Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Роль экономики в современном обществе Значение экономики для жизни людей

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, она обеспечивает людей необходимыми благами и услугами, то есть создаёт материальные условия для нормального существования. Продукты питания, одежда, жильё и другие предме­ты, без которых мы не представляем своей жизни, являются резуль­татами экономической деятельности людей.

Во-вторых, экономическая сфера является определяющей для функционирования других сфер общественной жизни. Она самым прямым образом оказывает влияние на происходящие в обществе процессы, потому что уровень развития производства, уровень жизни населения, степень его обеспеченности благами и услугами опреде­ляют активность людей во всех сферах. Ни для кого не секрет, что во время экономического кризиса отмечается нестабильность в по­литике, рост социального расслоения, обнищание населения, безра­ботица и порождаемые этими явлениями рост преступности, алко­голизма, наркомании, разрушение семьи и т.д., то есть нарушения в функционировании социальной сферы. Экономический кризис разрушает и духовные отношения: по остаточному принципу фи­нансируются учреждения культуры и образования, распространяют­ся идеи прагматизма и эгоизма. Люди утрачивают сформированные веками ценности и идеалы.

Основные подходы к определению термина «Экономика»

Термин «экономика» имеет свою историю. Первоначально было древнегреческое слово «экономия», которое означало «наука об ис­кусстве ведения домашнего хозяйства». Постепенно это понятие трансформировалось в «экономику» и стало означать «науку о пра­вилах хозяйственной деятельности в рамках национального государ­ства». Сегодня термин «экономика» мы часто употребляем в своей речи. Он приобрёл более широкое значение. В современной науке термин «экономика» понимается в трёх смыслах.

Прежде всего, говоря «экономика России», «экономика развитых стран», «экономика Евросоюза», мы имеем в виду систему хозяйство­вания, включающую отрасли материального производства (промыш­ленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культуру, здравоохранение и т.д.), обеспечиваю­щую общество материальными и нематериальными благами. Харак­теризуя экономику в таком понимании, мы говорим о сложившихся отношениях собственности, о роли государства в регулировании эко­номических процессов, о формировании государственного бюджета, о размере государственного долга, о значении ВВП, ВНП, уровне ин­фляции, уровне безработицы, о наиболее развитых отраслях, о роли в системе международного разделения труда. Всё это является мак­роэкономическими показателями развития экономики.

Другим подходом к определению данного термина является по­нимание экономики как науки, которая осуществляет системное ис­следование экономической деятельности людей по реализации своих безграничных потребностей в условиях ограниченности ресурсов, при помощи экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определённых концепций и теорий.

Эконо­мика - это система наук, которая включает в себя:

  • экономическую теорию: теоретическое осмысление реальных экономических процессов, экономической действительности. Она выделяет категории и законы.

Экономические категории - это понятия, отражающие в обобщён­ном виде наиболее существенные стороны экономических процессов и явлений (рынок, цена, спрос, собственность). Познавая сущность экономических категорий и их взаимосвязей, экономическая теория формулирует экономические законы, изучение которых является задачей экономики.

Экономические законы - это установленные на основе опыта практической деятельности, выявленные путём научных исследова­ний наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся # причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономиче­ских процессах и явлениях.

Экономические законы - это возникаю­щие между экономическими явлениями и процессами зависимости, выражающие их сущностную природу.

Экономическая наука прошла длительный путь становления и развития. Человечество накапливало знания об экономике. Это привело к обособлению экономической теории как науки.

  • отраслевые и конкретно-экономические науки - экономика труда, экономика сельского хозяйства, экономика отраслей, экономика предприятий, экономика зарубежных стран;
  • функциональные науки - маркетинг, финансовый анализ, аудит, финансы и кредит, экономика природопользования и т. д.

История развития экономической теории

Таблица 15

Название экономи­ческой школы Представители Сущность взглядов
1 2 3
Меркантилизм Томас Мен, Антуан Монкретьен, Жан-Батист Кольбер Богатство общества заключается в деньгах, золоте, серебре, возни­кает только в торговле. Поэтому экономика - наука о тор­говом балансе страны. Государству нужно расширять внешнюю тор­говлю, обеспечивающую приток золота в страну, вывозить больше товаров, чем ввозить, накапливать золото в стране, осуществлять по­литику протекционизма. Все день­ги, полученные ог продажи своих товаров, иностранные купцы обя­заны были истратить на покупку местных товаров.
Физиократия Франсуа Кенэ, Анн Тюрго Главный источник богатства нации в земледелии, сельскохозяйствен­ном производстве. Сельское хозяй­ство - главная сфера производства, так как национальное богатство обеспечивается не накоплением золота, а дарами земли.
Классическая по­литическая эконо­мия Адам Смит, Давид Рикардо Объект исследования - промыш­ленное производство как источник богатства капиталистической эко­номики, управляемой «невидимой рукой рынка». Обоснование роли труда как созидателя богатства, определены его характеристики: разделение труда, производитель­ность труда, характер труда, выра­ботаны основные понятия эконо­мики: стоимость, капитал, продукт, рента.

Окончание табл.

1 2 3
Марксистская по­литэкономия Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин Основывается на трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости.
Неоклассическая

маржинализм

Карл Менгер, Леон Вальрас Фундаментом микроэкономики является учение о предельной по­лезности.
Институциона- лизм Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл Главной движущей силой является не рынок, а разнообразные инсти­туты - правила, нормы, ограничи­вающие поведение людей: семья, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки.
Кейнсианство, неокейнсианство Джон Мейнард Кейнс Обоснование необходимости го­сударственного регулирования рыночной экономики с целью решения проблемы безработицы и кризисов.
Монетаризм Милтан Фридман Ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь только поддержанием ста­бильного темпа роста денежной массы.
Рыночный либера­лизм Джефри Сакс, Фридрих Хайек Индивидуализация производитель­ных сил, невмешательство государ­ства в хозяйственную деятельность, возврат к принципу «государство - ночной сторож».
  • информационно-управленческие науки - менеджмент, инфор­мационные технологии, экономико-математические методы, статистика, управление персоналом, анализ хозяйственной деятельности;
  • межотраслевые науки - история экономической мысли, эко­номическая география, экономическая статистика, экономи­ческая социология.

В третьем понимании экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создаётся богатство для удовлетворения их разно­образных потребностей.

Экономика - это взаимодействие между экономическими субъ­ектами. К ним относятся:

  • домашние хозяйства (основные потребители благ и услуг):
  • фирмы (производительные единицы):
  • государство (выступает с одной стороны, как орган управления, обладающий властными полномочиями, и осуществляющий государственную экономическую политику, с другой стороны, как хозяйствующий субъект, участвующий в экономических отношениях):
  • институты гражданского общества (например, профсоюзы, некоммерческие организации, муниципалитеты).

Объект экономической деятельности - это то, на что направлена деятельность субъекта, - производство товаров и услуг для удовле­творения потребностей человека.

Потребность - это объективная нужда человека в чём-либо.

Человеческие потребности весьма многообразны.

По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные.

По объекту (предмету, на который они направлены) - материаль­ные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстети­ческие (касающиеся искусства).

По сферам деятельности вьщеляют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Социолог А. Маслоу, классифицируя человеческие потребности, построил пирамиду.

Целью экономической деятельности людей является получение ими необходимых благ и услуг. Это достигается в результате произ­водства, распределения, обмена и потребления.

Производство - процесс создания экономических благ и услуг. В процессе производства работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей. Производство имеет решающее значение для экономики: если не соз­дан продукт, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять.

Распределение - разделение произведённого продукта, определе­ние доли каждого фактора, участвующего в производстве блага или услуги, в произведённом продукте или доходе от его продажи.

Обмен - процесс, в котором взамен произведённого продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт (бартер).

Потребление - использование предметов длительного пользо­вания или уничтожение (потребление) продовольствия. В процессе потребления осуществляется удовлетворение потребностей людей.

В процессе производства используются факторы производства.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре основных фактора производства:

  1. Земля - естественные ресурсы, факторный доход - рента.
  2. Капитал - материальные (произведённые человеком средства) и денежные ресурсы (деньги для покупки факторов), факторный до­ход - процент.
  1. Труд - люди, с их знаниями, умениями и навыками, физиче­скими и умственными способностями создавать экономические бла­га, факторный доход - зарплата. Зависит от объёма и качества труда (уровня образования, квалификации, состояния здоровья, возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:
  • интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
  • производительность труда (количество продукции, произве­дённой в единицу времени).
  1. Предпринимательские способности - умение правильно соеди­нить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; факторный доход - прибыль.

В последнее время некоторые экономисты выделяют в отдельную группу новый вид ресурсов - информацию, в то же время её можно отнести к интеллектуальному капиталу.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограниченны. Процесс производства - взаимодействие факторов.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создаётся в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образователь­ные, медицинские и т.д.).

Рис. 22. Виды производства

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с по­мощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

Определяющим моментом производства является процесс труда.

Труд - это процесс целесообразной деятельности людей по пре­образованию вещества природы для удовлетворения своих потреб­ностей.

Как любой процесс, труд имеет свою структуру, включает в себя следующие элементы:

  1. Субъекты труда - это люди, приводящие в действие средства производства (инструменты, машины, оборудование), обладающие трудовыми навыками, знаниями и производственным опытом. В про­цессе труда они вступают друг с другом в производственные отноше­ния. Эти отношения бывают двух видов:
  • организационно-экономические отношения - отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, концентрацией и спе­циализацией производства (Например, отношения между брига­диром и рядовым работником, между бухгалтером и начальником отдела кадров). Часть данных отношений принято называть техно­логическими.

Технологические отношения - это складывающиеся на определён­ной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которы­ми он взаимодействует в технологическом процессе.

  • отношения собственности на ресурсы и факторы производства (например, отношения между собственником предприятия и наём­ным работником).
  1. Предметы труда - это вещь или несколько вещей, которые, подвергаясь воздействию работника при помощи средств труда, видо­изменяются. Предметы труда подразделяются на природное вещество (например, лес, угольный пласт в шахте), сырьё, которое претерпело воздействие труда человека (например, древесина, железная руда в мартеновской печи).
  2. Средства труда - совокупность материальных средств, с по­мощью которых люди создают блага. В их состав входят естествен­ные условия труда (например, водопады, которые используются для строительства гидроэлектростанции). Но главная роль среди них при­надлежит технике - это искусственные, созданные людьми средства труда, включающие орудия труда (инструменты, машины, оборудова­ние, аппараты химического производства). При их помощи исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также в общие материальные условия труда (здания, дороги, склады, каналы).
  3. Результат труда - произведённый продукт, экономическое бла­го - это предмет, вещество, необходимое для удовлетворения по­требностей людей и имеющееся в распоряжении общества в ограни­ченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Произведённый продукт может быть в виде товара или услуги.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • предназначен для обмена;
  • обладает стоимостью - на него затрачены сырье, труд и др. ресурсы;
  • полезность - способен удовлетворять потребность человека;
  • обладает способностью обмениваться на другой товар.

Услуга - результат полезной деятельности предприятий (органи­заций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определён­ных потребностей населения и общества. Производство материаль­ных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Для производства товара или услуги необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность пред­метов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято на­зывать производительными силами общества.

Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обла­дающие производственными навыками и осуществляющие производ­ство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Истории известны две основные формы материального общест­венного производства: натуральное и товарное.

Натуральным называют такое производство, при котором про­изводимая продукция предназначается не для продажи, а для удо­влетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, руч­ной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производ­ством и потреблением.

Товарное производство изначально ориентировано на рынок, про­дукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель всё время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит ис­пользуемым производителем технике и технологии.

Техникой называют созданные людьми средства, с помощью ко­торых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных по­требностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своём развитии ряд различных этапов: периоды её эволю­ционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изме­нялись её уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями .

За всю экономическую историю произошли три технические ре­волюции в производстве.

Во время первой - неолитической - революции стало возмож­ным появление производящего хозяйства и переход к оседлому об­разу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризова­лось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое произ­водство до сих пор остаётся типичным для некоторых стран Африки (Гвинея, Сенегал и др.).

Вторая - промышленная революция - вторая половина XVIII - сер. XIX в. Произошёл промышленный переворот - переход от руч­ного труда к машинному. Главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения трудится в промыш­ленности и проживает в городах. С индустриальной стадией развития экономики связано увеличение численности населения планеты поч­ти в семь раз. Несмотря на успехи в развитии экономики, ощущается противоречие между ограниченными производственными возможно­стями и уровнем потребностей людей.

Данное противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-е гг. XX в. 3-й научно-технической революции. Это был качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в но­вое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической революции:

  • автоматизация и компьютеризация производства;
  • внедрение новейших информационных технологий;
  • разработка биотехнологий;
  • создание новых конструктивных материалов;
  • освоение новейших источников энергии;
  • революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом стал переход к постиндустриальной стадии производ­ства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь по­лучает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растёт количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических революций по­влекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга техноло­гических способа производства:

  • присваивающий;
  • аграрно-ремесленный;
  • индустриальный;
  • информационно-компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и систе­мой организации труда.

Как это ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. Каждую минуту человек в чём-то нуждается: ему то холодно, то жарко; ему хочется есть или пить; хочется по-другому одеваться и выглядеть, передвигаться на новом автомобиле или жить в другом доме. Мы попробуем разобраться, как же экономика влияет на наши желания.

Всё вышесказанное называется потребностями. Потребность - это нужда человека в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития. Экономика занимается решением очень важного вопроса: как сделать так, чтобы при ограниченных ресурсах удовлетворить максимум человеческих потребностей.

Экономика - очень сложная система, поэтому мы будем разбираться последовательно. У человека три основных потребности , которые составляют основу нашей жизнедеятельности. К первой группе потребностей относятся потребности материальные. Нам с вами необходимы какие-то вещи, чтобы поддерживать жизнедеятельность: одежда, еда, дом. Всё это человек воспроизводит сам, ведь природа не даёт нам этого в полном объёме. То есть мы сами формируем для себя эту сторону нашей жизни.

Вторая группа потребностей - это потребности духовные. Нам совершенно необходимо писать картины, читать книги.

Рис. 1. Потребность в чтении ()

О духовных потребностях человека мы уже говорили ранее. Это неотъемлемая сторона нашей жизни, и мы не можем без этого обойтись.

И к третьей группе потребностей относятся потребности социальные. Человеку нужно общаться, любить, всячески контактировать с другими людьми.

Рис. 2. Потребность в общении с другими людьми ()

В одиночестве человек существовать не может. И даже если вы Робинзон Крузо, вам всё равно необходимо общество, и вы создаёте его по подобию с человеческим обществом.

Все три группы потребностей создают принципиальные и необходимые условия для жизни общества в целом и отдельно взятого человека. Потребности меняются, и это их общая характеристика. Потребности меняются с течением времени, в зависимости от климатических условий или вообще от жизнедеятельности человека. Всё это может послужить причиной изменения потребностей. Понятно, что у одних людей, живущих в горах, будут потребности одного характера, а у людей, которые живут в пустыне, - совершенно иного. К тому же, и система ценностей будет меняться, причём как ценностей материальных, так и духовных и социальных. Наше человеческое общество устроено очень вариативно. Но рост человеческих потребностей практически всегда опережает количество ресурсов. Секрет этого явления заключается в том, что наши потребности практически невозможно остановить. Возьмём стандартную ситуацию: допустим, вы хотели какую-то утилитарную, то есть материальную, вещь (например, мобильный телефон, велосипед, компьютер и т. д.). Вы очень хотите эту вещь, но как только приобретаете её, вам тут же хочется чего-то нового. И так будет постоянно.

А вот ресурсы восполняются медленнее. Вообще, ресурсы (от фран. ressource - вспомогательное средство) - это ценности, запасы, возможности. И ресурсов всегда не хватает. Природные ресурсы делятся на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые . При этом исчерпаемые ресурсы делятся ещё на невозобновляемые (минеральные и земельные ресурсы), возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира), не полностью возобновляемые , то есть скорость восстановления этих ресурсов ниже уровня хозяйственного потребления. К таким ресурсам относят пахотно-пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы.

Рис. 3. Ресурсы растительного и животного мира ()

К неисчерпаемым ресурсам относятся, например, климатические (ветер, солнечная энергия).

Рис. 4. Примеры использования ветровой и солнечной энергии ()

Именно ввиду того, что ресурсы не только ограничены, но и исчерпаемы, отношение к ним нужно выстраивать очень аккуратно. Человеческое общество уже давно пытается придумать такую экономическую модель, которая позволила бы решить большинство общественных проблем, учитывая дефицит ресурсов. И самое главное, создать максимальное количество благ. Благо - это основные необходимости, на удовлетворение которых и работает человек.

Возникает логичная проблема с тем, что в скором времени наши потребности станут настолько опережать ресурсы, что мировая экономика просто остановится.

Есть способы, которые помогут реализовать необходимые человеку блага. Главный способ - это способ кооперации , всевозможного сотрудничества. Мы с вами существа социальные, и вот эта социализация позволяет человеку вырабатывать различные формы взаимодействия друг с другом. Если обратиться к глубокой древности, мы начинали с каменного века. Сначала мы обрабатывали камень и стали производить для себя вещи, необходимые в быту, охотиться, разделывать туши животных для употребления в пищу. И постепенно дошли до той цивилизации, которую имеем сейчас. Сегодня вы можете наблюдать, например, наши уроки через Интернет, то есть сеть, которую в физическом смысле невозможно даже потрогать.

Рис. 5. Всемирная сеть Интернет ()

Кооперация даёт в руки человеку очень мощное и действенное экономическое орудие.

С другой стороны, у человека есть очень хорошая черта - человек умеет выбирать. Вот представьте себе: у вас ограниченные ресурсы: вы выбираете между телефоном и компьютером. В зависимости от того, что вам сейчас нужнее, в чём больше необходимость, вы сделаете выбор в пользу одной из этих вещей и будете вполне довольны и удовлетворены. Вот так человек каждодневно совершает выбор, что ему более необходимо. И этот выбор в какой-то степени позволяет нам экономить наши ресурсы. В такой ситуации необходимости выбора находятся абсолютно все, начиная от каждого человека в отдельности и заканчивая целым государством. Мы совершаем выбор в пользу удовлетворения одной из потребностей, намеренно ущемляя интересы другой. Таким образом, мы создаём экономическую модель, которая позволяет нашему обществу удовлетворять основную массу наших потребностей, создавая необходимые для человека блага.

Можно сказать, что человеческие потребности безграничны: мы всегда всего хотели и всегда всего будем хотеть. Как говорят острословы: «Нельзя всем всё дать. Всех много, а всего мало». И этот вопрос в экономике неразрешим. Тем не менее, у нас есть возможности по преодолению этой проблемы: кооперация, совершение выбора. В таких условиях человек живёт со времён создания человеческих обществ.

В общем смысле блага - это то, что человек находит полезным для себя и сам для себя их создаёт. В то же время существуют блага общедоступные. Например, летом вы едете на какой-либо курорт.

Вы хотите позагорать, искупаться в море, и эти блага являются общедоступными, они даны нам от природы, и человек ими пользуется. Но, к сожалению, подобных благ не так много и они не удовлетворяют все наши потребности. Значительно больше благ, которые человек производит для себя сам. Их даже не просто больше, это основная масса благ, потому что человек, создавая собственную цивилизацию, культуру и даже природу, окружает себя необходимостями. Более того, большинство необходимостей человек придумывает себе сам. И вот для удовлетворения наших благ существует человеческая индустрия. Всё, что у нас производится, делается для того, чтобы ответить на наши необходимости.

К сожалению, человеческие знания об экономике пока ещё довольно ничтожны. Возможности в регулировании экономических отношений ещё слишком ограничены, иначе не было бы тех проблем, которые существуют у нас сейчас. Мы смогли создать достаточно сложную систему взаимоотношений друг с другом, смогли обеспечить себя очень многими необходимыми вещами, и это облегчило нашу жизнь. Но этот процесс не остановим. И создание человеческих благ будет продолжаться всегда.

А на следующем уроке мы постараемся разобраться, на какие вопросы попытается ответить экономика и как при помощи экономики человечество выбирает способы использования ресурсов.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

Домашнее задание

1. Приведите примеры потребностей человека и распределите их по группам.

2. Приведите примеры ресурсов и распределите их по группам.

3. *Какие у вас в данный момент потребности? Что вы делаете для того, чтобы их удовлетворить? Свои мысли изложите в виде эссе.

Экономика :

  • система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
  • наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. 1

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. 2

Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.

  • производство (процесс создания экономических благ и услуг);
  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
  • потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).

Производство :

  • Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
  • Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью - овеществленным в товаре трудом);
  • должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью - полезностью для потребителя);
  • должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)

Услуга - результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг. 3

Субъекты экономики

Субъектами экономики выступают:

  • домашние хозяйства;
  • фирмы;
  • государство.

Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.

Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).

Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).

Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить). 4

Экономика как наука

Экономика - это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономика как наука:

  • основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен-ности и безграничности потребностей);
  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);
  • особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях).

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.

  • Микроэкономика - наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
  • Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко-номического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство. 5

Функции :

Экономическая наука выполняет ряд функций:

  • познавательная функция - проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;
  • методологическая функция - предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;
  • практическая функция - проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;
  • образовательная функция - проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества - экономической;
  • идеологическая функция - заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый - возможно добавить и другие функции экономики как науки.

Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во_первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во _ вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика -- это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем _ либо.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).

Экономика состоит из макроэкономики и микроэкономики.

Макроэкономика - уровень создания условий, факторов для результативности экономической деятельности.

Микроэкономика - уровень постоянного взаимодействия между потребителями и производителями.

Отраслью экономики, которая непосредственно обеспечивает производственные процессы, является инфраструктура. Инфраструктура включает в себя производственную и социальную сферы.

К производственной инфраструктуре относятся:

Материально-техническое снабжение,

Транспорт,

Система водоснабжения,

Теле-радио-коммуникации,

Энергообеспечение.

В структуру экономики входят произво-дительные силы и производственные отноше-ния.

* Производительные силы -- совокупность средств производства (предметы труда и сред-ства труда), рабочей силы и технологических процессов.

* Производственные отношения -- меха-низм создания, распределения, продажи и обмена товаров.

Компонентами экономики являются производство, распределение, потребление и обмен.

Производство -- процесс создания матери-альных благ, охватывающий как производи-тельные силы общества, так и производствен-ные отношения людей

Распределение -- разделение, предоставление каждому определенной части. Распределение может быть по размеру собственности, по тру-ду, по потребностям.

Потребление -- использование чего-либо для удовлетворения потребностей. Общество по-требляет произведенные товары и услуги.

Обмен -- процесс движения продуктов труда как форма распределения производимых об-ществом ценностей. Обмен бывает денежный, безденежный, натуральный.

Место человека в экономических отношениях в первую очередь характеризуют:

1) его положение в отношениях собственности;

2) его роль в процессе труда (производства);

3) его участие в бизнесе и предпринимательстве;

4) его положение в отношениях распределения и потребления произведенного в обществе продукта.

Вступая в отношения собственности, человек реализует права владения (возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы собственности: общей, частной или смешанной.

Важнейшая экономическая роль человека -- его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека являются производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда.

Ее оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней предъявляемым: требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика -- продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.

Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика

Право человека - это охраняемая, обеспеченная государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.

Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснения в чем-либо (поведении, деятельности, мыслях, намерениях и т.п.)

Международный билль о правах человека состоит из принятых Ген. Ассамблеей ООН:

Всеобщей декларации прав человека; (1948 г.)

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; (16. 12. 1966 г.)

Международного пакта о гражданских и политических правах; (16. 12. 1966 г.)

Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. (1966 г.)

Всеобщая Декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Всеобщая Декларация прав человека - это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все страны. Завершается Декларация статьей, в которой четко сказано об ответственности гражданина перед обществом.

Декларация провозглашает:

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и должны поступать в отношении друг друга в духе братства;

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения;

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других.

Все права условно разделены на три группы:

1-я группа - «ограждающие» права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др.

2-я группа - предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др.

3-я группа - обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др.

Всеобщая декларация прав человека впервые отразила понятие о связи и взаимообусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека. Декларация -- это своеобразный регулятор отношений, между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.