Показатели статистики государственных финансов. Назначение классификации. Налоговые доходы и их структура. Система показателей состояния и динамики налогообложения
Для статистики государственных финансов важно определить границы сектора государственного управления с четким определением его финансовых функций, классификацией и агрегированием (консолидированием) доходов и расходов государственного бюджета.
В большинстве государств имеются различные бюджетные "уровни" государственного управления. В международной практике различают три уровня:
- центральные органы государственного управления;
- органы государственного управления субъектов государства (штатов, федеральных земель, областей, республик и т.д.);
- местные органы власти.
Для многих целей статистического исследования отдается предпочтение дезагрегированному представлению данных, так как важно изучать структурные показатели и их изменения. Например, существуют виды налогов, которые имеют отношение только к одному бюджетному уровню. Для многих других целей желательно, напротив, консолидирование данных. Это касается в первую очередь международных сравнений, которые не должны зависеть от специфических национальных особенностей в организации финансовой статистики.
Консолидирование данных о потоках доходов и расходов может производиться по институциональному, временному и содержательному критериям:
I. Консолидирование по институциональному критерию предполагает не учитывать операции, характеризующие финансовые связи между различными бюджетными уровнями, т.е. исключаются операции:
- – с учреждениями на том же бюджетном уровне государственного управления;
- – с учреждениями на других бюджетных уровнях государственного управления (вышестоящими или подчиненными);
- – с другими учреждениями в секторе государственного управления, не осуществляющими непосредственного управления государством.
II. Консолидирование по критерию времени означает охват операций, имеющих место в течение нескольких периодов времени, таких, например, как возникновение и погашение долгов, использование резервных средств ("внутренние ссуды"), приобретение и продажа активов, ликвидация дефицитов прошлых периодов и т.д. (так называемые особые финансовые операции).
III. Консолидирование по критерию содержания означает учет операций, выражающих связи между различными частями бюджета, например "внутренние расчеты". Здесь же имеют место и "бюджетные расчеты", которые выделяются по каждому разделу бюджета или по всему бюджету соответствующего органа государственного управления при его финансовых отношениях с третьими лицами.
На основе четкого разграничения уровней государственного управления построена система следующих валовых показателей доходов и расходов.
Валовые расходы. Представляют собой сумму всех расходов и платежи в бюджеты сектора государственного управления.
Нетто – расходы, т.е. разница между валовыми расходами и платежами на том же бюджетном уровне государственного управления.
Чистые расходы сектора государственного управления. Определяются как разница между чистыми расходами и платежами, поступающими от других бюджетных уровней. Данный показатель не включает "особых финансовых операций".
Дезагрегированное сальдо бюджетного финансирования – разница между чистыми расходами и доходами.
Дезагрегированное сальдо финансирования + сальдо по "особым финансовым операциям" = заключительное сальдо бюджетного финансирования, которое должно совпадать с соответствующими позициями счетов текущих операций или капитальных затрат.
Статистика государственных финансов отражает ведомственную структуру и практику деятельности органов государственного управления. Статистика государственных финансов базируется на отчетных данных об исполнении государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
На базе показателей, характеризующих абсолютные размеры различных операций структуры государственного бюджета, можно рассчитать частные (относительные) статистические показатели, характеризующие финансовую деятельность органов государственного управления.
Изучение роли бюджета в процессе производства немыслимо без построения рядов динамики. Необходимо помнить об условии сопоставимости статистических данных. Это означает, что группировка доходов и расходов за все предшествующие годы должна производиться применительно к группировке отчетного года.
При анализе статистических данных об исполнении государственного бюджета применяются различные приемы: сопоставление плановых и отчетных показателей для определения степени выполнения плана; исчисление базисных и цепных индексов, позволяющих проанализировать динамику тех или иных явлений; определение темпов расчета и прироста; исчисление удельных весов отдельных видов доходов и расходов в их общем объеме (структура бюджета); исчисление средних и относительных величин. Следует обратить внимание на то, что удельный вес доходов бюджета в общей сумме национального дохода не совсем точно отражает действительное соотношение этих величин, поскольку в доходах бюджета имеются поступления, источником которых служит фонд возмещения и доходы прошлых лет (изъятия излишков собственных оборотных средств и амортизационных отчислений, часть доходов, направляемых на возмещение разницы между закупочной ценой и расчетной ценой на сельскохозяйственное сырье и др.).
Анализируя соотношение между бюджетом и национальным доходом, следует иметь в виду, что оно зависит от ряда факторов, к числу которых, например, относятся: изменения, происходящие в отраслевой структуре национального дохода, увеличение или уменьшение доли накоплений, оставляемой в распоряжении предприятий на финансирование затрат по расширению производства и стимулирование работников. Поэтому нельзя судить о роли бюджета в процессе перераспределения национального дохода только по его удельному весу.
Чтобы проанализировать доходную часть государственного бюджета, необходимо рассмотреть в динамике каждый из основных источников дохода, установить их роль и экономическое значение во всем объеме бюджета.
Динамика расходов изучается по основным направлениям, рассмотренным ранее. Однако иметь данные лишь о росте расходов по отдельным направлениям как в абсолютных суммах, так и в процентах к той или другой базе, еще недостаточно. Чтобы получить полное и ясное представление об изменениях, происшедших в расходах бюджета, необходимо изучить и проанализировать их структуру.
Анализируя доходную часть бюджета, обычно пользуются данными о динамике каждого отдельного источника и о его удельном весе в общей сумме доходов. Разработка данных о доходах и расходах местных бюджетов проводится обязательно в разрезе отдельных их видов, при этом изучаются структура, темпы роста и роль отдельных видов местных бюджетов в финансировании местного хозяйства, социально-культурных мероприятий и расходов на управление, а также их доходная база.
На базе показателей, характеризующих абсолютные размеры различных операций органов государственного управления и структуру государственного бюджета, можно рассчитать частные (относительные) статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления.
Деятельность органов государственного управления не в каждом случае вызывает расходы, например законодательство. Органы государственного управления могут перекладывать задачи и их финансирование на частных лиц и имеют выбор между различными вариантами для достижения цели, влияющими на расходы или на доходы; имеет значение не только общий объем расходов органов государственного управления, но и их структура; расходы являются только одним из элементов, характеризующих значение и значимость сектора государственного управления (это может быть, например, также численность занятых).
Данный показатель является приблизительной мерой того, какую часть доходов органы государственного управления удерживают у частного сектора и наоборот, так как определенная часть направляется обратно в частный сектор в виде трансфертов; важно также учесть, какие виды налогов используются (например, прямые или косвенные налоги).
Данный показатель представляет статистическую ценность, так как отчисления на социальное страхование в большей степени влияют на стоимость рабочей силы, на предложение рабочих мест, на готовность к расширению производства и инвестиций, а также на цены. Если доля налогов и сборов растет быстрее доли налогов, то можно сделать вывод о чрезмерном подорожании системы социального обеспечения (например, здравоохранения). Слишком высокие налоги и отчисления вытесняют многие виды экономической деятельности в сферу теневой экономики.
В числителе данного соотношения – абсолютная величина запаса; в знаменателе – показатель потока. Возможная интерпретация этого показателя: сколько месяцев (или периодов) производственной деятельности требуется для погашения долгов. Если в числителе указана только новая задолженность, то речь идет о доле покрытия.
Статистика государственных финансов предназначена для обеспечения учетной основы анализа и оценки экономических аспектов результативности государственного управления. Ее главной задачей является изучение закономерностей формирования и расходования государственных финансов. Статистический анализ государственных финансов предполагает определение их объема, структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих под воздействием экономических процессов, а также обнаружение факторов, существенно воздействующих на государственные финансы и их составные части. В большинстве случаев под статистикой государственных финансов понимают статистику государственного бюджета и статистику государственных внебюджетных фондов, относительно тесно связанных между собой. Статистика государственного бюджета изучает процесс образования и использования бюджета, объектами изучения являются элементы единой бюджетной системы, в том числе бюджеты разных уровней государственного управления. Одна из проблем статистики в этой области - определение времени учета экономических операций в связи с тем, что часто в макроэкономике между началом многих операций и их завершением проходит значительное время. Принято выделять следующие основные методы установления времени учета операций: метод начисления; метод учета на основе наступления срока платежа; метод учета на основе обязательств; кассовый метод. По методу начисления операции отражаются на момент изменения экономической стоимости. По методу учета на основе наступления срока платежа - на самую позднюю дату, когда операции могут быть оплачены без начисления дополнительных сборов или штрафов, либо на дату платежа, если он производится раньше. По методу учета на основе обязательств - на момент, когда единица сектора государственного управления принимает на себя обязательство по проведению операции. По кассовому методу учета - на момент получения или выплаты денежных средств.
Государственный бюджет характеризует доходы и расходы сектора государственного управления в соответствии с бюджетной классификацией, представляющей собой основной документ, на основе которого он формируется и исполняется. Современная бюджетная классификация РФ (рис. 5.1) построена аналогично классификациям многих других стран с учетом рекомендаций международных финансовых организаций и особенностей экономики и государственного устройства нашей страны.
Структура доходов государственного бюджета Российской Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой такие доходы - это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет страны. Доходы состоят из разнородных элементов и классифицируются по различным
Рис. 5.1.
характеристикам в зависимости от их вида. Полная классификации доходов бюджета РФ приведена на рис. 5.2, их принято отражать по методу начисления.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи вне зависимости от целей их дальнейшего использования и представляют собой уменьшение чистой стоимости активов в результате экономических операций сектора государственного управления. Для учета расходных операций используются три вида классификаций: функциональная, экономическая и ведомственная. Функциональная классификация представляет собой разделы расходов, обусловленных осуществлением основных функций государства, и совпадает с общепринятой в мире классификацией функций федеральных органов управления: государственное управление; обеспечение внутренней и внешней безопасности; международная деятельность; содействие научно-техническому прогрессу; социальное развитие. В России действует аналогичная классификация, при этом 5 указанных выше направлений расходов конкретизированы и сгруппированы в 10 более мелких и детальных групп: государственные службы общего назначения; оборона; общественный порядок и безопасность; экономические вопросы; охрана окружающей среды; жилищные и коммунальные услуги; здравоохранение; отдых, культура и религия; образование; социальная защита. Используемые показатели являются абсолютными, исчисляются в денежном выражении и служат исходной информацией для проведения межстрановых сравнений. Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и ориентирована, в первую очередь, на проведение международных сопоставлений бюджетных показателей. Она включает следующие основные направления: оплата труда работников; использование товаров и услуг; потребление основного капитала; проценты; субсидии; гранты; социальные пособия; прочие расходы. Ведомственная классификация отражает распределение средств бюджета по федеральным министерствам и ведомствам с привязкой к определенным их функциям. Направления расходов каждого министерства или ведомства детально конкретизируются, что позволяет
Рис. 5.2.
органам законодательной власти принимать решения о необходимости данного вида деятельности и объемах его финансирования, а также контролировать их выполнение. Функциональная, ведомственная и экономическая структуры (классификации) расходов государственного бюджета перекрестно связаны между собой.
Финансирование бюджета. Этот раздел бюджетной классификации отражает объем привлекаемых заемных средств для финансирования расходов госбюджета. Финансирование предполагает изменение суммы обязательств органов государственного управления и остатков финансовых средств. Согласно международным стандартам статистики, заимствование государственных финансов рассматривается только как источник финансирования дефицита госбюджета и не относится к его доходам. Структура финансирования государственного бюджета по критерию «источники финансирования» может быть представлена в следующем виде (рис. 5.3). Она соответствует классификации МВФ по типу кредитора, отражающей источники получения финансовых средств, необходимых для покрытия дефицита сектора государственного управления.
Государственный долг представляет собой сумму официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления
Рис. 5.3.
перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникшую в результате экономических операций. В общем случае обслуживание государственного долга осуществляется посредством выплаты процентов и погашения основной суммы долга. Структура государственного долга России по типу держателей долговых обязательств представлена на рис. 5.4. При необходимости в качестве дополнительных могут применяться классификации по секторам экономики и типам долговых обязательств.
Статистика государственных внебюджетных фондов изучает процессы и результаты деятельности этих фондов, представляющих собой формы перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования отдельных общественных потребностей. Они позволяют: оказывать влияние на процессы производства в стране посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий; обеспечивать проведение природоохранных мероприятий с финансированием за счет специально выделенных источников, а также штрафов за загрязнение окружающей среды; предоставлять социальные услуги населению страны путем выплаты пособий и пенсий, оказания услуг, полного или частичного финансирования социальной инфраструктуры; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам и иностранным государствам в целом.
В настоящее время в нашей стране действуют Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др. Основными типовыми статистическими показателями их деятельности являются следующие: общий объем доходов, в том числе по источникам; прочие доходы; общий объем расходов, в том числе по направлениям; прочие расходы; остатки средств на начало и конец периода. Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает: изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и проч. Динамический анализ показателей государственного бюджета представляет собой типовой процесс исследования временных рядов, предполагающий обеспечение сопоставимости значений показателей разных лет. Он предполагает процедуру исключения влияния инфляции на основе Индекса-дефлятора ВВП и корректировку «расхождений» в значениях показателей, вызванных различиями в методиках учета в разные годы. Важными показателями являются также показатели структур доходов и расходов госбюджета. Наличие таких данных за некоторый промежуток времени позволяет выявлять структурные сдвиги в составах доходов или расходов и факторы, предположительно вызвавшие такие изменения.
Рис. 5.4.
Рассмотрим основные показатели статистики государственных финансов. Показатели дефицита государственного бюджета характеризуют макроэкономические результаты финансовой деятельности сектора государственного управления. Размер дефицита бюджета принято сопоставлять с объемом ВВП, при этом финансовое положение страны считается устойчивым, если отношение бюджетного дефицита к объему ВВП не превышает 3%. Для характеристики масштабов государственных перераспределительных процессов рассчитывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП. Интенсивность изменения показателей во времени оценивается обычно с помощью цепных и базисных индексов за соответствующие периоды и абсолютных изменений. Абсолютное изменение общего объема налоговых отчислений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменений объема налоговой базы и налоговой ставки рассчитывается так:
где ANO - абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным; NO 0 и NO l - объем налоговых отчислений в базисном и отчетном периодах соответственно; ANO m - абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой ставки; ДNO m - абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой базы.
Абсолютные изменения объема налоговых отчислений за счет указанных выше факторов могут быть определены следующим образом:
Изменения налоговой ставки
Изменения налоговой базы
где NB 0 и NB ] - объемы налоговой базы в базисном и отчетном периодах; NS 0 и NS { - величины налоговой ставки в базисном и отчетном периодах соответственно.
Доля дополнительных отчислений в бюджет (DDO) определяется по формулам:
За счет изменения налоговой ставки
- за счет изменения налоговой базы
Доля расходов сектора государственного управления (DRGU)
где RGB - общий объем расходов госбюджета; VVP - величина ВВП.
Показатель доли налогов (DN) характеризует, какую часть доходов органы государственного управления удерживают у частного сектора, и определяется так:
где DGUN - доходы сектора государственного управления от налогообложения.
Для оценивания социальной ценности результатов деятельности органов государственного управления используется показатель доли налогов и сборов (DNS), косвенно характеризующий систему отчислений на социальное страхование, стоимость рабочей силы и уровень цен, процессы создания рабочих мест:
где NOSS - налоги и отчисления на социальное страхование.
Считается, что если значения показателя доли налогов и сборов растут быстрее значений показателя доли налогов, то можно сделать вывод о чрезмерном удорожании системы социального обеспечения страны.
Еще одним макроэкономическим показателем является доля задолженности государства в объеме ВВП:
где ZA - абсолютная величина задолженности.
Если в этой формуле объем ВВП заменить на долю ВВП, предназначенную для погашения задолженности, то получим прогнозируемое количество учетных периодов, необходимое для возвращения государственного долга:
где DVVP - доля объема ВВП, направляемая на погашение долга.
Итоговое качество исполнения государственного бюджета оценивается сопоставлением фактических показателей доходов и расходов с запланированными.
Важным направлением деятельности федеральных органов власти является государственное статистическое наблюдение за ценами на товары и услуги. Существуют две основные концепции такого наблюдения. В основе первой, получившей название прейскурантной, лежит документированный сплошной учет цен, который применялся в нашей стране в условиях централизованной плановой экономики при стабильных ценах и сравнительно узком и мало изменяющемся ассортименте товаров. Иными словами, регистрировались не фактические цены, а только редкие их изменения согласно нормативным документам. В рыночных условиях такой подход оказался нерациональным из-за дороговизны и отсутствия фактического наблюдения за ценами, стала внедряться выборочная концепция, широко используемая в международной статистической практике, в основе которой лежат следующие основные принципы: применение группировок товаров и услуг, близких к принятым для международных сопоставлений; небольшая доля документированного учета цен в общем объеме наблюдений; использование выборочного метода в пространстве и во времени и понятия «потребительская корзина»; охват основных форм торговли и рынков; постоянный мониторинг фактических цен с учетом качества товаров и услуг. Формирование выборочной совокупности осуществляется с одновременным учетом нижеследующих особенностей.
- 1. Периодичность. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости, например в условиях повышенной инфляции, на социально наиболее важные товары и услуги может быть организовано двухнедельное, еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.
- 2. Принципы отбора товаров (услуг) -представителей товарной группы. Осуществляется выбор товаров-представителей (услуг), в среднем характеризующих всю совокупность имеющихся на рынке товаров и услуг данного назначения, и, как следствие, общие для них закономерности. Отбор представителей может осуществляться по различным критериям - чаще всего по доле данного товара или услуги в объеме реализации товарной группы или группы услуг и на основе технической возможности регулярного получения данных. Могут использоваться и другие методики. Регистрируются также цены на «Потребительскую корзину», которая является единой для всех регионов России совокупностью товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. В нее включаются товары и услуги массового спроса с учетом их доли в генеральной совокупности, важности для населения, типичности с позиции отражения динамики цен и наличия товаров и услуг на рынке в течение длительного времени. Состав потребительской корзины обычно определяется правительством страны и может существенно различаться в разных государствах и в разные годы. Стоимость потребительской корзины тесно связана с понятием «прожиточный минимум».
- 3. Особенности регистрации цен. В современной статистической практике централизованно определяются перечень и состав товарных групп, по возможности гармонизированных с международными правилами. На каждый товар-представитель (услугу) органами государственной статистики заполняется бланк регистрации цен, в котором указываются название торговой фирмы, страна или фирма-изготовитель, назначение, модель (технология), потребительские признаки и проч. Осуществляется регистрация фактической цены товара или услуги, имеющихся на рынке без учета реализуемых на льготных условиях. В общем случае возможны 4 варианта цены: модальная; простая средняя арифметическая; взвешенная средняя арифметическая; случайно отобранная. В России используется модальная цена, т. е. цена товара или услуги с наибольшим объемом реализации в товарной группе или группе услуг. В отдельных случаях по каждому товару или услуге могут фиксироваться 5-7 цен, сопоставимых по месту наблюдения и качеству продукции с ценами предшествующего периода. Затем рассчитывается средняя цена как простая средняя арифметическая величина из регистрируемых цен или взвешенная на основе их долей в общем объеме реализации в регионе. Не учитываются товары и услуги с ценой, значительно отличающейся от средней, и с существенно ограниченным объемом реализации.
- 4. Территориальный аспект. При выборе мест для непосредственной регистрации цен на товары и услуги обычно применяют следующие основные подходы: усредненное представление крупных, средних и малых городов и населенных пунктов, равномерно распределенных по территории страны; соблюдение пропорциональности размерам населенных пунктов (регионов) - в выборку включаются все города (регионы) с численностью населения не менее заданной величины, при этом оставшиеся также могут включаться в выборку с весами, зависящими от численности населения; формирование выборки на основе величины дисперсии - дисперсия цен или доходов населения в регионе не должна быть больше аналогичной для страны в целом; использование кластерной выборки - с помощью группировок на основе эвклидова расстояния или аналогичных выделяются и объединяются достаточно однородные по совокупности цен регионы, затем применяются вышеперечисленные подходы. Используются и другие методики, при этом на практике достаточно часто одновременно применяется несколько из них. В разных странах принципы наблюдения за ценами на товары и услуги немного отличаются. Обычно особенности методологии статистического наблюдения за ценами обусловлены местоположением государства, географическими размерами его территории, административным делением страны, объемами бюджетного финансирования статистических исследований, особенностями исторического развития. Государственными статистическими органами также регистрируются цены на товары и услуги промышленного назначения, объемы капитальных вложений и материально-технических ресурсов, тарифы на перевозки и проч. Принципы формирования соответствующих выборок аналогичны указанным выше с учетом отраслевой специфики.
Реформирование политических и экономических систем в России и других странах СНГ предопределило специфику образования и использования финансовых ресурсов. Переход на экономические методы воздействия с одновременным резким сужением сферы государственного административного управления, коренные изменения в ценообразовании, инфляция и другие факторы принципиально изменили содержание государственных финансов, структуру источников формирования и распределения финансовых ресурсов Российского государства.
При принятии решений по финансовым вопросам, выявлении закономерностей и тенденций в динамике финансовых ресурсов и затрат, обусловленных особенностями переходного периода, необходимы анализ пропорций распределения финансовых ресурсов между госбюджетом, внебюджетными фондами и средствами предприятий и организаций, исследование роли и значения главных источников финансовых ресурсов в формировании их общей величины. Это позволяет оценить роль и значение различных каналов мобилизации ресурсов, целесообразность и обоснованность их распределения. Одним из информационных источников таких исследований является статистика государственных финансов, базирующаяся на отчетных данных об исполнении бюджета государства.
Финансы играют огромную роль как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Поэтому важно знать способы наиболее полного использования финансовых ресурсов учетом особенностей их функционирования в интересах эффективного развития экономики.
Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны активно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное - воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений.
От степени обеспеченности руководящих органов информацией о состоянии всех звеньев финансового механизма в значительной мере зависят результаты управления финансовыми процессами на всех уровнях экономики. Основная часть информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и регионов России сосредоточена в органах государственной статистики.
В последние годы в связи с крупными изменениями в экономике наблюдается также усиленный поиск новых вариантов оценки финансового состояния регионов. За последние десять лет статистические формы, характеризующие финансовое состояние субъектов хозяйствования, изменялись практически каждый год в попытках охватить и оценить различные стороны их деятельности. Поэтому исследование путей совершенствования статистики финансов предприятий и региона в целом как важной части проблематики статистики финансов на современном этапе представляется весьма актуальным.
В современных условиях хозяйствования, когда предприятия, объединения, отрасли приобрели самостоятельность, особое внимание уделяется показателям прибыли, дохода, финансовой устойчивости. Это объясняется тем, что размер конечных финансовых результатов, их уровень, эффективность распределения оказывают прямое воздействие на финансовое состояние предприятий и отраслей. В непосредственной зависимости от финансовых результатов хозяйственных единиц находятся доходы республиканского и местного бюджетов, накопления в экономике и в конечном счете реализация интересов экономической и социальной политики.
Систему конечных финансовых результатов предприятий и отраслей экономики образуют показатели формирования и распределения прибыли, дохода, уровня рентабельности (доходности), финансового состояния. Таким образом, финансовое состояние экономики зависит от результатов финансовой деятельности всех ее отраслей и сфер. В связи с этим для совокупной оценки финансов нужно располагать статистической информацией о составе денежных накоплений и финансовых результатах деятельности участников производства.
Финансы - система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования доходов с целью воспроизводства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества.
Сущность финансов проявляется в их распределительной и контрольной функциях. Первая обеспечивает кругооборот денежных средств, распределение денежных накоплений на расширение производства и образование денежных ресурсов. Вторая функция является специфической для финансов, так как это - главное звено контроля за распределением прибыли на микроуровне, валового национального продукта и национального дохода - на макроуровне. Цель контрольной функции - выявление внутрихозяйственных резервов, содействие экономичному и целесообразному ведению хозяйственной деятельности, сохранению собственности. Кредит выражает свою сущность также и в перераспределительной функции, способствующей ускорению оборота денежных средств и материальных ценностей в экономике.
Самостоятельным объектом изучения статистики финансов является финансовый рынок.
Статистика финансов - отрасль социально-экономической статистики, предметом которой является количественная характеристика финансов и финансово-хозяйственной деятельности, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых ресурсов.
Объектом статистики финансов являются финансовые активы государства, секторов и отраслей экономики, всех хозяйствующих субъектов, находящиеся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат с целью воспроизводства и удовлетворения потребностей.
Финансовый рынок представляет собой канал, по которому фонды поступают от фондодержателей к фондополучателям, чьи текущие расходы превышают поток доходов. В экономической теории финансовый рынок подразделяют на две части: денежный рынок и рынок капиталов, объединяющий сделки с ценными бумагами, срок действия которых более года.
Статистика финансов включает:
Статистику государственных финансов;
Статистику финансов предприятий;
Статистику финансового рынка;
Статистику финансового сектора экономики;
Статистику денежного обращения и кредита;
Статистику страхования.
На оказании финансовых услуг специализируется отдельный сектор экономики «Финансовые учреждения», отдельные виды финансовых услуг оказывает сектор «Государственное управление».
Сектор «Финансовыеучреждения» состоит из институциональных единиц - резидентов, занятых в основном финансовой деятельностью, при которой единица принимает на себя обязательства приобрести финансовые активы, участвуя в финансовых операциях на рынке, а также занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения) независимо от форм собственности.
Под производственной деятельностью в данном секторе понимается финансовое посредничество, оказание финансовых посреднических услуг, вспомогательная финансовая деятельность (вспомогательные финансовые услуги), страховая деятельность, т. е. обеспечение финансовой защиты институциональных единиц от определенных рисков или непредвиденных обстоятельств и организация пенсионных фондов с целью обеспечения определенных групп населения доходами по их выходе на пенсию. Финансовые предприятия берут деньги у одних единиц, принимая на себя определенные обязательства, и затем используют их на финансовом рынке с большей эффективностью, что покрывает их издержки и обеспечивает прибылью.
Финансовые посредники - банки, берущие обязательства по собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств, а затем предоставляют их в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам. Они посредничают между кредиторами и заемщиками, направляя средства от одних к другим, подвергая себя риску в этом процессе. Некоторые финансовые посредники мобилизуют основную часть своих средств, принимая депозиты. Другие делают это, выпуская векселя или другие ценные бумаги.
Кроме того, финансовые посредники оказывают различные финансовые или деловые услуги в качестве побочной деятельности (обмен валюты, консультации по поводу инвестиций, покупка недвижимости, инкассация, ведение счетов клиентов и др.).
Таким образом, деятельность финансовых посредников аккумулируется в трех категориях деятельности: кредитовании, страховании и пенсионных фондах. Этими видами деятельности заняты следующие институциональные единицы: кредитные корпорации, страховые корпорации и пенсионные фонды.
Сектор «Государственное управление» включает институциональные единицы, занятые в том числе и перераспределением национального дохода, в области государственных финансов. Кроме того, в этот сектор включаются: фонды (организации) социального страхования; государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; государственные сберегательные банки, осуществляющие обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие, общественные организации, обслуживающие население, если они контролируются и финансируются государственными учреждениями. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых институциональными единицами. Ресурсы госучреждений образуются в основном за счет обязательных платежей и сборов, производимых единицами других секторов экономики.
Центральный банк России. Вопрос отнесения Центрального банка к финансовому сектору является дискуссионным. В условиях переходной экономики он может быть отнесен и к сектору государственных учреждений. Когда Центральный банк выполнял в основном административные функции, он был неотделим от Правительства и целиком контролировался им. Поэтому на ранних стациях перехода к рыночной экономике его относили к сектору государственного управления.
С развитием финансовых услуг Центральный банк по своим функциям все более приближался к коммерческим банкам (выдача платных кредитов при явно положительной ставке кредитования, регулирование обменного курса рубля посредством интервенций на валютном рынке и т. п.). Поэтому, начиная с 1992 г., Центральный банк России относится в СНС к финансовому сектору.
Депозитные денежные корпорации - подсектор финансового сектора экономики, включающий коммерческие, клиринговые, сберегательные банки и Сбербанк. Они были созданы как государственные банки, в которых доля государства высока и теперь. Главная цель этих банков - получение прибыли от участия в финансовых операциях.
Другие финансовые посредники представлены различными инвестиционными фондами.
Финансовые вспомогательные корпорации включают все резидентные организации, занятые в основном финансовой деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством, но не являющиеся финансовыми посредниками: брокерские организации, фондовые биржи, организации по проведению лотерей и др.
Страховые корпорации - институциональные единицы, оказывающие другим единицам финансовую защиту от различного рода рисков. Их функции - финансовое посредничество особого рода: они берут средства у владельцев полисов и инвестируют их в финансовые и другие активы.
Пенсионные фонды - негосударственные фонды, аккумулирующие деньги населения и инвестирующие их, а затем возвращающие эти средства в виде пенсий.
Предметом финансовой статистики является количественная характеристика финансовых активов, их формирования, распределения и перераспределения, обращения и использования.
В основе изучения финансовых активов лежит Общероссийский классификатор финансовых активов (ОКФА), принятый и введенный в действие в 1997 г. постановлением Госстандарта России. ОКФА входит в состав Единой системы классификаций и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) РФ и разработан на основе стандартов ООН по международной системе национальных счетов, а также в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Сферой его применения являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности.
Правом владения финансовыми активами обладают участники финансового рынка, которые могут получить экономические выгоды путем их хранения или использования в течение определенного периода. При этом со стороны другого участника гражданского оборота существует параллельное обязательство. Исключение составляют лишь монетарное золото и специальные права заимствования.
Виды финансовых активов: монетарное золото, специальные права заимствования, валюта и депозиты, ценные бумаги, акции, займы, страховые технические резервы и др. Подробно состав финансовых активов будет рассмотрен далее.
Предметом финансовой статистики в широком смысле являются количественная характеристика массовых процессов и закономерностей, связанных с формированием доходов на основе научно обоснованной системы финансовых показателей, выявление тенденций и пропорций распределения и использования финансовых активов.
Задачами статистики финансов являются: разработка и совершенствование методологии оценки и анализа наличия, состава и движения финансовых активов; характеристика использования финансовых ресурсов и денежного обращения; контроль за вьшолнени - ем проектов, планов, программ и прогнозов в части обеспечения воспроизводственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами; выявление статистических закономерностей развития финансовой системы; анализ использования финансовых ресурсов; установление прямых и обратных связей между процессом создания национального дохода, валового внутреннего продукта и их перераспределением через финансово-банковскую систему и др. Для решения этих задач необходимы количественные характеристики формирования и использования финансовых активов в экономике, развития финансово-банковской системы, базирующейся на разработке и постоянном совершенствовании статистической методологии.
Одной из наиболее важных задач статистики финансов является характеристика финансовой деятельности органов государственного управления. Состояние финансов сектора государственного управления и выводы, связанные с его деятельностью, являются факторами достижения поставленных политических целей и обеспечения международной конкурентоспособности.
В поле зрения статистики государственных финансов входят традиционные разделы государственного бюджета и фонды, учреждения и объединения, для которых ведутся отдельные счета, содержащие информацию, дополняющую государственный бюджет. В случаях, когда финансовые вопросы решаются самостоятельными юридическими лицами вне рамок государственного бюджета и при участии частных структурных образований, возникает вопрос об определении границы между частным и государственным секторами. В международной статистической практике эта граница определяется непосредственной или опосредованной долей участия субъектов органов государственного управления, превышающей 50%, - по номинальному капиталу или праву голоса.
Поскольку статистика государственных финансов включает в себя не только статистику государственного бюджета, но и статистику хозяйственной деятельности государства, то она шире, чем система показателей счетов сектора учреждений общегосударственного управления (государственных учреждений). В СНС государственные учреждения и объединения, располагающие собственным бухгалтерским учетом и покрывающие свои издержки полностью или в значительной части за счет реализации товаров и услуг, рассматриваются как часть предпринимательского сектора.
Система показателей статистики финансов обеспечивает достижение стоящих перед ней задач и включает несколько подсистем. Система показателей лежит в основе количественной характеристики финансовых процессов. Финансовые показатели группируются прежде всего по характеру тех процессов, которые они призваны отражать. Система показателей статистики финансов включает показатели объема, структуры и динамики:
Финансовых ресурсов страны по источникам формирования;
Использованных финансовых ресурсов страны по направлениям использования;
Финансовых ресурсов предприятий, учреждений государственного бюджета и субъектов рыночной экономики, социального страхования и обеспечения, имущества, личного страхования;
Страховых взносов по социальному страхованию;
Расходов социального страхования по направлениям;
Денежного оборота и денежного обращения.
Базой для исчисления финансовых показателей являются балансовые счета предприятий, фирм и финансово-банковских учреждений. На балансовых счетах отражаются платежи за отчетный период как совокупный дебетовый или кредитовый оборот. Разница между ними определяет прирост остатка денежных средств, изменение суммы задолженности, а также характеризует запасы товарно-материальных ценностей. Экономическое значение показателей остатков товарно-материальных ценностей заключается в том, что они характеризуют либо наличие ресурсов (например, остатки вкладов), либо определяют потребность в денежных средствах (например, запасы товаров на складе). Соотношение показателя запасов (остатков) с оборотом обычно используется для характеристики скорости оборота средств.
Финансовая статистика для достижения своих целей использует весь инструментарий традиционных и присущих только ей статистических методов, основными из которых являются:
Балансовая увязка остатков и оборотов денежных средств (требуется там, где применяются балансовые счета). Общая схема такой увязки: разница между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода равна разнице между расходом и приходом денежных средств. При этом предполагается, что применительно к хозяйствующим субъектам и финансово-банковским учреждениям понятия «приход» и «расход» как бы противоположны друг другу;
Статистическая характеристика динамики финансовых показателей - традиционный метод анализа финансово-денежных отношений. Строятся: ряды исходных финансовых показателей и исчисляются их абсолютные приросты; цепные индексы (темпы) роста и прироста, получаемые на основе исходных финансовых показателей; базисные индексы (темпы) роста и прироста, исчисляемые по исходным показателям и путем перемножения цепных индексов. Вариация финансовых показателей часто подчиняется сезонным воздействиям, поэтому изучение динамики объединяет погодовые и поквартальные данные. Наличие динамических рядов и их стандартное выражение в виде индексов дают возможность изучить тенденции развития связанных между собой явлений. Так, относительные приросты денежного оборота сравниваются с аналогичными показателями прироста товарной массы, услуг, доходов населения и т. п.;
Структурный анализ финансово-денежных отношений, направленный на выявление относительного взаимодействия изучаемых признаков. Если в общем обороте снижается доля одного вида платежей, то доля других платежей возрастает. Этот факт сам по себе очевиден, но его объяснение всякий раз требует соответствующей обоснованной экономической трактовки. Изменение доли национального дохода, перераспределяемого через бюджет, изменение соотношений между долей прибыли и налогов, направляемых в бюджет, - следствие сложных экономических процессов. То же следует сказать об изменении структуры собственных и заемных средств предприятий;
Определение основной тенденции развития финансовых явлений. Причиной тренда финансовых показателей являются общее развитие экономики и специфика финансово-денежных отношений, традиционно основанных на процентном росте денег и на инфляционных процессах. Формой возрастания трендов могут быть простые и сложные проценты в виде арифметической и геометрической прогрессий. Статистическое выражение трендов применительно к финансово-де - нежным отношениям исчерпывается сравнительно небольшим перечнем кривых: парабола второго порядка, гипербола. Использование упомянутых кривых полезно для прогнозных расчетов.
Финансовые операции являются единицей наблюдения в финансовой и банковской статистике, так как влияют на изменения финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики. Любая операция подразумевает участие двух сторон. Основные характеристики, отражающие природу операций, заключаются в их делении по следующим признакам:
Поступления или платежи;
Невозвратные или возвратные операции;
Возмездные или невозмездные операции;
Текущие или капитальные операции;
Финансовые активы или обязательства;
Финансовые активы, производимые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Первые две характеристики касаются всех операций, две следующие - только невозвратных операций. Финансовые активы и обязательства имеют отношение ко всем возвратным операциям.
Ключевое различие в природе бюджетных операций заключается в их воздействии на уменьшение или увеличение финансовых активов органов государственного управления. Поступления увеличивают финансовые активы государства, а платежи уменьшают их.
Платеж или поступление считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если такой поток отсутствует, то платеж или поступления считаются невозвратными (сборы и платежи, налоги - поступления; заработная плата рабочих и служащих, текущие трансферты - выплаты). В результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство. В статистике государственных финансов считается, что договорные обязательства с фиксированным сроком включают акции.
Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, то невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи, налоги). Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предусматривает получения взамен какого-либо эквивалента.
Операции с капиталом включают поступления или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей финансовых активов, срок использования которых в процессе производства составляет более года. Нематериальные активы длительного пользования и земля включаются в капитальные активы.
Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются как официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и как капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.
Среди возвратных финансовых операций основное различие должно проводиться между операциями, связанными с возникновением обязательств органов государственного управления по отношению к другим секторам, и операциями, ведущими к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным органам.
Классификация операций позволяет получить наиболее важные аналитические категории, а именно: доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, дефицит иди превышение доходов над расходами, финансирование дефицита.
Доходы включают все поступления, независимо от того, являются они возмездными или безвозмездными, за исключением официальных трансфертов от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) и международных организаций. Доходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие доходы включают налоговые и текущие неналоговые поступления.
Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы активного типа).
Текущие неналоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер (в виде субсидий, дарений, репараций), полученные от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из государственных источников включаются в категорию «доходы».
При определении величины общего дефицита или превышения доходов над расходами МВФ рекомендует группировать полученные официальные трансферты вместе с категорией доходов, рассматривая их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория полученных официальных трансфертов выделяется в классификации в отдельный раздел, с тем чтобы можно было осуществить любую необходимую перегруппировку данных.
Полученные официальные трансферты по-разному учитываются при определении текущего превышения доходов над расходами, т. е. сбережений органов государственного управления. При определении величины собственных сбережений государственных органов текущие официальные трансферты учитываться не должны. Однако, если текущие трансферты, предназначенные для конкретных статей расходов, не учитываются при измерении сбережений, то это приводит к недоучету объема сбережений, поскольку использование полученных текущих трансфертов отражается в текущих расходах. Кроме того, измерение объема сбережений органов государственного управления с учетом полученных текущих официальных трансфертов целесообразно с точки зрения сопоставимости данной категории со сбережениями других секторов, которые включают текущие трансферты.
Собственные сбережения органов государственного управления - это превышение текущих доходов органов государственного управления, без учета полученных текущих официальных трансфертов, над их расходами.
Расходы включают все невозвратные, платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Чистое кредитование включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики, но не для управления ликвидностью или извлечения прибыли. В данную категорию включаются предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.
Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями управления, то две стороны одной операции кредитования будут отражаться асимметрично, а именно: организация-кредитор показывает кредитование, определяющее дефицит, а заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита.
Операции с обязательствами третьих лиц, которые приобретаются с целью управления ликвидностью, например фондами погашения, некоторыми схемами социального страхования, а иногда органами управления территориальных образований, относятся к финансированию и в данную категорию не включаются.
Погашение долга или платежи процентов по долгу других единиц, взятому органами управления на себя без предъявления претензий к должнику, классифицируются, соответственно, как погашение основной суммы долга и платежи процентов, а принятие долга органами управления на себя классифицируется как возникновение обязательств органов государственного управления.
Финансирование включает изменение объема обязательств органов государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органов государственного управления. Финансовые ликвидные средства включают: наличные денежные средства, депозиты и финансовые активы, приобретаемые государством в целях управления ликвидностью.
Изменение остатков ликвидных финансовых средств включает изменение остатков денежных средств (наличных денежных средств и депозитов) и изменение объема требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью.
Систематизация основных компонентов операций органов государственного управления обеспечивает всеобщую основу для проведения анализа того, насколько потребности этих органов в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды.
Предлагаемая МВФ система бюджетных классификаций приводятся ниже.
A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов.
Б. Функциональная классификация расходов и чистого кредитования.
B. Экономическая классификация расходов и чистого кредитования.
Что касается классификации А, то следует отметить, что все доходы органов государственного управления подразделяются на налоги и неналоговые поступления.
Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство. Базой налога могут быть доходы, фонд заработной платы, торговый оборот, собственность, импортируемые товары и т. п.
Проценты и штрафы, взимаемые за просроченные платежи и неуплату налогов, объединяются с каждым видом налогов, если их можно идентифицировать отдельно, или с прочими налогами, если они не идентифицируются по категориям налогов, либо с неналоговыми поступлениями, если не установлена связь между их возникновением и налогами. Текущие неналоговые поступления классифицируются по характеру поступающих налогов: доходы от собственности, выручка от реализации, штрафы или безвозмездные передачи.
Неналоговые поступления - это возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку или неуплату налогов; все добровольные, безвозмездные, невозвратные поступления из негосударственных источников.
Капитальные доходы включают только поступления от продаж капитальных активов и капитальные трансферты из негосударственных источников.
Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи основного капитала, государственных запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также капитальные трансферты из негосударственных источников.
Официальные трансферты классифицируются в соответствии с источником их получения - внутри страны или из-за границы, а также по их назначению - для текущих и капитальных целей.
Расходы классифицируются как по их функциональному назначению, так и по экономическому характеру (классификации Б и В).
Функциональная классификация расходов и чистого кредитования (Б) связана с назначением или функцией, с выполнением которой связаны расходы, и представляет собой классификацию функций органов государственного управления (КФОГУ). Функциональные классификации позволяют выявить динамику изменения государственных расходов различного функционального назначения и, таким образом, прогнозировать будущие расходы. Эти классификации полезны также для проведения международных сравнений в отношении того, насколько широко органы управления той или иной страны вовлечены в осуществление экономических и социальных функций.
Существует множество способов разбивки и группировки функций. Данную классификацию необходимо периодически пересматривать, с тем чтобы отразить изменяющиеся государственные потребности и приоритеты. Каждая страна вправе сделать такую классификацию более подробной и приспособить ее для использования в соответствии со своими требованиями. Однако принципы ее построений, основные группы должны быть едиными.
Категории государственных расходов и чистого кредитования классифицируются по функциональному назначению в зависимости от основной цели или функции, для которых они предназначаются, т. е. на оборону, образование, медицину и т. п. Классификация этих двух категорий в соответствии с экономическими характеристиками показывает те виды операций, которые используются органами государственного управления для выполнения своих функций, а также воздействие, оказываемое их деятельностью, на функционирование рынков товаров и услуг и финансовых рынков и на распределение доходов в остальной части экономики.
Под расходами подразумеваются государственные платежи, не подлежащие возврату, т. е. которые не создают и не погашают финансовых требований. С экономической точки зрения расходы подразделяются на текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные. Если расходы являются возмездными, то необходимо определить, для приобретения каких видов товаров и услуг они используются; если безвозмездными - то в отношении кого они осуществляются: резидентов или нерезидентов, органов государственного управления или негосударственных структур, предприятий и других единиц. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Под капитальными расходами подразумевается оплата приобретенных капитальных активов, земли, нематериальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, а также безвозмездные платежи с целью приобретения активов, компенсации убытков, понесенных в связи с разрушением или порчей основных фондов, или для увеличения финансового капитала получателя таких трансфертов.
Сущность статистики финансов
Для того чтобы государственная финансовая политика была эффективной необходим тщательный анализ ее текущего состояния и динамики ее развития.
Достоверность данных основывается на правильном подсчете показателей и выборе методологии учета.
Современная международная статистика финансов (МФС) за последние годы сильно изменилась и усовершенствовалась. В странах с развитой экономикой придерживаются единой статистической методологии.
Так большинство стран получат информацию при помощи переписи, цензовых исследований, которые проводятся через определенные промежутки времени. Данные исследования устанавливаются законодательно и исполняются согласно решению исполнительных органов. Исследования проводят специально обученные люди.
Замечание 1
Статистика финансов представляет собой информацию о различных финансовых явлениях и стоимостных показателях и является своеобразным ориентиром для участников финансового сектора.
В странах, где существует рыночная экономика, статистикой финансов определяют государственный бюджет, учитываются доходы и расходы в государственном управлении. Здесь же учитывают государственный долг и его активы. В статистику финансов входят данные о численности работников, которые задействованы в государственном управлении.
Отличительной особенностью статистики финансов в странах с рыночной экономикой является то, что там не существует статистики финансов предприятия.
Так, например, на основе финансового счета Федерального немецкого банка можно получить представление о финансировании инвестиций путем предоставления ссуд, выпуска акций и т.п. Однако финансовый счет имеет своей целью наблюдение за рынком краткосрочного кредита и долгосрочного капитала, а не за процессами финансирования предприятий.
Статистические стандарты
Мировая статистика финансов собирает информацию из совершенно разных источников. Для этого существует множество стандартов:
- стандарты бухгалтерского учета,
- стандарты международной торговли,
- статистика платежного баланса,
- статистика государственных финансов,
- кредитная статистика
Безусловно, для каждой страны характерны свои стандарты. Но последние годы все страны стремятся к единым международным стандартам в области бухгалтерской отчетности и статистических данных. Данный подход позволяет:
- проанализировать статистику финансов других стран и на основании этого сравнить результаты,
- проанализировать состояние секторов экономики и сравнить соотношения и различные изменения в сфере финансов,
- публиковать информацию,
Стандарты МФС
Разработкой международных стандартов занимается ряд организаций. К ним относят:
- МВФ - Международный валютный фонд,
- ООН- Организация Объединенных Наций,
- ОЭСР – Комиссия европейского содружества,
- ВБ – Всемирный банк
Страны на заседаниях на основании статистических данных постоянно обсуждают насущные проблемы, касающиеся международной статистики финансов. От результатов переговоров зависит экономическая составляющая многих стран. Так, например, без применения международных стандартов невозможно достигнуть общего соглашения.
Основной вершиной статистики финансов является счета потока капитала, их используют для исследования финансовой сферы. Данные сета позволяют проводить анализ проблемы инвестиций, и обеспечивает анализ развития финансового сектора. Это вопрос достаточно актуален в современных экономических условиях.
Развитие международной статистики финансов способствует совершенствованию бизнеса. Во многих странах поспособствовала укреплению международной интеграции. Соответственно появились потребности в прозрачности и единстве статистической отчетности, для того чтобы появилась возможность инвестирования. В России интеграция идет достаточно сложно. Это связно с тем, что до сих пор существуют свои формы отчетности отличные от других. Для русского бизнеса на данных момент это одна из самых серьезных проблем в установлении деловых контактов.
Проблема несовместимости стандартов для оценки статистики финансов носит глобальных характер и проявляется в процессе составления финансовых отчетов. Основной целью развития международной статистики финансов является гармонизация национальных систем. Основной сути такой гармонизации является отсутствие противоречие в стандартах. Для бизнеса было бы лучше всего, если бы международная статистика финансов представляла собой единую основу для всех мировых партнеров. Однако на современном этапе основной проблематикой, с которой столкнулись при разработке стандартов для анализа, стало множество противоречий в стандартах разных стран.
Любой бенефициар желающий инвестировать свои средства в страну, предприятие должен быть уверен в дальнейшем возврате своих финансов, а в перспективе – в получении прибыли.
В связи с этим прежде, чем осуществлять какое-либо взаимодействие владельцу необходимо ознакомиться с деятельностью организации и экономической составляющей страны в целом.
Замечание 2
Основной задачей международная статистики финансов является обеспечение пользователя необходимой информацией об интересующем его объекте. Поэтому странам необходимо придерживаться стандартных методологических форм и стандартов сбора статистики.
Для развития экономики в России необходимо расширение возможности экономики российского государства. Что в условиях современного кризиса только благоприятно сказывает на поддержание устойчивого состояния экономики. Последние экономические тенденции показали преимущества в созданной единой системе статистики финансов, применение которой положительно сказывается на развитии экономической составляющей страны. Это упрощает развитие компаний и позволяет выйти на международный рынок. Компаниям в России необходимо развиваться и выходить на международный рынок, что за собой повлечет инвестирование, документооборот. И чтобы все было прозрачно, как для инвесторов, так и для партнеров, необходимо собирать информацию согласно стандартам международной статистики финансов
Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджета разных уровней.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.
Сущность налоговой системы - изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов, за счет которых формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.
Налог- обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый органами государственного управления с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащей им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Нужно отличать налоги от сборов и пошлин.
Сбор - обязательные взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина - обязательный платеж, взимаемый государственными и другими уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Пошлина взимается с тех, кто вступает с органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг.
Объектом статистического наблюдения является деятельность налоговых органов, субъектом статистического наблюдения - налоговые органы и налогоплательщики.
В экономике налоги выполняет следующие основные функции:
- фискальную (в соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества);
- регулирующую (регулирование производства и потребления);
- контрольную (с помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях).
Отличительными чертами любого налога являются:
- индивидуальная безвозмездность;
- безэквивалентность;
- обязательность;
- законность.
Уплата налога не приводит к возникновению у государства обязанности возместить понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере конкретному налогоплательщику. Посредством реализации функций госуправления затраты возмещаются всем налогоплательщикам.
Участниками налоговых отношений являются:
- организации и физические лица налогоплательщики или плательщики сборов;
- организации и физические лица - налоговые агенты;
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы);
- таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы).
Существует несколько классификаций налогов.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов и не имеют целевого назначения. Специальные налоги вводятся для финансирования конкретной категории расходов.
В зависимости от характера изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги - налоги на собственность, доходы и капитал. Они взимаются непосредственно с дохода и капитала, а плательщиками являются собственники дохода и капитала. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене на товары и услуги и оплачиваются покупателем. Выплачивает их продавец или производитель.
В зависимости от того какой орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право их контролировать и уточнять, различают налоги:
- федеральные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ);
- региональные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ);
- местные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах в РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований).
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Наибольший удельный вес в составе поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ в 2015 г. по данным табл. 5.1 составили (23,6%), налог на доходы физических лиц (20,4%), налог на прибыль организаций (18,8%), налог на добавленную стоимость (18,9%).
Элементами налогообложения являются:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Система показателей, характеризующих налогообложение:
- показатели динамики удельного веса налоговых поступлений в доходах бюджета;
- показатели структуры региональных и местных налогов в динамике;
- показатели изменения налоговых ставок и величины налоговой базы;
- доля налогов консолидированного бюджета в ВВП;
- доля налогов консолидированного бюджета субъектов федерации в ВРП;
- удельный вес налогов в налогах консолидированного бюджета;
- доля налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней;
- удельный вес прямых и косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений;
- удельные веса НДС и налога на прибыль в федеральном бюджете;
- суммы налоговых поступлений по отдельным секторам и отраслям экономики;
- объем общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом;
- дополнительно зачисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок налоговых органов;
- сумма поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленная по результатам проверок и т.д.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам, млрд, руб.
Таблица 5.1
консолиди- рованный |
в том числе |
консолиди- рованный |
в том числе |
|||
федеральный |
федеральный |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
||||
налог на прибыль организаций |
||||||
налог на доходы физических лиц |
||||||
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
||||||
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
||||||
налоги на имущество |
||||||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
||||||
из них налог на добычу полезных ископаемых |
Источник: http//www.gks.ru / Федеральная служба государственной статистики, 2017.
Информационная база статистики налогов, формируется из данных отчетностей налоговых органов, включающих сведения о поступлении налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты и платежей в государственные и внебюджетные фонды по видам налогов и сборов.
Статистическое изучение налогов и налоговой системы осуществляется по направлениям:
- анализ налоговой базы налогов и сборов и её динамики в зависимости от макро- и микроэкономических тенденций и от изменения налоговой политики;
- анализ поступления налогов и сборов в целом по РФ и субъектам РФ, по уровням бюджетной системы, по видам экономической деятельности и по группам налогов;
- анализ недоимки и задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям, и их структуры по уровням бюджетной системы РФ;
- анализ эффективности контрольной работы и применяемых методов принудительного взыскания задолженности и реструктуризации.
Одним из важных направлений статистического исследования является изучение динамики и структуры задолженности по налогам и сборам. На основании данных табл. 5.2. общий объем задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в 2016 г. увеличился на 3,06% по сравнению с 2015 г. Значительно увеличилась задолженность по региональным и местным налогам и сборам, соответственно на 20,3% и 21,4%. В целом по федеральным налогам и сборам задолженность снизилась на 1,8%. По налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами задолженность увеличилась в 2,9 раза. Наибольший удельный вес (более 45%) в составе задолженности занимает налог на добавленную стоимость.
Таблица 5.2
недоимка |
урегулированная задолженность |
|||
Всего |
||||
в том числе: |
||||
по федеральным налогам и сборам |
||||
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
||||
налог на прибыль организаций |
||||
акцизы по подакцизным товарам (продукции) |
||||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
||||
по региональным налогам и сборам |
||||
по местным налогам и сборам |
||||
по налогам со специальным налоговым режимом |