Качественно новый. Качественно новый этап в противостоянии Запада и России (Тезисы выступления Георгия Крючкова на презентации книги “Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период”) Качественно новый этап в

1.Катастрофичность, трагизм эпохи и их отражение в искусстве. Утрата старой и поиски новой системы ценностей. Искусство и культура в философском осмыслении XX века. Философия и психология З. Фрейда и К. Г. Юнга.

XX век утвердил в истории человечества трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий - войны и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов.

Темы войн и социально-политических катастроф, трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливость и теряющей душевную гармонию, проблемы веры и безверия, соотношения личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического - основные в литературе первой половины XX века.

Психоанализ способствовал углублению концепции личности, представлений о роли бессознательного и фантастического, непознаваемого в культуре и человеке, расширению мотивировок, объясняющих человека и его поведение субъективными факторами (психика, комплексы, неврозы). Психоаналитическая и марксистская концепции личности, хотя и разведенные в разных трудах и декларациях в противоположные стороны, на самом деле, как показывает творчество отдельных художников, не всегда альтернативны. Напротив, они дополняют одна другую, пытаясь с разных точек зрения понять человека и помогая художникам эпохи революций и войн приблизиться к истокам трагического в самом человеке и вне его. Человек в искусстве XX века оказался трагически распятым своей эпохой, подобно христианскому Богу, распятым на кресте парадоксов его возможностей и его деяний, недостижимого идеала-абсолюта, с одной стороны, и безнадежности абсурдного существования, с другой. Оказался между активной жизненной позицией, политически и социально определенной, и пассивной замкнутостью индивида на себе, во вселенной своего внутреннего «я».

2.Рождение модернизма в искусстве XX века. Авангардистские течения 10-20-х годов. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией.

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны.

Термин «модернизм» появляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины XX века. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, пестрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя, установкой на субъективизм, деформацию мира или художественного текста. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие понятия стали ключевыми в истории человечества в XX веке?

2.Что такое модернизм?

3.Что объединяет различные модернистские группировки?

Лекция 2. «Поток сознания» в психологии и литература «потока сознания».

1.Проблема адекватного отображения действительности в психологии и литературе; теория У. Джемса. Различные варианты литературного «потока сознания». Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса.

Как считал американский психолог и философ конца XIX в. У. Джеймс, «сознание никогда не рисуется самому себе раздробленным на куски. В нем нет ничего, что могло бы связываться, - оно течет». Он же и предложил термин «поток сознания» в своей работе «Основы психологии». У. Джеймс полемизировал с «интеллектуализмом» как способностью приводить поток чувственного опыта в систему понятий. «Поток сознания» - выражение или даже эквивалент человеческого «я». Единство, общность человеческого «Я» обеспечивает неразрывность настоящего и прошлого несмотря на временные пробелы.

Американские теоретики литературы технику «потока сознания» представляли как

· внутренний монолог (сам термин встречается у А. Дюма в романе «20 лет спустя», хотя прием использовался и раньше);

· внутренний анализ - прием реалистической литературы еще с XIX в.;

· так называемое «сенсорное впечатление».

2.Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса. «Улисс» Дж. Джойса - «глыба, нависшая над литературой». Культурное поле романа. Трансформация «художественного пространства», «художественного времени», повествования, автора и персонажей в романе. Возможные философские подтексты.

Джеймс Джойс (1882 - 1941) - один из крупнейших писателей ХХ века, смелый экспериментатор в искусстве новейшего времени. Наряду с Прустом и Кафкой Джойс причислен к «отцам модернизма». В творчестве Джойса выражены особенности нового художественного мышления его эпохи, получившие широкий резонанс и во многом определившие пути развития прозы ХХ века.

Работа над «Улиссом» продолжалась семь лет (1914 - 1921). Появилось произведение уникальное, не похожее ни на одно из тех, которые были известны мировой литературе. Замысел романа связан со стремлением создать универсалию жизни и человека, современную «Одиссею», в которой претворяются извечные начала бытия. Свой замысел о создании универсалии бытия Джойс реализует в изображении одного дня из жизни трех основных героев. Воспроизводятся события, происходящие с каждым из них в течение дня (16 июня 1904 года), передается поток сознания, в котором преломляется прошлое и настоящее Блума, Мэрион, Дедалуса. Джойс отказывается от традиционного для жанра романа приема описания, портретных характеристик, экспозиции, диалогов. Он передает движение мыслей, фиксирует мельчайшие детали потока сознания, передает внутренние монологи, имитируя в структуре фраз перебои мысли, обрывая фразы, недоговаривая слова, отказываясь временами от знаков препинания.

В Стивене воплощены начала интеллектуальные. Он образован, обширность его познаний передана в сложном потоке его сознания, включающем элементы из текстов Шекспира и Данте, Гомера и Вергилия, Аристотеля и Гете, Малларме и Метерлинка. Его речь пересыпана историческими именами, поток его мыслей включает слова на многих языках: латинском, греческом, итальянском, французском, испанском, немецком.

Очевидны аналогии с гомеровской «Одиссеей»: Блум уподобляется странствующему Одиссею (Улиссу), Мэрион Пенелопе, Стивен сыну Одиссея Телемаху. Все они вместе само человечество, а Дублин весь мир. Система аналогий придает структуре романа единство. Но обращение к Гомеру имеет и иной смысл: Джойс вскрывает извечные начала; присущие натуре человека испокон веков. Все повторяется, история движется по кругу. Человек в настоящем таков, каким он был испокон веков. Может меняться его имя, сущность остается неизменной.

Вопросы для самоконтроля.

1.Кем был предложен термин «поток сознания» в психологии?

2.Каким представлялось сознание человека этому ученому?

3.Что есть «поток сознания»?

4.Как представляется техника «потока сознания» в литературе?

5.Как долго работал Дж. Джойс над романом «Улисс»?

6.С чем был связан замысел романа?

7.Что изображено в романе?

8.От каких традиционных для жанра романа приемов отказывается Джойс?

9.Как представлен в романе «поток сознания»?

10.В чем особенности «потока сознания» Стивена Дедалуса?

11.Какие аналогии с гомеровской «Одиссеей» присутствуют в романе?


Раздел IV.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение - качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его - переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека - в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности. Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества. В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

§ 1. ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.

Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры. Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.

Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их - черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками. Чудо Возрождения - естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они - поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения. Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов - вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.

Среди определений Возрождения нет общепризнанного. Мыслители, писатели) историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

Расцвет культуры;

Переворот в культуре;

Переходный культурный этап;

Восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса., но только их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.

Возрождение - это не столько совокупность произведений культуры (картины, фрески, статуи, соборы) дворцы, поэмы, новеллы), но прежде всего новый тип мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни. Именно благодаря этому Возрождение

Создало художественные произведения, знаменующие необратимый переворот в духовном развитии человечества. Искусство Ренессанса- самый ясный знак общекультурной переориентации.

Расцвет культуры в эту эпоху связан с повышенной энергией культурной деятельности, с созданием новых стимулов для культурного творчества. В это время образуется множество новых культурных центров. Культурная жизнь общества отличается особой интенсивностью. Художественная культура выходит за пределы сковывающих ее средневековых рамок. Во всех видах человеческой деятельности ярко проявляется творческая свобода. Самым убедительным признаком культурного расцвета в эпоху Ренессанса можно считать удивительную концентрацию на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки» Боккаччо, Донателло, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело могут быть символами культуры Возрождения.

Возрождение называют эпохой культурного переворота, чтобы подчеркнуть, что в это время в обществе происходят переустройство культуры, перемены в общественном сознании, старые механизмы культуры заменяются на новые, возникают новые культурные ценности. В эпоху Возрождения были поставлены под сомнение средневековые критерии оценки культурной деятельности.

Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», возрождения античной древности не было и быть не могло. Но Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества в современной ему культуре. Он возвращал к жизни не все достижения античной культуры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени.

Ренессанс «пересматривает» и средневековые культурные ценности.

Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Основой культуры Нового времени начиная с эпохи Возрождения был поиск индивидуальности. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни.

Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре. Само слово «индивидуальность» (и «личность») появилось каких-то 200-300 лет назад. Жизнь людей была неотделима от рода, общины, корпорации. Конечно, из толпы выделялись античные герои и полководцы, средневековые аскеты и праведники, но они были высшим образцом общепринятого. С эпохи Возрождения начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида. Возрождение соединило природного человека античности и христианское понимание личности, наделенной свыше свободой выбора.

^ Этический и эстетический идеал Ренессанса - образ свободного, универсального творческого, человека, создающего самого себя.

Существует много разных мнений по поводу того, что же послужило социально-экономической базой Возрождения. Другими словами, почему именно в эту эпоху сложились общественно-экономические условия для появления людей, деятельность которых создавала новое культурное движение?

Со второй половины XIX в. (со времени классического капитализма) Ренессанс стали связывать с зарождением буржуазных отношений и буржуазной культуры. В многообразии фактов экономической истории, культурной жизни, научной деятельности и художественного творчества стали выделять все то, что могло свидетельствовать о буржуазных корнях Возрождения. Действительно, Возрождение совпадает с началом капиталистического производства и обмена. Но Европа стала буржуазной только через два столетия после заката Ренессанса. Наличие капиталистических элементов в экономике эпохи Возрождения несомненно, но не им принадлежало господствующее положение. Культура Возрождения развивалась не ради власти денег. Политическая теория мыслителей Возрождения не была идеологией одного из сословий. Она стремилась к тому, чтобы защищать интересы человека вообще. Этот идеал нельзя считать исключительно буржуазным.

Идеал героя литературы и искусства Возрождения тоже нельзя назвать буржуазным. Искусство Возрождения хотя и начинало обращаться к простому человеку, в качестве героев признавало рыцарей, святых, королей, мифологических персонажей. Разбогатевшие горожане хоть и становились заказчиками произведений искусства, но еще явно тяготели к дворянским образцам культуры, этикета, быта. Крестьяне и представители городских низов появлялись в новелле, плутовском романе; детали их быта стали составлять фон картины, но человек из низших сословий не стал воплощением ренессансного идеала. Героя-буржуа еще нет в искусстве, обращенном ко всему обществу. Несомненно, что в этом обществе росло значение пополанов - купцов, банкиров и ремесленников. Развитие торговли, промышленности и банков придавало уверенности третьему сословию. Оно твердо стояло на земле, богатело, верило в себя, смотрело на мир другими глазами. Ему становилось чуждым многое из того, что отражалось в искусстве средневекового города. Городская культура развивалась с оглядкой на рыцарскую и церковную, но во многом была свободной и независимой.

Культура Возрождения - культура свободных городов. Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от сковывающих рамок средневековых традиций, норм и идеалов.

Борьба партий, классов, городов, возможность выбора политической и гражданской позиции, возможность социальной практики формировала человека Ренессанса.

Быть гражданином свободного города, участвовать в его управлении и украшении отвечало честолюбию горожанина. Это горделивое чувство гражданина побуждало выдвигаться среди прочих могуществом и знаниями. Так появлялось множество меценатов, одаренных необыкновенным вкусом дилетантов, просыпалась большая, полная движения культурная жизнь эпохи. Никогда честолюбие не было таким всеобщим двигателем для политика, полководца, ученого, художника. И не было такого времени, когда талант ценился бы так высоко.

И все-таки огромная роль в формировании ренессансной культуры по-прежнему принадлежала церкви; особенно в художественном творчестве, архитектуре и музыке. Церковь оставалась крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом. Выдающиеся памятники ренессансной архитектуры - это католические храмы (Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции архитектора Брунеллески, Собор Св. Петра архитектора Браманте в Риме), живописи - это алтарные композиции, иконы, храмовые фрески («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо), скульптуры - это статуи для храмов и усыпальниц («Святой Георгий» Донателло, «Пьета» Микельанджело). Искусство Возрождения многим обязано папскому трону. Глава церкви покровительствовал гуманистам - мыслителям, поэтам, художникам,- раздавал им почетные должности при папском дворе.

Феодальные монархи и патриции тоже содействовали развитию искусства не меньше чем муниципальные коммуны. При дворах итальянских князей, которые становились крупнейшими меценатами, создавались особые условия для творческой деятельности ученых и художников, скульпторов и поэтов, философов и музыкантов.

Таким образом, зарождение буржуазных отношений в Европе не может служить универсальным объяснением для уникального культурного явления Ренессанса. Истоки Возрождения восходят к многосословной культуре феодального общества.

Роль и соотношение различных общественных сил, влиявших на развитие культуры Возрождения, менялись с течением времени. В новых общественно-экономических условиях появлялось искусство, преодолевшее рамки сословностей. В эпоху Возрождения происходит демократизация культуры. Она приобретает универсальный и общеевропейский характер.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII века по первую половину XVI века.

Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов, которые принято обозначать в соответствии с названиями столетий:

Дученто (du два, cento-сто, т.е. двухсотые годы), или Проторенессанс, XIII в.;

Треченто - продолжение Проторенессанса, XIV в.;

Кватроченто, или Раннее Возрождение, вторая половина XIV-XVI вв.;

Чинквеченто, или Высокий Ренессанс, конец XV - первая треть XVI вв.

Европейское Возрождение начиналось в Италии не только потому, что этому способствовали общественно-экономические условия развития свободных городов. Положение Италии в месте пересечения крупных художественных областей Средневековья (Франции, Германии, Испании, Византийской империи), непрерывные войны на ее территории, которые связывали ее судьбу с этими странами, иноземное (прежде всего восточное) влияние и возможность «культурного диалога» - все это приводило к разнообразию культурной жизни и появлению новой оригинальной художественной культуры.

Итальянское Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Германии, Англии, Нидерландов. Культурная почва, на которую попадали ренессансные веяния, была очень разнообразна. Философия, искусство, литература, вбирая новшества итальянского Возрождения, видоизменяли многое в соответствии с местной традицией. Европейское Возрождение за пределами Италии, поскольку оно развивалось в странах к северу от нее, принято называть Северным Возрождением.

Несмотря на то, что Возрождение имело свои особенности в каждой стране, оно было общим культурным явлением Европы. В основе этой культурной общности лежал романо-германский (латино-варварский) синтез. Античность была (пусть не в равной мере) общим достоянием европейских народов. Общность универсального языка культуры - латинского (который итальянцам так же специально приходилось изучать, как и англичанам, немцам или французам), отсутствие серьезных географических преград, массовые межэтнические контакты, династические связи - все это делало возможным распространение новой культуры по всей Европе.

Ренессансные идеи объединяли Европу новым способом видения мира и новым способом его отображения в художественной культуре.
Вопросы
1. Что означает термин «Ренессанс»?

2. Какие общие признаки характеризуют культуру эпохи Возрождения?

4. Почему Возрождение-это переходная эпоха от средних веков к Новому времени?

5. Каковы социально-экономические истоки Возрождения? .

6. Почему «новый дух» культуры создается прежде всего в свободных городах Италии?

7. Почему Возрождение - это не только итальянское, но общеевропейское культурное явление?

§ 2. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕНЕССАНСА

В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь, и особенно - место и назначение в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение, отразилась переориентация человеческого мышления. Если в средние века знание было частью богословия и представляло собой изучение божественного (divina studia), то Возрождение создало новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук (humana studia). От этого термина образовались названия «гуманист» и «гуманизм».

Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами. Это поэты и художники, писатели и архитекторы, политики и меценаты. Следует помнить, что понятия «гуманный человек» и «гуманист» имеют совершенно разное значение. Гуманистами были, например, знаменитый тиран Лоренцо Медичи, расчетливый и хитрый политик Никколо Макиавелли, коварный и жестокий Цезарь Борджиа. Гуманисты эпохи Возрождения - это по-новому мыслящие люди. Они занимались политикой, философией, риторикой, этикой, литературными и историческими исследованиями, изучением античных рукописей, педагогикой и воспитанием. Но в процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления - ренессансный гуманизм.

Гуманизм начал с решительного отказа от средневековой системы знания и метода схоластики. В средние века наука была частью теологии. Она была заперта в монастырях и университетах, она была очень элитарна. Гуманисты считали, что наука должна быть открыта людям, чтобы приблизить их к познанию природы и самого человека. В эпоху Возрождения наука ставит вопросы, которые оказываются нужными и интересными для тысяч людей. Гуманистическая наука не восстает против Бога, она изучает мир, созданный им, и главное его творение - человека. Наука перестает быть закрытым ремеслом, она становится явлением культуры XIV-XV вв. Мир открывается человеку через опыт жизни и созерцание красоты Вселенной. Все области знания и искусств увязывались гуманистами в единую систему культуры, призванную служить интересам человека и общества.

Размышляя о состоянии культуры, гуманисты считали Средневековье варварским временем общего упадка культуры и образованности, вызванного отказом от античного наследия. Для возрождения истинной культуры, по их мнению, необходимо было обратиться к культурному опыту древних, к постижению высших проявлений человеческого духа.

В это время в Италии были особые условия, которые стимулировали знакомство с философией, наукой и поэзией древнего мира. На исходе XIV века из Византии, остававшейся на протяжении всего Средневековья хранительницей античной культуры, стали приезжать ученые, художники, образованные люди. Спасаясь от турок-османов, они спасали и свои рукописные собрания - сочинения древних греков. Общение двух культур привело к обогащению итальянских университетов греческими рукописями, знакомству студентов с греческой философией и литературой.

Переворот в общественном сознании начинался с отдельных личностей и постепенно охватывал все общество. Проследить ход этого изменения можно только на биографиях первых гуманистов. Их популярность и высокий авторитет доказывают, что их интересы совпадали с общественными настроениями.

К числу таких лидеров принадлежал ^ Франческо Петрарка (1304-1374), самый популярный человек своего времени. Есть много свидетельств тому, с каким нетерпением в обществе ждали окончания того или иного трактата, поэмы, сонета, У Петрарки было несколько переписчиков его сочинений, но он не успевал выполнять просьбы даже близких друзей. Заказы на копирование сочинений поэта сыпались со всех сторон: от папы и императора, от правителей, поклонников из Венеции, Неаполя, Прованса, Франции, Фландрии. Сочинения Петрарки было престижно иметь в собственных библиотеках. Слава Петрарки еще при жизни поэта перешагнула границы Италии, его переводили на европейские языки, ему подражали, его комментировали, им восхищались. Исторические заслуги первого гуманиста неотделимы от того культурного движения, во главе которого стоял Петрарка. Гений Петрарки открыл новый мир гуманизма, указал новые направления мысли Возрождения. Он создал новый род поэзии и новый стиль. Он сам, страстный любитель и коллекционер древних рукописей, призывал людей, занимающихся наукой, к изучению образцов древности, он заложил основы ренессансной классической филологии. Его усилиями был начат процесс восстановления преемственных связей с античностью. Петрарка открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противостоят друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. Великий гуманист Ренессанса убеждал, что овладение всем богатством культуры открывает путь к истине. Через богатство своего внутреннего мира человек обретает связь с Богом и приобщается к действенной любви к ближнему. По его мнению, именно культура призвана осуществить высшее единение человеческого общества.

Этот всесторонне образованный, искренне верующий, беззаветно преданный науке и литературе, влюбленный в античность, благородный, красивый и внутренне и внешне, выдающийся человек оказал необыкновенное воздействие на духовную культуру современного ему общества. Повсюду распространялся пыл к науке, составлялись библиотеки, основывались новые кафедры и университеты, отыскивались древние источники, собирались и изучались обломки древних мраморов. В обществе стало ясно ощущаться «стремление к культуре».

Мировоззрение Петрарки было отлито в отточенные художественные формы. Творческое наследие Петрарки огромно.

Его поэзия - достижение нового ренессансного искусства, он поэт внутренней жизни, точного описания чувств. С его «Книги песен» («Канцоньере»), написанной на народном итальянском языке, начинается ренессансная поэзия. Книга посвящена Лауре - возлюбленной поэта. Космическая дантовская любовь в стихах Петрарки сошла на землю. Петрарка обнаружил в человеке те чувства, которые с тех пор в Европе стали называть любовью, и это было одним из самых великих открытий Возрождения.

И все же поэзия Петрарки, несмотря на ее высокую эстетическую ценность, с исторической точки зрения уступает его прозе. Те его идеи и стремления, которые имеют всемирно-историческое значение, выражены в основном в прозе. Это трактаты «О невежестве своем собственном и многих других людей», «О средствах против всякой судьбы», «Об уединенной жизни», произведения биографического жанра «Моя тайна», «О знаменитых людях», эпистолярные циклы «Письма без адреса» и др.

Общая характерная черта прозы и поэзии Петрарки - индивидуализм. Индивидуализмом проникнуты его мировоззрение и его вера в Бога. Личная религиозность, непохожая на средневековую, присущая древнехристианским аскетам-пустынникам, оказалась возможной в XIV веке. Интерес к индивидуальной жизни, тщательный анализ ее сторон, интерес к человеческой личности лежит в основе отношения гуманистов к науке, религии и искусству.

Вера в силу человеческого слова, могущество отдельной личности в деле создания общественных порядков лежат и в основе их политических взглядов. Особым интересом к социальным и политическим проблемам отличалось направление гражданского гуманизма. Гуманисты этого направления (флорентийцы Леонардо Бруни, Колюччо Салю-тати, Аламанно Ринуччини, венецианцы Сабеллино, Джустиниани и др.) выдвинули новое понимание роли человека в жизни общества и государства. Если в политических учениях средних веков единство общества считалось невозможным без монархической власти, то в гражданском гуманизме утверждались идея личной свободы, равенства граждан перед законом, принцип общего блага, гарантом которого выступает республика. Только в хорошо устроенном государстве возможно нравственное совершенствование человека и общества, всестороннее развитие культуры. Идея гармоничного общества, которое, по мнению гуманистов, может существовать только в свободных городах-государствах, разрабатывалась в политических трактатах, архитектурных проектах идеального города, исторических сочинениях, поэтических панегириках.

Новая ренессансная культура сначала наиболее мощно выразилась в слове. В Италии возникла литература с новым мироощущением, отрывающаяся от средневековых понятий о жизни.

Многие идеи Петрарки и первых гуманистов нашли отражение в творчестве ^ Джованни Боккаччо (1313-1375). Его поэзия устремлена к жизни. Он положил начало ренессансной новеллистике. Все свои произведения Боккаччо писал на итальянском языке, пользуясь оборотами народной речи. Самое значительное его произведение - «Декамерон» (древнегреческое название сочинения по-русски - «Десятиднев») - объединяет сто новелл, рассказанных в течение десяти дней девушками и юношами из благородных семей, уединившихся в предместье Флоренции во время эпидемии чумы. В новеллах отражена реальная пестрота жизни во всем богатстве ее проявлений. Его персонажи -- это люди разных характеров, профессий, общественного положения, которые ценят земные радости жизни. Боккаччо ввел новую литературную форму реалистического рассказа, новеллы, в которой переплетены традиции городской сатиры и куртуазной любви. Книга «Декамерон» приобрела большую популярность в Италии, переведена уже в XIV веке на французский, английский языки, сюжеты ее часто заимствовали европейские писатели.

Гуманистическое мировоззрение Возрождения вовсе не представляло собой единую идеологию. Но какие бы проблемы ни обсуждались в гуманистических кружках, о чем бы ни шла полемика, центром их размышлений оставался человек. Одни стороны проблемы личности раскрывались через лирику, произведения живописи, другие - через филологические и философские трактаты.

Общим, выводом гуманистов Возрождения было признание безграничных творческих возможностей человека в деле совершенствования самого себя и окружающего мира.

Манифестом Высокого Возрождения стал трактат ^ Джованни Пико Делла Мирандоллы (1463-1490), выдающегося философа, блестящего знатока античной мысли, «Речь о достоинстве человека». Мирандолла говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью формировать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире - либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного. Он сам формирует свой облик: очищает душу от страсти, достигает гармонии внутреннего мира и познает красоту природы.

Учение о достоинстве человеческой личности было основой для политических, этических, социальных и в особенности эстетических взглядов гуманистов Высокого Возрождения. Мирандолла с поэтическим, вдохновением выразил главную идею, связывающую идеологию гуманизма и все искусство Ренессанса, - это утверждение величия и красоты человека.

Гуманистический взгляд на человека и окружающий его мир создавал благоприятную духовную среду для развития новой по форме и содержанию художественной культуры.
Вопросы
1. Объясните происхождение термина «гуманизм».

2. Одинаковы ли по значению слова «гуманист» и «гуманный человек»?

3. Какие исторические события стимулировали знакомство итальянских гуманистов с античной культурой?

4. Почему гуманизм - это новый тип мышления?

5. Каким был идеал культурного человека в эпоху Возрождения?

6. Почему новое видение мира создавало условия для возникновения новой художественной системы?

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Переход к новому восприятию мира и человека способствовал коренным преобразованиям в искусстве. По-новому ощущать мир значит по-новому его видеть. В течение нескольких десятилетий изменилась вся изобразительная система искусства, складывавшаяся веками.

С другой стороны, искусство сыграло огромную историческую роль в культурном перевороте, произошедшем в эпоху Возрождения. Подтверждением тому служит тот факт, что в течение трех столетий Возрождение понималось только как «возрождение изящных искусств». Да и у современного человека культура Возрождения ассоциируется прежде всего с искусством живописи, скульптуры, архитектуры.

Ренессансное искусство справедливо считается важнейшим проявлением эпохи. Именно искусство воплотило сущность ренессансного мироощущения: новое положение человека в мире. Художник Возрождения, подобно Творцу, сам творит бытие. Залог успешной творческой деятельности - научное познание законов божественной природы. Для художников Возрождения необходим широкий круг гуманитарных и естественных научных знаний: мифология и история, анатомия и математика, геометрия и черчение. В эпоху Ренессанса умение видеть неотрывно от умения мыслить.

Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы Возрождения были активными философами, талантливыми писателями и поэтами, смелыми инженерами. Свидетельством тому - поэзия Микеланджело, научные трактаты Леонардо да Винчи, философские размышления Петпрарки.

Искусство Возрождения стало не только зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, но и инструментом познания.

Убежденные в том, что видимый мир подчиняется природным закономерностям, художники стали использовать в своей деятельности научные знания и технические инструменты. Была изобретена техника копирования предметов видимого мира, разрабатывались основы перспективных математических построений пространства. С опорой на эти знания был изобретен метод прямой перспективы в живописи.

Художественный метод Средневековья рассматривал предметы последовательно, часто меняя точку взгляда при переходе к другому предмету. Рисунок строился так, как если бы при взгляде на его разные части и глаз менял свое место. У здания, например, могли быть показаны сразу две боковые стены, каждая со своим особым центром перспективы. При этом масштаб каждого отдельного изображения зависел от степени важности его для понимания внутреннего смысла целого. Фигура Богородицы, например, могла быть вдвое выше окружающих ее людей. Приемы построения ракурсов, в которых точка схода лежит не на линии горизонта, а «в глазу зрителя», носят общее название обратной перспективы.

Средневековая изобразительная система никогда и не ставила задач иллюзионистских построений, создающих подобие реального мира. Средневековое искусство создавало не подобия, а символы, оно стремилось воплотить не видимый, а сверхчувственный мир. Религиозно-эстетические переживания воплощались в формах условного канонического искусства. Художники изображали не вещи, а их знаки, условные образы. Средневековье выработало свой метод художественного истолкования мира. Предметы в нем рассматривались изолированно друг от друга, последовательно. Точка взгляда при переходе к другому предмету часто менялась.

В эпоху Возрождения изменилась ориентация искусства. Оно обратилось к человеку в реальном мире. «Открытие мира» в литературе и живописи отвечало его восприятию в начале XIV века.

Для реалистического жизнепонимания человека Нового времени ценность искусства не в проникновении в мир сверхчувственный, а в отражении реального окружающего мира. Поэтому искусство Нового времени, которое лежит в основе современного художественного видения мира, создает принципиально новые приемы.

Новое искусство живописи включало три основных представления:

События, изображаемые на картине, разделялись на два плана: передний и задний, с постепенным заполнением их в дальнейшем промежуточными планами;

Размеры тел, яркость тона и отчетливость фигур и границ уменьшаются по мере удаления тел на расстояние;

Зрительные лучи и живописное пространство сходятся в одну точку, которая в ренессансной живописи обычно совпадает с центром рамы и сюжета.

Эти основные требования к перспективе были сформулированы ^ Леонардо да Винчи в его знаменитой «Книге о живописи» .

Прямая перспектива была известна еще в античности, в V веке до н.э., но применялась в основном в росписи театральных декораций. Не то чтобы греки не замечали присущих нормальному зрению перспективных сокращений, или не сумели вывести соответствующих простых применений из элементарных теорем геометрии. По-видимому, они не применяли правил перспектив из каких-то внутренних побуждений, исходящих из требований чистого искусства.

Трехмерность мира и его сходимость в точку бесконечности, то, что нам кажется очевидным и естественным, стало восприниматься в живописи лишь в эпоху Возрождения.

Потребовалось не одно десятилетие, пока глаз освоился с новым видением в прямой перспективе.

Помимо изобретения прямой перспективы Возрождение открывает новые темы в изобразительном искусстве, создает новые жанры. Не только религиозные, но и мифологические, и исторические сюжеты стали достойным предметом для искусства.

«Глаз обнимает красоту всего мира». Эти слова Леонардо могут быть формулой нового зрительного подхода к миру.

Такой подход дал повод говорить о светском, мирском характере искусства, который не означал, однако, безрелигиозности. Религиозное чувство в эпоху Возрождения принимало новые формы, новые облики. Художники Возрождения дорожили миром, в котором жили. Все, чем они любовались в жизни, они считали достойным отражения в изображении священной истории. На полотнах, посвященных библейским сюжетам, мы видим тот мир, которым они любовались: красоту женщин, их изысканные прически и наряды, доблесть и силу мужчин, богатые ткани и великолепные сбруи коней, пейзажи с силуэтами пиний на фоне голубых холмов, нарядные дворцы и роскошное убранство интерьеров, просторные площади итальянских городов.

Живописцы писали образы Богоматери с простых женщин, иногда известных в городе, сохраняя черты портретного сходства. Они переносили сцену рождения Марии в интерьер богатого итальянского палаццо, изображали самих себя и своих сограждан за трапезой в Кане Галилейской, в шествии волхвов вместо евангельских паломников показывали роскошный кортеж флорентийских всадников в раззолоченных одеждах, в сопровождении герольдов, конюхов и собак.

Жизнелюбие и любознательность художников Возрождения оборачивались часто пристрастием к деталям, к изображению разных предметов, которыми художники заполняли свои композиции, иногда в ущерб цельности сюжета. С предельной тщательностью они выписывали каждую деталь орнамента, каждое перышко в ангельских крыльях, каждый локон на кудрявой головке. На картинах, изображающих сюжеты Священного Писания, мы рассматриваем вазы с цветами, птичек, сложные тканые узоры платьев, драгоценные камни, резные подлокотники кресел, музыкальные инструменты.

Искусство Возрождения создавало новую художественную реальность. Этот процесс проходил в русле формирования новой эстетики. Эстетическая реакция на мир, природу, идеи - ядро мироощущения этой эпохи.Возрождение создало особую атмосферу эстетизма, недаром его называют Золотым веком европейского искусства. Стремление к эстетическому переживанию, эстетическому наслаждению отличает Возрождение от всех других эпох. Ни в одной стране Европы ни в какую другую эпоху люди не вкладывали в искусство столько стараний и материальных средств, как это было в Италии в период Возрождения. В эту эпоху самыми любимыми были зрелищные развлечения. Итальянцам было на что смотреть. Трудно представить великолепие обстановки и костюмов в то время. В дни больших праздников и торжеств залы дворцов, церкви, фасады домов и площади были увешаны и устланы бархатом, парчой, редкими коврами. С высоких потолков каскадом падали цветные драгоценные ткани, покрывающие огромные поверхности. Во время процессий в Венеции сотни гондол были украшены алым шелком. Сколько нужно было жемчуга, кружев, бархата, золота, драгоценных камней, чтобы нарядить несколько тысяч человек свиты, следующей за герцогом, когда он объезжал страну!

В это время происходят важные перемены в отношении общества к искусству. Церковь и государство остаются традиционными заказчиками произведений архитектуры, живописи и скульптуры, но значительно расширяется круг светских заказчиков из среды придворной аристократии, богатых горожан, расцветает меценатство. При дворах итальянских князей складывается особая культурная среда, в которой взаимодействуют художники и музыканты, поэты и архитекторы Ренессанса.

С конца XIV века художники начинают писать об искусстве, создавать трактаты, учебники, обсуждать вопросы теории и практики в литературных произведениях. Возникла теория изобразительного искусства как специальная область знания.

Гуманисты внедрили в общественное сознание мысль о творчестве как прообразе всякой свободной деятельности. Понимание искусства, хороший вкус становятся необходимым качеством всякого образованного человека. Художник из средневекового ремесленника превратился в интеллигента. Мастера искусств Высокого Возрождения соответствовали самым высоким требованиям общества. Многие из них были образованнейшими

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шари’ата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шари’ата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

Качественно новый

качественно новый


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Смотреть что такое "качественно новый" в других словарях:

    качественно новый - к ачественно н овый … Русский орфографический словарь

    Христиане верят, что Иисус Христос передаёт нам Новый Завет (например, Евр … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    Марксизм - (Marxism) Определение марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Информация об определении марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Содержание Содержание 1. Биография Карла Маркса 2. Этапы развития 3. Марксизм и… … Энциклопедия инвестора

    Мировая экономика - (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

    Европейский центральный банк - (European Central Bank) Европейский центральный банк – это крупнейшее международное кредитно банковкое учреждение государств Евросоюза и Зоны Евро Структура и фкункции Европейского Центрального банка, Европейская система центральных банков,… … Энциклопедия инвестора

    Слева по часовой стрелке: Карл Уилсон, Брайан Уилсон, Алан Дж … Википедия

Книги

  • Членство в ВТО. Новый этап участия России в международной торговой системе. Монография , Сутырин Сергей Феликсович, Шеров-Игнатьев Владимир Генрихович, Трофименко Ольга Юрьевна. Монография является попыткой оценить качественно новый период в развитии отечественной экономики, связанный с присоединением России к Всемирной торговой организации 22 августа 2012 г. Книга…
  • Членство в ВТО новый этап участия России в международной торговой системе Монография Издание второе переработанное и дополненное , Сутырин С., Трофименко О. (ред.). Монография является попыткой оценить качественно новый период в развитии отечественной экономики, связанный с присоединением России к Всемирной торговой организации 22 августа 2012 г.. Книга…

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

Ахмад б. Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать - через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда Абд ал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.

Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Магомет испугался начавшихся “откровений”, но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье. Первые “откровения”, которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью - из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-уззы и Манат, а мекканцы - пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.

Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в Таиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).

Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - “печати пророков”, иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница, объявляется о святости ал-Кабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры.

Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В “откровениях” появляются требования особого почтения к Магомету, ему “ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого Магомета.

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах - на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.

В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.

Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов.

Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом.

В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Мединны (Мечети Пророка).

Со смертью Магомета прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу Бакр.

После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” - саййиды и шарифы.

В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.

Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.

В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.

Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение роли и личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.