Оспаривание бездействия департамента жилищного обеспечения мо рф. Оспаривание бездействия департамента жилищного обеспечения мо рф Департамент жилищного обеспечения министерства обороны

СУДЕЬНЫЕ СПОРЫ С ДЖО МО РФ

В нашей практике значительное место занимают судебные споры с Министерством обороны Российской Федерации - с воинскими частями, учреждениями в системе МО РФ, а также и с Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В этой статье мы хотели бы прояснить основные вопросы, возникающие у военнослужащих (бывших военнослужащих) в связи с обращением в суд с иском, в частности, к ДЖО МО РФ.

1. В какой суд обращаться.

На вопрос в какой же суд обращаться, - в гражданский или военный, - дан исчерпывающий ответ в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»:

«…дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.»

В дополнении к изложенному стоит отметить, что речь идет именно о спорах, связанных с воинской службой, или спорах, проистекающих из военно-служебных правоотношений.

Так, споры о приватизации жилья подсудны гражданским, а не военным судам именно потому, что в данном случае, правоотношения сторон основаны на Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ», а не на Законе «О статусе военнослужащих» или, например, на контракте военнослужащего. В то же время спор о предоставлении жилья будет подсуден военному суду, поскольку право на получение квартиры обусловлено именно статусом военнослужащего, ну и, разумеется, Законом «О статусе военнослужащего».

Полагаю необходимым обратить ваше внимание, что приведенные выше принципы определения подсудности в большей степени важны при предъявлении гражданских исков.

В случае предъявления военнослужащим административного иска к органу военного управления или к воинскому должностному лицу, то таковые без каких-либо исключений подсудны военному суду.

1.1. В какой военный суд обращаться с иском.

В случае подачи гражданского иска, то ответ на вопрос в какой суд обращаться, - очевиден - в суд по месту нахождения Ответчика.

В то же время Кодекс административного судопроизводства (КАС) решает данный вопрос несколько иначе:

Статья 24 КАС:

2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

В контексте обобщения практики судебных споров с ДЖО МО РФ следует отметить, приведенные выше нормы КАС РФ позволяют военнослужащему обратиться с административным иском к ДЖО не в Московский гарнизонный военный суд - по месту нахождения ДЖО, а в другой военный суд - по месту жительства (которое, как правило, совпадает с местом службы) военнослужащего.

2. Повторное получение квартиры после развода (расторжения брака)

Ст. 53 ЖК РФ:

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий

В случае расторжения брака после получения жилья офицеры часто оставляют квартиру семье.

Очевидно, такие действия признаются добровольным ухудшением жилищных условий. Однако, с учетом содержания все той же ст. 53 ЖК РФ, по истечении 5 (пяти) лет офицер вправе вновь встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снова получить квартиру в соответствии с законом «О статусе военнослужащего».

Можно лишь предположить, что такая возможность повторно получить квартиру часто используется и на основе искусственно созданных предпосылок.

Полагаем, что именно этими причинами обусловлено появление новых формулировок в отказах ДЖО в предоставлении жилья.

Вот, текст одного из отказов ДЖО:

«Из представленных документов следует, что в связи с прохождением военной службы ФИО от Минобороны России в 1998 году было предоставлено жилое помещение…

В последующем решением --- городского суда снят с регистрационного учета по месту жительства. В настоящее время в жилом помещении проживает бывшая жена - ФИО и дочь - ФИО.

Согласно статьям 15 и 23 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) реализация права на жилье военнослужащих заключивших контракт о прохождениивоенной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления от Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма) Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила законом не предусмотрено.

Таким образом, Министерству Обороны Российской Федерации должно быть сдано ранее предоставленное жилое помещение.

Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 установлено, что если военнослужащий обеспечивался ранее от Минобороны России жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что ФИО ранее был обеспечен жилым помещением, которое в установленном порядке не сдано и в настоящее время в нем проживают третьи лица, оснований для предоставления ему жилого помещения не имеется

Полагаем, необходимым дать краткий юридический анализ изложенных выше доводов и формулировок:

1) На наш взгляд ошибочным является суждение ДЖО о том, что Закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению военнослужащим жилья (в собственность или по договору социального найма) только один раз за все время службы.

Действительно, о таком правиле упоминается в пункте 14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащего»:

«Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.»

Между тем, действие приведенной выше нормы закона распространяется на военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Таким образом, на действующих военнослужащих п.14. ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», с учетом перечисленных в нем критериев, не распространяется.

2) Представляется спорной ссылка ДЖО на п. 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8.

В названном пункте Пленума указывается: «Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств»

Согласно п.1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма

Как следует из приведенной нормы закона право на получение жилья в порядке Закона «О статусе военнослужащих» возникает у действующего военнослужащего по истечении 20 лет службы.

Очевидно, что если офицер получил квартиру по договору социального найма до того, как отслужил 20 лет, то в данном случае он реализовал свое право на получение жилья в порядке Жилищного Кодекса Российской Федерации, а не в порядке Закона «О статусе военнослужащих», поскольку продолжительность его службы в ВС РФ составляла менее 20 лет.

Учитывая, что в п. 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 речь идет именно о реализации права на жилое помещение в порядке Закона «О статусе военнослужащих», то в случае получения офицером ранее жилья в порядке ЖК РФ названный пункт Пленума применению не подлежит.

Руководитель юридической практики

Сахарментов А.Р. 89167258493

1. Прошу предоставить мне сведения о распределении лимитов жилой площади для постоянного проживания, выделяемых для войсковой части [номер части] на 2010 год, а также на каждый последующий год до года предоставления мне и членам моей семьи жилья по избранному постоянному месту жительства для постоянного проживания.

Жилищная консультация от юристов ДЖО Минобороны РФ

В случае если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

С 11 июля 2019 г. принятие на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, осуществляет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

Департамент жилищного обеспечения

5. В процессе своей деятельности Департамент жилищного обеспечения взаимодействует с заместителями Министра обороны Российской Федерации, центральными и иными органами военного управления, в установленном порядке с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

С 1 мая по 30 июня 2019 г. 1 отделом ЗРУЖО выдано военнослужащим 102 справки о сдаче служебных жилых помещений при получении постоянных жилых помещений по избранному месту жительства. Жилые помещения распределены военнослужащим-очередникам и планируются для предоставления слушателям высших военно-учебных заведений.

Военный суд отменил распоряжение Департамента жилищного обеспечения МО РФ

Пунктом 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Сайт Минобороны о жилье для военных

Для удобства посетителей и возможности более точно рассчитать сумму, положенную к выплате, Минобороны на официальном сайте в феврале этого года ввело в действие онлайн-калькулятор ЕДВ. Расчёт суммы происходит после введения всех требуемых данных, для чего калькулятор снабжён удобными и понятными интерактивными подсказками:

Как послать запрос в Департамент жилищного обеспечения МО РФ

Отсутствие же в распоряжении командования войсковой части [номер части] жилого помещения в [избранное постоянное место жительства, например: городе Москве], которое могло бы быть предоставлено мне., не может служить основанием для отказа в удовлетворении моих требований об обеспечении жильём, с последующим представлением к увольнению с военной службы, поскольку совершение указанных действий в отношении меня гарантировано законом.

16 апреля исполняется ровно пять лет со дня создания Департамента жилищного обеспечения Минобороны России. Сегодня это едва ли не самый значимый центральный орган военного управления, с которым так или иначе связаны ожидания большей части военнослужащих ВС РФ.

Департамент жилищного обеспечения минобороны россии

Т. ШЕВЦОВА — Поэтому первая наша идея, конечно, была предоставить нам доступ, но здесь мы немножечко упёрлись в законодательную норму, да, то, что этот реестр доступен контролирующим органам, судебным органам, но не другим органам федеральной исполнительной власти. Но в данном случае были услышаны и Росреестром, и Министерством экономического развития, и такие поправки депутаты тоже подготовили, и сегодня все ведомства за, вот, вопрос принятия этого законопроекта. Но, опять-таки, квартиры мы должны давать сегодня. И ждать, когда будет принята такая поправка, мы тоже не можем. Поэтому мы сегодня с Росреестром договорились всё-таки каким образом? Министерство обороны направляет списки военнослужащих в Росреестр. Росреестр нам отрабатывает эту информацию в течение 14 дней, как по закону. И отправляет нам информацию о том, что у, там, того количества военнослужащих, которые мы направили, собственности нет. Ну, например, я отправила на 100 военнослужащих, да? И мне Росреестр направляет – 99 – нет, а у Иванова Сергея Ивановича есть. Тогда моя задача в принципе состоит поработать только с этим Ивановым. Сказать – Иванов, у тебя собственность есть. Либо говори, какая, либо сам неси справки из Росреестра. То есть мне, вот, сейчас надо получить информацию, что у него нет жилья на 50000 военнослужащих, с кем я должна заключить договор социального найма. Так вот, работу с Росреестром мы сегодня организовываем, и нашим военнослужащим сегодня говорим о том, что предоставляйте документы только без этой информации, а информацию по собственности мы узнаем сами.

Департамент жилищного обеспечения Минобороны России подвел первые итоги предраспределения жилья военнослужащим

Вопрос обеспечения жильем военнослужащих сегодня стоит очень остро. По данным Минобороны России, в период с 2010 года по 2014 год квартирами обеспечено 189,5 тыс. военнослужащих, при этом на 1 января 2014 года необеспеченными остались 12,9 тыс. семей (то есть около 40 тыс. человек).

Справочный материал о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации

16 апреля 2010 года в соответствии с Директивой № Д – 32 дсп Министра обороны Российской Федерации был организован Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который является центральным органом военного управления и осуществляет деятельность по реализации задач, связанных с обеспечением жильем военнослужащих и членов их семей.

Форум для военнослужащих

В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей. Командованием войсковой части [номер части] не предпринимаются меры, направленные на обеспечение меня жильём и представление к увольнению с военной службы.

Оспаривание бездействия Департамента жилищного обеспечения МО РФ

В соответствии с п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №(далее – Положение), в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

Департамент жилищного обеспечения Минобороны России приступает к предварительному распределению жилья в Москве

По его словам, первый опыт предварительного распределения квартир в подмосковных Мытищах (где из 2300 квартир уже распределено 1460 квартир, а еще 500 квартир ожидают своих хозяев) уже получил положительные отзывы от военнослужащих, в том числе от общественной организации «Офицеры России».

С 13 по 15 февраля 2017 года в Министерстве обороны РФ проходили сборы сотрудников органов жилищного обеспечения военного ведомства, в ходе которых будут подведены итоги работы в 2016 году и определены приоритетные задачи на текущий год. В сборах приняли участие более 250 представителей органов жилищного обеспечения из всех военных округов страны.

В качестве почетных гостей на мероприятии присутствовали: председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, член президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ» Виктор Озеров, первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов; председатель Президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков и другие.

Заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов и руководитель Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Сергей Пирогов отметили значительный вклад организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» в решение проблемы обеспечения постоянным жильем военнослужащих и членов их семей.

Выступая перед участниками сборов, Антон Цветков назвал в числе основных положительных моментов работы Департамента жилищного обеспечения Минобороны России и территориальных органов жилищного обеспечения высокую эффективность, максимальную прозрачность и ориентированность на военнослужащих и членов их семей.

«Все прекрасно помнят, с каких трудностей и даже напряженности начиналось наше взаимодействие с Минобороны по решению жилищной проблемы несколько лет назад. Были и митинги, и аресты по нашей инициативе порядка 2 тыс. квартир из специализированного фонда ведомства, и подача в розыск по линии ФССП тогдашнего директора ДЖО. С приходом в Минобороны РФ Сергея Шойгу и в целом новой команды руководителей ситуация коренным образом изменилась, многолетние вопросы начали решаться. Разумеется, не все было гладко, но в плотном взаимодействии с Комиссией Общественной палаты РФ по безопасности, организацией «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» новое руководство ведомства планомерно и целенаправленно двигалось в направлении решения вопроса», - подчеркнул председатель Президиума.

По его словам, сегодня в сфере обеспечения военнослужащих постоянным жильем также есть объективные трудности. В частности, речь идет о проблеме банкротства строительной компании СУ-155, что привело к значительным корректировкам сроков сдачи и заселения крупных микрорайонов для военных в Москве. «Но при этом мы видим, что руководство Минобороны, профильных департаментов делает все, чтобы ускорить этот затянувший процесс, берет на себя всю полноту ответственности и находит пути решения проблемы. Говорю уверенно, потому что держим этот вопрос на плотном и постоянном контроле. На площадке Общественной палаты России мы регулярно проводим встречи и рабочие совещания, в том числе с участием очередников. Очень важно обеспечивать прямой диалог, в ходе которого снимается много вопросов», - отметил Цветков.

Об окончательном решении проблемы с обеспечением жильем столичных очередников в текущем году заявил замминистра обороны Тимур Иванов. «Очень важным аспектом является обеспечение жильем в Москве. Вы знаете, всю эту устаревшую проблему с нашим недобросовестным исполнителем СУ-155. Тем не менее, подходы найдены, определен источник финансирования для завершения строительства, и в этом году мы поставим на этом точку», - сказал он.

Всего по данным Минобороны, начиная с 2012 года очередь на обеспечение постоянным жильем уменьшилась почти в три раза: с 82,4 тыс. до 29,8 тыс. военнослужащих, причем, треть из них уже получила извещения о предоставлении жилья.

Полностью закрыта потребность в квартирах на постоянное жилье более чем в 30 городах: Туле, Калуге, Орле, Владимире, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Мытищах, Подольске, Воронеже, Краснодаре, Новороссийске и других. Всего же с 2012 года Департаментом жилищного обеспечения Минобороны России и его региональными управлениями выполнены социальные обязательства по обеспечению жильем в отношении почти 350 тыс. военнослужащих.

Руководитель департамента Сергей Пирогов сказал, что в минувшем году были обеспечены жильем 114 тыс. военнослужащих, в том числе, 5,2 тыс. военных получили квартиры в натуральном виде, 6,3 тыс. - жилищные субсидии, 29 тыс. - служебное жилье, 59 тыс. - компенсацию за наем жилья и 14 тыс. военнослужащих приобрели квартиры с помощью накопительно-ипотечной системы.

В целом же в накопительно-ипотечную систему для военных в минувшем году были включены более 20 тыс. человек - 120% от плана. Участник накопительно-испотечной системы уже через три года после вступления в программу может приобрести жилье в собственность с использованием жилищного займа.

С начала 2017 года жилищные органы Минобороны России распределили более 1,6 тыс. квартир для военнослужащих в Москве. «Военнослужащим предложено 1614 квартир в домах с оконченным строительством, оформленным правом собственности и принятых в эксплуатацию управляющими компаниями в новом микрорайоне, расположенном в Северном административном округе Москвы на улице Синявинская, дом 11. В настоящее время проводится работа по доведению военнослужащим именных извещений», - сообщил Пирогов.

В ходе мероприятия наиболее отличившимся военнослужащим были вручены грамоты и подарки от Минобороны, Совета Федерации, Госдумы, Общественной палаты РФ.