Инновационный фактор в развитии экономики. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности Инновация как фактор развития

УДК 338.431.7

Инновационный фактор стратегии экономического развития России

Innovative factor of strategy of economic development of Russia

Гончарова Елена Вячеславовна

Goncharova Elena Vyacheslavovna

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

e-mail: [email protected]

Старовойтов Михаил Карпович

Starovoytov Mikhail Karpovich

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета,

Старовойтова Яна Михайловна

Starovoytov Ya. M.

кандидат химических наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

Abstract

In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

Введение

Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

Особенности стратегии инновационного развития России

Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком . Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

Значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

Совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

Устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

Введение налоговых льгот для предпринимателей.

Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

Институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

Научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

Социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

Развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

Создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

Формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

Обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

Поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

Оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

Организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

Использование финансового лизинга под региональные гарантии;

Создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

Способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

Активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

Обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

Определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента .

Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) . Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства .

Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

Правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

Выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

Формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

Осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Эти мероприятия включают:

Информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

Координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

Интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

Экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

Заключение

Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

Осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

Укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

Разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:

4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

References

1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.// http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region// http://www.airvo.ru

6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region// http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharov а , L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

Герасимов А.В.

15.2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Герасимов Алексей Вячеславович, докторант института проблем региональной экономики РАН Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теории инноваций, подробно представлен вклад зарубежных исследователей в данное направление. Особое внимание уделено анализу факторов инновационного развития экономики. Автор предлагает свою точку зрения на проблему, связанную с выявлением и отбором факторов, определяющих инновационный потенциал экономической системы.

Ключевые слова: инновации, развитие, факторы, экономика

BASIC FACTORS INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY

Gerasimov A.V., Institute for Regional Economy RAS

Annotation: Article is devoted consideration of the theory of innovations, the contribution of foreign researchers in channelized is in detail presented. The special attention is given the analysis of factors of innovative development of economy. The author offers the point of view on a problem connected with revealing and selection of factors, defining innovative potential of economic system.

Keywords: innovations, development, factors,

На современном этапе существенный вклад в развитие теории инноваций внесли такие ученые-экономисты как Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн, Гяратна, Торриси и Пагано, которые в своих исследованиях по экономическому благосостоянию привели яркий пример экономического роста развивающихся стран за счет инноваций, а так же попытались выделить факторы экономического роста .

Одним из факторов инновационного развития экономики, по их мнению, является образование. Специальное образование играет важную роль в поддержке технического прогресса. Расходы крупных компаний на исследования и разработки в совокупности с усилиями частных предпринимателей оказываются ценным дополнением к инновационному процессу. Результат взаимодействия большого и малого бизнеса взаимно дополняем - это означает, что результат взаимных действий оказывается более полезен для экономики, нежели их разрозненные действия.

Приверженцами этой же теории являются и Арора А. и Гамбардела А., которые выделяли наличие высокообразованных специалистов как основной фактор инновационного развития. Во всех странах, где развивается высокотехнологичный сектор экономики, по их мнению, присутствуют высокообразованные специалисты относительно уровню развития региона.

Одновременно эти страны не обладают широкой и диверсифицированной промышленной базой, что подразумевает неактуальность альтернативных издержек для рабочей силы при смене специальности. Более того, внутренние ресурсы способствуют развитию определенных отраслей, как в Корее электронная промышленность, телекоммуникации в Финляндии, а так же

некоторые инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии в Чехии и Венгрии .

Оценивая роль образования в инновационном развитии экономики, следует отметить, что, с одной стороны, образование действительно предоставляет технические знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом. С другой стороны, образование может стимулировать креативность с воображением и таким образом упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется опасность - образование может одновременно лишать креативности, загоняя индивидуума в определенные рамки мышления, лишая его нестандартно мыслить.

Макконел К.Р., Брю С.Л, в свою очередь, назвали фактором инновационного пути развития экономики крупные компании, опираясь на то, что новейшие технологии, как правило, требуют: а) использование крупного капитала, б) крупных рынков, в) комплексного, централизованного и строгого интегрированного рынка, г) богатых и надежных источников сырья. Иными словами только крупным компаниям под силу обеспечить технический прорыв в силу их обладания достаточной ресурсной базой, в то время как малому бизнесу это не под силу .

Этой же теории придерживаются и М. Гиаратана, С. Торриси и А. Пагано. Они основывают свои взгляды на практике Ирландии, где приход 1Т транснациональных компаний предшествовал росту инновационного сектора экономики .

Однако помимо данного фактора исследователи выделили еще три: избыток высококвалифицированных кадров; международные связи; внутренний спрос.

Данное утверждение противоречит теории И. Шумпетера, отдающего главную роль малому предпринимательству как основному фактору инновационного развития. Однако и сам основоположник теории инновационного развития признавал в поздние годы, что роль независимого предпринимателя в инновационном процессе становилась все менее значимой в силу вытеснения его крупными компаниями, осуществляющими исследования и разработки на постоянной основе и доведших этот процесс до бюрократически выверенного .

Итак, мы рассмотрели выше ряд точек зрения экономистов относительного инновационного потенциала. Отметим, что каждый из них проделал огромную исследовательскую работу по выявлению и отбору факторов, определяющих инновационный потенциал экономической системы. При этом каждый из авторов пытался показать наглядно, на примере конкретных стран и их экономик, что приведенные факторы играли ключевую роль. Они были неизменны и совершенно необходимы. Кроме того, по мнению авторов - отсутствие того или иного фактора приводило к дисбалансу и экономическая система оказывалась неспособна к воспроизводству на основе инновации.

Однако помимо этого авторы указывали и на то, что один и тот же фактор не всегда оказывал одинаковое благоприятное влияние на инновационный потенциал. Например, в случае с Ирландией, Индией и Израилем фактор развитых международных связей сыграл одну из ключевых ролей в переходе к инновационному типу воспроизводства. А в Китае таким фактором был внутренний спрос. Здесь важно отметить то, что тот же

Бизнес в законе

фактор внутреннего спроса оказал минимальное влияние на развитие инновационного потенциала Ирландии, Израиля и Индии. Так как у первых двух стран внутренний рынок был ограничен, а у Индии плохо восприимчив к высокотехнологичной продукции.

Из этого можно сделать вполне логичный вывод -один и тот же инновационный фактор не является абсолютом. Его влияние на инновационный потенциал в зависимости от региона и его особенностей может быть различным и даже нести в себе отрицательный эффект.

Возникает вполне логичный вопрос - как это можно объяснить? Почему фактор А работает в стране У, но не работает в стране Х? Мы считаем ответ заключается в следующем.

Обратимся для этого к категориям необходимости, случайности, порядка и беспорядка. Новейшие исследования в рамках синергетики - нового направления самоорганизации систем - заслуживают особого внимания не только с философской точки зрения, но и с экономической. Более того, как мы покажем ниже, они отлично объясняют происходящие процессы в современных экономических системах.

Оттолкнемся от того, что исходным пунктом возникновения самоорганизации систем служит неустойчивость открытой системы, т.е. случайным ее отклонениям от некоторого устойчивого состояния . В первое время флуктуации не оказывают заметного влияния на систему и даже подавляют ее, но по мере роста неравновесности системы в результате ее взаимодействия со средой они усиливаются и постепенно расшатывают старый порядок и структуру. В итоге старая система дезорганизируется, а в результате самоорганизации изменяется ее структура и она становится новой системой. Пересекается ли данное утверждение с экономической системой? Безусловно. Новые способы производства, добычи благ и их распределения между членами общества на протяжении всего развития человечества приводили к краху старых систем и возникновению новых.

Однако этот переход от точки А к точке Б не является однозначно определенным. Синергетика доказывает, что в критической точке перехода, называемой точкой бифуркации, возникают, по меньшей мере, две возможности дальнейшей эволюции системы (в реальности таких возможностей гораздо больше). Какой путь при этом будет «выбран» системой, зависит от случайных обстоятельств и факторов, складывающихся в окрестности точки бифуркации. По этому, поведение системы в данной точке нельзя предсказать с полной достоверностью. Но когда определенный путь будет выбран, тогда дальнейшее движение системы подчиняется уже детерминистическим законам.

В то же время представление о случайности как простом проявлении и дополнении необходимости оказываются не приемлемым с позиции современной науки. Более того, если принять во внимание, что процесс эволюции систем, возникновения в них нового, спонтанного порядка и самоорганизации связан с усилением флуктуаций, т.е. случайных отклонений систем, то придется признать, что появление нового в мире происходит именно благодаря случайности и только им.

Подобная идея в наивной форме выдвигалась еще древнеримским философом Лукрецием Каром, который допускал возможность случайного отклонения атомов от предписанного им детерминистического пути движения. Именно такая случайность приводит, по его мнению, к возникновению нового в мире.

Действительно, сегодня нет ни одной методологии, которая бы позволила совершенно определенно дать ответ, как будет развиваться экономическая система при использовании тех или иных факторов. Ни один экономический прогноз еще не был точен настолько, чтоб он мог предсказать развитие системы.

Другими словами, факторы А, Б и С лишь создают предпосылки, но то, как будет развиваться система зависит от того, как она будет использовать эти факторы и какой она выберет путь. И здесь, на наш взгляд, необходимо обратиться к такому понятию как «способность к инновациям».

Способность к инновациям - это определенные условия, необходимые для перехода к модернизации. Ключевым здесь является то, что в отличии от факторов (неизменных и абсолютных), условия могут в зависимости от географического положения региона, политического строя, социальных и культурных предпосылок и др. меняться. Именно условия играют роль флуктуаций, которые заставляют экономическую систему выбирать тот или иной путь развития. Т.е. факторы создают предпосылки, а условия (флуктуации) определяют то, как и насколько данные факторы используются.

Как было показано выше, такой фактор как роль крупных и малых компаний оказывается нестабильным и в зависимости от тех или иных условий, роль крупных компаний может оказаться как положительной, с точки зрения финансовой поддержки НИОКР, так и отрицательной, с точки зрения излишней бюрократизи-рованости. Таким образом, роль крупного и малого предпринимательства оказывается условием, но никак не определяющим фактором.

Говоря о способности к инновациям, следует учесть такое немаловажное условие, как окружающая среда, кластер или экономическое пространство, в котором действует инноватор. Существуют определенные географические преимущества, которые влияют на успех того или иного бизнеса, в том числе и высокотехнологического. М.Е. Портер, анализируя влияние экономической среды на активность предпринимателя-инноватора, пришел к выводу, что чем более развит кластер, тем больше возможностей для технологического прогресса.

Изучая кластеры по всему миру, Портер вывел следующие факторы, влияющие на их рост :

требовательные и умудренные опытом потребители;

жесткая конкуренция между местными производителями;

наличие привлекательных факторов производства;

наличие экономических связей между секторами экономики.

Взаимодействие этих условий ведет к постоянному процессу инноваций, который фирмы используют как основное оружие в конкурентной борьбе. Кроме этого кластеры разбиваются и дробятся внутри себя, что ведет к появлению новых отраслей, как, например, нанотехнологии. биотехнологии, телекоммуникации следующего поколения.

Исходя из концепции, что компании инвестируют в определенный город или регион по причинам, которые не всегда ясны и тем более предсказуемы или контролируемы наиболее конструктивным путем в политике создания географических преимуществ окажется принцип Laissez-faire.

Определенную роль в привлекательности региона могут играть и сами фирмы. Компании могут выступать в качестве банального потребителя ресурсов. Однако

Герасимов А.В.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

в случае, когда фирма действует на пользу региону, выигрывает не только место базирования производства, но и сама фирма. Как только предприятие начинает инвестировать в регион, она становится заинтересованным лицом, желающим сделать его лучше с точки зрения производственных возможностей.

Список литературы:

1. Адам Б. Яффе, Джош Лернер, и Скотт Стерн. Политика новшества и Экономика, Том 5, Национальное Бюро Экономического Исследования: Пресса Массачусетского технологического института, Кембридж, Массачусетс, 2005.

2. Арора А. и Гэмбарделла А.: «Соединяя Промежуток». В А. Авроре и А. Гэмбарделле, редакторах, От Проигравших Тиграм: Повышение и Рост Промышленности программного обеспечения в Некоторых Развивающихся экономических системах. - Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 2011.

3. Giarratana M., Torrisi S., и Алессандро Пагано: “Роль MNCs в Развитии Промышленности программного обеспечения в Индии, Ирландии и Израиле”. В А. Авроре и А. Гэмбар-делле, редакторах, От Проигравших Тиграм: Повышение и Рост Промышленности программного обеспечения в Некоторых Развивающихся экономических системах. - Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 2005.

4. Швейцар, М. Конкурентоспособное Преимущество Стран. Нью-Йорк: Свободная пресса, 1990.

5. Шумпетер Дж. Ревив Экономической теории. - М., 2007.

1. Adam B. Jaffe, Josh Lerner, and Scott Stern. Innovation Policy and the Economy, Volume 5, National Bureau of Economic Research: The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 2005.

2. Arora A. and Gambardella A.: «Bridging the Gap». In A. Aurora and A. Gambardella, eds., From Underdogs to Tigers: The Rise and Growth of the Software Industry in Some Emerging Economies. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2011.

3. Giarratana M., Torrisi S., and Alessandro Pagano: “The Role of MNCs in the Evolution of the Software Industry in India, Ireland and Israel”. In A. Aurora and A. Gambardella, eds., From Underdogs to Tigers: The Rise and Growth of the Software Industry in Some Emerging Economies. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2005.

4. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations. New-York: Free Press, 1990.

5. Schumpeter J. Review of Economic Theory. - М., 2007.

6. Makkonel K.R., Brju S.L. Ekonomiks: principles, problems and a policy. - М, 1997.

7. Ruzavin G. I. Methodology of scientific knowledge. - М: it JUNITI-DANA, 2009.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Герасимова А.В. «Основополагающие факторы инновационного развития экономики».

В связи с тем, что отбор инноваций преследует цель открыть путь именно тем нововведениям, которые направлены на обогащение и замену устаревших элементов экономической, социальной, политической и т.д. систем, статья А.В. Герасимова написана на весьма актуальную тему, связанную с вопросами инновационного развития экономики.

В своей работе автор дает подробный анализ факторов, определяющих инновационный потенциал экономической системы. Опираясь на различные точки зрения, в статье на примере конкретных стран и их экономик, показано, какие из приведенных факторов играют ключевую роль.

Проведенный А.В. Герасимовым анализ позволяет ему прийти к убедительному выводу о том, что на се-

годняшний день нет ни одной методологии, которая бы позволила совершенно определенно дать ответ, как будет развиваться экономическая система при использовании тех или иных факторов. Ни один экономический прогноз еще не был точен настолько, чтоб он мог предсказать развитие системы.

Консультант Фонда развития науки и поддержки

молодых ученых

В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связанны с физической способностью экономики к росту. Перечислим их: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) количество и качество трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) технология.

Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. В данном аспекте, ввиду ограниченности ресурсов, развитие технологии и технологического потенциала начинает занимать приоритетное место среди всех факторов экономического роста.

Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения.

Исследование особенностей инновационной деятельности регионов требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновация и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность.

Понятию инновация присущи следующие свойства: комплексность; последовательность; новизна; эффективность.

Таким образом, наиболее полным и всеобъемлющим представляется следующее определение:

Инновация - это комплексная деятельность, с участием различных взаимосвязанных друг с другом субъектов, конечным результатом которой является практическое внедрение новшества, научных исследований, новой техники, технологии с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновации можно классифицировать по следующим признакам:

  • 1) по уровню новизны - базисные, улучшающие, псевдоинновации;
  • 2) по характеру - продуктовые, технологические, организационно-управленческие;
  • 3) по результативности - высоко средне -, низкорезультативные;
  • 4) по степени риска - высоко -, средне низкорисковые;
  • 5) масштаб внедрения - трансконтинентальные, транснациональные региональные, местные, отраслевые, новые для предприятия;
  • 6) по области внедрения - в сфере науки, образования, социальной сфере, в производстве;
  • 7) вид получаемого эффекта - научно-технический, социальный, экономический, комплексный.

С понятием инновации тесно связаны категории инновационной деятельности и инновационного процесса.

Сущность инновационного процесса, заключается в том, что его следует рассматривать как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены следующим образом:

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большей долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.

Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Для развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия:

  • - технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
  • - постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;
  • - институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;
  • - востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.

К перечисленным условиям можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность и т.д.

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, тем самым, указывая необходимость государственного регулирования инноваций.

Принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере:

  • 1. Поддержка инновационной деятельности должна осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг)). Государством должен предлагаться целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.
  • 2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний нуждается в финансовой, консультационной, информационной и других видах поддержки.
  • 3. Большое внимание необходимо уделять программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».
  • 4. Государству необходимо активно поддерживать развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на исследования и разработки, созданные за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.
  • 5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций - должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.

Основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона, главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований. В данном случае инструментами реализации региональной политики должны выступать: административно-управленческие; средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах; пространственное распределение экономической деятельности государства; финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.); организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок) .

Важным элементом в обеспечении устойчивого развития инновационной среды является формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие виды инновационной инфраструктуры:

  • - финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
  • - производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, иннованионно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
  • - информационная - собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);
  • - кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
  • - экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Важной частью формирующейся национальной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рентные источники инновационной модернизации. Избыток капитала, инновационный потенциал. Ограничения ВТО, условия инновационного развития экономики России. Инновационно ориентированное развитие промышленных предприятий. Цели политики экономического роста.

    доклад , добавлен 12.06.2010

    Понятие и структура инновационного рынка. Инновационная деятельность в регионах, в отраслях экономики и организациях. Методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях. Рыночные факторы, влияющие на характер инноваций.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Инновационный сценарий развития России. Псевдоинновации как проблема инновационного обновления российской экономики. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности кластерного формирования экономики РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Становление научной концепции, этапы развития инновационного менеджмента. Система управления инновациями, инновационным процессом, отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций. Современное состояние инновационного менеджмента.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Перевод экономики на инновационный тип развития. Национальная инновационная система. Темпы перехода к рынку. Реализация федеральных и региональных программ. Стратегическая ориентация предприятия. Распределение и использование ограниченных ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Сущность и содержание инноваций. Составляющие нововведения, организация инновационной деятельности. Роль и место фактора инноваций в развитии страны, изучение особенностей инновационной системы. Государственное финансирование инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Характеристика общего технического потенциала национальной экономики России и Хабаровского края в условиях структурной перестройки экономики. Особенности оценки инновационного потенциала Информационно-Вычислительного Центра Сахалинской железной дороги.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2014

Вопросы управления инновационным развитием экономики являются сложными и противоречивыми, так как затрагивают взаимодействие нескольких сторон - государства, венчурных фирм, ученых и изобретателей, а также университетов. Выдвижение экономики знания на первый план как ключевой движущей силы современного общества требует создания целостной, завершенной и в то же время подвижной и развивающейся стратегической системы инновационного развития страны и механизмов коммерциализации новых технологий.
В России существует настоятельная необходимость повышения уровней развития рынка нововведений и корпоративной науки, того, что называется R&D. С учётом различного соотношения разного рода показателей в каждом из аспектов формирования макроинновационных стратегий необходимо в каждой конкретной ситуации перемещать аспекты при выборе тех или иных стратегий. Для реализации стратегий потребуется создание системы поддерживающих мер. Как видим, здесь требуется большая аналитическая работа, а серьёзная аналитика требует адекватных знаний .
Большинство индустриально развитых стран связывает сегодня свои надежды на долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники - информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом - одна из основных задач современного индустриально развитого государства.
Из-за ограниченности имеющихся у общества ресурсов для каждого достигнутого уровня развития технологии характерна своя кривая производственных возможностей. При условии эффективного производства любая попытка удовлетворения одной общественной потребности ведет к уменьшению возможностей для удовлетворения другой потребности. Приходится жертвовать чем-то одним ради другого каждая точка на этой кривой отвечает определенному возможному соотношению в уровне удовлетворения существующих общественных потребностей при максимально полном использовании всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов и научно-технических достижений. Любая точка на координатной плоскости кривойсвидетельствует о недостаточной эффективности производства. Выход в верхнюю область невозможен без дополнительных ресурсов или новых, более совершенных технологий. Можно ли все-таки выйти за пределы кривой производственных возможностей и каким образом ? Очевидно, что для этого потребуется либо изыскать новые ресурсы, либо повысить эффективность тех ресурсов, которые в данный момент задействованы в сфере производства.
Первый путь представляется сегодня достаточно проблематичным. Войны за передел мира, хочется надеяться, уже никогда не повторятся. Времена Великих географических открытий, увы, давно завершились - на карте планеты уже почти не осталось белых пятен. Шансы на обнаружение новых крупных месторождений полезных ископаемых тоже не очень-то велики - почти все, что можно, уже открыли, хотя, конечно, есть резервы повышения эффективности использования месторождений. Но и это требует, в свою очередь, немалых дополнительных капиталовложений. Остается надеяться на второй путь - путь интенсивного технологического развития, которым человечество идет вперед в последние три столетия. Начиная со второй половины XVIII в. прослеживается четкая взаимосвязь между состоянием экономики и появлением новых промышленных технологий.
По мнению многих ученных, в том числе Н.Д. Кондратьева, Д.С. Львова, С.Ю. Глазьева, занимающихся проблемами соотнесения смены технологического уклада и преобразования структуры, любое изменение параметров технологического уклада приводит к возникновению определенных изменений экономических показателей, которые в совокупности преобразуют всю структуру промышленного сектора экономики .
Как экономическая категория технологический уклад представляет собой совокупность технологий, которые используются при определенном уровне развития производства и на определенном этапе экономического развития. Изменение этих укладов отражает закономерности цикличности экономического развития.
В работах С.Ю. Глазьева и Д.С. Львова технологический уклад представляется в форме «последовательного замещения крупных комплексов технологически сопряженных производств» . Период интенсивного развития технологического уклада составляет около 40 − 60 лет, весь жизненный цикл охватывает столетие, а скорость смены уклада зависит от научно-технического прогресса . К настоящему времени существует множество работ, в которых цикличность рассматривается как всеобщий закон развития экономики и общества. Являясь частью макроэкономической структуры, структура промышленного сектора экономики также развивается под воздействием циклических колебаний. В трудах С. Ю. Глазьева, А. Тойнби, Д. Тейлора, Ю. Яковец, А. Богданова главным фактором экономического развития и технологического обновления промышленного сектора являются волнообразные колебания, в виде длинных волн или технологических укладов.
Теория длинных волн, созданная советским экономистом Н.Д. Кондратьевым, была интерпритирована различными экономистами в стоимостном, трудовом, общесоциальном и инновацинно-технологическом аспектах. Последний подход считается наиболее приемлемым для исследования структурных преобразований на современном этапе экономического развития, так как позволяет разглядеть как внутренние, так и внешние факторы изменения структуры промышленности под определяющим влиянием инновационно-технологического фактора в рамках циклично-динамических процессов в экономике промышленного сектора .
Дату возникновения цикла чаще всего связывают с ростом экономической активности, подъемом экономики, которые связаны с развитием новых технологий и возникновением новых отраслей в структуре. У некоторых экономистов происхождение циклов связанно с эффектом их сжатия. Например, у Н.Д. Кондратьева и У.У. Ростоу длительность первого цикла 55 − 60 лет, а второго уже меньше 45 − 48 лет . В теории циклических кризисов капитализма К. Маркс отметил 7 − 11-летние циклы Жуглара . В.Л. Бабурин, к примеру, предполагает, что с нарастанием НТП процесс сжатия волн будет усиливаться, и они будут укладываться в 40-летний срок . Различия в оценке длительности циклов у авторов чаще всего связаны с индикаторами, используемыми для анализа, а также странами, по данным которых составлялись расчеты (табл. 1).
Таблица 1
Временные параметры циклических колебаний экономики (в виде графика,
будут видны спады и подъемы)


Циклы

Кондратьев Н.Д.

Ростоу У.У.

Мироненко

Являясь по своему содержанию преобразующим процессом, научно-технический прогресс, как основной фактор смены технологического уклада, способствует возникновению кризисных явлений при определенных экономических и технологических условиях. Возникновение кризиса вызывает не только отмирание старых отраслей и видов производств, но и формирование новых, которые выступают в качестве носителей научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс можно считать фактором преобразования структуры экономики, в том числе структуры промышленности и конфигурации технологического уклада. Кондратьев считал НТП не внешним, а внутренним элементом цикла. То есть смену цикла определяют не сами открытия, а их востребованность, а она возникает в тот момент, когда технологии морально устаревают и инвестиции в них становятся нерентабельными .
У другого известного исследователя А.А. Богданова основа смены экономических циклов кризис, который рассматривается как фактор нарушения непрерывности и вызывающий переход системы в новое состояние или ее отмирание . Согласно его теории на местах разрыва двух систем образуется пограничный слой, который впоследствии в процессе диффузии захватывает прилегающие слои .
Основываясь на том, что главным фактором, вызывающим возникновение нового технологического уклада, является научно-технический прогресс, который неразрывно связан с такой категорией как инновация, будем считать последнюю, начальной точкой формирования нового технологического уклада .
Возникая в пространстве, инновационная волна преобразует структуру промышленного сектора через изменения в технологической и отраслевой составляющей. Таким образом, под воздействием инновационной составляющей происходит либо подъем, либо спад производства в структуре промышленного сектора экономики.
Кривые технологических укладов пересекаются в определенной точке, что связано с плавностью процесса перехода от старого уклада к новому, а границы укладов нечеткие. Это подтверждает высказывание С.Ю. Глазьева о том, что «на определенном временном отрезке возможно одновременное существование нескольких технологических укладов» . Что подтверждается действующим в настоящее время положением, когда в рамках функционирования пятого еще не затухшего уклада происходит зарождение нового шестого.
Существующий в настоящее время технологический уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 80-е гг. ХХ в . Повышающая волна пятого Кондратьевского цикла закончилась в 2005 г. и на сегодняшний день мировая экономика находится в фазе депрессии, которая предположительно закончится в 2017 г . Основу данного технологического уклада формируют: программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, микроэлектроника, производство средств автоматизации и связи. По прогнозам некоторых ученых во втором десятилетии ХХI в. развитые страны перейдут к становлению шестого технологического уклада . К этому времени сформируется воспроизводственная система для нового технологического уклада, становление который происходит в настоящее время.
По мнению специалистов, формирование нового технологического уклада приведет экономику к еще большей интеллектуализации производства, переходу к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей, а также к непрерывному процессу образования. «Завершающим процессом будет переход от "общества потребления" к "интеллектуальному обществу", в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания».
Прогресс в информационных и финансовых технологиях, системах телекоммуникаций повлечет за собой расширение процессов глобализации экономики, даст толчок к формированию единого мирового рынка товаров, капитала, труда. Данные закономерности проявляются в экономическом развитии передовых стран, которые формируют траекторию развития мировой экономики. Формируя направления развития экономических и технологических процессов, они играют роль лидеров общемирового экономического развития, пользуясь всеми возникающими при этом преимуществами. Отстающие же в развитии страны будут вынуждены копировать достижения мировых лидеров или пользоваться достигнутыми ими результатами, отдавая при этом по низким ценам свои природные ресурсы. Необходимо отметить, что такой обмен носит неравноценный характер, передовые страны реализуют свое технологическое превосходство, вынуждая развивающиеся страны к сотрудничеству по выгодным для развитых стран правилам международного экономического сотрудничества.
В рамках каждого технологического уклада происходили смены политических режимов и определенные политические реформы, которые непосредственно меняли структуру экономик и соответственно промышленного сектора экономики. Из анализа экономического и технологического развития видно, что технологическое отставание российской промышленности от мировых тенденций складывается, начиная с конца 18 в. Несмотря на то, что на каждом из этапов технологического развития государство реализует меры по стимулированию отраслей промышленности, значительного роста соответствующих технологий не происходит. Объективно это связано с низкой плотностью демографического потенциала, сильной дифференциацией экономического пространства, частыми политическими и военными потрясениями и низкой долей собственного инновационного потенциала.
Как следует из результатов имеющихся оценок, на данном этапе экономического и технологического развития преобладает пятый технологический уклад, который достиг фазы зрелости в несущих отраслях при одновременном отставании ядра. К отраслям ядра пятого ТУ принадлежат отрасли микроэлектроники, оптикоэлектроники, точного и электронного приборостроения, радиотехники, авиастроения, отрасли систем связи и коммуникаций. Академик Федосеев писал: «Отставание от мирового уровня в этих технологиях преодолеть очень трудно, даже при условии внушительных инвестиций» .
Сложившиеся отставания в отечественном промышленном секторе компенсируются при помощи приобретения импортных технологий и техники. Об этом свидетельствуют статистические данные, согласно которым происходит рост парка персональных компьютеров, объем программных технологий с ежегодным темпом около 20 - 30 % . Данные показатели говорят о том, что в настоящее время расширение пятого технологического уклада в структуре промышленного сектора экономики России «носит догоняющий имитационный характер» . Этот факт подтверждает и динамика распространения различных составляющих данного уклада - чем ближе технология к сфере конечного потребления, тем выше темпы ее распространения. Ускоренное расширение основных отраслей пятого уклада в отечественной промышленности происходит за счет использования импортных технологий, что приводит к невозможности эффективного развития ключевых технологий ядра данного уклада.
Сложившееся технологическое отставание вынуждает экономику на неэквивалентный обмен со странами лидерами формирующегося технологического уклада. Справедливо высказывание Г. Фетисова: «Основной причиной неразвитости в России высокотехнологичного сектора стало создание множества технологических монополий, возникших из-за приватизации по отдельности звеньев «технологических цепочек» по производству готовых продуктов, особенно предприятий, находившихся в советскую эпоху в ведении разных министерств» . То есть вместо межотраслевых комплексов и кластеров в промышленном секторе возникли отдельные предприятия с прерванными технологическими связями.
Сложность такой ситуации состоит в том, что существует определенная преемственность между пятым и шестым технологическими укладами. И технологическое отставание в развитии несущих отраслей пятого уклада будет тормозить распространение нового шестого.
Пятый уклад основывается на применении достижений микроэлектроники, а шестой на использовании нанотехнологий. И именно на фазе замещения технологических укладов важно опережающее освоение ключевых производств ядра нового уклада. Это позволит в будущем получать интеллектуальную ренту и за счет этого финансировать расширенное воспроизводство технологий нового уклада. То есть своевременное определение и развитие базовых отраслей нового уклада дает возможность ускоренного развития для развивающихся стран в новом экономическом цикле, за счет быстрого формирования технологических совокупностей ядра нового уклада и модернизации его несущих отраслей.
В то же время существует риск, сопряженный с неопределенностью будущей технологической траектории, который затрудняет долгосрочное прогнозирование и повышает инвестиционные риски. Поэтому важно правильное определение приоритетных направлений нового технологического уклада.
По прогнозам отечественных и зарубежных специалистов ключевыми факторами развития нового технологического ядра становятся нанотехнологии, клеточные технологии и методы генной инженерии, которые опираются на использование атомно-силовых микроскопов, соответствующих метрологических систем. Соответственно ядром будущего технологического уклада станут наноэлектроника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, нанобиотехнологии, наносистемная техника.
Отраслями, способными обеспечить производство новейших технологии, станут электронная и атомная промышленность, информационно-коммуникационный сектор, авиастроение и ракетно-космическая промышленность, клеточная медицина, химико-металлургический комплекс.
Несмотря на то, что расходы на освоение новейших технологий постепенно возрастают в отечественной экономике удельный вес шестого уклада в современной экономике остается незначительным. По некоторым прогнозам качественный скачок произойдет в 2015 − 2020 гг . после завершения структурной перестройки, когда масштаб соответствующих технологий станет значительным и экономическая среда будет готова для их широкого применения.
В настоящее время проблема определения приоритетов научно-технической и инновационной политики волнует не только самые крупные и индустриально развитые страны мира (такие, как Россия, Великобритания, США, Япония, Китай), но и те государства, которые из-за ограниченных ресурсных возможностей вышли на передовые позиции лишь по отдельным направлениям технологического прогресса (это, в частности, Израиль, Финляндия, Тайвань, ЮАР). Значительный рост интереса к проблеме приоритетов в последние годы был связан также с переходом человечества в новое тысячелетие. Это стимулировало усилия государства и частного сектора по осмыслению пройденного пути и поиску стратегии развития на будущее.
Темпы инновационного развития зависят как от эффективности использования научно-технических ресурсов, так и от качества инновационной среды. В настоящее время повышение эффективности НИОКР идет по следующим основным направлениям: повышение эффективности корпоративных и государственных НИОКР; усиление кооперации между бизнесом и университетами; повышение качества государственного управления. Господствовавшая в 80-90-х гг. инновационная модель, ориентированная на скорейший вывод на рынок нового продукта (Time - to - Market Generation ), заменяется моделью "продуктивности НИОКР" (R&D Productivity Generation), направленной на создание большего числа инноваций с меньшими инвестициями, чем у конкурентов. Финансовый контроль и финансовый менеджмент, новые методы управления с использованием информационных технологий (ИТ) позволят, по ряду оценок, увеличить отдачу от инвестиций в НИОКР почти в два раза.
В условиях глобализации правительства отходят от практики протекционизма и попыток защиты национальной промышленности от процессов либерализации; уходят в прошлое такие методы, как целевая поддержка национальных секторов и фирм. Вместо этого на первый план выдвигается задача создания общих условий развития предпринимательства и инновационной деятельности, среды, которая стимулирует инновации и риск, способствует привлечению иностранного капитала в инновационную сферу. Наиболее важными направлениями государственного воздействия на инновационную среду являются поддержка кооперации на всех уровнях, совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности, помощь в реструктуризации бизнеса, антимонопольное регулирование. В новой инновационной экономике государство, отвечая на требования глобального бизнеса, начинает "следить" за тем, чтобы никакие привилегированные субъекты, включая и само государство, не могли регулировать деловую среду. Развитие инновационной среды способствует появлению у предпринимательского сектора стимулов собственными силами разрабатывать новшества. Если влияние "компенсационных" мер поддается определенной количественной оценке, то пока еще трудно количественно оценить воздействие государства на инновационную среду. Особое значение формированию инновационной среды придается в Западной Европе.
"Кластерная" стратегия. В 90-х гг. ряд европейских стран трансформировали программы усиления мобильности научных кадров и субсидирования НИОКР в комплексные программы по стимулированию сотрудничества между исследовательскими центрами, университетами, группами предприятий и компаниями. В инновационной политике западноевропейских государств центральное место начинает занимать стимулирование кластеров. Если в 70-80-х гг. стимулирование нововведений было связано прежде всего со стимулированием высоких технологий как таковых, то в настоящее время этот подход постепенно заменяется кластерными стратегиями, направленными на создание специализированных сетей знаний.
Инновационные кластеры в отличие от получивших развитие в 70-80-х гг. предпринимательских сетей зависят от глобальных рынков, в них упор делается на активное использование знаний и высока доля новых инновационных компаний . Следует отметить, что в настоящее время трудно говорить о кластерной стратегии как о едином понятии. Правительства по-разному понимают и трактуют само понятие "кластеры". В целом выделяется три широких определения кластеров:

  • регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанных к научно-исследовательским учреждениям;
  • вертикальные производственные цепочки и сети, формирующиеся вокруг головных фирм (сеть ИКЕА);
  • отрасли с высоким уровнем агрегации или совокупности секторов (агропромышленный кластер);
  • крупные города — научно-исследовательские и деловые центры, представляющие собой мультикластеры.

В отличие от политики, ориентированной на отдельные отрасли, кластерная стратегия предусматривает развитие взаимосвязей между различными секторами. Наиболее ярко кластерный подход проявляется в новых инициативах по поддержке малых фирм.
Инновационное развитие представляет собой сменяющие друг друга периоды разнообразных инноваций, комплекс созданных и реализованных новшеств, накопление интеллектуального капитала, вовлеченность в эту деятельность научных работников - человеческого капитала и инновационных организаций, деятельность которых невозможна без инвестиционного капитала. Эффективность инновационной деятельности в сильной степени связана с инновационным развитием и жизненным циклом инноваций, в котором есть этапы зарождения инновации, раннего инновационного развития, позднего инновационного развития, зрелости и борьбы с кризисами, упадка (затухания) инноваций и зарождения новой волны .
История показывает, что внедрение новых индустриальных технологий всегда оказывало позитивное влияние на экономический рост и уровень жизни населения, что уже на новом витке развития создавало условия для разработки и внедрения других новых инноваций. Этот факт, по-видимому, объясняет, почему большинство развивающихся стран неспособно подняться в своем экономическом развитии достаточно высоко: нет индустриальной базы, институциональной и индустриальной среды, поэтому нет необходимой квалификации рабочей силы и изобретателей, нет центров инноваций, нет хорошего образования, так как оно недоступно, в результате чего процесс трансформации общества в целом слабый. По свидетельству М. Кастельса, существуют исторические свидетельства, указывающие на то, что в целом, «чем теснее отношения между центрами инновации, производства и использования новых технологий, тем быстрее идет трансформация обществ и тем больше положительная обратная связь между социальными условиями для дальнейших инноваций» Г. Клейнер называет экономикой знания «такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой новый товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства».
Широко употребляемыми стали термин инновации и терминологическое словосочетание инновационная экономика, которые также связаны с экономикой знания. Область экономической науки, изучающая процессы, происходящие в сфере воспроизводства информации, относится к информационной экономике, но и эта сфера пересекается с экономикой знания, так как бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий будет и далее изменять характер приобретения и распространения знаний. Кроме того, информация - это своего рода сырье для мыслительной деятельности человека, порождающей знание .
Становится ясно, что в современной мировой экономике страны могут стать богатыми только в результате сочетания предпринимательства и эффективного использования знаний . Диспропорции наблюдаются не только между странами, но и в одной стране между различными штатами, как это происходит в США и других странах. Окружающая среда бизнеса либо поощряет предпринимательство, либо напротив не поддерживает его, поэтому динамичная бизнес-среда оказывает огромное воздействие на успех или провал предпринимательства (Силиконовая долина или штат Алабама в США, например). Предпринимательский ресурс обычно рассматривается как способность к эффективной организации взаимодействия отдельных экономических ресурсов труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. На современном этапе развития технологий предприниматель - это скорее предприимчивый человек, способный как разработать идею технологической инновации, так и реализовать ее во вновь организованном для этого предприятии. Таких примеров множество в информационной экономике в Силиконовой долине США, когда студенты, активно занимающиеся НИРС, выходят из университета со своим собственным бизнесом. Это люди, создающие новые эффективные производства и разрушающие старые неэффективные. С точки зрения Й. Шумпетера, создавшего теорию созидательного разрушения, инновационная деятельность - двигатель экономического развития. Вся история технологического развития подтверждает эту теорию. Однако следует подчеркнуть, что национальное предпринимательство развивается по нарастающей на фундаменте старого предпринимательства, его культуры и его инфраструктуры, что подтверждается исследованиями М. Кастельса.

Предыдущая