Как государство борется с инфляцией. Понятие и виды инфляции. Методы борьбы с инфляцией. Взаимосвязь инфляции и безработицы

Струк­туры экономики.

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование

централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению

сбалансированности материальных и денежных потоков.

От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит: 1. Обесценивание денег по отношению к золоту; 2. Обесценивание денег по отношению к товару; 3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.


Объяснения причин инфляции различны. Одни экономисты (Дж. М. Кейнс и его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости, т. е. со стороны спроса. Другие -- неоклассики -- искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т. е. со стороны предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительно­сти труда; произвольным установлением гос. цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Резкое обострение дефицита госбюджета в нашей стране произошло во второй половине 80-х гг. С 1985 г. по 1989 г. разрыв между доходной и расходной частями госбюджета вырос с 18 до 120 млрд. руб., или с 3,5 до 19% к национальному доходу страны. Возросший дефицит нанес огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию.

Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал , что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция - это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.

* Внешние причины

Причины возникновения инфляции могут быть каквнутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.

* Внутренние причины

Рассмотрим их на примере России.

Во-первых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые «работали» под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-либо ограничений.

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно. В этом плане выделяюттр вида инфляции:

Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Инфляция спроса возможна, ес и растет совокупный спрос при постоян­ном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняется одной фразой: “Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров“.

Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен - с другой, сложнее тех, которые имеет ввиду этот комментарий. Эти сложности помогает объяснить рис.1.

Рис. 1.

На первом отрезке общие расходы, то есть сумма потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта, до такой степени низки, что объем национального продукта сильно отстает от своего максимального уровня при полной занятости. Другими словами, существует значительное отставание реального объема ВНП. Уровень безработицы высок, а большая доля производственных мощностей предприятий бездействует. Теперь предположим, что совокупный спрос повысится. Тогда объем производства увеличится, уровень безработицы снизится, а уровень цен возрастет незначительно или вовсе не изменится. Это объясняется тем, что существует огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах. Безработный не просит увеличить зарплату, когда нанимается на работу. Анализируя спрос и предложение, мы установили, что повышение цен не влияет на увеличение спроса, потому что предложение представляет собой горизонтальную линию. Увеличение трудовых и других ресурсов возможно потому, что имеются бездействующие ресурсы, и дополнительное производство приносит выгоду. В результате существенно увеличивается объем продукции, а цены не повышаются.

По мере того как спрос продолжает расти, экономика вступает во второй отрезок, приближаясь к полной занятости и к более полному использованию имеющихся ресурсов. Но уровень цен не может начать повышаться до того, как не будет достигнута полная занятость. Потому что по мере расширения производства запасы бездействующих ресурсов не исчезают одновременно во всех секторах экономики и во всех отраслях промышленности. В некоторых отраслях промышленности начинают образовываться узкие места, хотя у большинства отраслей есть избыточные производственные мощности. Некоторые отрасли промышленности раньше других полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее увеличение спроса на свои товары увеличением предложения. Поэтому цены на них растут. По мере увеличения спроса на рынке рабочей силы некоторые категории частичных работников начинают использоваться полностью и их зарплата в денежном выражении повышается. В результате увеличиваются производственные издержки и фирмы вынуждены повышать цены. Сужение рынков рабочей силы расширяет возможности профсоюзов при заключении коллективных договоров и помогает им добиваться значительного увеличения заработной платы. Фирмы готовы уступать требованиям профсоюзов о повышении заработной платы, потому что не хотят забастовок, особенно в то время, когда экономика вступает на путь все большего и большего процветания. Кроме того, при увеличении общих расходов более высокие издержки можно легко возложить на потребителя, подняв цены. Наконец, когда достигнута полная занятость, фирмы вынуждены нанимать менее квалифицированных (менее продуктивных) работников, что приводит к росту издержек цен. Инфляцию, возникающую на втором отрезке, иногда называют “преждевременной“, потому что она начинается до появления полной занятости в стране.

Когда общие расходы достигают третьего отрезка, 3, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Все отрасли промышленности больше не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Реальный объем национального продукта достиг своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса ведет к инфляции. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности общества, вызывает повышение уровня цен.

Когда же возможна инфляция спроса? Инфляция спроса возможна при: - росте спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

Увеличении инвестиций, особенно на средства производства во время экономического подъема; - росте государственных расходов (рост во нных и социальных заказов).

Рис. 2.

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, го­сударства на потр бление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены (рис. 2).

Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.

В последние годы было несколько периодов, когда уровень цен возрос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. У нас были периоды, когда и объем продукции и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшилась при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:

Изд.ед.род. = Общ.затр./Кол.ед.прод.

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

Основными источниками инфля ии редложения являются рост зара­ботной платы и за счет роста ц н на сырье и энергоносители. Проиллюстри­руем механизм инфляции предложения (рис. 3).

Рис. 3.

Как видно из графика, повышение цены р дложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, че­рез определенное время баланс с роса и предложения вновь налаживает ся, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В ос­нове такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определя­ющих инфляцию, набор мер экономической п литики, способствующей устранению или снижению уровня инфля ии до разумных ределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в оиске а аптационной п литики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляцион­ными мерами.

В странах-лидерах отработаны разнооб­разные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

На внутренних товарных рынках стран-лидеров ценовые диспропор­ции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирова­ния паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены з мораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним, в свою очередь, "дозволяется" динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и в других раз­витых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства. Относи­тельное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продук­ции машиностроения, химической промышленности, потребительских то­варов и бытовых услуг.

Однако регулирование паритетов цен не в состоянии устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита.

По данным департамента статистики Международного валютного фонда (МВФ), в 23 про­мышленно развитых странах инфляционный рост цен полностью компенсируется повышением цены труда. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен.

Опережающий рост заработной платы (и соответственно платежеспособного спроса населения) при развитой сис­теме регулирования цен не только не приводит к неконтролируемой инфля ции, но и является инструментом антиинфляционной политики, обеспечивая относительное повышение покупательной способности (такая тенденция обусловлена снижением материалоемких, удельных накладных и сбытовых расходов, трансакционных издержек при росте и улучшение структуры производства)

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляци­онной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отноше­нию к доллару, происходившее в 1992-1993 гг, провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы рос­та курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля.

России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному ре­гулированию относительных цен. Перед правительст вом, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребно­стями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджет­ных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.

Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предостав­лении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потреб­ностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имею­щих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спе­куляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств.

Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия реше­ний по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.

Сложной является проблема товар­ной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, орга­низацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищ­ное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нуж­ны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частно­сти, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.

Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необ­ходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике Рос­сии большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промыш­ленности северных территорий, в строительстве. В.мировой практике под се­зонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные уч­реждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные инсти­туты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреж­дения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводите­лей.

Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способ­ствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли без­наличного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направ­лении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при пер ходе от плановой экономи­ки к рыночной, а также высокими темпами роста цен.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть бъяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертро­фированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию приводятся следующие:

1. Структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы, микро- и макроэко­номические перекосы не т лько не соотв тствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя мо­жет быть остановлена только после радикальных структурных пр образова­ний, на которые потребуются десятилетия.

1997 г.-1,1% и 112% годовых.

Во многом это явилось следствием последовательно осуществляемого контроля за состоянием конъюнктуры на финансовом и валютном рынках.

По данным комитета государственной статистики индекс инфляции (индекс - дефлятор, ИРИП), применяемый для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли в РФ с 1996 по 1-й квартал 2001 гг. составил (табл. 1):

Таблица 1

Индекс инфляции стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации (1996-2001 гг.)

Год I кв. II кв. III кв. IV кв.
1996 113,3% 108,3% 105,2% 103,5%
1997 101,6% 101,2% 101,8% 100,6%
1998 102,5% 102,3% 103,9% 107,2%
1999 108,3% 108,6% 112,7% 110,1%
2000 109,3% 106,5% 107,8% 108,1%
2001 104,4%

Способствуя развитию банковской системы Центральный Банк России ис­пользовал в 1996 - 1997 гг. весь арсенал доступных ему рыночных инстру­ментов регулирования пре ложения денег в экономике: политику резервных требований, дисконтную политику, политику рационального предоставле­ния кредитов, меры административного воздействия в сфере валютного кон­троля и валютного регулирования.

Кризис 1998 года потряс всю экономическую систему России и, конечно же, отразился на росте цен. В результате за 1998 год индекс цен составил 182%, т.е. цены увеличились почти в 2 раза. В 1999 году по мере выхода стра­ны из кризиса наблюдалось снижение темпов инфляции: 3% - в начале го­да; 1,2% в конце, и за год индекс цен составил 136,5%.

Инфляция в России в августе была нулевой, а за 8 месяцев 2001 г. составила 13,2 %, что свидетельствует сводка Госкомстата России.Нулевая инфляция на потребительском рынке - безусловно, хорошее экономическое достижение, тем более что правительство в июле такую инфляцию и обещало. Однако аналитики не торопятся пересматривать свои годовые прогнозы и считают, что итоговая цифра все равно превзойдет последний прогноз Г. Грефа - 16-18% годовых.

По мнению аналитика Альфа-банка Н. Орловой, проблема с оценкой инфляции до конца года носит, по сути, политический характер. "Неизвестно, удастся ли правительству, как это оно обещало, заморозить тарифы естественных монополий", - считает эксперт. По ее мнению, прозвучавшее во вторник пожелание Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) повысить с октября тарифы на газ на 20% говорит скорее о том, что выполнить свое намерение правительству не удастся. Вслед за газом могут повыситься и иные тарифы - вчера и руководитель департамента пассажирских сообщений МПС России В. Шатаев заявил, что железнодорожники хотят повысить до конца года пассажирские тарифы в среднем на 30% и скоро отправят в антимонопольное министерство обоснование этого шага. Если же пассажирские тарифы не повысят, то, по мнению Шатаева, надо поднять тарифы грузовые. Не останется в стороне и РАО ЕЭС. Поэтому Н. Орлова оставила свой годовой прогноз инфляции неизменным - на уровне 22%. Но если повышение тарифов перенесут на ноябрь-декабрь, то, по ее мнению, правительство может удержать рост потребительских цен на уровне 20%.

Аналитик ИБГ "НИКойл" В. Тихомиров тоже решил не пересматривать свой годовой прогноз инфляции в 19-20% и по той же причине - из-за опасений роста тарифов. С середины сентября овощи, как обычно, начнут дорожать (без их учета инфляция в августе была бы не нулевой, а равной 1,1%), а в октябре уже можно ожидать и очередных повышений тарифов. В ноябре к этим инфляционным факторам добавится повышение зарплат бюджетникам, а в декабре - выплаты премий и предновогодние траты предприятий и бюджетных организаций. Если же правительство отложит повышение тарифов на будущий год, то, по мнению Тихомирова, просто повторится ситуация этого года, когда в начале года инфляция росла опережающими темпами, уже в июне достигнув нижней планки первоначального правительственного прогноза в 12-14%. Любопытная ситуация сложилась в области влияния цен производителей на потребительский рынок. Данные индекса цен производителей за август еще не опубликованы, но они, по оценке, не будут нулевыми. Зависимость между ценами производителей и ценами потребительского рынка постоянно меняется, но сейчас, по мнению Н. Орловой, производителям трудно перекладывать свои издержки на потребителей, т.к. импортная продукция становится все более конкурентоспособной по ценам. Поэтому сейчас влияние цен производителей на потребительскую инфляцию, по которой правительство и устанавливает свои ориентиры, минимально.

Инфляция в России в 2002 году составит около 15%. По оценкам Правительства РФ объем ВВП на конец 2002 года будет на уровне 10.6 трлн. руб. Около 55% роста инфляции в 2002 году будет обусловлено повышением тарифов естественных монополий, и, соответственно, 45% - монетарными факторами.

Уровень инфляции в России, начиная с 2004 года, не должен превысить 10 % в год. Укрепление рубля будет способствовать росту импорта, объемы которого за 10 лет могут возрасти более, чем вдвое. Экспортно-ориентированные услуги в случае реализации экономической программы Правительства РФ должны возрасти к 2010 году на 60% по сравнению с 1999 годом. Прогнозируется существенный рост объемов Российского экспорта: в 2004 году он составит 88,7 млрд. долл., а в 2010 году будет на уровне 104,2 млрд. долл. Объем импорта в 2004 году ожидается на уровне 70,7 млрд. долл., а в 2010 – 95,3 млрд. долл. Значительное увеличение валютных резервов в стране к 2004 году будет составлять 39,1 млрд. долл., а в 2010 году – 52,4 млрд. долл.


В какой-то мере, говоря о показателях и типах информации, мы уже затронули вопрос о последствиях инфляции, ее влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Но каковы бы не были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений. Отметим кратко некоторые из них:

1. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.

2. Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуске ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать“ деньги у населения.

3. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях повышения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий.

4. Инфляция ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте национальных доходов.

5. Инфляция ведет к обесценению сбережений населения. Повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных сбережений.

6. Инфляция приводит к потере у производителя заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.

7. Инфляция ограничивает размеры продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие.

8. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998.

3. Хейне П. Экономический образ мышления.М.: Новости. 1991.

4. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики. 1992. № 2.

5. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. М.: Мысль, 1980.

6. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодейсвия ей // Экономист. М., 1998. N1. С. 67-75.

7. www.vesti.ru/2001/08/02/996762293.html


см. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 484.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - это чрезмерное увеличение находящейся в обращении денежной массы по сравнению с реальным предложением товара, что в свою очередь приводит к падению покупательской способности денег и росту цен на товары и услуги.

Инфляция процесс двусторонний:

  1. Наблюдается общее повышение цен;
  2. Происходит обесценивание денег.
  1. Резко растут;
  2. Остаются стабильными;
  3. Снижаются, но средний уровень повышается.

Происходит обесценивание, на 1 рубль (условно) можно купить все меньше и меньше товара.

Темпы инфляции - это годовой темп роста уровня цен в течении определенного времени, выраженного в процентах.

Различают следующие виды инфляции:

  1. Умеренная - развивается медленными темпами, не превышая 10% в год.
  2. Галопирующая - высокие темпы (от 10 до 200% в год).
  3. Гиперинфляция - очень высокий темп, практически неуправляемая инфляция (от 200 до 1000% в год).
  4. Ожидаемая - ожидаемый уровень инфляции в будущем периоде, рассчитанный на основе действия факторов текущего периода.
  5. Непредвиденная - уровень инфляции оказался выше предполагаемого за определенный срок.
  6. Открытая - инфляция в виде роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов.
  7. Скрытая - инфляция, возникшая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне.

Причины инфляции

Современная инфляция связанна не только с падением покупательской способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Первопричина инфляция - диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массы в обращении и потребителями хозяйства в деньгах.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить:

  1. Неденежные - нарушение диспропорции хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственное монополистическое ценообразование.
  2. Денежные - кризис государственных денег, увеличение кредитных орудий, обращения кредитной системы.

Внешними факторами являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государственного направления на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золотовалют.

В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции:

  1. Инфляция спроса - традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше чем предложение товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен.
  2. Инфляция издержек производства - причины такой инфляции:
    • Снижение роста производительности труда вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве.
    • Расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом заработной платы и относительно низкой по сравнению с производительностью труда.
    • Повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату, высокие косвенные налоги.

Формы проявления

  • Рост цен на товары и услуги, причем неравномерно, что приводит к обеспечению денег, снижению их покупательской способности.
  • Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.
  • Увеличение цены золота, выраженного в национальной денежной единице.

Влияние на общество

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом:

  1. Ухудшается экономическое положение:
    • Снижается объем производства;
    • Происходит перелив капитала из производства в торговлю;
    • Расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен;
    • Ограничивается кредитование операций;
    • Обесцениваются предприятия.
  2. Возникает социальная напряженность.

Меры борьбы с инфляцией

  • Денежная реформа - полная или частичная преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочивания и укрепление мер по государственному регулированию.
  • Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному урегулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией.
  • Дефляционная политика - предусматривает регулирование денежного спроса через денежнокредитный налоговый механизм.
  • Политика доходов - предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой, путем полного их замораживания.

Особой формой борьбы с инфляцией была «шоковая терапия ». Суть ее заключалась в стимулировании рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен. Но такой метод приводил к существенному снижению жизненного уровня населения.


Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.

Под функциональными экономическими системами понимается совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.

Структурообразующими элементами функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика Центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования как:

Уровень процентной ставки Центрального банка;

Политику обязательных резервов;

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование коммерческих банков.

В связи с тем, что инфляция несет в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

Мониторинг- это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как основная часть управления.

Проблема макрорегулирования экономики и антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической науке и практике. Условно всю государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько подвидов:

Бюджетная;

Социальная;

Налоговая;

Ценовая;

Кредитно-финансовая;

Промышленно-инвестиционная;

Внешнеэкономическая;

Эмиссионная.

Бюджетная политика - это основной вид государственной экономической политики, главной задачей которой является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени. Кроме того, это политика распределения и перераспределения полученных от налогов (и неналоговых платежей) государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета.

Налоговая политика - это, законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.

Ценовая политика - это политика регулирования и достижения сбалансированности между товарным предложением и платежеспособным спросом.

Кредитно-финансовая политика - это политика регулирования посредством кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы.

Промышленно-инвестиционная политика - это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.

Внешнеэкономическая политика - это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.

Эмиссионная политика - это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, поскольку для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.

Поскольку инфляция влияет на все стороны экономической жизни, то основной целью макроэкономического регулирования в первую очередь является преодоление социально-экономических последствий инфляции. Основным дестабилизирующим фактором инфляции в экономике является обесценение потока денежных доходов, так как инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (и населения, и предприятий, и государства) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Необходимо различать номинальные и реальные доходы.

Номинальный (денежный) доход - это конкретно выраженное количество денежных единиц, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые потребитель может купить на сумму номинального дохода. Например, в 1986г. средняя зарплата составляла примерно 200руб., а в 2002г. - около 5000руб., при этом буханка хлеба в 1986г. стоила 20коп., а в 2002г. стала стоить 5руб. Номинально зарплата 5000руб. в 25раз больше чем 200руб, но ее реальная покупательная способность равна зарплате в 200руб., так как и на 200руб. в 1986г. и на 5000руб. в 2002г. можно было купить 1000 буханок хлеба. Поэтому в данном случае можно констатировать, что в экономике за этот период произошло изменение масштаба цен, т.е. увеличение соотношения между количеством денег и товаров, но при этом покупательная способность обращающихся денег осталась прежней.

Еще одной особенностью инфляции является ее способность перераспределять доходы. Например, если денежная ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда в результате инфляции на эту сумму можно купить гораздо меньше, то фактически должники обогащаются за счет своих кредиторов. В условиях инфляции выигрывают те, кто взял кредит, допустим, на освоение дачных участков, или предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции может выиграть и правительство, которое выпустило на большую сумму государственные ценные бумаги, так как инфляция дает ему возможность оплатить большой государственный долг рублями, имеющими значительно меньшую покупательную способность, чем на момент эмиссии. Следовательно, чем несбалансированнее ситуация в экономике, тем она может быть лучше для одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что инфляция, по сути, является инструментом перераспределения доходов, так как всегда имеют место зафиксированные на какой-то срок договоренности (будь то зарплата или ставка процента за кредит). Теряют при этом те экономические субъекты, которые по данным договоренностям вкладывают свои средства. Особенно много теряют те, кто в период инфляции продает недвижимость, так как рост цен, с одной стороны, увеличивает номинальную стоимость недвижимого имущества, а с другой - сохраняет реальную покупательную способность и стоимость вложенных средств. В силу этого экономические субъекты, которые имеют крупные вложения финансовых ресурсов в недвижимость, сохраняют их от обесценения.

Поскольку в период сильной инфляции растут цены и на товарно-материальные ресурсы, то экономические субъекты стремятся как можно быстрее вложить свои стремительно обесценивающиеся финансовые средства в запасы. Но это автоматически приводит к нехватке денежных средств и у населения, и у предприятий, что в результате усиливает инфляцию спроса. Для того чтобы предотвратить ее, нужна адекватная ситуации кредитно-денежная политика правительства, например, контроль за ценами в секторах производства, где предприятия являются монополистами. Здесь возможны два подхода к управлению экономическим механизмом в условиях инфляции: поиск адаптационной политики, т.е. приспособление к инфляции, попытка ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики - от домохозяйства, фирмы до государства - в своих действиях учитывают инфляцию, прежде всего через расчет возможных потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существую два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину уровня инфляции. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется на основании движения определенного, заранее оговоренного индекса. Таким образом, экономические субъекты пытаются, с одной стороны, адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, с другой, - защитить себя от инфляции путем введения в контракт инфляционной корректировки заработной платы.

Способами адаптации для домашних хозяйств являются перестройка бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств вынуждает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и к повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Одновременно в условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы руководство вынуждено увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (за вычетом налогов) направлять на развитие производства.

Приведенные примеры показывают серьезность проблемы инфляции и в связи с этим необходимость и возможность ее решения, причем набор методов здесь достаточно широк - от прямого (через эффективную ценовую политику) до косвенного (ограничение денежной массы в обращении) регулирования.

Борьба с инфляцией в России

Активная борьба с инфляцией (дефляционная политика) может привести к падению темпов роста валового национального продукта и его сокращению, что крайне нежелательно. Поэтому методы регулирования инфляции зависят от постановки верного диагноза, то есть определения в каждом конкретном случае характера инфляции, основных и второстепенных факторов, раскручивающих инфляцию.

Так, в России имеет место особая инфляция, порожденная особенностями переходного периода и связанная с большой скоростью перехода от командной к либеральной экономике. Этот новый, российский тип инфляции отличается от существовавших в других странах форм и требует новых методов и подходов.

Регулирование инфляции в России сводится к попытке вывести страну из затяжного инфляционного шока. Особенности хозяйственной ситуации у нас таковы. Прежде всего, это отсутствие конкурентной среды между производителями из-за узкого спроса на многие товары.

Во-вторых, свободные цены ведут к перекосам и диспропорциям и не улучшают производственную структуру. Непредвиденные скачки цен наносят серьезный вред таким важным для потребителей отраслям, как машиностроение, легкая, пищевая промышленность.

Цены практически невозможно согласовать с изменениями спроса. Еще один нюанс - инфляция издержек - зло, которое оказывает решающее влияние на рост цен. Доходы населения падают, поэтому создается не избыток денежной массы, как должно быть при инфляции, а как раз, наоборот, ее дефицит.

Имеет место кризис неплатежей. Также серьезной проблемой для России стало длительное сокращение государственных расходов на социальную сферу, что привело к катастрофическим последствиям по многим аспектам. И только сейчас правительство меняет политику в этой отрасли. Кроме того, требуется очень взвешенная осторожная политика по регулированию курса рубля, по снижению темпов инфляции.

Эти и ряд других проблем ограничивают в нашей стране применение стандартных методов регулирования инфляции. Преодоление инфляции у нас будет возможно тогда, когда хозяйственный механизм полностью перейдет на рыночные регуляторы. А для этого нужна политическая стабильность, согласие и поддержка населением проводимой политики регулирования.

Таким образом, главным приоритетом в денежно-кредитной политике нашей страны должен стать контроль за инфляционными явлениями. Инфляция - это самая основная проблема экономической политики в РФ. Не секрет, что наша экономика работает не так эффективно, как бы хотелось. Приведение в порядок денежного обращения и противостояние инфляции требует работающих гибких методов и решений, которые бы внедрялись во время и доводились до конца.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика “стоп - вперед”, т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий “структурной инфляции” и “экономики предложения” в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Антиинфляционные меры

Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

На практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.

Посмотрим на основные экономические меры, предпринятые в Соединенных Штатах Америки в период президентства Рейгана. Антиинфляционная политика предусматривала заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной политики. Целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией и с высокой безработицей. Таким образом, “рейганомика” сочетала методы и концепции “экономики предложения”, монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда.

Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

Особенности противодействия инфляции в современных условиях

В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

На внутренних товарных рынках стран-лидеров ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним, в свою очередь, "дозволяется" динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и в других развитых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства. Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг.

Однако регулирование паритетов цен не в состоянии устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита.

По данным департамента статистики Международного валютного фонда (МВФ), в 23 промышленно развитых странах инфляционный рост цен полностью компенсируется повышением цены труда. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен.

Опережающий рост заработной платы (и соответственно платежеспособного спроса населения) при развитой системе регулирования цен не только не приводит к неконтролируемой инфляции, но и является инструментом антиинфляционной политики, обеспечивая относительное повышение покупательной способности (такая тенденция обусловлена снижением материалоёмких, удельных накладных и сбытовых расходов, трансакционных издержек при росте и улучшение структуры производства)

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992-1993 гг, провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля.

России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.

Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предоставлении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств.

Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия решений по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.

Сложной является проблема товарной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, организацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нужны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частности, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.

Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В.мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей.

Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.

Заключение

В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Но каковы бы не были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений. Отметим кратко некоторые из них:

1. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.

2. Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуске ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать“ деньги у населения.

3. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях повышения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий.

4. Инфляция ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте национальных доходов.

5. Инфляция ведет к обесценению сбережений населения. Повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных сбережений.

6. Инфляция приводит к потере у производителя заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.

7. Инфляция ограничивает размеры продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие.

8. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.

Список использованной литературы

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.

2. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. М.: Деньги и кредит, 2003.

3. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. М., 2005.

4. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек, 2003.

5. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи, 2004.

6. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 2001.

7. Р.Макконел, С.Л.Брю Экономикс. М.: Дрофа, 2002.

8. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей. М.: Экономист, 2005.

9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2006.

10. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 2001.

Чтобы успешно преодолеть инфляцию , необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос , вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора , увеличится совокупное предложение . Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга , что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается вограничении денежной массы : правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение . Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики , поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики - страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.

Инфляция и антиинфляционная политика в России

Инфляционные явления сложились в отечественной экономике еше в период административно-командной системы - в 80-е годы XX столетия. Особенность этих процессов заключалась в преобладании неденежных факторов инфляции, включающих:

    диспропорциональность структуры экономики - устойчивые темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства при стагнации отраслей, производящих потребительские товары, и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1 руб. денежной массы, находящейся в обращении, приходилось 18 коп. потребительских товаров в сфере розничной торговли;

    фондовое распределение средств производства между предприятиями-товаропроизводителями через систему органов государственного снабжения, искусственно создававших их дефицит;

    плановая централизованная система ценообразования, основанная на занижении цен на природные ресурсы (политика «дешевых ресурсов»), что обусловило высокую степень материалоемкости продукции, производимой предприятиями;

    низкий уровень внутренних цен на ресурсы, предопределивший ресурсную ориентированность экспорта, поскольку доходы от экспорта дешевых по себестоимости ресурсов значительно превышали доходы от экспорта готовой продукции;

    чрезмерность производственных капитальных вложений в оборонную отрасль - до 50% ВВП;

    формирование монополий крупного производства: высокая степень управляемости крупных производственных комплексов, а также требования рационального использования ограниченных ресурсов. Результатом стал высокий уровень монополизма в форме предметной специализации предприятий - около 94% продукции производилось на предприятиях, владеющих более 50% рынка;

    усиление инфляционных процессов после экономической реформы 1987 г., обусловленное превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Инфляция первой половины 90-х годов формировалась, с одной стороны, в результате «инфляционного напряжения», сложившегося в период административно-командной системы экономики, а с другой - под воздействием факторов рыночной трансформации экономики.

Первичными (прямыми) факторами стали:

    либерализация цен и хозяйственных связей;

    включение российской экономики в мировое хозяйство;

    переход к рыночному механизму формирования курса рубля и его внутренней конвертируемости;

    введение новых косвенных налогов;

    опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на транспортные перевозки;

    ориентация отраслей на экспорт, приводящая к высокой степени взаимодействия внутренних и мировых цен;

    значительное число посредников реализации продукции конечному потребителю;

    заниженный характер цен в период командно-административной экономики;

    высокое влияние импортируемой инфляции.

Сложность и многофакторность инфляции в России обусловили формирование воспроизводственного подхода к теоретическому обоснованию ее причин и совокупности механизмов управления инфляционными процессами.

Воспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторного социально-экономического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы:

    главные причины - диспропорции в процессе воспроизводства (включая производство, распределение, обмен, потребление), а также ошибочная экономическая политика;

    следствие - избыток денег в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах;

    сущность (основная форма проявления инфляции) - устойчивый общий рост цен и обесценение денег по отношению к товарам и иностранным валютам;

    социально-экономические последствия - перераспределение национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства, теневой экономики за счет снижения реальной заработной штаты, пенсий и других фиксированных доходов населения; усиление имущественной дифференциации общества; подрыв движущих сил экономического развития.

Воспроизводственный подход к оценке инфляции как многофакторного процесса направлен на выработку комплексной программы снижения ее темпов, включающей регулирование как монетарных, так и немонетарных факторов.

Регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:

1. преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса. Главный недостаток эмиссии денег в России - слабая связь с формированием денежного предложения путем кредитования экономики, следовательно, актуально увеличение кредитного компонента денежного предложения с учетом условий процесса воспроизводства, трсбо- ваний внутреннего хозяйственного оборота. В России связь сохраняется, хотя и однобоко, с денежным спросом доминирующей в экономике экспортно-ориентированной тоиливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует развитие смежных отраслей и выступает одним из крупнейших инвесторов. Таким образом, деньги, эмитируемые Банком России путем покупки валютной выручки экспортеров, обмениваются на часть национального дохода страны;

2. слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке) на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;

3. направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег. Эмиссия частных денег, выпускаемых кредитно-финансовыми учреждениями, по существу осуществляется бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать структуру денежной массы за счет сокращения использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и иностранных валют. Исследование соотношения между официальными, частными деньгами и иностранными валютами, используемыми в хозяйственном обороте России, важно для регулирования коэффициента монетизации экономики (отношение среднегодовой денежной массы к номинальному ВВП). Этот коэффициент в России постепенно растет, но пока в 2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в США - 53%, Японии - 125%, Китае - 204%). Увеличение монетизации экономики за счет эмиссии частных денег может напрямую спровоцировать инфляцию. Предложения повысить монетизацию экономики за счет использования государственных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда не учитывают инфляционные последствия таких мер. Для избежания этих последствий необходима программа использования стабилизационного фонда для осуществления быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Сделан акцент на замедление скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования денежного предложения в качественном аспекте - сокращение валютного компонента эмиссии и расширение денежного предложения за счет рефинансирования банковской системы. Планируется расширение применения таких инструментов рефинансирования, как переучет векселей, операции своп, операции на открытом рынке.

Регулирование немонетарных факторов инфляции - это прежде всего рост цен, возникающий независимо от денежных факторов. К немонетарным факторам роста цен в России можно отнести:

    изменение курса рубля к доллару и евро;

    рост издержек производства и тарифов на услуги естественных монополий;

    повышение бюджетной заработной платы, пенсий;

    бегство от обесценивающихся денег к товарам;

    рост мировых цен на топливо;

    наценки многочисленных торговых посредников;

    «отложенную инфляцию» и инфляционные ожидания;

    отсутствие в России рыночной конкуренции, влияющей на снижение цены.

В этой связи России необходима разработка ценовой политики, основанной наряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать:

    демонополизацию экономики;

    контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий;

    стимулирование рыночной конкуренции;

    уменьшение количества торговых посредников;

    правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги;

    эффективное регулирование таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары.

В утвержденном Правительством РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую роль занимают именно механизмы воздействия на ценообразование. К ним относятся:

    ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;

    снижение темпа роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной отрасли;

    замедление роста цен на продовольственные товары на фоне стимулирования предложения этих товаров и совершенствования регулирования их импорта.

Важной составляющей управления немонетарными факторами инфляции выступает регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда. Тенденция повышения заработной платы в России стала глобальной за счет таких явлений, как повышение оплаты труда госслужащих и депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Во избежание инфляционных последствий важно координировать повышение заработной платы с учетом динамики производительности труда и регулировать чрезмерный рост денежных доходов налоговыми методами.

Весомую роль в снижении темпа инфляции в России играет оздоровление федерального бюджета на основе улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, превращения бюджета в бюджет развития, реформирования бюджетного процесса, внедрения в государственном секторе экономики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для обеспечения экономического роста без усиления инфляции необходима модернизация банковской системы и снижение инфляционной составляющей в ее деятельности. Решающими шагами в этом направлении должны стать:

    увеличение капитализации банков, привлечение среднесрочных и долгосрочных ресурсов в их оборот;

    совершенствование системы рефинансирования банков для поддержания их ликвидности и текущей деятельности;

    снижение стоимости кредитных услуг;

    обеспечение устойчивости банковской деятельности за счет развития макроинструментов снижения рисков;

    повышение конкурентоспособности российской банковской системы;

    совершенствование банковского контроля и надзора.

Дополнительную остроту проблемам высокой инфляции в России может придать вступление нашей страны в ВТО, поскольку это приведет к сближению внутренних и мировых цен на энергоресурсы, может привести к снижению эффективности сырьевого экспорта. В условиях открытости российской экономики и отмены валютных ограничений (с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних факторов на экономический рост и инфляцию. Состояние федерального бюджета значительно зависит от поступлений налогов и пошлин от экспорта энергоносителей.

Возрастает риск импортируемой инфляции. Для ограничения ее действия целесообразно уделять больше внимания импортозамешению, поскольку около половины потребительского рынка составляют иностранные товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров по ценам, а главное, по качеству. Отсюда вытекает потребность в инвестициях и банковских кредитах для возрождения российского производства товаров народного потребления на основе инноваций с учетом спроса потребителей. Прогнозируемое увеличение производства продовольствия и других потребительских товаров повысит товарное обеспечение рубля.

При нейтрализации внешних факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой политикой. Банк России традиционно стремится противодействовать чрезмерному как снижению, так и повышению курса рубля, учитывая соотношение позитивного и негативного влияния курсовой политики на экономический рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры, как регулирование структуры платежного баланса, валютного рынка, оптимального уровня золотовалютных резервов, обеспечение перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля. Приоритетной задачей является постепенное расширение использования рубля в международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношениях.

В настоящее время проблема инфляции в России актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. В этой связи макроэкономическими условиями сдерживания инфляции выступают:

    пропорциональный, сбалансированный экономический рост;

    возрождение национального производства, структурная перестройка экономики и ее инновационная модернизация;

    увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, развитие инфраструктуры;

    концентрация инвестиций на приоритетных и быстрооку- паемых проектах в несырьевых отраслях;

    активное противостояние теневой экономике;

    эффективная государственная программа сдерживания «бегства» капитала за рубеж;

    повышение эффективности интеграции России в мировое хозяйство с учетом приоритетов формирования национальной инновационной системы.