Моделирование. Моделирование и прогнозирование при принятии решений Моделирование и прогнозирование в менеджменте

Основные модели управления. Процесс построения модели. Методы принятия решений: платежная матрица, "дерево решений". Методы прогнозирования управленческих решений. Разновидности прогнозов.

Решения являются одной из важнейших составных частей процесса управления. Весь процесс управления представляет собой непрерывную цепь решений разной сложности и важности, различающихся по своему характеру, продолжительности влияния, затрагиваемым уровням и выполняемым функциям.

Место решений и их использование в процессе управления определяются соответствием принятых решений целям функционирования организации, для которой они принимаются. Необходимо выделить также такую черту управленческого решения, как его директивность и обязательность, которая как бы автоматически порождает действие управляемой системы по осуществлению принимаемых директив, команд, предписаний.

Одним из характеристик управленческого решения служит определение системы средств осуществления намеченной задачи, лиц, ответственных за соответствующие действия, и сроков исполнения решений. И, наконец, необходимо упомянуть о таком свойстве решений, как наличие системы правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесения изменений и отмены.

Различают две группы методов выбора решений: методы нахождения решении путем формализации задачи и дальнейшего ее решения средствами математики и методы выбора решения, имеющие эвристическую оценку, т.е. такие методы выбора решения, которые базируются на интуитивно-логических заключениях.

Надо отметить, что по мере совершенствования формальных методов управления роль человека в принятии решений не только не уменьшается, но и возрастает, поскольку он высвобождается от выполнения работы формализуемых процедур.

При принятии решения очень важно обеспечить правильное сочетание формальных и неформальных методов, максимально использовать те возможности, которые несет с собой автоматизация процессов принятия решений, но и не следует переоценивать эти возможности.

Моделирование заключается в том, что создается модель, т.е. нечто похожее на реальную систему и сохраняющие существенные свойства ее как оригинала. Модели могут быть физическими, аналоговыми и математическими.

Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.

Аналоговая модель представляет собой исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой.

Математические модели характеризуют реальную систему символическими уравнениями или неравенствами. Универсальность математического языка делает математические модели наиболее удобным инструментом изучения объекта, его основных свойств.

Вторая часть модели - ее ограничение - представляет собой математическую запись условий, при которых осуществляется выбор решения.

После того как модель построена, начинается ее экономико- математический анализ, основной целью которого является нахождение оптимального решения.

Платежная матрица

По словам Н. Пола Лумбы: «Платеж представляет собой денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретными обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу» , как показано на 8.4, Слова «в сочетании с конкретными обстоятельствами» очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего будет надежным. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически свершаются. Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным.

В целом платежная матрица полезна, когда:

1. Имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.

2. То, что может случиться, с полной определенностью не известно.

3. Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.

Дерево решений

Еще один популярный метод науки управления, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ - это схематичное представление проб-лемы принятия решении» . Как и платежная матрица, дерево решении дает руководителю возможность «учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы» . Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Методом дерева решений можно пользоваться в ситуациях, подобных описанной выше, в связи с рассмотрением платежной матрицы. В этом случае предполагается, что данные о результатах, вероятности и т.п. не влияют на все последующие решения. Однако дерево решений можно построить под более сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений - это полезный инструмент для принятия последовательных решений.

Методы прогнозирования.

Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.

К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экспертное прогнозирование, технологическое прогнозирование, нормативное прогнозирование, метод сценариев.

Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.

1. Метод технологического прогнозирования.

Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.

В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации.

Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.

2. Метод экспертного прогнозирования.

С помощью этого метода прогнозирования может быть решена большая часть проблем, возникающих при разработке прогнозов. В экспертном прогнозировании существует несколько основных этапов:

1.Подготовка к разработке прогноза;

2.Анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий;

3.Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;

4.Проведение экспертизы;

5.Разработка альтернативных вариантов;

7.Контроль хода реализации прогноза и корректировка прогноза;

3. Метод изыскательского прогнозирования.

Одним из основных методов, используемых в изыскательском прогнозировании, является экстраполяция временных рядов – статистических данных об интересующем нас объекте. Экстраполяционные методы основаны на предположении о том, что закон роста, имевший место в прошлом, сохранится и в будущем, с учетом поправок из-за возможного эффекта насыщения и стадий жизненного цикла объекта.

К числу кривых, достаточно точно отражающих изменение прогнозируемых параметров в ряде распространенных ситуаций, является экспонента, то есть функция вида:

где t-время,

a и b-параметры экспоненциальной кривой.

К числу наиболее известных экспоненциальных кривых, используемых при прогнозировании можно отнести кривую Перла, выведенную на основании обширных исследований в области роста организмов и популяций, и имеющую вид:

Y = L/(1+a*(e-bt),

где L -верхний предел переменной y.

Не менее распространена кривая Гомперца, выведенная на основании результатов исследований в области распределения дохода и уровня смертности (для страховых компаний), где k-также параметр экспоненты.

Кривые Перла и Гомперца использовались при прогнозе таких параметров, как возрастание коэффициента полезного действия паровых двигателей, рост эффективности радиостанций, рост тоннажа судов торгового флота и т.д.

4. Метод нормативного прогнозирования.

Нормативное прогнозирование представляет собой подход, к разработке прогноза исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемом периоде. Основным методом, использующимся в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение первоочередности выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей проектов.

Обычно используются двумерные и трехмерные матрицы. Наиболее часто горизонтальные матрицы решений используются для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях. При этом в качестве ресурсов могут выступать денежные средства, рабочая сила, её качество и квалификация, оборудование, энергетические ресурсы и т.д.

5. Метод сценариев.

При разработке управленческих решений широкое распространение нашел метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.

Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с, тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.

Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии.

Стратегическое управление.

Сущность стратегического управления, его задачи и принципы. Выработка цели и стратегии развития организации. Ранжирование целей. Классификации стратегий организаций. Стратегическое планирование. Анализ альтернатив и выбор стратегии организации. Методы планирования стратегических альтернатив. Особенности стратегического управления в США, Японии, Финляндии .

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»

Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:

В каком положении предприятие находится в настоящее время?

В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?

Каким способом достичь желаемого результата?

Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

Планирование стратегии.

Организация выполнения стратегических планов.

Координация действий по реализации стратегических задач.

Мотивация на достижение стратегических результатов.

Контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.

Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов.

Выбор стратегии развития

На основе имеющейся базы стратегических данных, прогнозов и допущений, фирма приступает к выбору стратегических альтернатив своего развития.

Существует четыре вида альтернатив:

Ограниченный рост;

Сокращение;

Сочетание трех предыдущих альтернатив в различных пропорциях.

Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия.

Стратегическое сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации.

И если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные.

Сокращение осуществляется разными путями:

Полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;

Избавление от лишних элементов;

Сужение масштабов фирмы, ее деятельности с одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела идут плохо или необходимо сокрыть доходы).

Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими условиями.

Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы действий, ориентированы на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения стратегических и тактических целей руководство фирмы разрабатывает текущую политику, которая включает в себя дискриминацию при поступлении на работу, увеличение прибыли за счет завышения цен, использование низких цен для вытеснения конкурентов и т.д.

Роль ориентира в организации целей и задач фирмы выполняют правила, которые предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях, исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности, называются процедурами. Процедуры применяются в стандартных ситуациях, что позволяет экономить средства.

Таким образом, стратегия, тактика, прогнозы, правила, процедуры и допущения представляют собой базу, на основе которой может осуществляться процесс планирования.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.М.САФРОНОВА

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

В СОЦИАЛЬНОЙ

Учебно-методическим объединением вузов России

по образованию в области социальной работы

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений

УДК 303.733.4

Издание осуществлено в рамках Государственной программы научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа»

Научный руководитель - В.И.Жуков

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Л.Г.Захаров;

доктор исторических наук, профессор А.Н.Хорошилов

Сафронова В.М.

С 21 Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие

для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия»,

ISBN 5-7695-0834-5

В пособии рассматриваются базовые вопросы методологии, теории и организации научного прогнозирования и моделирования социальных процессов, различные виды и типы прогнозов и моделей. Особое внимание уделено формированию умений реализовать теоретико-методологические принципы прогнозирования и моделирования в социальной практике. В качестве иллюстраций к теоретическим положениям приводится обширный опытно-экспериментальный материал.

Книга может быть полезна научным и практическим работникам, а также всем интересующимся проблемами прогнозирования социальных процессов.

УДК 303.733.4

ISBN 5-7695-0834-5 © Сафронова В.М., 2002

© Издательский центр «Академия», 2002

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований и моделирования в социальной сфере.

Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование и моделирование занимают здесь особо важное место как высокотехнологичные методы научного анализа и предвидения.



Сущность данного научного и учебного направления состоит в систематическом анализе социальных процессов через призму теоретико-методологических принципов для выявления проблем и тенденций общественного развития, определения путей решения социальных задач.

В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.

Вузовская система Российской Федерации ныне обретает и право и возможность преподавать социальное прогнозирование и моделирование как общепрофессиональную дисциплину для специалистов любого профиля. В Московском государственном социальном университете 10 лет назад впервые была создана кафедра «Социальное прогнозирование и моделирование» под руководством автора данного учебного пособия, которая выступает в роли научно-методического центра для создающихся в вузах РФ кафедр, читаемых учебных курсов, циклов лекций через систему факультативов, курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Процесс обучения строится по схеме: изучение теории -» анализ практики -> экспериментальная апробация -> внедрение. В тесном сотрудничестве с Министерством труда и социального развития (Департаментом анализа и прогнозирования социально-экономического развития РФ), с другими федеральными структурами сотрудники кафедры участвуют в федеральных исследовательских программах, что способствует и обогащению учебного процесса, и более глубокому изучению проблем в ходе социальных преобразований в обществе. Нередко разрабатываемые студентами и аспирантами прогнозы и модели становятся коммерческим продуктом и помогают выпускникам более активно адаптироваться к условиям рыночных отношений, повышают их конкурентоспособность и востребованность.

За теоретическую разработку нового научного направления кафедра имеет международный сертификат и удостоена первого места на вузовском научном конкурсе среди исследователей социальной практики.

Основная цель данного пособия - не только познакомить студентов с основами научного прогнозирования и моделирования социальных процессов, различными видами и типами прогнозов и моделей, но и рассмотреть ряд актуальных теоретических и практических задач. Часть из них предполагает выявление роли прогнозирования и моделирования в обосновании концептуальных подходов к перспективам общественного развития и вооружить всех интересующихся методологией прогностических исследований по выявлению тенденций, «поля возможностей» в общественных преобразованиях, оптимальных путей в достижении социального результата в соответствии с поставленными целями.

Вторая часть задач дает знания в области разработки прогнозов и моделей, формирует умение реализовать теоретико-методологические принципы прогнозирования и моделирования в социальной практике, способствует овладению навыками разработки, экспериментальной апробации и внедрения наиболее современных технологий моделирования и прогнозирования.

Решение этих задач направлено на формирование прогностической культуры кадров как непременного и важного условия повышения эффективности их деятельности, обеспечения конкурентоспособности специалистов любого профиля, любого уровня.

Методика изложения материала построена по принципу «обретение через упрощение». Разделы книги обозначают границы концептуального характера: методологии, технологии, методики, сценарно-игровое моделирование. Вместе с тем каждая глава и подразделы, параграфы включают конкретный и наглядный материал, имеющий прикладное значение для самого широкого круга читателей, в том числе практических социальных работников.

Список литературы для углубленного изучения и словарь основных терминов повышают практическую значимость издания. В качестве иллюстраций приводится большой опытно-экспериментальный материал.

В приложениях сосредоточен вспомогательный и учебно-методический материал.

При анализе проблем социально-экономического развития РФ использованы материалы Министерства труда и социального развития (Департамент анализа и прогнозирования социально-экономического развития РФ) по разработке прогноза на период до 2004 г.

Некоторые технологии моделирования и прогнозирования со-циоэкологических проблем являются результатом исследований А. С. Госпорьян, в течение нескольких лет занимающейся разработкой этой темы.

Использование в учебном пособии отдельных положений научных исследований А. В. Марковой обогатило содержание учебного пособия актуальным информационно-аналитическим материалом федерального уровня.

В третьем разделе пособия в развитии основных положений системно-функционального подхода использованы фрагменты исследований научной школы под руководством автора «XXI век: прогнозы и модели».

При анализе демографических процессов использованы различные технологические подходы моделирования и прогнозирования, применяемые другими исследователями (Т. В. Кузьминова, А.И.Пантелеев, Е.А.Назарова), что дает возможность читателям сравнить существующие методы, определить собственное отношение к ним.

Все присланные замечания и предложения будут автором с благодарностью приняты и учтены.

Раздел I

ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И

МОДЕЛИРОВАНИЯ

Методологические аспекты прогнозирования

и моделирования социальных процессов

Отличительной чертой современного мира, несмотря на предпринимаемые меры и усилия, является его разбалансированность, нарастание экономических, политических, религиозных, социальных катаклизмов. Международная общественность, государства мира пришли к выводу, что существующая парадигма развития цивилизации является ущербной, гибельной для будущего, человечество нуждается в смене концептуального подхода. Но для того чтобы решить, какую, наиболее гуманную, модель развития выбрать, необходимо увидеть некую общую картину технологических трансформаций, движущих сил, культурных последствий. По-прежнему больше вопросов, чем ответов и на самую актуальную проблему: что представляет собой информационное общество, которому якобы нет альтернатив? И которое, казалось, призвано разрешить самые острые социальные вопросы.

Да, это глобальные проблемы (в том числе и международный терроризм), исследование которых является предметом междисциплинарных и международных научных изысканий, но без их прогнозного видения и осмысления бесперспективна самая энергичная практическая деятельность в любой стране, в самых различных аспектах социальной сферы, на всех уровнях управления.

Для российского общества, переживающего острый социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив - стало одной из актуальных задач в области как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики и одним из важнейших условий выживания, восстановления и развития.

Ныне перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них - с другой. От этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.

Время позволяет ответить на многие вопросы, опираясь на достижения науки, и вселяет определенный оптимизм во взгляды на будущее. Однако все более очевидным становится осознание все новых и новых ограничений, что, в свою очередь, также является достижением науки и свидетельствует о сложных противоречиях.

В связи с этим мы в дальнейшем и рассмотрим вопросы: Все ли можно спрогнозировать? С какой степенью достоверности? Одинаковы ли подходы к прогнозированию глобальных и локальных систем и ситуаций? Какие процессы и явления мы можем отнести к линейной динамике, а следовательно, и с большей степенью достоверности осуществить прогноз, выявить тенденции и предложить пути решения? А какие - к нелинейной динамике, в связи с чем возрастает роль случайных факторов? И как, каким образом это будет отражаться на социальной практике?

Это широкий круг вопросов теории и методологии.

Методология правомерно рассматривается как общая система принципов и регулятивов человеческой деятельности - процессов познания и философского обоснования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности - и как учение об этой системе. Ее основой является диалектика, выполняющая эвристическую, аксиологическую, мировоззренческую и ориентирующую функции. Методологический аспект объективно присущ, в принципе, любой деятельности, руководству, управлению, социальной работе в силу органической и многоплановой взаимосвязи различных сфер общественной жизни, а также непрерывного усиления взаимодействия между ними.

Предлагаемая нами концепция прогнозирования и моделирования (социальных процессов базируется на двух основных методологических принципах. Первый из них - признание объективного характера социальных процессов. Второй принцип состоит в признании превалирующей роли в социальном развитии субъективного фактора, т.е. разумной целенаправленной деятельности людей, опирающейся на накопленный научный потенциал и определенные нравственно-этические и моральные ценности, а в связи с этим - и их способности выбирать, определять ориентиры общественного развития и пути достижения обозначенных целей.

Сегодня как никогда необходим интегрированный системный анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов, попытаться при этом отделить реальные события от субъективных реакций, эмоций, намерений, предположений. Важнейшая сторона этой проблемы - выявить роль и значение лидеров в политике и социальной жизни, понимание ими глубины социальных процессов и своих возможностей влиять на ход событий; исследовать идеалы, средства, с помощью которых они предполагают достижение социальных результатов.

Все попытки осознать, понять мир лишь через собственный опыт, на уровне повседневной практики - бесперспективны, а если речь идет о государственном управлении, то пагубны для страны, так как у внешнего мира («видимого») есть и другая, скрытая от нас сторона, нуждающаяся в глубоком научном анализе, прогнозировании социальных процессов, базирующемся на учете многих факторов и предполагающем определенный уровень философской, интеллектуальной, методологической культуры.

Необходимо учитывать всю совокупность ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений, причем не только в данной исследуемой области, но и в смежных областях; иначе, когда речь идет о социальных процессах, могут, в результате вмешательства в них, возникать такие негативные явления, своего рода цепная реакция, которые отрицательно скажутся на положении дел как в других сферах жизни общества, так и на обществе в целом.

Для того чтобы заглядывать в будущее, необходимо также знать прошлое. Отсутствие объективного анализа прошлого влечет за собой и неверное толкование настоящего, и неспособность «заглянуть» в будущее, а тем более предвидеть его. Прошлое, настоящее, будущее органично взаимосвязаны: нельзя во имя будущего отвергать все, что не только предопределяет его, но и обеспечивает его устойчивость и надежность.

В частности, многие возникшие в ходе нынешнего реформирования российского общества проблемы нельзя рассматривать в плане непременной замены «старых форм» более совершенными, «новыми» - как движение вперед. Ведь общество оказалось отброшенным на полвека назад, большинство населения находится за чертой бедности. Обозначилась и тенденция к духовной деградации общества. Именно эти проблемы и должны стать главными, на научное и практическое конструктивное их решение следует направить усилия.

Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с историей и математикой, философией и социологией, психологией и правоведением.

Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование проблем близкого и далекого будущего, пытаются проникнуть в незнаемое.

Прогнозирование лишь в том и только в том случае плодотворно, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Широко используемое в политических целях прогнозирование зачастую носит предвзятый оценочный характер; истина здесь приносится в жертву провозглашаемым политическим воззрениям и концепциям. Тем самым в значительной мере дискредитируется и сама возможность успешного научного прогноза.

Следует учитывать также, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроить логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

Рассмотрение проблемы начнем с основных понятий курса: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», принципы «социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике» и др.

Прогностика - наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии. Прогнозирование - это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными областями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.

Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в категориально-понятийном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимально возможной объективности, достоверности и точности.

Практическое назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

В каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);

Как действительно может протекать развитие;

Каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.).

Например, при разработке прогноза деятельности социальных служб на уровне местного самоуправления по обеспечению адресной социальной защиты населения в качестве основных гипотез могут выступать:

а) экстенсивное развитие социальной инфраструктуры и соответствующее увеличение штатных социальных работников, имеющих данную профессиональную подготовку. Это наиболее вероятный путь обеспечения адресной социальной защиты населения;

б) создание необходимых условий для самообеспечения тех нуждающихся в социальной защите, которые имеют необходимый творческий и физический потенциал. Это может способствовать изменению динамики перехода данной категории граждан из нуждающихся на уровень социальной достаточности.

Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.

Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.

Зарубежный опыт (в частности, США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53 %) среди других областей исследования.

По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5- 10 лет - 52%; на 5 -25 лет - 64%; на 10 - 25 и более лет- 26%.

В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:

краткосрочные (с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года);

среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования предполагает:

Проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;

Описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

Выявление проблем:

уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Прогнозное исследование может опираться на целый ряд методов. Так, например, в прогнозном исследовании проблем образования для того, чтобы выявить тенденции, используются различные методы: математического моделирования, метод Дельфи, метод «наивной экстраполяции» и т.д.

Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.

Поэтому при прогнозном исследовании образования в основу берется принцип вариативности, многокритериальности оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.

Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:

"социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система образования в будущем;

Изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе;

Динамику развития образовательных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей;

Исследование межнациональных конфликтов может быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования: широкое использование аналитических методов и ЭВМ, применение имитационного проигрывания моделей, глубокая ретроспекция и предпрогнозный фон, использование сценариев для вероятного представления прогнозной информации.

При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

Каждое из положений можно конкретизировать. Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

Создаваемые коллективом ученых МГСУ и практиками социальной работы базовые экспериментальные модели социальной защиты населения в условиях перехода общества к рыночным отношениям - один из локальных подходов научно-исследовательской и практико-внедренческой деятельности этого направления в моделировании и прогнозировании. В качестве примера может быть: системное моделирование социальной защиты населения в отдельно взятых регионах, в частности в Юго-Западном округе Москвы - в микрорайоне Раменки с населением 54 тыс. человек, в Ханты-Мансийском автономном округе с населением 1,5 млн человек, в Астрахани и других регионах. Созданию базовых моделей и разработке прогнозов предшествует гипотеза о возможности использования экспериментально проверенных моделей, их широкая экспертная оценка и апробация.

Основные задачи, логика анализа ситуации и разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:

Способствовать оптимальному функционированию государственных структур;

Выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;

Упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;

Исследовать в развитии социальные последствия перехода к рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;

Разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации по их социальной защите и поддержке;

Провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;

Исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.

Неотъемлемой составной частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:

Создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;

Определение методов, объектов исследования;

Разработка методики прогнозирования;

Определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.

Каждое прогнозное исследование имеет свои специфические характерные особенности.

К характерным особенностям могут относиться: наличие большого массива фактографического материала; формы представления исходной информации; использование набора сценариев перед прогнозированием; четкое наглядное представление прогнозной информации; широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем состоят сущность, содержание и особенности прогностики как науки? Каковы ее роль и место в системе других наук?

2. Назовите основные принципы «социального прогнозирования».

3. Раскройте содержание базовых категорий предмета: «прогнозирование», «методология прогнозирования», «прогноз».

4. Определите круг социальных явлений, нуждающихся в долгосрочных прогнозах, и дайте свое обоснование.

Литература

Хуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия.- М., 1995.

Загладин В., Фролов И. Глобальное прогнозирование современности: Научный и социальный аспекты. - М., 1981.

Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 1997.

Сафронова В. М. О тенденциях социального развития в XXI веке: Через призму прогноза: Сб. публичных лекций. - М., 2001.

Социальное прогнозирование и моделирование / Под ред. В.М.Саф-роновой: Учебное пособие. - М., 1995.

Моделирование - это один из методов , который сегодня получает все большее распространение.

Моделирование (лат. - мера, норма и француз. - образец, прообраз ) - это метод исследования объектов познания с помощью их моделей.

Объекты познания - реально существующие системы (органические и неорганические), предметы, явления, социальные процессы.

Модель объекта - его аналог, который может быть представлен в виде структуры, схемы, знаковой системы, функции, результата. Аналог служит для хранения и расширения знания о свойствах и структурах объекта. С гносеологической точки зрения - это заместитель оригинала в познании и практике.

Результаты разработки и исследования модели переносятся на оригинал. С логической точки зрения, подобный перенос основан на отношениях изоморфизма (одинаковости) и гомоморфизма (уподобления), существующих между моделью и тем, что с ее помощью моделируется.

Потребность в моделировании возникает в случае, когда исследования самого объекта затруднительно или даже невозможно.

Виды моделирования:

  • 1. Предметное (модель воспроизводит определенные геометрические, физические, динамические,функциональные характеристики оригинала).
  • 2. Аналоговое (оригинал и модель описываются едиными математически отношениями).
  • 3. Знаковое (моделью служат схемы, чертежи, формулы).
  • 4. Логико-математическое (построение логико-математических моделей на основе мысленно наглядного представления знаков и операций с ними).

Моделирование во многом основывается на рассуждении по аналогии на основании исходных данных. При этом данные могут изменяться, в соответствии с чем расширяются выразительные возможности модели.

Изменяющиеся данные параметры объекта - это переменные, которые классифицируются на:

1) внутренние (собственные параметры объекта);

2) внешние (не зависят и не определяются объектом)

  • 3) управляемые (выбираются руководителем или исследователем по своему усмотрению);
  • 4) неуправляемые (не зависят от води субъекта, значение их можно лишь регистрировать);
  • 5) случайные (распределены по некоторому вероятностному закону, неконтролируемы; не имеют вероятностной природы, неопределенные).

Цель моделирования - воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследовать его внутренние процессы.

Основная задача моделирования -- воспроизвести модель, которая должна иметь сходство с оригиналом, но не должна быть его полным аналогом. Это основное условие моделирования. В противном случае моделирование теряет смысл.

Основное отличие оригинала от модели - способность к гибкому прогнозному моделированию, не влияющему на исходные данные модели.

Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий и явлений). В отличие от физической, социальная модель не копирует изучаемые объекты или явления, а преобразует значение одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в значение других признаков, выбранных в качестве зависимых.

Информационное значение социальной модели можно оценивать по степени точности отображения или прогнозирования изменения изучаемых социальных процессов или явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков. То есть необходимо разводить понятия: разработанная схема (в которой то, что независимо может быть представлено зависимо от каких-либо условий) и существующая реально социальная действительность с ее объективными независимыми условиями.

Моделирование применяется;

  • а)при исследовании глобальных проблем, которые охватывают всю жизнедеятельность человека и узких проблем социальной сферы (например, состояния демографической ситуации в России);
  • б)в условиях рыночных отношений (например, состояние образования, здравоохранения, женщины и семьи в условиях социальных реформ, моделирование духовно-нравственной сферы личности, системы переквалификации в условиях рыночных отношений работников и т.д.).

Моделирование социальных структур создает много моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов на исследуемые социальные процессы.

Основой и предметом моделирования является проблемная ситуация, которая обусловлена объективными (противоречие между потребностями и способами их удовлетворения, между процессом развития и процессом стабилизации) и субъективными факторами.

Наиболее распространенные методы моделирования: разработка, анализ и исследование модели, проблемной ситуации, инновационных моделей, эвристических моделей, специальных математических моделей. В последнее время широкое распространение получают модели, создаваемые на ЭВМ.

Основными средствами моделирования являются:

  • – словесное описание - наиболее простой и доступный способ задания моделей;
  • – графическое представление в виде кривых, чертежей - этот способ имеет ограниченное самостоятельное значение, может являться дополнением к другим;
  • – блок-схемы, матрицы решений - этот способ может считаться промежуточным между словесным и математическим описаниями;
  • – математическое описание;
  • – программное описание (для ЭВМ).

В повседневной практике достаточно часто используются возможности компьютерной программы Excel, имеющей различные функции для осуществления расчета тенденций изменения переменной в периоде основания для продолжения тенденции в период упреждения прогноза.

Виды и функции моделей

Мо делирование - специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача - воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель - это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; оно в этом случае не дает должного представления об оригинале модели, а также не выполняет своей функции. Модели различаются по степени близости к действительности (степени изоморфизма с действительностью).

Все многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса :

  • 1) материальные модели , которые ввиду специфичности социальных объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);
  • 2) идеальные модели в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска. Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям:
    • по объему исследования различают модели социальной структуры общества и социально-демографических процессов, модели образа жизни и социально-политических процессов и т. д.;
    • по уровню моделируемой системы - микро- и макромодели;
    • по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала - субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели;
    • способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования , - детерминистические и стохастические модели;
    • ориентированности на изучение функционирования или развития системы - модели с постоянной и изменяющейся структурой;
    • месту в структуре научного познания - измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные;
    • уровню формализации - концептуальные и формально-логические (математические) модели;
  • 3) смешанные модели , сочетающие элементы первых двух (так называемые человекомашинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии.

Функции моделей. В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. При этом на эмпирическом уровне

измерительную (измерение социальных характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки).

На теоретическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции:

  • объяснительную - раскрытие сущности исследуемых объектов,
  • критериальную - проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез,
  • предсказательную - оценка будущего состояния рассматриваемой системы.

Отдельные функции могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций. Кроме того модели могут конструироваться специально для одновременной реализации нескольких функций. Например, имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную.

Каким требованиям должна отвечать социальная модель?

Первая группа требований . Модель должна

  • – быть простой, удобной;
  • – давать новую информацию об объекте;
  • – способствовать усовершенствованию самого объекта.

Ко второй группе требований можно отнести:

  • – определение или улучшение характеристик объекта;
  • – рационализацию способов его построения;
  • – возможность управления или познания объекта на его модели.

Следовательно, правомерно при разработке моделей говорить об их подобии объекту-оригиналу. При этом, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Оценка моделей

Каким требованиям должна отвечать социальная модель? Сегодня в научной литературе к модели выдвигаются следующие требования:

  • – она должна быть простой, удобной;
  • – позволять изучить объект и получить новую информацию о нем;
  • – способствовать усовершенствованию объекта;
  • – давать возможность рассмотреть управление объектом на его модели.

При разработке модели соблюдается жесткая целенаправленность, увязка параметров с ожидаемыми результатами, с другой стороны, модель должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Критерии оценки модели

  • 1) Одним из критериев оценки служит прогрессивность модели , означающая, насколько она по целому ряду параметров является лидирующей,
  • 2) вид отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, количественное описание, системное воспроизведение);
  • 3) распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.);
  • 4) уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализованная, материализованная система и т.п.);
  • 5) уровень творческого решения с помощью модели. Первый уровень - определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений. Второй уровень - осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.

Не менее важным является рассмотрение структуры моделей. В структуру модели входят три основных компонента : совокупность направлений развития объекта познания; побудительные силы развития; факторы внешних воздействий.

При исследовании важно зафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено при ретроспективном анализе. Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, на сравнении с ним, опирается на репрезентативные массивы информации.

Цель прогнозирования в социальной работе - дать вариативный прогноз изменения социального объекта (явления, процесса, ситуации, группы, личности), т.е. описать его состояние в будущем с указанием количественных и качественных характеристик.

В соответствии с описываемыми характеристиками, прогнозы так и будут называться: качественные прогнозы, количественные прогнозы.

Прогнозирование при принятии решений

Неопределенность внешней среды ставит организацию в такие условия, что при принятии решений прогнозирование становится необходимым.

Определение 1

Прогнозирование – это разработка прогнозов (научно обоснованных суждений о будущих состояниях исследуемого объекта, об альтернативах развития, сроках жизни и т.д.).

Прогнозирование при принятии решений означает оценку перспектив развития ситуации, которые могут сложиться после реализации решения. Прогнозирование основывается на анализе текущей ситуации в организации и во внешней среде. Цель прогнозирования – определить тенденции, которые воздействуют на организацию и рынок. В зависимости от области рассмотрения прогнозирование делят на следующие типы:

  • экономическое (описывают общее состояние экономики на определенный период);
  • технологическое (описывают будущие технологии, нововведения с точки зрения эффективности, трудоемкости, экономичности и т.д.);
  • конкурентное (описывают стратегию поведения конкурентов на рынке, их долю рынка, уровень продаж, новые товары и т.д.);
  • о состоянии товарного рынка (описывают положение на рынке с точки зрения влияния политики, экономики, экологии, уровня дохода потребителей, демографии и т.д.);
  • социальное (описывает отношение потребителей к организации, товару).

Определение 2

Источники для составления прогнозов – это информация, полученная из бухгалтерской отчетности, статистические данные, оперативные данные, научно-техническая документация, лицензии, патенты, внешние источники информации (СМИ, интернет).

Основные этапы прогнозирования представлены на схеме.

Рисунок 1.

Существует много типов прогнозирования, все существующие методы принято делить на три группы :

  • количественные;
  • качественные;
  • неформальные.

Рисунок 2.

Количественные методы включают:

  • математические методы (экстраполяция, анализ временных рядов, анализ динамических рядов),
  • причинно-следственное моделирование.

Качественные методы используются, когда нет полной информации о ситуации. Основа данной группы методов – экспертные оценки . Сюда включают:

  • эвристические, экспертные методы;
  • прогнозирование по аналогии;
  • логическое прогнозирование;
  • функционально-логическое прогнозирование.

Экспертные методы применяются во всех категориях менеджмента. Эксперты являются профессионалами в какой-либо области и оценивают ситуацию на основе своего опыта и интуиции.

Прогнозирование по аналогии используется очень часто. Если есть аналогия между текущей ситуацией и предыдущей, можно предсказать, как будет развиваться текущая ситуация.

Неформальные методы прогнозирования основаны на информации, которая собирается разными путями: вербальной, письменной, полученной в результате шпионажа.

Моделирование в ходе принятия решений

Моделирование ситуаций – широко используемый метод, помогающий принимать управленческие решения. Моделирование подразумевает исследование проблемы с помощью построения модели, изучения ее свойств и поведения. После всестороннего анализа модели полученные сведения переносятся на реальную ситуацию. Модель является абстрактным объектом, который приводят в соответствие с исследуемой ситуацией.

При принятии решений используют следующие типы моделирования :

  • концептуальное (модели – это схемы, которые отражают представления о том, какие переменные в ситуации наиболее существенны для принятия решения и как они взаимодействуют, какие между ними связи);
  • математическое (ситуация представляется в виде формулы, набора математических символов и выражений; такие модели удобны для количественного анализа, они показывают влияние элементов внутри ситуации на конечное решение);
  • имитационное (с помощью компьютера воспроизводят алгоритм работы сложных систем или объектов во времени, имитируется их поведение, составные элементы; при этом сохраняется структура объекта, последовательность процессов также соблюдается).

Построение любой модели включает в себя несколько этапов:

  1. Описание объекта. Это предварительное описание, которое максимально приближено к реальным параметрам. Данный этап – основа для последующих описаний.
  2. Формализация объекта. На основе описания выделяются наиболее важные характеристики объекта, которые влияют на его работу. Затем определяют управляемые параметры и те, которые не поддаются контролю. Выделяют систему ограничений, строится схема или математическая функция. Таким образом словесное описание заменяется абстрактным (формальным) и упорядоченным. 3. Проверка адекватности. Проводятся расчеты, по их результатам принимают решение о применении модели на практике, либо о корректировке модели.
  3. Корректировка. Сведения об объекте уточняют, корректируют параметры абстрактной модели. Затем снова проводится оценка адекватности.
  4. Оптимизация. При соблюдении параметров адекватности модель стараются упростить. Таким образом можно получить более простую модель, но работающую по тем же принципам. Меняется форма модели, но не содержание. Основные показатели для оптимизации: затраты ресурсов, время на исследование, время для принятия решения с помощью модели.

Рассмотрим различные методы моделирования, прогнозирования и планирования в целом. В настоящее время, по оценкам ученых , насчитывается около 150 различных методов моделирования и прогнозирования, однако на практике наиболее часто используется только 15-20 основных (рис. 1.3.1). Дадим краткие характеристики главным методам. Основная идея метода экспертных оценок заключается в том, что интуитивно-логическое мышление отдельных экспертов в рамках специальных процедур сочетается с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Экстраполяционные методы прогнозирования предполагают прогнозирование одно- и многомерных рядов. Сущность методов экстраполяции заключается в изучении и переносе на будущее сложившихся тенденций развития системы. С целью прогнозирования одно- и многомерных рядов также применяются и некоторые статистические методы исследования, в основе которых лежит предположение о том, что уровни временного ряда состоят из суммы нескольких компонент, отражающих закономерность или случайность развития .

Среди экономико-математических методов можно выделить метод межотраслевого баланса, корреляционно-регрессионный метод, различные методы оптимизации (например, симплекс-метод). Отметим, что эконометрические модели имеют ряд преимуществ по сравнению с моделями межотраслевого баланса. В частности, эконометрические модели требуют небольших затрат времени на подготовку данных, для них характерна возможность отражать различные аспекты функционирования экономики, сравнительно несложные формальные методы .

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономическое явление или процесс разделяются на части, далее выявляются взаимосвязи этих частей друг с другом, оценивается влияние выявленных взаимодействий на процесс в целом.

Сущность балансового метода заключается в увязке потребностей административно-территориальной единицы в различных видах продукции, ресурсов с производственными возможностями административно-территориальной единицы, источниками ресурсов и т.п.

Нормативный метод, скорее, относится к методам планирования и связан с использованием при составлении плана или прогноза различных норм или нормативов.

Отметим, что в разных источниках сущность и название методов моделирования и прогнозирования может быть отражена по-раз-

Рис. 1.3.1. Система моделей и методов прогнозирования ному. Например, в говорится о существовании генетического и нормативного прогнозирования. Целью генетического прогнозирования является нахождение наиболее вероятных пропорций и темпов развития промышленности, в то время как целью нормативного прогнозирования является нахождение путей и сроков достижения выдвинутых целей.

Методы моделирования и прогнозирования могут использоваться в различных случаях. Например, при прогнозировании данных городского бюджета, построении среднесрочных прогнозов бюджетных поступлений большинство стран и большая часть территорий пользуются эконометрическими моделями .

Поскольку в работе рассматриваются возможности прогнозирования на средне- и долгосрочный период, специфика применения этих методов может быть иной. Чем больше период прогнозирования, чем меньшее значение приобретают количественные прогнозы и тем большее значение приобретают качественные прогнозы. По причине недостаточного количества накопленных статистических данных, отражающих функционирование российских регионов в рыночных условиях, достаточно трудно разработать хороший количественный прогноз на 10-15 лет вперед.