Какие налоги платит учредитель ООО? Какие налоги платит ООО

И местные налоги. От того, к какому уровню относится налог, зависит, каким законодательством он регулируется и в какой бюджет по нему зачисляются платежи. Какие налоги относятся к местным, кем они вводятся и регулируются, а также каковы сроки и порядок их уплаты – рассмотрим в этом материале.

Общая характеристика местных налогов

Если часть налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет (НДС , НДФЛ , налог на прибыль и т.д.), позднее возвращается в регионы в виде дотаций, то налоги регионального и местного уровня полностью поступают в соответствующий бюджет напрямую. Местные налоги и сборы формируют доходную часть бюджета муниципальных образований.

При уплате налогов, их распределение по соответствующим бюджетам происходит на основании КБК , присвоенных каждому виду налогового платежа. Какие налоги идут в местный бюджет, можно определить по коду «03» в составе 20-значного КБК (12 и 13 знаки).

Органы власти на местах не могут самостоятельно «создавать» новые налоги, поскольку их круг уже определен Налоговым кодексом РФ, и контролируется государством. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, а действуют и отменяются на основании нормативных актов, принятых властями муниципальных образований. Обычно о местных налогах принимаются решения, а в городах федерального значения - законы. Каждый нормативный акт о таком налоге, принимаемый на местном уровне, затем направляется для контроля в ФНС и Минфин РФ.

На муниципальной территории, принявшей соответствующий нормативный акт, местные налоги вводятся в действие и являются обязательными к уплате, кроме случаев, когда на той же территории действует специальный налоговый режим, предусматривающий освобождение от уплаты определенных местных налогов (п. 4, 7 ст. 12 НК РФ).

Местные налоги и сборы - 2017: перечень

В 2017 г. перечень налогов и сборов местного уровня включает (ст. 15 НК РФ):

  1. налог на имущество физлиц,

Таким образом, на сегодня нормы НК РФ к местным налогам и сборам относят лишь два налога и один сбор, в части которых местные власти могут определять налоговые ставки, порядок уплаты, сроки перечисления в бюджет. В компетенции муниципальных органов власти также установление налоговых льгот и порядка их применения.

Характеристика местных налогов

Из перечня статьи 15 НК очевидно, что объем местных налогов в общей налоговой системе РФ довольно невелик, по сравнению с федеральными. Рассмотрим их более подробно.

Земельный налог

Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ). Его уплачивают юрлица и граждане, у которых в собственности имеются земельные участки.

Участок земли, расположенный в границах муниципального образования, является налоговым объектом. Налоговая база определяется из кадастровой стоимости участка на 1 января отчетного года.

Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в пределах, принятых нормами НК РФ. Для налога на землю максимальная ставка , в зависимости от категории земли, может быть дифференцированной и варьироваться от 0,3% до 1,5% (ст. 394 НК РФ):

  • ставка до 0,3% применима к землям сельхозназначения, участкам, приобретенным для личного подсобного хозяйства, занятых жильем и сопутствующей инфраструктурой, а также к землям, ограниченным в обороте и предоставленных для нужд обороны, безопасности и таможни;
  • ставка до 1,5% допускается в отношении прочих участков земли.

Порядок уплаты местных налогов устанавливается муниципальными органами власти, они же устанавливают сроки уплаты для организаций-налогоплательщиков. При этом, по земельному налогу местные органы вправе сами определять отчетные периоды и необходимость уплаты авансовых платежей, но могут этого и не делать (ст. ст. 393, 396, 397 НК РФ).

Муниципальными властями, устанавливающими местные налоги и сборы, вводятся и льготы по этим налогам. По налогу на землю НК РФ перечисляет категории организаций и физлиц, которые налог не платят (ст. 395 НК РФ), на местном же уровне могут применяться дополнительные виды льгот, от частичного уменьшения налоговой базы до полного освобождения от уплаты налога.

Налог на имущество физлиц

Местные налоги, перечень которых приведен выше, включают также налог на имущество физлиц (глава 32 НК РФ). Налогоплательщики - граждане, имеющие в собственности недвижимость: жилые дома и помещения, гаражи, незавершенные строительством объекты и прочие здания, строения и сооружения (ст. 401 НК РФ). База по налогу определяется из кадастровой, а в некоторых случаях из инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, вводится муниципальными нормативными актами. Органы власти сами могут установить порядок определения налоговой базы и конкретные налоговые ставки.

Предельные ставки по местным налогам и сборам устанавливает НК РФ, для налога на имущество физлиц они следующие (ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% для жилья, недостроенных жилых домов, гаражей, хозпостроек до 50 кв. м на личном участке; местными властями эта ставка может быть снижена до 0%, или увеличена не более чем в 3 раза;
  • 2% для объектов кадастровой стоимостью более 300 млн.руб. и объектов из перечня п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
  • 0,5% для прочей недвижимости.

Поскольку льготы на местные налоги устанавливаются не только НК РФ, но и муниципальными актами, по налогу на имущество каждый регион может определить их сам в дополнение к уже указанным в кодексе.

Торговый сбор

Наряду с перечисленными, к местным налогам и сборам относится торговый сбор (глава 33 НК РФ). Сегодня он уплачивается только фирмами и предпринимателями, торгующими на территории города Москвы (закон г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016).

Освобождены от сбора ИП на патенте и плательщики ЕСХН. Сбором облагается торговый объект, который хоть единожды за квартал использовался для торговли.

Ставка ежеквартального сбора устанавливается местными нормативными актами в пределах, указанных в ст. 415 НК РФ, и зависит от вида объектов торговли и их количества, либо площади.

Местным законом, как и сроки уплаты местных налогов, устанавливаются сроки для перечисления торгового сбора. Льготы для плательщиков торгового сбора, также устанавливаются местным законодательством.

ООО может использовать следующие виды налогообложения: общую систему (ОСНО), упрощённую (УСН), единый налог на вменённый доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) . Налоги и сроки уплаты зависят от налогового режима.

Кроме основных налоговых платежей, соответствующих выбранному налоговому режиму, организация в зависимости от своей деятельности и имеющегося имущества должна платить и другие взносы, например, налог на используемый в производстве транспорт или воду. Кроме того, обязательными являются и взносы в фонды .

Все налоговые режимы, кроме общего, освобождают ООО от некоторых видов налогов, заменяя его единым сбором.

Общая система налогообложения

Под общей системой налогообложения понимают не один налог, а совокупность взносов, подлежащих к уплате. Сокращенно такая система называется ОСНО, и организация может использовать её по следующим причинам :

  • организация не в курсе, что существуют другие налоговые режимы;
  • организация не отвечает требованиям, при которых можно перейти на УСН, ЕНВД или ЕСХН;
  • организация должна платить НДС;
  • организация попадает под особые льготы, предусмотренные ОСНО.

ОСНО является налоговым режимом с самой большой нагрузкой , и поэтому ООО чаще всего предпочитают выбрать альтернативный вариант налогообложения.

Организация, работающая по данному налоговому режиму, обязана уплачивать налог на прибыль (20%), НДС (переменная ставка, обычно 18%), налог на имущество (2,2%), а также земельный, водный и транспортный (если того требует имущество).

Рассмотрим налоговый календарь ООО при общей системе налогообложения.

  1. Сдавать налоговую декларацию по НДС ООО необходимо раз в квартал. Первый квартал заканчивается в марте, и ООО следует подать декларацию до 25 апреля текущего года. Уплата НДС не так проста при общем режиме налогообложения. Так, этот взнос нужно платить равными частями, разбитыми на три месяца, следующими за отчетным. Например, если НДС к уплате в организации составил 90 000 руб. за 1 квартал, то до 25 апреля, 25 мая и 25 июня ООО обязано равными частями (по 30 000 руб.) оплатить данный взнос.
  2. Налог на прибыль также не отличается простотой уплаты. По умолчанию он платится раз в квартал, однако, все зависит от того, какой способ внесения авансовых платежей выбран в организации. Подавать налоговую декларацию требуется не позднее месяца, следующего за отчетным сроком. Например, ООО выбрало такой способ авансовых платежей, который используется по факту получения прибыли. В таком случае декларация по этому налогу должна сдаваться каждый месяц.
  3. Декларации по налогу на имущество подаются раз в квартал. Так, декларация за 1 квартал 2018 года должна быть подана в ФНС не позднее 30 апреля. Сроки подачи декларации на взнос на имущество могут быть установлены на локальном уровне, и в таком случае организации могут сдавать отчетность, например, раз в год.

Упрощенная система налогообложения

УСН делится на два подвида : УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы» . Оба вида данного налогового режима отличаются ставкой (в первом случае максимальная ставка — 6%, во втором – 15%) и порядком расчёта суммы, которую нужно заплатить.

Первый налоговый режим предполагает уплату взноса без вычета расходов. Ставка может варьироваться в зависимости от региона, т. к. она устанавливается на местном уровне. Максимальная ставка равна 6%, минимальная – 1% . Так, если организация заработала за год 500 000 руб., максимальная сумма к уплате составит 30 000 руб.

«Доходы минус расходы» предполагает, что при расчете суммы, подлежащей к уплате, от полученного дохода нужно отнять расход. В таком случае максимальная ставка составляет 15%. Регионы также вправе снизить её до 5%.

Популярность этого налогового режима обусловлена простотой расчета взнос а , а также тем, что при грамотном учете понесенных предпринимательских расходов можно хорошо понизить сумму налога, подлежащего к уплате. Отчетность нужно сдавать раз в год и не позднее конца первого квартала следующего года.

Единый сельскохозяйственный налог

Налоговая нагрузка при ЕСХН меньше, чем при ОСНО и УСН. Итак, какие же организации имеют право применяют этот налоговый режим?

  1. Организации, которые заняты в сельском хозяйстве , т. е. те, кто занимается производством или переработкой сельскохозяйственной продукции.
  2. Рыбохозяйственные организации , которые являются градо- или поселковообразующими при условии, что число занятых в них людей вместе с их семьями составляет не менее половины населенного пункта.

Также как и при УСН, процентная ставка по единому сельскохозяйственному налогу составляет 6% , и этот налог заменяет НДС и налог на прибыль.Взнос рассчитывается по типу «Доходы минус расходы» с единственным отличием от УСН в том, что доходы должны быть в денежном выражении.

Отчетный период – полугодие , однако, не подразумевает собой сдачу декларации, всего лишь уплату авансового взноса.

Единый налог на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход заменяет НДС и налог на прибыль. Вмененный доход означает не фактический, а потенциальный . ЕНВД зависит от нескольких показателей (в том числе физического), и в общем виде выглядит следующим образом.

Например, у вас и вашего друга открыто по розничной точке, где что вы, что он, торгуете цветами. Площадь вашей точки составляет 25 кв. м., а площадь точки друга – 20 кв. м. В таком случае государство вправе предположить, что ваша точка немного прибыльнее, чем точка вашего друга.

ЕНВД может быть рассчитан по формуле :

БД * ФП * К1 * К2 * 0,15 = сумма вмененного налога в месяц

  • БД – базовая доходность (выражается в рублях на единицу физического показателя);
  • ФП – физический показатель (параметр для бизнеса, от которого может зависеть доход, например, площадь или количество работников);
  • К1 и К2 – коэффициенты, призванные урегулировать формулу с учетом инфляции и других быстроменяющихся критериев.

Все эти показатели умножаются между собой и на 15%, т. е. на налоговую ставку.

В 2018 году значение коэффициента К1 составит 1,868. Значение же коэффициента К2 всегда равно или меньше 1 в зависимости от региона.

На ЕНВД перейти не так просто. Организация обязательно должна относится к следующим критериям:

  • число сотрудников не может быть больше 100 человек;
  • процент участия в уставном капитале ООО других организаций не может быть выше 25%;
  • ООО не должно быть плательщиком ЕСХН;
  • площадь помещения для торговли или обслуживания посетителей не может быть более 150 кв. м.

Кроме того, существует ряд ограничений по виду деятельности организации . Декларация при ЕНВД сдается поквартально, ровно как и совершаются налоговые платежи по ней. Сдать декларацию нужно не позднее первого месяца следующего квартала, также как и оплатить этот вид налога. ООО, применяющее эту систему налогообложения, обязано уплачивать налог вне зависимости от того, получает ли организация доход или нет.

Взносы с заработной платы работников

Помимо налогов, подлежащих уплате согласно выбранному налоговому режиму, организация обязана платить взносы за своих работников во внебюджетные фонды (Пенсионный, Социального страхования и Обязательного медицинского страхования).

ООО обязаны сдавать отчетность по взносам раз в квартал. Размер страховых выплат во внебюджетные фонды рассчитывается в виде процентной ставки от зарплаты работника и составляет:

  • в Пенсионный фонд – 22%;
  • в Фонд социального страхования – 2,9%;
  • в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Тарифы на 2018 год не изменились.

Дополнительные платежи в бюджет

Кроме налогов, установленных определенной налоговой системой, ООО должно платить земельный, транспортный и водный налог, если оно попадает под определённую статью Налогового Кодекса РФ.

Земельный налог подлежит уплате, если в собственности организации находится земельный участок. Налог подлежит уплате раз в год, однако декларация сдается раз в квартал. Налоговая база равна кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января того года, за который нужно уплатить налог. Налоговая ставка может быть либо 0,3%, либо 1,5% в зависимости от назначения земли, находящейся в собственности предприятия.

Транспортный должен быть уплачен организациями, владеющие каким-либо транспортным средством, которое можно признать объектом налогообложения. Транспортный налог считается локальным налогом, т. е. региональные власти сами устанавливают его налоговую ставку, льготы и порядок уплаты. Транспортным средством, на которое начисляется этот налог, может быть моторная лодка, автомобиль, трактор и прочее.

Декларация должна быть сдана в ФНС раз в 3 месяца , однако, сам налоговый взнос платится раз в год. Налоговая ставка рассчитывается исходя из мощности транспортного средства, т. е. лошадиных сил. За 1 л. с. нужно заплатить 2,5 руб. Если мощность транспортного средства превышает 100 л. с., то налоговая ставка повышается до 3,5 руб.

Организации, которые осуществляют специальное использование водных ресурсов, обязаны платить водный налог . Существует несколько категорий водопользования:

  • забор воды;
  • пользование водной поверхностью;
  • гидроэнергетика;
  • сплав древесины.

Налоговая база в зависимости от категории водопользования разная. Так, при заборе воды это непосредственно объем, который был забран. При пользовании водной поверхностью – площадь того пространства, которое было использовано.

При гидроэнергетике – количество произведений энергии. При сплаве древесины – произведение объема сплавленной древесины на расстояние сплава. Налоговым периодом при водном налоге служит квартал, и декларация должна быть подана в ФНС не позднее первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Дополнительная информация про ОСНО представлена ниже.

Налогообложение ООО в 2019 году - это обязанность организации платить налоги в процессе своей деятельности. Участники могут самостоятельно выбирать систему налогообложения для ООО, и от правильности этого выбора зависит налоговая нагрузка общества. Вопрос: «Какие налоги платит ООО?» надо задавать себе еще на этапе бизнес-плана, поэтому предлагаем ознакомиться с теми налоговыми режимами, которые действуют в России.

Виды налогообложения для ООО в 2019 году

Правильнее будет говорить не о видах налогообложения для ООО, а о налоговых режимах или системах, по крайней мере, именно так они именуются в Налоговом кодексе. Организация в России может работать в рамках одной из следующих систем налогообложения:

  • Общая или основная система налогообложения ();
  • Упрощенная система налогообложения (УСН) в вариантах и ;
  • Единый налог на вмененный доход ();
  • Единый сельскохозяйственный налог ().

Подробнее узнать о каждом режиме налогообложения для ООО вы можете, пройдя по ссылкам, но их краткую характеристику мы дадим здесь. Налоговые системы различаются между собой несколькими элементами:

  • объектом налогообложения - то, что облагается налогом (доход, имущество или какой-либо физический показатель);
  • налоговой базой - объектом налогообложения в денежном выражении;
  • налоговым периодом - временным периодом, за который рассчитывается налог;
  • налоговой ставкой - процентом налоговых начислений;
  • порядком расчета и сроками уплаты налога.

Для наглядности соберем информацию о налогах ООО в 2019 году в таблицу.

Система налогообложения

Могут применять

Что облагается

Налоговая ставка

Налоговый период

Все налогоплательщики без ограничений.

1.Прибыль для налога на прибыль.

2.Добавленная стоимость для НДС.

3. Среднегодовая стоимость имущества для налога на имущества.

1.Для налога на прибыль в общем случае 20%.

2.Для НДС, в зависимости от вида товаров и услуг, от 0% до 20%.

3. Для налога на имущество организаций - до 2,2%.

1.Для налога на прибыль - календарный год.

2.Для НДС - квартал.

3.Для налога на имущество организаций - календарный год.

УСН Доходы

Установлен лимит по получаемым в год доходов (в 2019 году это 150 млн. рублей) и по кол-ву работников (не более 100 человек). Существуют и иные ограничения.

Полученный доход без учета произведенных расходов.

В общем случае 6%, но регионы вправе снижать ставку до 1%.

УСН Доходы минус расходы

Установлен лимит по получаемым в год доходов (в 2019 году это 150 млн рублей) и по кол-ву работников (не более 100 человек). Существуют и иные ограничения.

При уплате минимального налога налоговой базой являются полученные доходы.

В общем случае 15%, но регионы могут снижать ставку до 5%. Ставка минимального налога равна 1%.

Календарный год, кроме того, установлена обязанность платить квартальный авансовый платеж, если в этом квартале был получены доходы.

Разрешены только определенные виды деятельности (некоторые услуги и розничная торговля на площади до 150 кв. м). Имеет региональные особенности.

Вмененный доход (т.е. рассчитанный, не связанный с реально получаемым доходом).

В общем случае 15%, но регионы вправе снижать ставку до 7,5%.

Каждый квартал.

На этот налоговый режим могут перейти сельхозпроизводители и рыбохозяйственные организации.

Разница между полученными доходами и доказанными обоснованными расходами.

Календарный год, но установлена обязанность платить авансовый платеж по итогам полугодия, если в нем были получены доходы.

Как видно из таблицы, ответить на то, сколько налогов платит ООО, однозначно невозможно. Слишком много факторов влияют на возможность выбора системы налогообложения для ООО в 2019 году, в результате чего налоговая нагрузка одной и той же организации на разных режимах может отличаться в разы.

Какую систему налогообложения выбрать для ООО

Какая система налогообложения лучше для ООО? Чтобы сделать этот выбор правильно, надо учесть немало критериев:

1.Вид деятельности . На основном налоговом режиме ОСНО можно вести бизнес любого направления. Если же говорить о специальных льготных режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН), то самый широкий выбор видов деятельности существует на УСН. В рамках этого режима можно заниматься производством, оптовой и розничной торговлей, услугами. Запрещенных направлений для упрощенки немного: производство подакцизных товаров, страхование, добыча и реализация полезных ископаемых (кроме общераспространенных), деятельность банков, ломбардов, нотариусов, адвокатов. Полный перечень ограничений для УСН приведен в статье 346.12 НК РФ.

Выбор для ЕНВД куда скромнее: розничная торговля на площадях не более 150 кв. м. и некоторые услуги. Перечень видов деятельности, разрешенных для вмененки, указан в статье 346.26 НК РФ, но и этот ограниченный список может быть сокращен региональным законом, вплоть до полной отмены ЕВНД на определенной территории. Например, в Москве этот режим не применяется вообще.

Ну а что касается ЕСХН, то перейти на него могут только рыбохозяйственные организации и производители сельхозпродукции, причем, доля дохода от реализации такой продукции или улова должна превышать 70% от общей выручки. Организации, которые занимаются только переработкой сельхозпродукции или улова, применять ЕСХН не вправе.

2.Количество работников . На режимах УСН и ЕНВД не может быть больше 100 человек. Ограничения по работникам для ЕСХН существуют только для рыбохозяйственных организаций и ИП-плательщиков сельхозналога: не более 300 человек. Значительная часть впервые созданных организаций легко вписывается в этот лимит, поэтому применять льготные режимы могут большинство ООО с работниками. В дальнейшем, если персонал будет увеличиваться, необходимо перейти на ОСНО.

3.Необходимость работы с НДС. Это непростой для администрирования налог, подробности вы можете узнать в статье « ». Если вы предполагаете, что основными вашими покупателями будут крупные предприятия, которым будет необходимо получить возврат уплаченного НДС, то вам придется работать на ОСНО. Общую систему налогообложения для ООО стоит выбирать и в случае, если вы будете самостоятельно ввозить товары на территорию РФ.

4.Регулярность деятельности и получения доходов. Из рассмотренных систем налогообложения для ООО три (ОСНО, УСН, ЕСХН) отвечают условию: платим налоги ООО, только если получены реальные доходы. На ЕНВД ситуация другая, облагаемый налогом доход - это условная, рассчитанная государством, сумма. Если этот рассчитанный вмененный доход меньше реального, то налогоплательщик выигрывает, но если получаемый доход меньше рассчитанного по формуле, то организация несет излишнюю налоговую нагрузку.

5.Ожидаемый годовой доход. Из всех систем налогообложения для ООО лимит получаемых за год доходов установлен только для УСН - в 2019 году это 150 млн рублей.

Какие налоги платит ООО в 2019 году

Так все-таки, какие налоги платит ООО в 2019 году? Ответить на это можно, только произведя предварительный расчет налоговой нагрузки с учетом всех рассмотренных выше факторов и региональной специфики, то есть, индивидуально для каждой конкретной организации. Пример такого расчета для небольшого магазина вы можете найти в статье « ».

Организации, осуществляющие коммерческую деятельность в РФ, должны платить налоги. Спектр таковых, который предусмотрен российским законодательством, широчайший. Фирмы, работающие в РФ, могут вести деятельность в различных налоговых режимах и быть субъектами перечисления сборов по разным ставкам. Какова специфика тех платежей, которые российские предприниматели обязаны перечислять государству?

Определение налога

Прежде чем рассматривать то, какие налоги платят фирмы в РФ, рассмотрим сущность соответствующего термина. Каковы наиболее популярные теоретические концепции, касающиеся данной проблематики?

Как считают многие российские эксперты, под налогом правомерно понимать обязательный, предусмотренный конкретным положением закона взнос в государственный бюджет либо учреждение бюджетной системы, уплачиваемый гражданином, организацией либо иным субъектом. Налог состоит из следующих основных компонентов:

  • объект налогообложения (таковым может быть некий актив либо доход);
  • (показатель, отражающий стоимостное выражение объекта налогообложения);
  • ставка (процент от базы, формирующий фактическую величину отчислений в бюджет).

Определение фирмы

Следующая наша задача, предшествующая рассмотрению того, какие налоги платят фирмы в России, — определение сущности другого термина, составляющего предмет нашего исследования. Под «фирмой» чаще всего понимается юридическое лицо — организация, зарегистрированная в установленном порядке государством. Можно отметить, что в России данное понятие может быть также связано с деятельностью индивидуального предпринимателя, который, в свою очередь, является физическим лицом. Особый статус также у филиалов иностранных компаний, не зарегистрированных в РФ.

В общем случае под «фирмой» понимается все же юридическое лицо. Но если ИП нанимает штат сотрудников и разворачивает приличное по масштабам производство либо открывает большой офис, то он, как правило, позиционирует себя как фирма. Иногда регистрируется в государственных структурах как юридическое лицо.

Можно отметить, что понятие «фирма» по мере увеличения масштабов бизнеса может употребляться все реже — вместо него задействуются такие термины, как «корпорация», «концерн». Таким образом, «фирма» - это относительно небольшая организация, но имеющая устойчивую, и при этом, как правило, растущую бизнес-модель. В ряде случаев — предприниматель, организовавший выпуск товаров с привлечением наемных сотрудников либо открывший офис и нанявший специалистов.

Теперь, рассмотрев некоторые ключевые нюансы терминологии, изучим то, какие налоги платят фирмы в России.

Основные налоги для юрлиц в России

Главными платежными обязательствами юридических лиц перед можно назвать:

  • уплату налога на прибыль либо заменяющих его — УСН, ЕНВД, ПСН;
  • перечисление НДФЛ за наемных сотрудников;
  • внесение в бюджет платежей по НДС;
  • уплату акцизов и пошлин.

Изучим специфику соответствующих сборов подробнее.

Налог на прибыль и его аналоги

Налог на прибыль фирмы платят в том случае, если работают по или ОСН. Ставка соответствующего сбора составляет 20%. Взимается данный налог с разницы между выручкой и расходами организации, которые непосредственно связаны с осуществлением коммерческих активностей.

Не платят, соответственно, налог на прибыль фирмы, которые работают в рамках альтернативных систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН. Специфика УСН — в возможности перечислять в бюджет существенно меньшие суммы. Так, фирма, задействующая данную систему налогообложения, должна платить государству 6% с выручки либо 15% с прибыли. Однако не все фирмы могут работать по УСН. Законодательно установлены лимиты по выручке и иным критериям, по факту превышения которых компания уже должна платить налог с продажи. Фирмы, работающие в рамках ЕНВД, платят государству фиксированные отчисления, определяемые на основе положения федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Размер выручки не имеет значения. Чтобы работать по ЕНВД, компания должна вести тот вид деятельности, который подходит под данную систему налогообложения. Перечень подобных активностей утверждается законодательно. ПСН, или патентная система налогообложения, — довольно новое явление для РФ. Его можно назвать достаточно близким ЕНВД, поскольку налоги фирмы при ПСН также фиксированные. Их размер устанавливается в законодательных актах на уровне регионов РФ. Следует отметить, что работать в рамках ПСН могут только ИП.

НДФЛ

В общем случае владелец фирмы не платит НДФЛ за себя, так как не является наемным сотрудником. Соответствующий сбор вносится за тех людей, которых нанимает предприниматель. Ставка НДФЛ — 13%, и отчисляется данный налог, таким образом, с зарплаты работников компании. Законодательством РФ предусмотрен ряд вычетов по НДФЛ. Если их применить, то необходимости в перечислении соответствующих сумм фирмой может не возникнуть.

НДС

Еще один типичный для коммерческих организаций налог — НДС. Он относится к косвенным. Это значит, что с юридической точки зрения его плательщиком является фирма, но фактически расходы по его перечислению в бюджет несет ее покупатель либо клиент. Дело в том, что НДС обычно включается в отпускную цену товара либо сервиса.

Ставка НДС зависит от конкретного продукта, который организация поставляет на рынок, и может составлять 10% или 18%. Законодательство РФ предусматривает также применение нулевой ставки НДС по отдельным типам коммерческих активностей.

Акцизы

Рассматривая то, какие налоги платят фирмы в РФ, стоит также сказать и об акцизах. Обязательства по внесению соответствующих платежей в бюджет имеют фирмы, производящие и реализующие отдельные категории товаров. Как правило, те, которые относятся к высокорентабельным, — нефть, ювелирные изделия, некоторые разновидности продукции машиностроения. Плательщиками акцизов могут быть фирмы, которые как производят товары, относящиеся к подакцизным, так и импортирующие их. при акцизах — отпускная стоимость того или иного продукта. Ставки по рассматриваемому виду налогов могут сильно разниться в зависимости от конкретного вида товаров. Можно отметить, что акцизы также относятся к косвенным сборам. Фактически, по той же причине, что и НДС — де-юре их плательщиком является фирма, де-факто — покупатель либо клиент, поскольку акцизы обычно включаются в структуру отпускной цены товара.

Налоги и отчетность

Уплата налогов - не единственное обязательство коммерческой организации перед государством, связанное с перечислением предусмотренных законом платежей в бюджет. Дело в том, что российские фирмы должны также предоставлять в компетентные государственные органы отчетность по каждому из соответствующих обязательств. Как правило, таковая предполагает направление в администрирующую структуру декларации. Периодичность формирования подобных документов предопределяется спецификой налога. Например, в случае с НДС декларация должна предоставляться фирмой в ФНС ежеквартально. Если компания работает по УСН, то соответствующий источник достаточно передавать налоговикам один раз в год.

Можно отметить, что фирмы, зарегистрированные как юридические лица, должны предоставлять государству также бухгалтерскую отчетность. Таковая формируется, в свою очередь, на основе информации в рамках бухучета, и в ней отражаются финансовые операции. Некоторые сведения из налоговой отчетности могут коррелировать с информацией, фиксируемой в бухгалтерской документации.

Ответственность за неуплату налогов

Итак, мы рассмотрели основные налоги, уплачиваемые фирмой в РФ. Полезно будет также изучить такой аспект, как ответственность за неуплату сборов в бюджет, предусмотренных российским законодательством.

Если фирма не платит налоги, то в соответствии с действующими правовыми нормами те органы, которые администрируют тот или иной сбор, например ФНС, вправе инициировать процедуру взыскания недоимок с организации. Обычно ей, конечно, предшествуют попытки ФНС взаимодействовать с должником иными способами, например, посредством направления уведомлений о том, что желательно погасить такую-то недоимку. Если фирма игнорирует подобные обращения налоговиков, тогда уже инициируется процедура взыскания. Погашение долгов по налогам ФНС может осуществляться разными способами. Так, законодательство РФ разрешает ФНС списывать финансовые средства с расчетных счетов организаций, а также погашать задолженность за счет реализации имущества фирмы. В ряде случаев действия ФНС можно оспорить в судебном порядке.

Узнать задолженность по налогам фирмы могут заблаговременно — через сайт либо посредством личного обращения в ФНС. Недоимки фиксируются ФНС по истечении Если фирма просрочила внесение предусмотренных законом платежей в бюджет, то на сумму долга начисляются штрафы и пени.

Как уменьшить налоги?

Как законно уменьшить налоги? Фирмы в РФ, как мы отметили выше, могут работать в рамках самых разных режимов налогообложения. В большинстве случаев можно подобрать тот, который будет оптимально соответствовать специфике коммерческих активностей компании с точки зрения обязательств перед бюджетом.

Понятно, что начинающим предпринимателям весьма проблематично перечислять от выручки 20% в рамках налога на прибыль. Но у них есть возможность работать по УСН и платить в бюджет меньше. Однако как только их обороты станут в достаточной мере масштабными, то государство ожидает от таких фирм большего объема налогов и потому предписывает им переходить на общую систему налогообложения. Касательно НДС — в отношении данного налога фирмы могут использовать вычеты и значительно уменьшать общую платежную нагрузку.

Законодательством РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги. Их зачисление должно осуществляться в соответствующий бюджет. Значимую роль для финансовой системы государства в целом, а также конкретных регионов и муниципалитетов играют местные налоги. Кто устанавливает их? Каковы особенности их исчисления и уплаты в бюджет?

Кто вводит местные налоги?

Местные налоги и сборы в РФ устанавливаются соответствующим Кодексом, а также нормативными актами муниципалитетов — административно-территориальных единиц самоуправления. Они обязательны к уплате в бюджет субъектами коммерческих и иных правоотношений, если иное не регламентируется законодательством. Местные налоги и сборы вводятся, равно как и прекращают действие, таким образом, на федеральном уровне, однако их необходимая детализация вполне может осуществляться муниципальными органами власти. Что именно может конкретизироваться местными структурами? В соответствии с положениями НК РФ, муниципалитеты вправе регулировать:

Величину ставок;

Порядок уплаты сборов;

Сроки перечисления налогов в казну.

Однако подобная детализация применима, только если имеющие отношение к данным пунктам положения не закреплены в Кодексе. Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные соответствующим федеральным правовым актом, не могут быть установлены. Вместе с тем в Кодексе могут определяться специальные режимы налогообложения, а также порядок их взимания.

в городах федерального подчинения

Некоторая специфика в отношении соответствующих бюджетных обязательств свойственна для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дело в том, что указанные города находятся в федеральном подчинении. Таким образом, в то время как местные налоги и сборы вводятся на всей остальной территории России муниципалитетами, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе соответствующие платежи устанавливаются в актах, имеющих статус региональных.

Какие налоги относятся к местным?

В законодательстве РФ определены следующие разновидности платежей, о которых идет речь:

Земельный налог;

Имущественный сбор, взимаемый с физических лиц.

Рассмотрим специфику обоих налогов подробнее.

Земельный налог

Земельный налог регулируется Главой 31 НК РФ. Изучим наиболее примечательные положения данного источника права, что имеют отношение к рассматриваемому сбору.

Земельный налог платится только теми субъектами правоотношений, которые ведут деятельность на территории конкретного муниципалитета. Налогоплательщиками в данном случае могут быть:

Физлица;

Организации.

Критерий, определяющий возникновение обязательства по уплате соответствующего сбора в бюджет указанными субъектами — наличие в собственности или в бессрочном пользовании земельных владений. Что касается участков, которые принадлежат, к примеру, ПИФам — налогоплательщиком признается управляющая компания. Сбор при этом уплачивается за счет активов, которыми располагает фонд.

Не должны платить земельный налог организации, физлица и ИП, которые пользуются участками по праву безвозмездного пользования на срочной основе, либо в порядке аренды. Не могут быть признаны в качестве объектов налогообложения:

Участки, которые изъяты законным образом из оборота;

Территории, на которых располагаются особо ценные объекты культурного наследия, включая те, что включены в соответствующий международный список;

Участки, на которых расположены историко-культурные заповедники, а также объекты археологического наследия;

Территории, включенные в лесной фонд;

Участки, на территории которых располагаются принадлежащие государству водные объекты в составе соответствующего фонда.

Налоговая база для земельного сбора

База по рассматриваемому типу сбора определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на начало года, который является налоговым периодом. Если территория поставлена на учет в Росреестр в течение года, то соответствующая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта на момент регистрации в указанном ведомстве.

Стоит отметить, что организации должны определять величину налоговой базы самостоятельно. Источником для получения соответствующих показателей должны быть сведения, включенные в государственный кадастр объектов недвижимости. В составе должен присутствовать каждый участок, которым владеет организация или пользуется на постоянной основе. Аналогично ИП также должны определять соответствующий показатель самостоятельно — в отношении участков, задействуемых непосредственно в предпринимательской деятельности. Источником данных при этом также будет государственный кадастр.

В свою очередь, налоги местного бюджета в виде земельных сборов плательщики в статусе физлиц не должны исчислять самостоятельно. За них эту работу выполняют территориальные структуры ФНС на основе сведений, предоставляемых в порядке межведомственного взаимодействия Росреестром.

Налоговый и отчетный периоды для земельного налога

Местные налоги и сборы вводятся, как мы отметили выше, на уровне федерального законодательства. Им же определяются ключевые характеристики соответствующих бюджетных обязательств. В частности — налоговый и Для земельного сбора налоговый период — это календарный год. Отчетных — несколько: 1 квартал, полугодие, а также первые 9 месяцев. Но они действуют только для налогоплательщиков-организаций. Физлица могут не обращать на данную характеристику внимания. Как и в случае со многими другими налогами и сборами, предусмотренными законодательством РФ, органы власти муниципального образования либо соответствующие структуры в городах федерального значения вправе не устанавливать соответствующие периоды.

Ставка для земельного налога

В свою очередь, ставку, по которой взимаются местные налоги и сборы, устанавливает муниципалитет. Или, если речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, законодательный орган власти города федерального значения. Однако на уровне Налогового Кодекса могут фиксироваться предельные ее значения.

Так, например, ставка, о которой идет речь, не может быть больше, чем 0,3%, для участков следующих категорий:

Тех, что отнесены к территориям, используемых для нужд сельского хозяйства;

Тех, что используются в составе жилищного фонда;

Тех, на которых располагаются компоненты инженерной инфраструктуры, относящейся к жилищно-коммунальному комплексу (не считая доли участков, которые не относятся к жилищному фонду и к соответствующим объектам);

Используемых для ведения дачного хозяйства;

Задействуемых для нужд обороны и ограниченных, в силу положения законодательства, в обороте.

Ставка не может быть больше, чем 1,5% для иных типов участков.

Земельный налог в московских муниципалитетах

Касательно определения рассматриваемого параметра земельного налога на территориях Москвы в ряде случаев может действовать несколько иной порядок. Местных налогов и сборов в доле бюджета российской столицы достаточно много, однако московские власти вправе разрешать взимать соответствующие платежи муниципальным структурам, которые сформированы на территории города. Это может сопровождаться установлением дифференцированных ставок соотносительно с категорией участка и местом его нахождения в Москве.

Уплата земельного налога

Сроки, в которые должны перечисляться в местный бюджет налоги и сборы, включая тот, что платится владельцами земельных участков, определяются на уровне муниципальных законов или источников права, издаваемых властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В некоторых случаях соответствующие платежи могут предполагать перечисление в бюджет авансовых сумм.

Не позднее 1 февраля того года, который следует за налоговым, организации, являющиеся плательщиками рассматриваемого налога, должны предоставить в ФНС декларацию по установленной форме.

Перечислить полную сумму сбора налогоплательщик должен до 1 ноября того года, который следует за налоговым периодом.

Налог на имущество физлиц

К местным налогам и сборам относятся также платежи, взимаемые с физлиц, которые владеют жилой недвижимостью. Касательно их перечисления в бюджет есть ряд особенностей.

Дело в том, что до 2015 года соответствующие бюджетные обязательства граждане должны быть выполнять, исходя из подсчета сумм налога на имущество на основе С 2015-го в структуре «формулы» исчисления сбора присутствуют также кадастровые показатели. Предполагается, что с 2019 года они будут применяться без учета инвентаризационной стоимости.

Что это значит? Нормы закона, действовавшие до 2015 года, предполагали взимание в казну порядка 0,1-0,3% (конкретное значение определялось в законах муниципалитета или города федерального значения) от инвентаризационной стоимости квартир и домов, находящихся в собственности граждан. Налоговая база на основе соответствующего показателя не предполагала большого финансового обременения граждан в аспекте выполнения данного бюджетного обязательства.

Другое дело, когда имущественный сбор исчисляется на основе кадастровой стоимости жилья. Дело в том, что предполагается ее максимальная приближенность к рыночной. Тем самым возможно значительное увеличение нагрузки на личный бюджет налогоплательщика в аспекте выполнения соответствующего обязательства перед государством.

Вместе с тем, до 2019 года законодательством РФ установлен переходный период, в рамках которого исчисление имущественного сбора будет, с одной стороны, предполагать включение в «формулу» налога, как мы отметили выше, также и инвентаризационных показателей — это, так или иначе, уменьшит абсолютную величину платежа. С другой — в правовых актах РФ, регулирующих рассматриваемое бюджетное обязательство, зафиксированы вычеты. Их значимость предопределяется, во-первых, конкретным типом недвижимости, а во-вторых, его площадью.

Таким образом, рост на граждан, имеющих в собственности жилую недвижимость, предполагается постепенный. К тому же во многих случаях размер предусмотренного законом вычета достаточен для того, чтобы человек не почувствовал сильного финансового бремени вследствие необходимости выполнять обязательства перед государством.

Как и в случае с земельным по имущественным сборам с физлиц должны определяться на уровне органов власти муниципалитета или соответствующей структуры в городе федерального значения. Однако компоненты «формулы», в которой учитываются, во-первых, пока что а во-вторых — вычет, устанавливаются на уровне федерального законодательства.

Формула имущественного налога

Таким образом, величина налога на имущество физлиц определяется:

Кадастровой стоимостью объекта, а до 2019 года — частично инвентаризационной;

Площадью жилья;

Вычетами;

Принятыми в конкретном регионе ставками.

Отметим, что основную работу по исчислению налога должны проводить органы ФНС. Гражданам в общем случае не потребуется изучать тонкости формулы, о которой идет речь.

Итак, мы изучили, каким образом местные налоги и сборы вводятся, рассмотрели основные характеристики имущественных платежей за владение земельными участками, а также сборов с владельцев недвижимости. Указанные обязательства граждан и организаций важны прежде всего с точки зрения устойчивости местных бюджетов. Муниципальные органы власти, исходя из социально-экономических факторов, могут при этом самостоятельно регулировать степень финансовой нагрузки на налогоплательщиков, меняя ставки или порядок уплаты сборов.