государства, желающих создать, модернизировать либо освоить производство определенной промышленной продукции в России. При этом органы власти обязуются предоставить инвесторам налоговые льготы и льготы по уплате таможенных платежей, а также гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства в течение срока действия контракта.

Оценить реальный эффект от такого партнерства пока нельзя, так как соответствующие нормы начнут действовать лишь с 1 июля 2015 года. Однако, есть основания предполагать, что облечение отношений производителя и государства в подобную форму даст бо льшую уверенность в успех таких проектов, чем, например, государственно-частное партнерство за счет создания условий стабильности правового регулирования.

В то же время, перечень инструментов поддержки проектов в сфере импортозамещения планируется расширить. По словам Аркадия Дворковича, полный их комплекс будет разработан к 1 июля текущего года. Так, в конце мая, правительство приняло решение внести на рассмотрение в Госдуму предложение о снижении налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия по производству товаров (распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2015 года № 926-р). Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ право уменьшать налоги для участников региональных инвестиционных проектов путем снижения до 10% налога на прибыль организаций в части налога, поступающей в региональный бюджет, и до 0% – в части налога, поступающей в федеральный бюджет.

Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок. Так, правительство достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств.

Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны ( , ).

Минпромторг России возлагает большие надежды на стандартизацию, как инструмент импортозамещения в государственных закупках. Соответствующие поправки в законодательство о контрактной системе находятся в Госдуме на рассмотрении. Планируется уточнить правила описания объекта закупки таким образом, чтобы при их осуществлении преимущество отдавалось продукции, соответствующей национальным стандартам.

Импортозамещение в реальном времени

Во исполнение январского антикризисного плана () в апреле текущего года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:

  • фармацевтическая промышленность ();
  • тяжелое машиностроение ();
  • программное обеспечение ()
  • авиастроение ();
  • судостроение () и т. д.

Как сообщил на брифинге по итогам правительственного совещания в начале апреля текущего года зампред правительства Аркадий Дворкович, в рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тыс. проектов. Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ добавляет, что реализация этих программ позволит даже в самых чувствительных секторах, например, станкостроении, сократить импортозависимость с текущих 88% до 40% к 2020 году. Осуществление этих мер потребует 159 млрд руб. бюджетных средств. Однако планируется, что в 20-летней перспективе это послужит привлечению в бюджет доходов в объеме до 2,2 трлн руб. (прирост в 13,6 раз).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Толкование юридического или экономического термина можно узнать в системе ГАРАНТ. Для этого нужно вызвать вкладку со списком терминов толкового словаря (F12) и ввести соответствующий запрос, например "импортозамещение". Для термина, встретившегося при чтении документа, можно вызвать словарь выделив нужный фрагмент (или наведя курсор на отдельное слово) и вызвав команду "Найти в Толковом словаре", нажав правую кнопку мыши.

На недостатки правового регулирования политики импортозамещения в фармацевтической отрасли сетует генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев . При этом, подчеркивает он, отечественная фармацевтическая промышленность фактически уже много лет работает в этом направлении, воспроизводя копии оригинальных лекарственных средств. Так, любой так называемый дженерик (воспроизведенный препарат) представляет собой повторение оригинального лекарства, как правило импортного происхождения. поэтому импортозамещение для фармацевтики, по мнению эксперта, – это ежедневная, рутинная работа и принципиальных новелл в этом вопросе не существует. Одновременно, Виктор Дмитриев отмечает проблему, аналогичную сложившейся на рынке программного обеспечения: организация производства лекарства само по себе не столь затруднительна, как вывод созданного препарата на рынок. Правительство еще в сентябре прошлого года разместило для общественного обсуждения проект постановления, которое в отрасли называют "третий – лишний": об ограничении участия в бюджетных торгах поставщиков импортных препаратов при наличии двух и более участников, предлагающих отечественные лекарственные средства. Однако, дальше проекта, дело до сих пор не продвинулось.

Кроме этого, по словам Виктора Дмитриева, доработки требуют существующие регистрационные процедуры. Например, несмотря на то, что регистрировать фармацевтические субстанции не нужно, закон требует их внесения в государственный реестр лекарственных средств (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ " "), что фактически является повторением процедуры регистрации. Поэтому российские производители лекарств проигрывают зарубежным конкурентам, которые выходят на рынок с уже готовым лекарственным средством и не обязаны заносить в реестр субстанцию в его составе.

Российская индустрия разработки программного обеспечения по праву считается одной из динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Ряд российских программных продуктов стабильно пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и на глобальном рынке. В этом есть и заслуга государства. Так, начиная с 2011 года разработчики программного обеспечения выплачивают страховые взносы в пониженном размере ( , Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Спустя практически год соответствующие проекты законов и нормативных актов подготовили . В целом снизить зависимость от иностранного программного обеспечения предполагается, сделав рынок государственного заказа более доступным для отечественных компаний. Предложенные проекты подразумевают максимальное ограничение возможности закупать иностранное программное обеспечение, за исключением случаев отсутствия отечественных аналогов необходимых программ, или если имеющееся не соответствуют предъявляемым заказчиком требованиям. В этом случае заказчики должны будут обосновать свой выбор в пользу иностранного софта, чтобы российские разработчики были информированы о потребностях рынка. Одновременно предполагается признавать программное обеспечение отечественным, если оно было внесено Минкомсвязью России в соответствующий реестр.

Получить комментарии о реализации программ импортозамещения от представителей отраслей авиа- и судостроения редакции портала ГАРАНТ.РУ не удалось.

Темпы без качества не темпы, а – профанация

В конце апреля распоряжением правительства была учреждена Автономная некоммерческая организация "Российская система качества" (). Член межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества Елена Саратцева пояснила порталу ГАРАНТ.РУ, Российская система качества создается в целях продвижения на внутренний и внешние рынки российских товаров высокого качества, а также повышения доверия в отношении российской продукции. Кабмин на своем официальном сайте отмечает, что помимо прочего Российская система качества должна послужить решению задачи импортозамещения. Над созданием АНО "Роскачество", помимо Минпромторга России, работали Минсельхоз России, Росстандарт, ТПП РФ, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"и другие общественные и научные организации и объединения.

Планируется, что товары для испытаний в аккредитованных при АНО "Роскачество" лабораториях будут закупаться в точках розничных продаж на территории России. Результаты испытаний будут опубликованы в открытом доступе на официальном сайте Роскачества.

Продукции, успешно прошедшей процедуру добровольной сертификации, будет присваиваться российский Знак качества. При этом сертификация продукции для получения будет полностью бесплатной для производителей. Право маркировать продукцию Знаком качества будет выдаваться сроком на два либо на три года (в зависимости от категории продукции), после чего товар может вновь пройти добровольную сертификацию Роскачества. Причем в случае поступления от населения жалоб на качество продукции, получившей российский Знак качества, будут проводиться внеплановые проверки этой продукции. Если информация о несоответствии требованиям по качеству или локализации, подтвердится, то право на использование Знака качества у такого товара будет отозвано.

Организация финансируется за счет средств федерального бюджета, добавляет Елена Саратцева, этим обеспечивается независимость исследований и сертификации. Уже в этом году Роскачество проведет веерные исследования продукции в 30 категориях. В выборку каждого исследования будет включена бо льшая часть товаров, представленных в каждой категории (до 50 образцов). Предполагается, что первые Знаки качества будут присвоены уже в текущем году.

Защитные меры: обратная сторона медали

В то же время, защитные меры, несмотря на свою очевидную пользу для отечественных производителей, могут нести в себе и скрытые угрозы экономике. К примеру, эмбарго на ввоз в нашу страну продуктов питания из поддержавших антироссийские санкции стран ощутимо снизило конкуренцию российских фермеров с зарубежными производителями на продовольственном рынке. На первый взгляд может показаться, что такие внешнеполитические меры сыграли исключительно на руку отечественным производителям-аграриям. Однако Счетная Палата РФ в своем докладе, опубликованном в октябре 2014 года, выражает опасения в связи с возможным ускорением инфляции в случае, если Россия не справится с полным замещением импорта продовольствия и сырья, попавших под эмбарго. А скорость восполнения образовавшегося дефицита, подчеркивает ведомство, ограничена возможностями имеющихся производственных мощностей.

Опять же, при производстве некоторых продуктов питания используется импортное сырье, доступ производителей к которому прекратился. Сергей Фахретдинов , член координационного совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", член Общественной палаты РФ, добавляет, что проблема нехватки незаменимого для выпуска отечественной продукции сырья остро стоит и в высокотехнологичных отраслях. Так, по его словам, российская нефтехимическая промышленность, продуктами которой пользуются практически все отрасли, сильно отстает от передовых стран. На восполнение дефицита химического сырья за счет внутренних ресурсов потребуются значительные усилия и время.

***

Можно констатировать, что в России дан старт глобальной кампании по удовлетворению внутреннего спроса силами отечественных производителей. В то же время, эксперты говорят о необходимости придания этому процессу большей системности. Так, по мнению первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Владислава Корочкина, необходимо создать набор постоянно действующих механизмов, которые бы позволяли ставить конкретные задачи, и внедрить инструменты, позволяющие отслеживать их исполнение, иначе процесс импортозамещения снова примет хаотический характер.

Кроме того, возникает закономерный вопрос: по какому сценарию пойдет процесс? Будет ли финалом этой масштабной работы создание продукта – аналога зарубежного, или мы пойдем дальше и в ряде областей сможем побороться за существующие зарубежные рынки? О планах руководства страны на этот счет можно судить по ряду высказываний. Так, Владимир Путин на XVIII Петербургском международном экономическом форуме в мае прошлого года отдельно подчеркивал необходимость подходить к импортозамещению избирательно, осуществлять его только в тех областях, где это перспективно, где отечественная продукция будет конкурентоспособной. Эту же мысль развил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время ежегодного доклада Госдуме в апреле этого года, добавив, что импортозамещение не приведет к хозяйственной самоизоляции России. Однако как будет развиваться экономика в реальности, покажет время.

Импортозамещение – это процесс постепенного замещения иностранных товаров аналогами отечественного производства. В России этот вопрос приобрел особую актуальность после 2014 года, когда страна столкнулась с санкциями. Мы решили с помощью данных Росстата посмотреть, как продвигается программа импортозамещения в РФ, в каких сферах она реализуется, какие области затрагивает.

В нашем прошлом материале « » мы подробно затрагивали структуру импорта в Россию. Тогда выяснилось, что страна огромные деньги тратит на закупку заграничного оборудования, станков. Данная позиция занимает чуть ли не половину всего импорта. Также на верхние позиции рейтинга ключевых товаров, ввозимых в РФ, попали медикаменты, одежда, мясо.

И именно в этих отраслях власти хотят навести порядок с помощью программы импортозамещения, добившись самостоятельного производства импортозамещающих товаров и продуктов.

И вот на примере первой таблицы мы уже можем заметить, как продвигается процесс. Начиная с 2014 года, когда ответными санкциями Россия запретила ввоз на свою территорию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из ряда стран, в стране активно развивалось собственное производство. Например, видно, что хорошо выросли по производству говядины, свинины, молоку, сливкам, творогу.

Производство импортозамещающих продуктов в РФ (Росстат)

Наименование 2014, тыс. тонн 2016, тыс. тонн 2018, тыс. тонн
Мясо крупного рогатого скота парное, охлажденное 185
195
226
Свинина парная, охлажденная 1438
1947
2427
Изделия колбасные 2475
2436
2276
Филе рыбное мороженое
110
141
157
Молоко жидкое обработанное
5349
5569
5568
Сливки
115
125
149
Творог
387
410
499
Масло сливочное
250
251
258
Сыры
499
605
473

В 2016 году был большой скачок по производству сыра, но, как показывают данные Росстата, почему-то в 2018 году мы снова откатились к результату пятилетней давности. Возможно, потому что хорошую активность по поставкам молочной продукции на российский рынок проявляет Белоруссия. Судя по следующей таблице, Минск благодаря санкциям Москвы оказался в очень выигрышной ситуации, став чуть ли не главным поставщиком продовольствия.

Напомним, что Россия ввела продовольственные санкции против США, стран ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна. Санкции неоднократно продлевались и сегодня действуют до 31 декабря 2019 года.

Импорт продукции, запрещенной к ввозу из стран санкционного списка

Наименование Всего за 2018 год, тыс. тонн Ключевые поставщики за 2018 год, тыс. тонн
Мясо крупного рогатого скота, свежее 100,5 Белоруссия - 98,6
Свинина свежая 61,3 Чили - 29,2
Бразилия - 12,3
Аргентина - 7,4
Белоруссия - 6,7
Молоко и сливки сгущенные 166,8 Белоруссия - 146,1
Уругвай - 6,2
Новая Зеландия - 3,1
Йогурт, кефир 116,9
Белоруссия - 108,2
Казахстан - 8,0
Сливочное масло 89,3
Белоруссия - 68,2
Новaя Зеландия - 6,7
Уругвай - 6,6
Сыры и творог 266,8
Белоруссия - 224,6
Сербия - 11,4
Аргентина - 11,3
Картофель 573,0
Египет - 361,4
Азербайджан - 64,5
Белоруссия - 53,4
Китaй - 53,1
Томаты свежие 577,7
Азербайджан - 169,9
Maрокко - 91,6
Китaй - 88,0
Белоруссия - 57,1
Турция - 34,9
Ирaн - 34,8
Капуста
137,7
Китaй - 45,3
Белоруссия - 22,1
Узбекистан - 21,7
Бананы 1 556,7
Эквaдор - 1 494,9
Костa-Рикa - 22,2
Гвaтемaлa - 12,5
Цитрусовые 1 682,8 Турция - 578,5
Египет - 274,4
Maрокко - 237,7
Китaй - 180,1
ЮАР - 156,9
Виноград 320,0
Турция - 92,6
Узбекистан - 52,2
Молдова - 37,1
Индия - 29,7
Яблоки, груши 1 121,7
Молдова - 246,5
Китaй - 167,7
Сербия - 132,0
Белоруссия - 122,6
Aргентинa - 100,1
Орехи кокосовые, кешью 26,3
Филиппины - 8,1
Индонезия - 6,6
Вьетнам - 6,5
Кот дИвуар - 2,4

Благодаря импортозамещению доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли упала с 2014 по 2018 годы с 34% до 24%. Доля импортных потребительских товаров за этот же период снизилась с 42% до 36%.

Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли

Год Доля импортных потребтоваров в товарных ресурсах розничной торговли, % Доля импортных продтоваров в товарных ресурсах розничной торговли, %
2018 36
24
2017 35
23
2016 38
23
2015 38
28
2014 42
34
2013 44
36
2012 44
34

Если смотреть более детально, то сильно упала доля импортной говядины, свинины, мяса птицы, молока.

Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах

Наименование Январь-сентябрь 2014 года, %
Январь-сентябрь 2018 года, %
Мясо и птица, включая субпродукты
19,6
7,7
Говядина, включая субпродукты
59,1
45,1
Свинина, включая субпродукты
17,0
2,0
Изделия колбасные
2,4
1,6
Мука
1,0
0,9
Растительные масла
14,0
17,9
Сухие молоко и сливки
45,2
34,5

Успехи импортозамещения заметны не только в сфере продовольственной безопасности. Активная работа идет и по таким направлениям, как:

В целях реализации государственной политики по продвижению отечественной продукции была создана Правительственная комиссия по импортозамещению, которая регулярно проводит заседания.

Легкая промышленность

На одном из последних заседаний обсуждалась ситуация в легкой промышленности. Глава правительства Дмитрий Медведев рассказал, что в легкой промышленности определены 23 направления импортозамещения. «Дорожная карта» отрасли выполнена почти наполовину. По словам Медведева, в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, одежды, обуви. В магазинах стали появляться образцы современной экипировки для спортсменов, произведенной в РФ.

По итогам 2018 года, поставки текстильных изделий, обуви из РФ в страны СНГ выросли более чем на 10%. Экспорт в другие страны мира увеличился примерно на 5%. При этом, как отмечают специалисты, работы остается еще много, поскольку доля импортной одежды и обуви на рынке РФ составляет две трети.

Машиностроение

В машиностроении также фиксируются достижения. Например, за 2017 год почти на 20% увеличилось производство российских автомобилей, включая машины мировых брендов. Также на 21% выросло производство отечественной сельхозтехники, которая сегодня уже занимает больше половины рынка страны. Еще почти на 20% выросло производство пищевого оборудования, то есть машин для производства молока, переработки мяса. Около трети оборудования отправляется на экспорт. Производство строительной и коммунальной техники подскочило на 27%.

Всего по итогам минувшего года в создание российских промышленных заменителей зарубежной продукции было вложено почти 640 млрд рублей. Из этой суммы на долю государства пришлось лишь 70 млрд рублей.

IT

Отдельно хотелось бы остановиться на импортозамещении в IT. С одной стороны есть ряд проблем, которые немного тормозят масштабный переход на отечественное программное обеспечение. Среди них:

  • Отсутствие полноценных российских аналогов
  • Устоявшиеся привычки пользователей
  • Отсутствие денежных средств на доработки
  • Страхи перед сбоями в период адаптации к новым системам
  • Отсутствие санкций за использование иностранных образцов

Но с другой стороны процесс запущен и его уже не остановить. Например, активно действует реестр отечественного ПО, из которого госкомпании при закупках должны выбирать себе продукты. Сегодня в реестре содержится уже более 4 тыс. наименований российского софта. Участники рынка явно не будут стеснены в выборе.

Напомним, что реестр был запущен в 2016 году. В реестр могут попасть продукты компаний, в которых контрольный пакет акций принадлежит гражданину РФ. При создании российского продукта допускается использование иностранных компонентов, но для попадания в реестр нужно, чтобы отчисления зарубежному партнеру не превышали 30% оборота.

В конце минувшего года глава Минфина Антон Силуанов подписал директиву, согласно которой госкомпании должны разработать план активного перехода на отечественный софт. До 2021 года доля российских IT-разработок должна в госкомпаниях превысить 50% в объеме используемого ПО.

Но не только госкомпании переходят на отечественный софт. Анализ проектов импортозамещения показывает, что на операционные системы Альт, офисное ПО «МойОфис», антивирус Касперского активно переходят образовательные учреждения, судебная система, министерства, ведомства и т.д.

Учитывая такие преимущества отечественных аналогов, как низкая стоимость по сравнению с зарубежными образцами, лучшее понимание потребностей пользователей, оперативная техподдержка есть вероятность, что процесс импортозамещения будет лишь ускоряться.

Фармацевтика

Определенные успехи есть и по направлению импортозамещения лекарств. Например, по итогам 2017 года доля российских лекарств для лечения гепатита превысила 77%. В случае с сердечно-сосудистыми заболеваниями доля отечественных лекарств приблизилась к 85%. Для лечения онкологии в 60% случаев используются российские решения. За последние 5 лет в разработку лекарственных препаратов отечественного производства было вложено почти 90 млрд рублей.

Активно страна укрепляет свои позиции и на внешних рынках. Поставки продукции фармацевтической направленности за рубеж в 2017 году увеличились на 16,6% до почти 700 млн долларов.

В конце хотелось бы отметить, что хотя санкции положительно отразились на развитии отечественного производства, в целом взаимные торговые ограничения тормозят динамику роста экономики страны. От этого в том числе страдают и простые граждане, у которых реальные доходы снижаются несколько лет подряд. Спасают ситуацию только . Это такие , которые новые клиенты могут взять на бесплатных условиях.

Российская промышленность, как и вся российская экономика, после девальвации рубля декабря 2014 г. уже несколько лет «живет» при новом курсе национальной валюты и в условиях его свободного формирования. Эти годы позволили всем участникам процесса накопить практический опыт существования в таких условиях, на деле проверить прежние (теоретические) представления о пользе и последствиях девальвации рубля для российской экономики, адаптироваться к фактическому курсу национальной валюты и сформулировать свои представления о его желанном изменении. Однако количественная оценка этих процессов, выявление проблем и позиций экономических агентов оказались сложными задачами для отечественной статистики.

Традиционный подход к анализу импортозамещения, основанный на внешнеторговой статистике, позволяет проводить ограниченный анализ этих процессов в современных условиях. Понимание сложности измерения импортозависимости и импортозамещения и связанных с этим проблем при высокой востребованности в современных условиях реальных данных заставляет обратиться к более гибкому инструменту – опросам. Полученные таким способ результаты способны дать гораздо более полную и глубокую картину указанных проблем, чем общая внешнеторговая статистика.

Отношение российской промышленности к девальвации рубля

В начале 2015 г., с началом официального кризиса власти и аналитики начали разработку антикризисных мер. В рамках этой работы Лабораторией был проведен опрос промышленных предприятий с целью оценки эффективности обсуждавшегося тогда набора мер поддержки российской промышленности. В состав этого набора нами были включены и две «курсовые» антикризисные меры: «укрепление курса рубля» и «продолжение девальвации рубля».

Отечественные производители, которым положено было в соответствии с традиционными представлениями радоваться девальвации рубля по причине неизбежного переключения потребителей с подорожавшего импорта на российские аналоги, на первое место в числе рассматриваемых тогда чиновниками антикризисных мер поставили укрепление рубля. За него проголосовали 58% предприятий - столько же, сколько и за снижение налогов. А за продолжение девальвации в феврале 2015 г. выступили только 2% предприятий (см. рис.1). Этот на первый взгляд неожиданный результат вполне согласуется с докризисным отношением российских предприятий к девальвации рубля. Аналогичный мониторинг антикризисных мер 2012-2014 гг., запущенный нами в ходе обсуждения возможности так называемой «второй волны кризиса», продемонстрировал вполне определенное отношение российской промышленности к любым известным ей вариантам девальвации: и резкой (образца 1998 г.), и плавной (образца 2008-2009 гг.). Первый вариант всегда занимал последние места в рейтинге с 1-4% голосов, второй на 2-4 позиции выше с поддержкой 10-13% предприятий.

Таким образом, промышленность не теоретически, а практически столкнувшаяся в начале 2015 г. с девальвацией рубля, нуждалась, если использовать терминологию системных программистов, в «откате» курса рубля.

Спрос российской промышленности на крепкий рубль определяется высокой зависимостью последней от импортного оборудования и сырья. Наши опросы 2014 г. (апреля и декабря) показали критическую зависимость российских промышленных предприятий от импортного оборудования, комплектующих, сырья (см. рис.2). В апреле 2014 г., когда, напомним, термины «девальвация» и «импортозамещение» не входили в лексикон основной массы политиков, экономистов и производственников, 40% предприятия признали, что они не смогут отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Тогда этот результат воспринимался спокойно и имел больше академическое значение, чем политическое. По воле случая в точности такой же вопрос был включен и в декабрьскую (2014 г.) анкету и – что удивительно! – показал в точности такие же результаты: около 40% предприятий по-прежнему были не готовы отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Даже – в условиях самой сильной после августа 1998 г. девальвации рубля, когда скачок цен на импорт перешел из гипотетического сценария в реальность.

Проблемы импортозамещения в российской промышленности

Явное нежелание российских промышленных предприятий отказываться от закупок импортного оборудования и сырья даже в условиях неизбежного (что стало очевидно для всех в декабре 2014 г.) роста цен заставило нас начать в 2015 г. мониторинг помех импортозамещению. За четыре истекших года мы шесть раза задавали вопрос «Что мешает Вашему предприятию отказаться от закупок импортного оборудования и сырья в пользу отечественного?». Ответы дают достаточно полное представление о реальных проблемах импортозамещения в закупках предприятий.

Основной проблемой при отказе от импорта было и до сих пор остается банальное отсутствие российских аналогов любого качества. Оказалось, что январские (2015 г.) оценки барьеров импортозамещения не были эмоциональным всплеском, последовавшим за шоковой декабрьской девальвацией рубля. А четырехлетний мониторинг не выявил значимых положительных результатов в части создания на территории РФ производства нового (т.е. не производимого ранее) оборудования и сырья (см. рис.3).


Второе место в общепромышленном рейтинге помех импортозамещению стабильно принадлежит низкому качеству российских аналогов закупавшегося обычно импорта. Значительная часть предприятий (треть – в среднем за шесть опросов) постоянно указывает на эту проблему. Другие ограничения импортозамещения упоминаются российскими промышленными предприятиями гораздо реже. Формально третье место по итогам шести замеров промышленность отдала недостаточной поддержке властями выпуска отечественного оборудования и сырья – т.е. оценке политики властей в области импортозамещения. С одной стороны, неэффективность официальной политики не так уж и велика – максимум скромные 18%. С другой стороны – ее результат предприятиями до сих пор не обнаружен – основной проблемой импортозамещения предприятия устойчиво считают физическое отсутствие российских аналогов. Такое сочетание говорит о том, что российская промышленность не возлагает особых надежд на государство в области импортозамещения и рассчитывает в основном на свои силы, в том числе – в адаптации к новому курсу рубля. И в этом отечественная промышленность к концу 2017 г. демонстрировала явные успехи: негативное влияние на выпуск «ослабления курса рубля и удорожания импортного оборудования и сырья» (формулировка из анкеты ИЭП) в конце 2017 г. снизилось до 6%.

Оценки уже производимых российских аналогов импортного оборудования и сырья тоже вполне устойчивы и определенны. Претензии к неадекватным качеству ценам на российскую продукцию, способную заместить импорт, имеют в среднем 11% ее покупателей среди российских предприятий, и эти претензии за четыре года девальвации не изменили своих масштабов.

Особое внимание следует обратить на оценки способности российской промышленности увеличить выпуск в рамках импортозамещения. Проблема удовлетворения спроса на уже производимую на территории РФ продукцию упоминается в среднем 12% предприятий. Российская промышленность обладает достаточными резервными (простаивающими) мощностями для выпуска продукции в случае увеличения спроса на нее в рамках импортозамещения.

Таким образом, за годы существования российской промышленности в условиях девальвации и государственной политики импортозамещения, структура ограничений импортозамещения, по оценкам предприятий, принципиально не изменилась.

Успехи импортозамещения

Однако процессы импортозамещения идут и, судя по имеющимся на момент написания статьи политическим новостям, останутся актуальными для нашей экономики еще долго. В такой ситуации возникает необходимость их мониторинга, идеально, на наш взгляд, - в ежеквартальном режиме и не только фактических процессов, но и планов предприятий в этой области. Такую задачу решают новые индикаторы регулярных опросов промышленных предприятий Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара.

Как показывает наш мониторинг 2015-2018 гг., российской промышленности почти всегда удавалось добиваться наибольших успехов в области импортозамещения при закупках машин и оборудования (см. рис.4). Максимальная интенсивность этого процесса была зарегистрирована во II кв. 2015 г., когда о сокращении физической доли или о полном отказе от закупок импортных машин и оборудования (по сравнению со II кв. 2014 г.) сообщили 30% промышленных предприятий. Возможно, результат I кв. 2015 г. имел более впечатляющие масштабы импортозамещения, но с другой был бы, наверное, первой и слишком эмоциональной реакцией на шок декабрьской девальвации, особенно – в части планов.


Однако в следующие тринадцать кварталов нашего мониторинга российская промышленность начинает снижать интенсивность фактического импортозамещения. И в IV кв. 2017 г. лишь 7% предприятий сообщают о снижении или о полном обнулении физической доли импорта в закупках машин и оборудования. От импортного сырья и материалов российская промышленность отказывалась менее интенсивно в силу меньшего потенциала импортозамещения в этой сфере. Максимальные масштабы импортозамещения по сырью составили 22% и к IV кв. 2017 г. снизились до 8%. Причинами таких скромных успехов стала, скорее всего, сформировавшаяся в предыдущие годы зависимость российской промышленности от импорта. Закупая привозное оборудование, российские предприятия вынуждены переходить на адекватное импортному оборудованию сырье и материалы, которые у нас не производятся, но поставляются зарубежными производителями, предлагающими обычно комплексные поставки и не упускающими возможность привязать российского покупателя к своей продукции на всех этапах его использования.

Еще одной причиной медленного импортозамещения импортного сырья и материалов стал вялотекущий характер кризиса 2015-2016 гг., который не привел к резкому сокращению спроса на отечественную продукцию и соответственно выпуска в российской промышленности. В такой ситуации не потребовалось и масштабного (одномоментного) отказа от подорожавшего импортного сырья и материалов, что поддержало спрос предприятий на используемое ими сырье и материал, в том числе – на импортные.

Рассмотрим теперь планы промышленности по импортозамещению (см. рис.5) с III кв. 2015 г. (опрос июля 2015 г.) по IV кв. 2018 г. (опрос октября 2018 г.).


Поквартальные планы импортозамещения показывают, что промышленность только в 2015 г. планировала менее интенсивное импортозамещение сырья и материалов, чем машин и оборудования. Планы на 2016-2017 гг. уже демонстрировали идентичность намерений российских производителей в этой области. Явный провал инвестиционных планов и совсем непровальные (некризисные) масштабы падения выпуска предопределили такое расхождение планов российской промышленности в 2015 г. Ситуация 2016 г. уже иная: российская промышленность смогла оценить особенности затяжного кризиса 2015-2016 гг., адаптироваться к новой условиям производства и к новой курсовой политике Банка России. В том числе – в области инвестиций. Планы последних стали утрачивать пессимизм первого кризисного года и начали показывать некоторые признаки возможного роста вложений в собственное производство. Укрепление же курса рубля и относительно неплохие финансовые результаты позволили предприятиям вновь обратиться к импортным машинам и оборудованию.

Особенностью планов импортозамещения всегда являлась безусловная скромность даже намерений производителей в этой области: масштабы планируемого ими импортозамещения всегда и по всем категориям закупок (и по оборудованию, и по сырью) уступали масштабам планируемого ими же импортосохранения. Т.е. промышленность предпочитала (или скорее, в силу выявленных помех импортозамещению – была вынуждена) сохранять прежнюю долю импорта в новом оборудовании и используемом сырье.

Инвестиционные предпочтения и инвестиционные планы российской промышленности

Политика импортозамещения, которая после вступления России в войну санкций в августе 2014 г. получила высокий приоритет, а с декабря 2014 г. – еще и универсальную поддержку в виде слабого рубля, в 2018 г. приобрела новые черты. В апреле Минпромторг РФ разработал уже меры принуждения к импортозамещению: подготовил обширный список техники, оборудования и материалов, которые госкомпании с 1 июля не смогут купить за рубежом без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению.

В таких условиях российские промышленные предприятия проявляют (или вынуждены проявлять) высокий интерес к отечественным машинам и оборудованию. В пользу такого вывода говорят результаты двух опросов ИЭП: 2011 и 2018 гг. В ходе этих опросов, проведенных на выходе из двух последних кризисов, предприятиям задавались одинаковый набор вопросов о том, оборудование производства каких стран фактически закупалось в предыдущий период, планируется закупать в ближайшее время и было бы предпочтительней закупать.


Рассмотрим сначала какое (производства каких стран) оборудование фактически закупала российская промышленность в предшествующие двум опросам годы (см. рис.6). Основными поставщиками средств производства для отечественных предприятий всегда была Западная Европа и собственно Россия при небольшом, но все-таки преимуществе импорта. Двукратная девальвация рубля декабря 2014 г. и санкционная война 2014-2017 гг. мало повлияли на географию закупок машин и оборудования у основных стран-поставщиков. Западная Европа сохранила первое место в 2018 г. с 71% уровнем фактической популярности у российской промышленности после 77% уровня в 2011 г. Однако отечественные производители машин и оборудования не смогли прибрести новых покупателей на территории своей страны.

Но среди стран-поставщиков второго эшелона произошли более существенные изменения. Доля российских предприятий, закупавших американское и японское оборудование, сократилась между двумя опросами с 33 до 22%, что все-таки не так масштабно как можно было ожидать в условиях самой сильной со времен 1998 г. девальвации национальной валюты и административных запретов на поставки/закупки оборудования. Поставщики оборудования из Китая и Индии, наоборот, оказались в выигрыше от санкционной войны, в которую Россия вступила в августе четырнадцатого года. Они смогли добиться продаж своей продукции уже 35% российских промышленных предприятий после 19% семью годами ранее. Снижение распространенности закупок машин и оборудования, произведенных в странах СНГ, объясняется, скорее всего, свертыванием по политическим соображениям торговли между Россией и Украиной.


На следующем этапе рассмотрим инвестиционные предпочтения российских предприятий – т.е. какое оборудование отечественная промышленность хотела бы покупать в 2011 и 2018 гг. Как показывает график, предпочтения отечественных предприятий претерпели за истекшие 7 лет явные изменения (см. рис.7). Во-первых, предпочтительность (распространенность предпочтений) российского оборудования вышла на 2 место в рейтинге 2018 г. Сейчас уже половина российской промышленности предпочитает покупать отечественное оборудование. Во-вторых, самые сильные потери (с 40% уровня предпочтений до 27% уровня) в глазах российских предприятий и в условиях 2018 г. понесли производители США и Японии, откатившиеся в результате на 3 место. В-третьих, машины и оборудование западноевропейского производства остаются самыми желанными для отечественных предприятий – даже после ослабления рубля и многолетней санкционной войны. Последняя, возможно, ведется сторонами не очень последовательно, хотя порой и случаются громкие публичные «стычки». В результате сейчас 69% российских предприятий хотели бы приобрести машины и оборудование из Западной Европы. В-четвертых, оборудование из Китая и Индии имеет очень низкую предпочтительность в глазах российских предприятий. Максимум, которого смогли добиться производители из этих страны, составляет 8% и находится на одном уровне с предпочтительностью оборудования из стран СНГ. Последнее утратило несколько пунктов предпочтительности к 2018 г. вследствие, скорее всего, разрыва экономических связей России и Украины в предыдущие годы.

Рассмотрим теперь инвестиционные планы российской промышленности – машины и оборудование каких стран реально планируется закупать в ближайшие годы и какое оборудование планировали закупать отечественные предприятия в 2011 г. (см. рис.8). Ответы на эти вопрос показывают принципиальное изменение намерений российской промышленности. Если в 2011 г. в планах западноевропейское оборудование уверенно обгоняло российское (первое собирались приобретать 72% предприятий против 50% предприятий, намеренных покупать российское), то к 2018 г. планы сравнялись (приобретение и того, и другого оборудования входило в планы 65% предприятий). Таким образом, политика инвестиционного импортозамещения имеет явный успех. По крайней мере – в количественном аспекте.


Частичный ответ на вопрос о качестве замещенного западноевропейского оборудования дают данные об увеличении доли предприятий, в планы которых входит закупка оборудования производства Китая и Индии. Эта доля возросла в два раза и является, скорее, признаком перехода на более дешевое, доступное (в том числе – в условиях санкций) и все-таки менее качественное оборудование. И на уровне предприятий указанное обстоятельство прекрасно осознается. Если сравнить предпочтения и планы предприятий 2018 г., то планы закупок оборудования из Китая и Индии значительно превосходят предпочтения предприятий: 35% против 8%. Российская промышленность, таким образом, вынуждена сейчас в силу сложившихся обстоятельств переходить на не самое лучшее оборудование. В 2011 г. похожий переход тоже имел место, но был менее масштабным: о планах закупок китайского и индийского оборудования сообщали тогда 18% предприятий при желании его иметь только у 4% предприятий. Аналогичная ситуация складывается и в отношении российского оборудования. Его хотели бы (предпочитали бы) закупать около половины российских предприятий, но планируют (вынуждены будут) это делать в следующие годы 65% предприятий.

Политика импортозамещения, которая пришла на смену политики модернизации в 2014 г., определенно сталкивается с трудностями, о преодолении которых в 2015-2018 гг. говорить преждевременно. Преддевальвационные оценки предприятий 2014 г. показали критическую зависимость российской промышленности от импорта. А основной помехой на пути импортозамещения в закупках промышленности остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья. Даже – по истечению четырех лет активной реализации официальной политики импортозамещения. Второй проблемой импортозамещения является низкое качество отечественной продукции. При этом российская промышленность способна удовлетворить увеличение импортозамещающего спроса на ту продукцию, которая уже производится в стране, – т.е. обладает достаточными простаивающими мощностями. В такой ситуации отечественные предприятия вынуждены в абсолютном большинстве сохранять прежнюю долю импорта в своих закупках как фактических, так и в планах. Укрепление курса рубля и успешная адаптация промышленности к вялотекущему кризису 2015-2016 гг. позволили промышленности снизить в 2017 г. масштабы импортозамещения в свих закупках до минимума четырехлетнего мониторинга.