Перемещение производства в города и пригороды. Воздух в пригородах хуже, чем в центре. Наличие подъездных путей, логистика

Дмитрий Брилль, Коммерческий директор, эксперт ООО «Армкомплектсервис ПКФ», Союз производителей нефтегазового оборудования, Санкт-Петербург

В статье даются ответы на вопросы

  • Кому поручить реализацию проекта по выбору производственной площадки
  • Что учесть, выбирая место под производство
  • Какова стоимость создания производственной площадки
  • Что нужно учесть, если Вам предстоит вынужденный перенос производства

Генеральный Директор может столкнуться с необходимостью выбрать новое место под производство в нескольких случаях:

  • при расширении предприятия, когда производственные мощности исчерпывают свой предел загрузки;
  • при изготовлении новой продукции, которую невозможно или невыгодно производить на прежних мощностях;
  • при переносе предприятия за территорию крупных городов или в другие регионы (см. Перенос производства: что необходимо учесть ).

Сегодня к российским производственным площадкам проявляют интерес как отечественные, так и иностранные инвесторы, причем не только производители, но и крупные сетевые операторы (например, розничные сети), открывающие собственное производство. Спрос растет, и в этих условиях Вы вряд ли найдете то, что удовлетворяло бы всем Вашим требованиям. Наверняка Вам придется потратить много сил и времени на решение логистических, ресурсных и кадровых проблем. Однако учесть основные моменты, на которые следует обратить внимание еще до того, как Вы начнете искать новое место для размещения производства, вполне реально.

  • Пути повышения экономической эффективности производства: три полезных совета

Перенос производства : что необходимо учесть

Генеральный Директор производственной компании может столкнуться с необходимостью выбирать новую производственную площадку, если предстоит вынужденный перенос производства. Это может быть вызвано требованиями региональных властей либо администрации города или района. Данные решения весьма сложны как для производственных компаний, так и для властей. Если такой перенос производства экономически не выгоден для Вас, то постарайтесь обрисовать властям города или области те негативные последствия, которые принесет закрытие предприятия. Если же перенос производства неизбежен, то обсудите с властями возможность получения льгот, например налоговых, трудовых, инвестиционных. Также обговорите возможность компенсировать из бюджета затраты на возобновление производства. Данные переговоры Вы можете вести самостоятельно либо через Вашего GR-менеджера.

Производственная площадка : кому поручить реализацию проекта по выбору места

У Генерального Директора не хватит ни сил, ни времени заниматься вопросом выбора самостоятельно. Ваши основные задачи - описать требуемые параметры места под производство, обсудить их с собственником, создать рабочую группу и назначить руководителя проекта. В рабочую группу Вы можете включить директора по развитию, технического директора, директора по производству и др. Одного из этих специалистов назначьте руководителем. При этом Вам надо учесть, что все эти люди в силу их узкой функциональности зачастую не обладают стратегическим видением. И поскольку техническому директору, например, ближе проблемы, связанные с оборудованием и производительностью, приоритетной задачей для него станет покупка производственных мощностей, а другие проблемы (допустим, кадровые, ресурсные) он будет решать в последнюю очередь. Поэтому Вам как Генеральному Директору надо постоянно контролировать процесс и расставлять стратегические акценты.

Теперь расскажу, что надо учесть, выбирая новое место под производство.

Специфика сырья и хранения продукции

Вашим функциональным руководителям, во-первых, надо заранее определить, какое сырье будет поставляться на производство и каким образом. Во-вторых, ответить на вопрос: будете ли Вы упаковывать и хранить готовую продукцию? Если ответ положительный, на производстве должны быть предусмотрены линии упаковки и склад хранения готовой продукции. Проработать эти вопросы поручите логистам, директору по производству.

Экспертное мнение

Дмитрий Волков , Управляющий инновационными проектами компании «Национальная технологическая группа», Москва

Прежде чем выбирать площадку, Вам необходимо четко представлять технологии производства продукта. Кроме того, Вам и руководителям отделов нужно определиться с уровнем качества готового продукта (с техническими и эксплуатационными характеристиками). После этого Вы сможете сформулировать конкретные требования к режиму работы и техническим характеристикам оборудования, качеству сырья, квалификации персонала.

Например, компания решила построить площадку для производства газового котла. Выяснилось, что часть комплектующих придется закупать у внешних поставщиков, а часть - изготавливать на месте. Для сборки конечного изделия потребуются рабочие с квалификацией, достаточной для чтения и понимания операционных карт или инструкций по сборке. Неотъемлемый элемент котла - теплообменник, а значит, в производстве теплообменников необходимы сварщики высокой квалификации и сварочные аппараты. Для производства корпусов понадобятся листы из оцинкованной стали, лист запускается в листогибочную машину, которой управляет оператор, и т. д.

Наличие подъездных путей, логистика

Одним из основных требований является наличие подъездных путей к производственной площадке. Это не только качественная автомагистраль (или порт, в случае если Вы связаны с морскими или речными перевозками), но и железнодорожная ветка и станция. Наличие железнодорожной ветки рядом с производством снижает затраты на логистику практически в два раза. Однако имейте в виду, что железнодорожная ветка должна быть аттестована в РЖД 1 . Проверить это могут логисты, входящие в рабочую группу. Также пусть они узнают, может ли станция предоставлять вагоны в течение всего периода сотрудничества. Иначе Ваша компания может попасть в ситуацию, когда определенные дни недели будут заняты грузопотоками других поставщиков, и Вы не сможете отгрузить товар потребителю.

Еще логисты должны заранее продумать, как на новую производственную площадку поставлять сырье без перебоев, как Вы будете доставлять товар до потребителей. Скажем, размещение производства офисной мебели в Пензе, а не в Санкт-Петербурге приводит к удешевлению данного процесса на 25-30%. Но транспортировка мебели в тот же Санкт-Петербург на стороннем транспорте, ее предварительное и последующее (после доставки) складирование практически сводят на нет данное преимущество.

  • 5 способов сделать организацию доставки товаров быстрой, качественной и недорогой

Образец (схема) генерального плана пищевого предприятия

Рассказывает практик

Григорий Котипов,

Многие считают, что если производство находится ближе к потребителю, то товар будет дешевле. Однако в ряде областей промышленности это не так. Например, производство муки в северных регионах. В частности, выработка одной тонны муки стоит около 900 руб., плюс стоимость сырья, плюс транспортные затраты. Вся проблема заключается в сырье, так как необходимо несколько видов зерна и каждый нужно доставить до производства. В регионе же, где выращивают данное зерно, затраты на доставку минимальны, и получается, что мука, произведенная в северных регионах (у потребителя), дороже, чем доставленная с юга страны, минимум на два-три рубля за килограмм.

Место размещения, наличие инфраструктуры

При выборе производственной площадки надо учитывать наличие инфраструктуры, необходимой для Вашего вида производства. В частности, подведены ли к месту, где Вы решили построить производство, электричество, вода, природный газ, канализация, системы очистных сооружений. Проработку этого вопроса поручите специалисту, отвечающему за планирование производства, или директору по производству.

Говорит Генеральный Директор

Игорь Лисиненко,

Удаленность коммуникаций даже на расстояние 0,5 км может существенно отразиться на себестоимости конечной продукции. На решение дополнительных инфраструктурных проблем Вы можете потратить до 50% ресурсов, направленных на создание производственной площадки. Именно поэтому для нас при выборе площадки самым главным было наличие инженерных систем и обеспеченность энергоресурсами. Обязательно должны быть электричество, газ и канализация. В меньшей степени для нас важно тепло, поскольку вопрос теплообеспечения можно решить автономно. Желательно и наличие резервных мощностей, чтобы иметь возможность развивать производство.

Своим коллегам при выборе места размещения я бы советовал обращать внимание еще на три важных момента:

  1. Грунт земельного участка. Наличие глины и тем более подтоплений может потребовать значительных финансовых затрат (например, после сильных дождей подъездные пути размывает паводками). И, наоборот, песчаная почва подходит идеально.
  2. Близость других предприятий. Как при выборе квартиры люди смотрят, кто еще живет в подъезде, так и во время выбора производственной площадки нужно выяснить, какие предприятия есть рядом. Ведь совместно построить, например, котельную, дорогу или трансформаторную подстанцию значительно дешевле.
  3. Наличие строений на площадке. Если на территории уже находятся, например, цеха бывшего завода, имевшего совершенно другую специфику, их придется реконструировать, что может отнять дополнительные силы и средства. Стоимость реконструкции в среднем в 1,5 раза выше стоимости строительства. Если строений нет, это сокращает сроки строительства и позволяет получить производственный комплекс, полностью соответствующий Вашим нуждам.

Рассказывает практик

Григорий Котипов, Начальник инженерно-технического отдела ООО «Международная зерновая компания», Москва

Если потребление электроэнергии большое, то при выборе площадки надо обратить внимание на близость источников, обладающих необходимым ресурсом. Кто-то может спросить: как это учесть, ведь без знания набора оборудования Вы не определите необходимое количество потребляемой электроэнергии? Ответ достаточно прост: так как почти все проекты типовые, можно взять любой нужный проект и посмотреть его характеристики. Если сомнения остались, добавьте запас прочности (процентов 15).

Большое количество предприятий имеют свой автотранспорт или котельные, которые работают на жидком топливе, или оборудование, которое его потребляет. В самом простом случае (склад топлива и заправочные колонки для автотранспорта) необходимо учесть расстояние до жилья и других объектов. Нужен ли топливопровод до места заправки? Приведу пример: в Волгоградской области решили разместить производство. Необходимо было топливо для заправки автотранспорта, на котором доставляли продукцию потребителям. При проектировании этот фактор был учтен. Однако после пуска производства выяснилось, что нефтебаза закрывается в связи с нерентабельностью. Ближайшая рабочая нефтебаза находилась в 150 км от предприятия. Это сильно увеличило затраты на производство.

При выборе места размещения важно заранее продумать вопрос о площади складов сырья или готовой продукции. Например, склады напольного хранения занимают большую площадь, чем склады вертикального хранения, а это повлияет на общую площадь будущего предприятия. Допустим, емкость складов (тарного и бестарного хранения) у предприятия - около трех тысяч тонн. А производительность по готовому продукту - 200 тонн в сутки. Значит, весь складской объем будет заполнен за две недели. На самом деле это очень маленький срок, так как продавцы не успевают реализовать такой объем продукта.

Технология производства

Еще на стадии описания бизнес-процессов будущего производства Вам вместе с директором по производству необходимо решить ряд организационных моментов: идет ли речь о ручном сборочном производстве или об автоматизированных линиях, требуется ли специальное оборудование для принудительной вентиляции, нужны ли специальные помещения для приема пищи, переодевания персонала.

Производственный цикл для конкретного производства - сложный процесс. Часто внести в него коррективы без полной замены оборудования невозможно или затраты на такие изменения не окупятся в ближайший операционный период. Поэтому я рекомендую в случае применения старого оборудования для выполнения поставленных задач не менять производственный цикл. И лишь тогда, когда планируются замена технологии и установка нового оборудования, есть смысл пересматривать весь производственный цикл или его части.

Экспертное мнение

Дмитрий Волков, Управляющий инновационными проектами компании «Национальная технологическая группа», Москва

При выборе производственной площадки я советую ответить на следующие основные вопросы (хотя, конечно, приведенный ниже список нельзя назвать исчерпывающим):

  1. Как организовать доставку комплектующих в цех?
  2. Как организовать транспортировку собираемого изделия из одного цеха в другой (делается это вручную или с помощью конвейера)?
  3. Где разместить склад готовой продукции (и будет ли он вообще) и как будет осуществляться его заполнение?
  4. Как будет отгружаться готовая продукция?

Если Вы не сформулируете все требования, то у Вас может появиться ряд серьезных проблем. Самые распространенные:

  • фактический объем производства будет ниже ожидаемого (в силу запутанности и неорганизованности внутренних процессов);
  • на каких-то участках производственной цепочки могут возникнуть простои, а на других, наоборот, - постоянная предельная загрузка (не учли время выполнения операции, ее сложность и т. д.);
  • плохо спроектированное производство может вызывать хроническую усталость у персонала (рабочим не хватает света, воздуха и т. д.).

Кадровый вопрос

Поручите Вашему HR-директору изучить кадровый потенциал региона, проанализировать уровень зарплат по требуемым специальностям, а также наличие других производств, вузов. Например, при открытии производства лабораторной мебели и приборов во Всеволожске (пригороде Санкт-Петербурга) выбор руководителей компании определялся не только близостью транспортных магистралей (рядом с кольцевой автодорогой), но и наличием действующих производств, где работает квалифицированный производственный и инженерный персонал.

Требования местного законодательства

В субъектах РФ действуют свои региональные законы. Ставки некоторых налогов могут также отличаться от тех, что введены в Вашем регионе. Это может ограничить действия Вашего предприятия, увеличить или, напротив, снизить налоговые отчисления. Поручите Вашему юристу тщательно изучить законодательство того региона или города, где Вы планируете разместить производство.

Рассказывает практик

Григорий Котипов, Начальник инженерно-технического отдела ООО «Международная зерновая компания», Москва

Иногда подвох кроется там, где его никто не ожидает. Приведу пример. Предприятие, находящееся в пяти километрах от населенного пункта, имеет свою подъездную дорогу. За рабочий сезон транспорт поставщиков разбил ее. Во время проверки сотрудники ГИБДД выписали предписание на ремонт дороги за счет средств предприятия, несмотря на то что дорога находится в ведении администрации населенного пункта (то есть ремонт дороги должны были делать за счет местного бюджета). Однако администрация населенного пункта закрыла дорогу до «выполнения всех требований по предписанию». Ремонт дороги обошелся предприятию в 2 млн рублей. Заставить компанию отремонтировать дорогу администрации помог Федеральныйзакон «О безопасности дорожного движения». В пункте 3 статьи 6 данного документа написано, что субъекты РФ самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (см. также:Какие документы следует изучить Вашим юристам).

Говорит Генеральный Директор

Игорь Лисиненко, Генеральный Директор компании «Май», Москва

Покупая компанию, нужно ее тщательно проверить (в том числе с привлечением независимого аудитора). , правоустанавливающие документы на земельный участок.

Приобретая земельный участок, в первую очередь необходимо проверить правомерность владения участком, правовой режим участка, возможность строительства на нем. Заключая договор на покупку земельного участка, Ваши юристы должны учитывать требования законодательства, предъявляемые к крупным сделкам, а также, в случае необходимости, нормы антимонопольного законодательства.

Какие документы следует изучить Вашим юристам

Если Вы решили организовать производство в России, то поручите юристам изучить следующие законы и положения:

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 №52-ФЗ), а также действующее законодательство в области охраны труда, экологии, безопасности производства.
  2. Пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.06.1997 №116-ФЗ). Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям госстандартов.
  3. Градостроительный кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ).
  4. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» (от 17.11.1995 №169-ФЗ). Содержит много важной информации, которая поможет определиться с местом будущего строительства.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утверждены постановлением Минздрава России от 10.04.2003 №38).

Какую форму собственности выбрать

У Вашей компании есть две возможности владеть производственной площадкой - в качестве собственника или в качестве арендатора. Ряд руководителей компаний считают своим конкурентным преимуществом то, что все производства располагаются в собственных зданиях на собственной земле. Это позволяет в случае свертывания производства при растущем рынке недвижимости и ценах на нее снизить потери и возвратить вложенные средства. Плюсом приобретения площадок и объектов недвижимости может стать их залоговая стоимость в банках. Эти средства как раз и можно направить на реконструкцию или закупку оборудования. Однако в регионах на данный момент сложно найти адекватные мощности по приемлемым ценам для приобретения в собственность. Местные владельцы предпочитают сдавать производственные площадки в долгосрочную аренду без возможности выкупа. С другой стороны, для быстрорастущих компаний затраты на приобретение в собственность коммерческих объектов могут свести на нет многие плюсы проекта. То есть аренда для таких компаний более выгодна.

Поручите Вашему финансовому директору проанализировать, какой вариант - приобретение в собственность или аренда - больше подходит Вашему бизнесу.

  • Как открыть филиал компании: 4 стратегии завоевания нового рынка

Перенос производства за рубеж

Вы можете разместить производственную площадку за пределами России. В данном случае Вам придется учитывать требования зарубежного законодательства, а также более тщательно контролировать работу производства. В первую очередь обращайте внимание на обеспечение гарантий по качеству продукции, срокам поставки, комплектности. Например, большие трудности возникают при работе с китайскими производственниками. Специфика их менталитета такова, что для них условия договора часто не являются чем-то обязательным, нарушение этих условий не становится из ряда вон выходящим событием. Например, нам периодически задерживали поставки заказанной продукции, объясняя это «уважительными», с их точки зрения, причинами: сбой на производстве или национальный праздник. Иногда комплектность поставленного товара не соответствовала указанной в договоре, маркировка товара отличалась от зафиксированной в товаросопроводительной документации, что создавало проблемы с таможней.

Стоимость создания производственной площадки

Зачастую расходами на открытие нового производства или новой линии считают затраты на оборудование, его установку и запуск. На самом деле данная смета может быть увеличена на десятки, а в случае неправильной проработки проекта - на сотни процентов. Так, затраты на подготовку и установку технических средств и линий сравнимы со стоимостью данных линий. Это обязательно надо учесть Генеральному Директору на стадии разработки проекта. Проконтролируйте, чтобы финансисты в смете расходов учли затраты на:

  • площади под складирование сырья и продукции;
  • ремонт и подготовку сетей (электричество, канализация, связь и т. д.);
  • доставку, установку оборудования (возможно, таможенную очистку);
  • строительство или модернизацию зданий и сооружений;
  • налоги с учетом социальных обременений в данном регионе;
  • персонал (с расходами на возможный переезд работников);
  • логистические издержки на поставки сырья, складирование и отгрузку готовой продукции.

Сколько будет стоить такой проект в «живых» деньгах, зависит от региона и потребностей производства. К примеру, для начала надо суммировать стоимость покупки (или аренды) земли и объектов недвижимости, где будет размещена производственная площадка. Для этого есть усредненные характеристики объектов, потребляемого оборудованием электричества и т. д. Стоимость земли в регионе известна с точностью до 5-10%. Скажем, в Воронежской области (в областном центре) на конец прошлого года она составляла 2000 долл. США за сотку с правом аренды на 49 лет. А здание на этом участке с отоплением, трансформатором на 500 кВт и канализацией предлагали в собственность за 500 долл. США за квадратный метр. Как видно из уточнений, все это может как увеличить, так и уменьшить стоимость проекта. Важны и территориальные моменты. Этот объект был расположен в периферийной части города, на левом, более дешевом с точки зрения цен на недвижимость берегу реки. Кроме того, стоимость рабочей силы в данном районе в 1,5 раза ниже, чем на правом берегу. Место под производство также находилась близко к въезду в город со стороны юга области. Этот момент был важен для решения вопросов логистики.

1 Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой путь подвижного состава возможно лишь после того, как этот путь будет сдан в эксплуатацию специально созданной комиссией. Кроме того, у каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). В противном случае всегда существует вероятность закрытия ветки и прекращения отгрузки продукции и поставки сырья.

Справка

Национальная технологическая группа (НТГ) осуществляет коммерческое вне- дрение наиболее перспективных разработок, организует их доработку и дальнейшую продажу. Для доведения объектов интеллектуальной собственности до товарного вида и их дальнейшей продажи НТГ создает малые научно-технические предприятия. Компания существует на рынке год, имеет 12 постоянных сотрудников и более 50 привлекаемых (эксперты и предметные специалисты).

ООО «Международная зерновая компания» - дочерняя компания Glencore International. Управляет 12 элеваторами на юге России. Основной бизнес - продажа зерна на экспорт. Glencore International - международный конгломерат с головным офисом в Швейцарии, специализирующийся на добыче, переработке и торговле минералами, металлами, энергоносителями и сельхозпродуктами по всему миру.

Григорий Котипов прошел все производство от грузчика до главного технолога. Последние пять лет работает в холдинговых структурах, занимается вопросами развития, модернизации и реконструкции производств.

Компания «Май» - российский производитель и дистрибьютор чая и кофе. Располагает собственными представительствами на плантациях стран, экспортирующих чай. Интересы компании «Май» на Цейлоне, в Индии и Китае представляет дочерняя структура May Company Ceylon (Pvt) Ltd. Качество продукции и бизнес-процессов соответствует стандарту ISO 9001. Торговые марки компании: чай «Майский», «Лисма» и Curtis.

Оборот - около 170 млн долл. США. Количество сотрудников - 1700.

В развитых странах многие крупнейшие города, прежде всего города-миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды и города-спутники. Непланируемый и практически неуправляемый процесс роста пригородов называется субурбанизацией (от лат. sub – под, около и urbs – город). К примеру, пригороды Парижа начали быстро и хаотично, без какого-либо плана, развиваться в конце XIX – начале XX в. В 1921 г. город насчитывал 2926 тыс. жителей, а городская периферия 1505 тыс. Спустя 10 лет численность населения Парижа сократилась до 2900 тыс. жителей, а пригороды увеличились до 8016 тыс.

Наиболее субурбанизированной страной мира считаются США: здесь в пригородной зоне проживает 60% населения. Многие никогда не покидают их. Сегодня в пригородах живет больше американцев, чем в городах или в метропольных районах. В начале 1980-х гг. офисов банков, промышленной администрации, торговых компаний в пригородах стало больше, чем в деловых центрах американских городов. Пригороды стали более привлекательными для бизнеса, чем города. Именно в пригородах росли новые рабочие места для сферы обслуживания, здравоохранения, информатики, банков, торговли. Правительство вкладывало средства в строительство международных трасс, пролегающих через пригороды, приняло для них льготное налогообложение, сделало дешевой и доступной землю. Рента для офисов в пригороде на одну треть дешевле. Многие компании в пригородах нанимают женщин, согласных работать за меньшую плату. В результате в пригородах самый низкий уровень безработицы.

Пригороды – населенные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним. Нередко это периферийные части города, официально не включаемые в его границы. Они существовали еще при средневековых и античных городах, где жили бедные слои, выгнанные из города. Сегодня – это место жительства богатых людей.

Пригородные зоны – это территории, прилегающие к городам и находящиеся с ними в тесной функциональной, экономической, культурно-бытовой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставками и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. поездками в 50-километровой зоне.

К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю – с городскими поселениями, подчиненными Петербургу, и внешнюю – территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км (четыре административных района Ленинградской области).

К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных городов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях; высокие налоги; загрязненность атмосферы большого города отходами промышленного производства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин; шум; растущую скученность; трудности передвижения и др. (рис. 9.4)

Рис. 9.4.

Субурбанизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Выезду среднего класса на природу поспособствовала не только экология, но и высокие цены на жилье в исторической черте крупного города. Оно стадо не по карману врачам, преподавателям, офисным служащим. Потоки беженцев потянулись за город – туда, где жилье дешевле. За ними последовали капиталы. Цены на жилье в центре поползли вниз. Домовладельцы резко сбавили арендную плату на быстро ветшающее историческое жилье, его теперь снимали только эмигранты, свободные художники, лица неопределенных занятий. Суточная миграция жителей пригородов в города со временем привела к заторам на дорогах, загрязнению атмосферы и окружающей среды, ненужной потере времени и т.д.

Решить проблему загородных пробок и потери времени в пути отчасти помогают, во-первых, перенос офисов, банков, торговых центров и предприятий в пригороды; во- вторых, надомный труд. Компьютеризация позволяет приблизить место работы и место жительства, выполнять трудовые задания, не выходя из дома и пересылая результаты по электронной почте. Человек за компьютером может выполнять работу для фирмы, расположенной на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, ослабляется, развивается феномен "всемирной деревни".

Отъезд обеспеченных людей за город привел к частичной депопуляции и социальной деградации, например, американских городов: у городских властей сократились средства на содержание полиции, учителей, врачей; возросла преступность, снизилось качество образования в школе (школы не могли готовить высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников для сферы обслуживания). Увеличилась преступность, распадались семьи, пустели дома, разрушались соседства. Бедняки не могли платить за жилье, росло число бездомных. Депопуляция американских городов увеличила расовое неравенство. В стареющих городах живут старики, бедняки и национальные меньшинства. Бизнесмены и политики принимают социальные программы в пользу пригородов, где они живут, а не городов, которые населяют чуждые им социальные слои . Тенденция последнего времени – обеднение пригородов .

В США количество бедных жителей пригородов в 2006 г. составило 12 млн человек и впервые за все время наблюдения превысило количество бедных в самих городах. Данные исследования, охватывавшего 100 крупнейших американских мегаполисов, показали следующее.

  • 1. Население пригородов растет быстрее, чем население городов, что приводит к естественному росту процента живущих за чертой бедности.
  • 2. В американских предместьях растет экономическое и расовое расслоение общества.
  • 3. Иммигранты предпочитают селиться в пригородах, а не в городах, и доход у них меньше, чем у коренных жителей страны.

В крупнейших городах США процент бедного населения пока остается выше аналогичного показателя для пригородов, но тенденция к изменению соотношения очевидна .

Отношения между городом и его пригородами характеризуют два социальных процесса: субурбанизация – отъезд состоятельных горожан из центра в пригород и джентрификация – их возвращение из пригорода в центр.

Джентрификация – это процесс превращения прежде нефешенебельных индустриальных и иммигрантских районов в престижные кварталы с дорогой недвижимостью. В научный оборот термин "джентрификация" ввела в 1964 г. английский социолог Рут Гласс. Она писала о том, как постепенно рабочий класс вытесняется из мест своего традиционного обитания в Лондоне средним классом. Ветхие бараки, лишенные элементарных удобств, перестраиваются в двухуровневые квартиры (две комнаты наверху, две внизу), которые выглядят не только благопристойно, но даже роскошно.

По времени субурбанизация и джентрификация не совпадают: первая появилась в начале XX в., вторая – в конце того же столетия.

В Америке пригороды существуют более 100 лет, их развитие стало наиболее интенсивным после Второй мировой войны. Ф. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации:

  • – первый этап (1900–1920) – жители пригорода ездили в город на трамвае;
  • – второй этап (1920–1930) – широкое распространение личных автомобилей;
  • – третий этап (1930 г. – конец Второй мировой войны) – неравномерное развитие пригородов;
  • – четвертый этап (1950–1960) – в пригородах стали строить дома из сборных конструкций;
  • – пятый этап (1960–1970) – сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий.

В 1970–1980-х гг. начался противоположный процесс: строительство в центре американских городов жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов. "Культурное опустошение" исторических центров приостановилось, и начался их ренессанс. Этот процесс распространился почти по всей стране: джентрификация происходит в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Рочестере, Дейтоне и Миннеаполисе. Трехмильная зона вокруг делового центра Чикаго – мировой столицы городской социологии – сплошь заселена джентрифицированными районами .

Процесс джентрификации охватил ныне многие развитые страны: средний класс переселяется в бывшие заводские районы, расположенные недалеко от центра, перестраивает ветхий жилой фонд, реконструирует исторический центр, повышая тем самым арендную плату, которую уже не в силах оплачивать рабочий класс, перемещающийся в так называемое социальное жилье.

В нашей стране субурбанизация, переселение имущих слоев за город, началась с опозданием примерно на 100 лет. На первом этапе (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) горожане утепляли, расширяли и благоустраивали свои дачные домики, превращая их в подобие коттеджей. На втором этапе (начиная с середины 1990-х гг.) богатые горожане покупали участки земли и возводили загородные особняки на западный манер. Их называли коттеджами .

Французское слово "cottage" первоначально означало сельский, крестьянский домик. В современном западном понимании коттедж – это небольшой, но благоустроенный загородный дом, нечто вроде хорошей дачи. В Финляндии коттедж – загородное жилое строение, которое также используется для отдыха от работы, а в Гонконге – кирпичный трехэтажный дом с балконом на верхнем уровне. Если дачи – это дома для временного проживания в летний период, то коттеджи предназначены для постоянного проживания в любое время года. От дач они отличаются не столько размерами и архитектурой, сколько наличием инженерных коммуникаций, обеспечивающих уровень комфорта как минимум городской квартиры.

Если в Европе коттедж – небольшой дом с прилегающим к нему участком земли, то в России это чаще всего загородный особняк с прилегающим поместьем. В архитектурном отношении первые коттеджи поражали вопиющей безвкусицей, нелепостью дизайна, несоответствием ландшафту. С конца 1990-х гг. архитектурный облик российских коттеджей серьезно изменился, и ныне по дизайну и комфорту они мало уступают заморским дворцам и виллам (рис. 9.5). Сегодня загородный дом – это статусная вещь, своеобразный атрибут делового человека. Основная часть покупателей элитной загородной недвижимости – люди в возрасте старше 40 лет с семьей из четырех-пяти человек, успешные руководители крупнейших компаний с высоким уровнем дохода, люди с одним или несколькими высшими образованиями, с самым взыскательным вкусом.

Со временем портрет покупателя загородной элитной недвижимости молодеет и его доход значительно снижается. Связано это с тем, что появляется альтернатива дорогим поселкам и происходит перераспределение части спроса с городской недвижимости на загородную. Если раньше дача или загородный дом являлись вторым жильем, причем сезонного типа, то теперь учащаются случаи, когда человек приходит покупать дом, продавая квартиру в городе.

Рис. 9.5.

Люди стали понимать, что иметь загородный дом не только престижно. Жить за городом для многих становится нормой жизни. Здесь нет городского шума и городской толпы, больше пространства для досуга, меньше анонимности, чем в городах. Пригороды более гомогенны, ибо вместе селятся люди одинакового образования и социального происхождения. В пригородах появилось то, что раньше было атрибутом города, – театры, дорогие бутики, хорошие рестораны, школы, индустрия развлечений. В сравнении с городом образ жизни в пригородах более домашний, пассивный, замкнутый на семью. Переезд за город, как показывают опросы, для многих оборачивается сокращением, а не расширением контактов и с семьей, и с друзьями.

Загороди ые особняки доставляют россиянам немало хлопот. Во-первых, они дороги при строительстве (от нескольких миллионов рублей до нескольких миллионов долларов), во-вторых, дороги в процессе эксплуатации (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц). Здесь часто отсутствует или недостаточно развита инфраструктура, не хватает магазинов и школ, центров развлечений. Тем не менее сегодня в России желающих переехать за город на постоянное место жительства гораздо больше, чем имеющих для этого деньги. Следовательно, можно ожидать и в будущем продолжения загородного строительного бума. Те, кому не позволяют средства, перебираются в загородные таунхаусы – комплекс малоэтажных комфортабельных домов, совмещенных друг с другом боковыми стенами. Обычно на первом этаже такого дома размещаются технические помещения: гараж, сауна, котельная, подсобки, на втором этаже – кухня и гостиная, на третьем – спальни, детские комнаты и рабочий кабинет. Каждый из таких домов имеет свой вход, иногда небольшой палисадник. Жители большинства коттеджных поселков уже обеспечены магазинами, спортивными клубами и ресторанами, но инфраструктуры, в частности детских садов и школ, пока не хватает.

Джентрификацию в нашей стране нельзя считать новомодным явлением, поскольку селиться в престижных квартирах городского центра предпочитали еще в советские времена партийные руководители и чиновники. В 1990-е гг. переселяться в центр и благоустраивать квартиры начали "новые русские". За последние 20 лет не только в Москве, но и в других городах России местные власти разработали и внедряют широкие программы по реконструкции и обновлению строений в прежде нефешенебельных городских кварталах. Жилье сдается па коммерческой основе, а приобретать его могут только очень богатые люди.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация – урбанизация деревни и ее городское обустройство. Это не переезд людей, а "переезд" в село городской инфраструктуры: перенос в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в том числе промышленности, сферы обслуживания и др.

  • См.: Lees L. Gentrification in London and New York: an Atlantic gap? // Housing Studies. 1994. № 9 (2). P. 199–217.
  • Что такое субурбанизация, и где она отмечается? 5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных городов развитых стран.

    Вопросы 1
    1. Численность населения Китая примерно в 10 раз больше числен¬ности населения Бангладеш, а плотность населения в 6,5 раза меньше. Во сколько раз площадь Китая больше площади Бангладеш?
    2. Назовите известные вам крупнейшие мегалополисы мира.
    3. Одна из агломераций, претендующих на звание крупнейшей в мире (30 млн жителей), расположена на острове. Назовите централь¬ный город агломерации и остров.
    4. Самый высокий небоскреб Западного полушария имеет 110 этажей и достигает высоты 447 м. Где он находится?
    В Нью-Йорке;
    В Сан-Паулу;
    В Чикаго.
    5. Что такое субурбанизация, и где она отмечается?
    6. Какие формы сельского расселения вы знаете?
    7. Что такое эмиграция?
    8. Что такое «утечка умов»? Приведите примеры.
    9. Какие бы вы могли выделить виды внутренней миграции, исходя из географических направлений переселения?
    10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся внутри страны.

    Ответы 1
    1. В 65 раз (если точно, не округляя цифр, то в 62).
    2. Босваш (Бостон - Вашингтон),Токио - Осака, Рейнский, Сан-Сан (Сан-Франциско - Сан-Диего).
    3. Токио. Хонсю.
    4. В Чикаго.
    5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных го¬родов развитых стран.
    6. Групповое (деревни, села), хуторские или фермерские.

    8. Переезд высокообразованных специалистов из стран с низким уровнем жизни в страны с высоким уровнем. В развитые страны Запада из развивающихся стран.
    9. Переселение людей из сельской местности в города, из малых городов в большие, из крупных городов в пригороды, со староосвоенных территорий во вновь осваиваемые районы страны, из районов Севера в центральные районы и др.
    10. Войны, другие вооруженные конфликты, этнические конфликты, эпидемии, экологические катастрофы, преследования на национальной и религиозной почве. Беженцы из Чечни - на остальную территорию России, беженцы из Косова - на остальную территорию Югославии (в настоящее время сербы), в Албанию и страны Западной Европы (недавно - албанцы).

    Вопросы 2
    1. В многоэтажном доме длиной 125 ми шириной 16 м живет 1500 человек. Какова здесь плотность населения? Имеет ли географический смысл этот показатель? Почему?
    2. Назовите известные вам крупнейшие агломерации мира.
    3. Мегалополис, претендующий на звание крупнейшего в мире и насчитывающий 60 млн жителей, расположен на острове. Назовите мегалополис и остров.
    4. Самый высокий небоскреб Восточного полушария имеет 88 этажей и достигает высоты 450 м. Где он находится?
    в Куала-Лумпуре; в Сингапуре; в Пхеньяне.
    5. Что такое ложная урбанизация и где она отмечается?
    6. Какие формы сельского расселения преобладают в переселенческих странах?
    7. Что такое иммиграция?
    8. Что такое этническая эмиграция?
    9. Какие вы могли бы выделить виды внешней миграции, исходя из побудительных причин переселения?
    10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся между государствами.

    Ответы 2
    1. 750 ООО чел./км2. Этот показатель не имеет географического смысла, так как существуют еще обширные пространства между домами.
    2. Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Калькутта, Бомбей, Рио-де-Жанейро.
    3. Токио - Осака. Хонсю.
    4. В Куала-Лумпур.
    5. Рост численности городского населения из-за притока беднейших слоев, образование трущобных районов с фактически сельским укладом жизни. На перифериях крупных городов развивающихся стран.
    6. Рассеянное: чаще всего - фермы.
    7. Выезд на постоянное место жительства из одной страны в другую.
    8. Въезд на постоянное место жительства лиц определенной национальности из определенной страны - обычно в страну, где они принадлежат к титульной нации. Например, немцы - из России и Казахстана (в Германию).
    9. Переселение людей из страны в страну на заработки (временно и постоянно), по политическим мотивам, в лучшие экономические условия, из районов вооруженных конфликтов (беженцы), этничес¬кая миграция, репатриация (возвращение на родину из эмиграции) и др.
    10. Русские беженцы из Средней Азии в Россию, из Афганистана в сопредельные государства, из Руанды и Бурунди в Конго (Киншаса),из Абхазии в Грузию, из Азербайджана в Армению и др.

    Перемещение производства

    Большая доля городского населения и рост занятости в городах развивающихся стран связаны с местной государственной и частной инфраструктурой, а также с инвестициями в промышленность или сферу услуг. Но основной источник роста занятости с 1980 года – это перемещение производства из развитых городских агломераций в развивающиеся.

    Многие факторы, среди которых низкие заработные платы, лучшее образование и профессиональное обучение, инфраструктура, логистика, местное снабжение, крупные потребительские рынки городских районов, благоприятная политика двусторонней и мировой торговли, а также инвестиционные льготы, предоставляемые развивающимися странами, в совокупности способны переместить производственный центр из развитых стран в развивающиеся.

    Эпицентр потребления среднего класса и доходов на душу населения перемещается вместе с промышленными и коммерческими инвестициями.

    Развивающиеся города реализуют свои инвестиционные преимущества согласованно с центральной и местной политикой правительства, а также при денежной, финансовой и торговой поддержке. Они конкурируют друг с другом за прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Города, а не центральные правительства по большей части способствуют перемещению производства. Торговые представительства, возглавляемые мэрами крупных городов Китая, направляют маркетинговые делегации в города США и Европы, чтобы предоставить свои возможности для инвестиций. Эти делегации едут в такие города США, как Сан-Франциско, Даллас, Атланта, Чикаго и Нью-Йорк, а не в резиденцию федерального правительства в Вашингтон, округ Колумбия.

    Инвестиция в перенос производства и открытие филиалов – это междугородний обмен, а не обмен между странами. Американские президенты могут повсеместно говорить об инвестициях и торговых достижениях. Но эти сделки заключаются между глобальными городами. Президенты стран привозят делегации мэров городов и крупнейших предпринимателей в глобальные города для привлечения туда бизнеса.

    В грядущие десятилетия мы можем ожидать непрерывное истощение производства в развитых странах и перемещение его эпицентра в развивающиеся регионы . Эта тенденция отражена в приведенных выше ссылках на сравнение темпов прироста ВВП в городах развитых и развивающихся стран. Более высокий абсолютный ВВП и доход на душу населения на Западе – это атрибуты наследия, которые могут исчезнуть в ближайшие десятилетия.

    Поскольку города США уже создали местное производство для замещения импорта из Европы, сегодня города развивающихся регионов создают привлекательные условия для размещения промышленных предприятий и развивают местное производство для замещения импорта с Запада. Широкий масштаб и быстрый темп такого замещения связаны с ускоренным ростом развивающихся городов и их потребляющих классов.

    Единственная надежда на экономический рост для развитых городов с небольшим населением – это инновации для экспорта. Однако ожидается, что эти инновации также будут непрерывно замещаться импортирующими городами развивающихся стран. Китай нацелен на снижение импорта технологий с 50 до 30 % к 2020 году. В то время как в 2011 году доля Китая в мировых НИОКР увеличилась до 12 %, доля США в мировых НИОКР уменьшилась с 36 до 35 % . Инновации и продуктивность – это ключи к будущему балансу экономической силы между городами развитых и развивающихся стран.

    К 2013 году крупнейшие развивающиеся страны и их местные частные и государственные ТНК и крупные предприятия имели финансовую возможность поддержать местные инновации. В случае с ВВП Китая 60 % приходит из частного сектора и 40 % китайского богатства находится в частных руках . Частный сектор Китая растет более быстрыми темпами, чем государственные компании, и богатство Китая, государственное и частное, инвестируется в покупку предприятий в развитых городах Европы, Японии и США в целях получения передовых технологий, выхода на рынок, а также укрепления силы бренда.

    Процессы перемещения производства предприятий начинают двигаться в противоположном направлении. Huawei является второй по величине компанией по производству телекоммуникационного оборудования в мире. Это частное предприятие, которое имеет материально-технические базы и оперативные подразделения по всему миру: в Европе, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке и даже в Соединенных Штатах, где его деятельность в значительной степени блокируется федеральным правительством. Lenovo – самый крупный производитель компьютеров в мире, и эта компания официально зарегистрирована в Гонконге. Китай имеет обширный частный, а также государственный капитал для глобального расширения деятельности собственных городов. Китайские предприятия приобрели множество компаний как в Европе, так и в США. За последние девять месяцев 2013 года китайские фирмы потратили рекордную сумму – 12,2 миллиарда долларов США – на 55 проектов, реализуемых на неосвоенных территориях, и приобретения в США. Скоро будет установлен новый рекорд по прямым иностранным инвестициям Китая в экономику США

    Американские исследователи обнаружили, что загрязненный воздух такого крупного мегаполи­са, как Нью-Йорк, менее вреден для раститель­ности, чем считающийся более чистым воздух городских предместий. Джилиан Грегг (ЛШап Gregg) и ее коллеги из Корнеллского универси­тета в Итаке (штат Нью-Йорк) высадили клоны дельтовидного канадского тополя (Populus deltoides) в разных кварталах центральной час­ти Манхэттена, а также в двух пригородах - северном (Хадсон-Вэлли) и восточном (Лонг-Айленд). Через три года выяснилось, что дере­вья в центре Нью-Йорка растут вдвое быстрее, чем на окраинах. Исследователи установили, что этот эффект не может быть объяснен различи­ями в окружающей температуре, качестве грун­та, содержании питательных веществ в почве или концентрации углекислого газа. Главным фактором, судя по всему, является уровень со­держания озона в воздухе. Озон образуется из атмосферного кислорода прежде всего в горо­дах, под действием ультрафиолетового солнеч­ного излучения и при наличии оксидов азота и углеводородов, содержащихся в промышленных выбросах и выхлопных газах автомобилей. Тем не менее в сельской местности средняя концен-

    трация озона, как правило, значительно выше, чем в городах. По мнению Грегг, тому есть два объяснения. Во-первых, за время реакции обра­зования озона воздушные массы нередко успе­вают сместиться из города в предместья, так что озон именно там оказывает свое негативное воз­действие на растительность. А во-вторых, как

    это ни парадоксально, те же выхлопные газы в городах защищают деревья от вредоносного озона: в ночное время монооксид азота разла­гает озон, образуя при этом диоксид азота и кислород. Более низкое содержание выхлопных газов в сельской местности приводит к тому, что монооксида азота просто не хватает для сколь­ко-нибудь значительного снижения концентра­ции озона. Источник: www.dw-world.de/russian . 14.07.2003.

    садик может быть очень скромным: газон с небольшим цветником около дома. Но задний двор поражает разнообразием. Здесь может быть и неболь­шой прудик, и огород, и фруктовые деревья, и небольшие клумбы, оканто­ванные ярким белым кирпичом. Любовь к английскому ландшафту была у первых колонистов и сохранилась у американцев до сих пор. Особое внима­ние уделяется парадному газону. Летом газон подстригается регулярно, по крайней мере один раз в неделю. Стрижка газона для американской семьи - своего рода традиция выходного дня".



    Пригородные зоны - территории, прилегающие к городам и находящи­еся с ними в тесной функциональной, культурно-бытовой и другой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставкой и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. трудовыми поездками в 50-километровой зоне. К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю с городскими поселениями, подчиненны­ми Петербургу, и внешнюю (территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км, четыре административных района Ленинградской области).

    В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пре­делами городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Здесь выделяются территории сельскохозяйственного производ­ства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют са­нитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в грани­цах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.

    В первое время пригородная зона понималась как территория, прилегающая к городу и тесно связанная с ним экономически как некий придаток города, «резервуар» пищевых продуктов, ибо ей изначально была свойственна прежде всего сельскохозяйственная функция. Но постепенно пригороды обретали иные функции - промышленную, научную, экологическую, транспортную, станови­лись важнейшими местами сосредоточения рекреационных объектов.

    К примеру, пригороды Парижа начали быстро развиваться в конце XIX - начале XX в. хаотично, без какого-либо плана. В 1921 г. город насчитывал 2 926 тыс. жителей, а городская периферия 1 505 тыс. жителей. Через 10 лет численность населения Парижа несколько сократилась до 2 900 тыс. жите­лей, а пригородов увеличились до 8 016 тыс. жителей. Во многом периферия выросла в результате неконтролируемого увеличения протяженности приго­родов. В Париже ежегодно продолжают возникать многие сотни мелких пред­приятий, преимущественно сферы обслуживания. Число занятых в промыш­ленности и в строительстве ежегодно увеличивается на 30-40 тыс. человек. В 1960-х гг. проблема развития Парижа особенно обострилась: резко ухуд­шилась экологическая ситуация, возросли транспортные трудности, субур­банизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Численность населения Парижской агломерации оказалась в 8- 10 раз выше, чем в других крупных агломерациях страны 2 .

    1 Игнатьева М. Дачные домики и загородные виллы. - www.landshaft.ru .

    2 Агапова А.Б. История развития и современное положение Парижа и его пригородов. - http://geopub.narod.ru/student/agapova/ 1/3. htm.

    Пригородные зоны особенно развиты вокруг крупных городов и являют­ся частью городских агломераций - нескольких городов, объединенных в одно целое общими транспортными, производственными, трудовыми, куль­турно-бытовыми связями и окруженных пригородными зонами.

    В пригородных зонах крупных городов размещаются пригороды, города-спутники, зоны отдыха, сельскохозяйственные угодья. Пригороды - насе­ленные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним, а нередко - периферийные части города, официально не вклю­чаемые в его границы.

    К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных горо­дов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях, высокие налоги, загряз­ненность атмосферы большого города отходами промышленного производ­ства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин, шум, растущую скучен­ность, трудности передвижения 3 .

    Пригородные поезда, перевозящие рабочую силу из полуиндустриальной окрестности в супериндустриальные центры, - верный признак того, что процесс урбанизации зашел очень далеко, утомительные часы, проведенные в вагоне, транспортная усталость, присоединяющаяся к усталости трудовой.

    Рис. 36. Многие российские города обзаводятся городами-спутниками

    У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя городские агломерации, которые объединяются в мегаполисы. Пригородная зона образует вместе с городом

    3 North American Suburbs: Politics, Diversity and Change / Ed. by J. Kramer. Berkeley, 1972; Нитобург Э.Л. Субурбанизация и негритянские гетто в США// Советская этнография. 1968. № 5.

    более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская. Петербургская агломерации, Лондонский метрополи-тенский район. Парижская агломерация «в широких границах». Большой Нью-Йорк («урбанизованный ареал Нью-Йорк»).

    ПОСАА И СЛОБОДА

    Функцию городского пригорода в России исторически выполнял посад, занимавший промежуточное положение между селом и городом.

    Посады возникли после того, как в славянских городах четко обозначил­ся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и концентрации тор говцев и ремесленников в городах. Первоначальное название этих районов города - подол (от обычного расположения ниже воздвигавшегося на воз­вышенном месте города-крепости, где находились резиденция феодальной государственной власти и дворы феодалов), которое примерное конца XII- XIII вв. сменяется на посад. В XV-XVII вв. торгово-ремесленное населе­ние посадов именовалось посадскими людьми («посажанами»). Источни­ки XIV-XV вв. чаще всего посадских людей именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей. На современном социологическом языке их можно смело относить к средне­му классу. Это восходящая социальная страта, возникшая на пике эконо­мического роста русских городов в X-XVIII вв. В большинстве своем это был ремесленно-торговый люд среднего достатка, хотя по нормам феодаль­ного права они относились к тяглым сословиям Русского государства (земля на посаде считалась в собственности феодального государства). Посадских людей можно также называть прообразом или зародышем третьего сосло­вия на Руси. Ремесленно-торговое население городов создавало свои тер­риториальные и профессиональные объединения 4 (сотни, «концы» в Вели­ком Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Посады крупных городов делились на слободы, сотни и полусот­ни. По мере роста значения посада они окружались каменными и деревян­ными стенами.

    ПОСАД: !) в русских княжествах X-XVI вв. торгово-ремесленное по­селение вне юродских стен, ставшее позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни; 2) предградье. предместье, тергово-ремесленная, первоначально неукрепленная часть русских городов эпохи феодализма; 8) в Российской империи небольшие поселки юродского типа

    Как и полагается третьему сословию, посадские люди несли в себе эле­менты социальных и политических новаций. В частности, они поддержива­ли политику великих князей, направленную на свержение монголо-татар­ского ига и объединение русских земель, вели борьбу против усиления фео­дального гнета (восстания в Москве в 1382 г., 1445 г., Новгороде 1418 г., 1446-1447 гг. и др.). Им были не чужды либеральные идеи, склонность к предпринимательству, экономической свободе и социальному благополучию.

    4 В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей.

    К сожалению, посадские люди иестали до конца третьим сословием, как мелкие торговцы и ремесленники в Западной Европе. Часто его состав оп­ределялся приписным порядком самим государством, а не формировался снизу, в условиях экономической конкуренции и развития ремесла. Так, в XV-XVI вв. московское правительство зачисляло в сословие посадских лю­дей частновладельческих крестьян. В городах, присоединенных к Москве. центральные власти конфисковали собственность удельных князей и мона­стырей, а зависимое от них городское население переводили в разряд «поса­жан». Искусственное расширение этого сословия происходило также входе образования новых центров городского типа (слободы, рядки), население которых правительство зачисляло в зависимое сословие. В пользу государ­ства оно несло немалые повинности - промысловые налоги, торговые по­шлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению ук­реплений, и в службах. «Люди горожане» объединялись в общину, возглав­ляемую земским старостой. Тот отвечал за уплату налогов и их раскладку между членами общины.

    Из-за принудительного характера посадской общины, равно как и крес­тьянской, посажане сбегали при первом удобном случае. Бегство из посад­ских общин приобрело массовый характер. Опустение посадов вызвало тре­вогу правительства. В 1600-1602 гг. оно начало возвращать беглецов, кото­рых именовали «закладчиками» 5 , в общину «по старине» и приписывать к ней различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». По стране прокатилась волна царских сысков, ремесленников возвращали и приписывали к определенным посадам. В ответ на это в середине XVII в. произошли крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и других городах. Государство пошло на уступки. Предоставление экономичес­ких свобод привело к тому, что численность посадского люда в 1649- 1652 гг. возросла с 311,5 тыс. до 41,6 тыс. дворов 6 .

    В конце XVI в. государство выделило из посадских людей немногочислен­ную группу купцов и, объединив их в привилегированные корпорации гос­тей, гостиную сотню и суконную сотню, использовало для выполнения фи­нансово-торговых поручений. Среди «посажан» преобладали купцы, средние и мелкие торговцы, товаропроизводители, ремесленники и люди, кормив­шиеся работой и подаяниями (нищенством). Они были прикреплены к «чер­ным» тяглым общинам. Среди них в XVI-XVII вв. существовала социальная дифференциация: все они делились на «лучших», «середних» и «молодших», а иногда и «самых молодших» посадских людей. Через 200 лет произошло еще одно расслоение в связи с наступлением капитализма: богатая верхушка по­сада инвестировала капиталы в промышленные предприятия, переходя в высший класс, а на социальное дно выпадала низкоквалифицированная масса пригородного люда, быстро превращавшаяся в наемных работников. Таким образом, социальное восхождение одних (превращение ремесленников в куп-

    1 Рост налогов и повинностей, а также экономические трудности, порожденные Ливонской войной 1558-1583 и опричниной, нанесли тяжелый удар посадам. «Посажане» покидали общину и записы­вались в служилые люди, т.е. «закладывались» (вступали под защиту и патронат) за крупных феода­лов или бежали из городов на окраины государства.

    6 См.: Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в X1V-XV вв. М, 1960; Города феодальной России: Сб. статей. М., 1966; Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М.; Л., 1947-1948. Т. 1-2.

    цов и предпринимателей) и социальное падение других (превращение ремес­ленников в рабочих) окончательно подорвало социальную основу некогда прогрессивного и экономически активного третьего сословия.

    Приблизительно с XVII в. посады стали причислять к городам, самые крупные их них превратились в торгово-промышленные центры и были пе­реведены в статус городов. К середине XVIII в. категория посадских людей путем царских распоряжений была переведена в низший, шестой, разряд горожан и окончательно слилась с мещанами.

    МЕЩАНСТВО (польск., единственное число mieszczanin - горожа­нин) - сословие в дореволюционной России, включавшее различ­ные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовла­дельцев, торговцев и т.п.). По губернской реформе 1775 г. к меща­нам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Они платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, были ог­раничены в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане перехо­дили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепост­ной зависимости. В переносном смысле мещанами называют лю­дей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индиви­дуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность.

    В связи с городскими реформами конца XVIII в. социально-экономичес­кая роль посадов сходит на нет, а название «посад» сохраняется лишь за не­которыми поселками городского типа в конце XVIII - начале XX в. Посады в старинном значении слова как своеобразные наукограды деградировали, превратились в захудалые уездные городишки с провинциальными нравами. Здесь труднее было найти работу, повышать квалификацию. В XVIII в. ре­месленники и посадский пролетариат составляют более половины всего по­садского населения. «Не отличаясь обильностью населения, -пишет А. К.и-зеветтер, -посадская община XVIII в. представляет картину довольно рез­кой общественной дифференциации. Многочисленная масса чернорабочего и ремесленного населения и над ней небольшая, сравнительно, группа тор­гующих купцов, выстроенная в три яруса - по трем гильдиям, причем, чем выше ярус, тем малочисленнее составляющий ее контингент - такова обыч­ная бытовая физиономия посадской общины изучаемой эпохи. Типичная посадская община этой эпохи - небольшая пирамида с широким основани­ем в виде «подлого» гражданства и с очень тонкой верхушкой в виде мало­численной группы первогильдийских купцов 7 .

    У отечественных исследователей, в частности Ж.А. Зайончковской, изуча­ющих советский тип пригородной зоны, появился особый термин - «слобод­ская культура», которым они обозначают промежуточное звено в системе адап­тации сельских мигрантов курбанизованной среде. Такой тип гибридной куль­туры возникает в результате неполной и искаженной адаптации традиционной сельской культуры к новым условиям урбанизации. Наиболее интересны в этом плане выводы В.Л. Глазычева о формировании в советских условиях осо­бого типа культуры, возникающей на базе промежуточных типов поселений, главным образом поселков городского типа и рабочих окраин больших горо-

    См.: Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII в. М., 1903. С. 169.

    дов, которые автор характеризует термином «слобода». В культуре «слободы», по мнению Глазычева, были «представлены элементы патриархальной куль­туры, роднящие ее с деревней, и элементы «фабричной» культуры и мещан­ского фольклора, в которых чисто внешне присутствовали ценности культу­ры крупных городов и их центров в первую очередь» 8 .

    Жители ближнего пригорода, создавшие особую субкультуру - культуру го­родского посада - проявили себя достаточно рано как политическая сила. В 1917 г. именно этот слой сыграл решающую роль в победе большевиков. Отряды крас­ногвардейцев состояли вовсе не из кадровых рабочих, которые относились к революционным призывам достаточно прохладно, предпочитая политическим лозунгам чисто экономические (в силу своего более бедственного, чем у по­садского люда, положения): увеличение заработной платы и сокращение рабо­чего дня. В красногвардейцы шли мелкие лавочники, малоквалифицированные пролетарии, люмпены, босяки, уголовники и прочая подобная публика 9 .

    Рис. 37. Александровская слобода в XVI в.

    В старых словарях «слобода» определялось как большое село (рис. 28), где более одной церкви, торг или ярмарка, либо волостное правление, род сель­ской столицы; также промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Слободки есть при большей части городов: слободкой приселяют­ся и крестьяне, и мещане, также отставные, занимаясь частью хлебопаше­ством и пр. Современные справочники дают более обобщенную характери­стику: «слобода» - название различных поселений в Русском государстве XI- XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, ино­земные, в городах - слободы ремесленников.

    * См.: Глазычсв В.Л. Or сельской культуры к урбанизации // Культура и советском обществе. М, 1988. С. 42. 9 Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.