Значение древних путешествий для развития туризма. История возникновения путешествий и туризма. Значение туризма. История развития

Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.

Как известно в истории развития туризма мы различает четыре этапа:

до начала XIX века - предыстория туризма;

начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;

после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Рассмотрим кратко особенности развития туризма на каждом этапе.

Первый этап - предыстория туризма

Современный туризм - явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.

В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.

Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей - IV век до н.э.).

Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители.

Накопившееся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168 г. н.э.).

Большая подвижность была характерна для населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха.

Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах.

В средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.

Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.

Резюме: отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивность средств передвижения; то, что путешествия было не целью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, таких как: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Туризм термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.

С экономической точки зрения туризм это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Путешествие термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий туризма.

Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.

Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах. Туризм имеет свою историю развития.

История туризма это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА.

Предыстория туризма период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии до н.э. В последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания, которые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника доходов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные римские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма был связан главным образом с древней Грецией и Римом. В этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как греки, так и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки из-за слабого развития дорожной сети совершали их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПУТЕШЕСТВИЙ.

Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями,нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них.

Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени, когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по г

Туризмом люди занимались с давних времен: путешествия с целями торговли, завоеваний, распространение религиозных учений и т.п.. В 3 тыс. до н. е. древние египтяне плавали Нилом, финикийцы - Средиземным морем к берегам

современных Сирии и Ливана, чтобы развивать торговлю. Один из экспертов ЮНВТО Джафар Джафари в своем труде «Феноменология туризма» утверждает, что люди путешествовали всегда.

В зависимости от мотивации, способа путешествий и развития транспортных средств, количества путешествующих и охват туризмом разных слоев общества, исторический путь развития туризма как отрасли можно разделить на четыре этапа:

До 1841 г. - начальный этап;

С 1841 г. по 1914 г. - этап становления туризма как отрасли;

С 1914 г. по 1945 г. - этап формирования индустрии туризма;

С 1945 г. до наших дней - монополизация туристической индустрии.

Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены искать оптимальные условия для существования, а также совершать длительные переходы. Впоследствии по наиболее подходящую территорию для существования велась борьба. Есть полученные умения и навыки людей во время длительных переходов важкодоступ-ными местами имели также важное военное значение.

Длительные походы, есть экспедиции, осуществляли и проводили в различных целях: для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, для поиска полезных ископаемых, открытие новых земель и новых торговых путей.

Почти все крупные древнегреческие мыслители часто путешествовали. В VI в. до н. е. древние греки и римляне путешествовали в Египет, где интересовались историей, культурой, природой, своеобразными египетскими сооружениями. Известно, что первый греческий философ, математик и астроном Фалес Милетский более 20 лет учился в Египте. Долину Нила с целью получения знаний посещали философ и математик Пифагор, афинский политический деятель и поэт Солон. Платон, вернувшись из дальней поездки, основал философскую школу. Много путешествовал «отец истории» Геродот и ученый античности Страбон. Первым описал свои многочисленные путешествия Геродот. Римский философ и писатель Сенека в «Письмах к Луцилию» выразил важнейший принцип путешествий, не потерял актуальности и сегодня. Он писал, что для путешествий надо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для натуры».

Путешествия в Древней Греции имели познавательно-развлекательный характер: в стране проводили Олимпийские игры, фестивали и т.д.. Начиная с 776 г. до н. е., на Олимпийские игры в Грецию съезжались любители спорта и искусства. К этому периоду относится сооружение специальных больших домов, в которых селились и отдыхали атлеты и зрители.

В Римской империи для растущего числа путешествующих была создана разветвленная сеть постоялых дворов. Они находились в римских провинциальных городах, центрах общественной жизни и религиозных праздников, вдоль основных дорог, в сельских населенных пунктах.

Своеобразным «туризмом» можно считать крестовые походы XI-XIII вв. Десятки тысяч европейцев познакомились с Востоком и его культурой. Возвращаясь домой, они рассказывали о чужих страны и края. Это способствовало подъему торговли, гостиничного дела.

В эпоху Средневековья преобладали религиозные путешествия. К середине XV в. главным видом путешествий было паломничество европейцев к святым местам: мусульман в Мекку, христиан в Иерусалим и Рим. Большинство путешественников останавливались в монастырях, оставляя там пожертвования. Можно сказать, что первую гостиничную систему создала церковь.

Значительное развитие туристско-краеведческая деятельность приобрела в эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) И Просвещения (XVII в.). В эпоху Возрождения бурно развивались не только различные отрасли промышленности, сельского хозяйства, культура и образование, но и различные направления туризма. В этот период заметно возрастает количество людей, которые обращаются к туризму с учебными целями. «Путешествия на обучение» в XVI в. учащаются с появлением престижных университетов. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития начался именно в эту эпоху после многовековых запретов со стороны церкви. Туристические походы как средство оздоровления человека (физического и духовного) практиковали даже в иезуитских семинариях.

Особая роль в развитии туристско-краеведческой деятельности относится географическим открытием XV - нач. XVI в. Васко да Гамы, Христофора Колумба, Фернана Магеллана, позволили узнать новые земли, народы, которые населяли, их жизнь, быт, культуру, религию.

В эпоху Просвещения Ж.-Ж. Руссо и Г. Либли видели в туристических походах средство патриотического воспитания молодежи, укрепления здоровья. Это отражено в учении «О необходимости познания природы и стремление к выработке норм естественной обращения». Именно поэтому в XVII - нач. XVIII в. в некоторых учебных заведениях европейских стран учителя использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные места. Такие путешествия называли экскурсиями. Для решения познавательных задач, с целью изучения отдаленных труднодоступных уголков земного шара, проводили длительные экспедиции.

В XVII-XVIII вв. появляются деловитые люди, которые оставили заметный след в истории путешествий. Один из них - Теофраст Рено-к. Широкой популярностью во Франции пользовался его заведение «Золотой петух», который включал банк, художественную галерею и своеобразное бюро путешествий, предлагало помощь в подготовке и осуществлении путешествий в различных целях. В XVIII в. в Европе получает распространение предпринимательская деятельность по организации групповых путешествий в сопровождении проводника. На рубеже XVIII-XIX вв. такое дело продолжил Джованни Галиньяни. Он издавал вестник, в котором вел рубрику «Дневник путешественников», а в 1815 г. организовал в Париже коллективную путешествие преимущественно для английской публики.

Началом второго этапа развития туризма считают 1841, потому что тогда англичанин Томас Кук организовал первую коммерческую туристическую поездку с Лейстере в Лафборо, в которой приняли участие 570 членов общества трезвости. В 1847 г. он создал туристическое общество, распространяла билеты (путевки) не только в Англии, но и за ее пределами. В 1863 г. была организована большая путешествие англичан в Швейцарию, а в 1868 г. - в Северную Америку.

В 60-70-х годах XIX в. в странах Западной Европы начали создавать первые региональные союзы (ассоциации) любителей путешествий: туристские клубы, секции. Именно с этого времени используют термин «туризм». Первые самодеятельные туристические организации появились в разных странах примерно в одно время - во второй половине XIX в. Это были альпийские клубы и общества. Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), а к концу 70-х годов XIX в. во Франции, России и других странах. Туристические союзы и клубы разрабатывали маршруты туристских походов, определяли критерии их оценки, то есть постепенно формировалась туристическая классификация. Постепенно выработались и установились единые правила прохождения маршрутов.

С развитием международных курортов в Швейцарии, Германии, Франции, Италии эти страны наравне с Англией становятся международными центрами туризма.

Развитие туристической сферы привел к созданию в 1898 году Международной лиги туристических ассоциаций со штаб-квартирой в Люксембурге. В Вене в 1908 г. был создан Международный центр туризма. В 1919 г. был создан Международный туристический альянс, в состав которого вошло 118 ассоциаций.

Рост туристической активности прервала Первая мировая война. Лишь после ее окончания начался новый этап в развитии международного туризма - этап индустриализации. Развитию туризма в 20-30-х гг. способствовал бурное развитие новых видов транспорта - автомобильного и авиационного. Однако затормозили дальнейшее развитие туризма мировой экономический кризис 1929-1933 гг и начало Второй мировой войны.

После Второй мировой войны социальные изменения и технический прогресс, оживление торгового, экономического, культурного сотрудничества между странами значительно ускорили развитие туризма. Основным признаком этого этапа можно считать монополизации отрасли туризма, т.е. выделение ее в самостоятельную составляющую сферы услуг. Способствовали этому международная интеграция, расширение международного разделения труда, открытие границ и обеспечения более легкого доступа в другие страны, развитие транспорта и связи, повышение уровня жизни широких слоев населения.

Туризм в Украине прошел такие же этапы развития, что и в странах Европы.

С древнейших времен территорию Украины постоянно посещали иностранные путешественники, о чем писали в своих трудах (в частности «Скифия» Геродота). Начиная с XIII в., Краеведческая информация о Украине появляется в отчетах и печатных произведениях европейских путешественников. В XV-XVI вв. об Украине все чаще пишут искатели приключений, которые путешествовали из Западной и Южной Европы на Восток. Это были преимущественно итальянцы, которые в основном пересекали Крым и причерноморские земли и лишь изредка - Центральная Украина. Первым подробным описанием географии нашей страны была книга немецкого путешественника Зигмунда Герберштейна (1549). Много сведений о природе Украины и быт ее жителей, карты ее территории есть в работе французского инженера Г. де Боплана «Описание Украины».

Историю отечественного туризма в современном смысле слова принято начинать с создания в 1878 г. в Ялте кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор. В 1890 г. эта организация была реорганизована в Крымский горный клуб, правление которого находилось в Одессе. Члены клуба организовывали путешествия по Крыму, позже они расширили границы своей деятельности до Кавказа. Было выпущено первые путеводители, создана сеть приютов и маркированных троп. В XIX в. в Украине происходит развитие туристско-краеведческого движения. Среди передовой украинской интеллигенции растет интерес к историко-культурных и природных памятников своей Родины. Инициатива по организации туристической деятельности на территории Западной Украины принадлежала ведущим украинским деятелям того времени (Я. Головацкий, М. Шашкевич, И. Вагилевич, Крип"якевич и др.).. Высшие учебные заведения и общественные организации проводили разнообразные экскурсии. Во второй половине XIX в. было исследовано лечебный потенциал Крыма, Прикарпатья и Закарпатья.

Рост туристической активности на Украине прервали Первая и Вторая мировые войны. В годы Великой Отечественной войны были разрушены многие туристских баз. В послевоенное время была создана и восстановлена сеть туристских баз, с которых туристы отправлялись в так называемые плановые маршруты. Тысячи туристов ежегодно отправлялись в самодеятельные туристские путешествия. Почти в каждом областном центре, во многих других населенных пунктах создавались станции юных туристов.

До 1991 года рекреационно-туристическое хозяйство Украины функционировало в едином рекреационно-туристическом комплексе Советского Союза. С принятием Верховной Радой Украины «Закона о туризме» в 1995 году начался новый этап развития украинского туризма. Сегодня его рассматривают как одну из Найпер-спективниших отраслей экономики Украины. Реалии времени заставляют Украину искать свою нишу в мировой туристической индустрии.

Федеральное Агентство по образованию и науки РФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине :

«История туризма и курортография »

по теме : «История развития туризма в России: основные этапы»


Введение

1.Значение туризма. История развития

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

2.2 Основные этапы развития туризма в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение.

Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям промышленности.

Развитие индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного и туристского бизнеса.

Туризм можно рассматривать как фактор совершенствования качества жизни. В данном случае туристическая деятельность связана не только с прямым экономическим эффектом в виде дополнительных доходов, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, но и с влиянием туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья и уровня благосостояния.

Выделяются в основном следующие периоды: 1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма. а) туризм в древности; б) туризм во времена средневековья и Возрождения; в) туризм в XVII и XVIII вв. 2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству туристских услуг. 3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма 4. Туризм после второй мировой войны – современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

1.Значение туризма. История развития

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн,по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд человек.

Такое понятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морских лайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма прежде всего с развитием средств транспорта. Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:

1. раннеисторическая фаза - до 1850 г.;

2. начальная фаза - с 1850 по 1914 г.;

3. фаза развития - с 1914 по 1945 г.;

4. фаза массового туризма - после 1945 г.

На мой взгляд, все подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм - многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы - религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация).

Таким образом, история туризма - это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой - без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития.

К числу базовых элементов развития туризма следует отнести: великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах эволюцию средств размещения;эволюцию средств транспорта.

Социально-экономические факторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе были индивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, которая совершала поездки с лечебными, спортивными, образовав тельными целями. В эпоху Средневековья мощным фактором стимулирующим путешествия, была религия. Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великие географические открытия, буржуазно-демократическая революция и промышленная революция подготовили почву для развития туризма в новое время. Эру современного туризма отсчитывают с 1841 г., когда легендарный Томас Кук, организовал массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек.

Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

Возникновение предпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.

В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.

Вероятно, сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками для возникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявших потребностям общественного труда и производственных отношений людей.

2. История развития туризма в России

2.1 О истории путешествий и туризма в России

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.

До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.

Туризм и гостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII-XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.

Черникова Л.Ф.
Культура народов Причерноморья. - 2012. - №240. - С.161-165.

Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные - с самого начала развития человеческого общества - путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус - также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, которые во всем мире уже приближаются к 500 млрд. долларов в год.

По целям можно выделить туризм развлекательный, познавательный (может совпадать с предыдущим видом туризма, может выступать самостоятельно, как цель научных обзорных экспедиций), оздоровительный (может быть развлекательно-оздоровительным - рекреационным - или спортивно-оздоровительным), спортивный (также может быть элементом программы оздоровительных поездок, а может быть отдельной целью - например, горнолыжный туризм). Каждая из указанных целей содержит ряд конкретизирующих подпунктов - видов туризма: для оздоровительного это, например, курортный туризм, для спортивного - пешеходный (в т.ч. горные пешие походы), велосипедный, водный (гребной, парусный; речной, морской и т.п.). Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма так или иначе несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых - выполнение определенной работы. Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Именно поэтому туризм теснейшим образом связан с уровнем развития цивилизации. От этого уровня зависит комфортабельность и дальность предполагаемого путешествия (во времена карет мало кто пожелал бы отправиться за приятными впечатлениями из Сибири в Средиземноморье), информированность общества о возможных местах отдыха, безопасность -определяемая не только природными условиями, но и политической обстановкой как в родной стране, так и в той, которая является целью путешествия, развитие инфраструктуры развлечений - в целом все то, что дает возможность интересного приятного отдыха и ярких впечатлений.

Несомненно, данные параметры развивались вместе с человеческим обществом, определяя особенности туризма на данном этапе человеческой истории, и формируя историю туризма - историю возникновения путешествий в древнейших государствах мира, цели и мотивы этих путешествий, а также становления туризма как отрасли с раннего средневековья до наших дней, и определяя мотивацию этих путешествий.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователей относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, создания "домов вне дома", поэтому не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.

1. Начало развития туризма - античный период

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например, желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт.

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. "мигрировали" из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-философов.

Остальные побудительные мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

Несмотря на то, что большинство поездок в период античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий - досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами- мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии - долине между Тигром и Евфратом - водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже - для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах - своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами.

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в 1 в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции - то есть с загнутыми носом и кормой, в древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже - с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

Что касается сухопутных путей, уже в I в. до н.э. в Римской империи существовали главные дороги, предназначенные, в основном, для передвижения гонцов с государственными поручениями. Вдоль таких дорог на расстоянии одного дня езды на лошади, а также в городах существовали государственные постоялые дворы с минимумом удобств, предназначенные лишь для кратковременных остановок. Как уже сказано, инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения, являлись сугубо частным делом.

2. История развития туризма в средние века

В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий - миссионеры и т.п.). Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров - если вспомнить знаменитые крестовые походы - перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.

Многие путешествия того периода были связаны с переездами королевских семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для устройства супружеских браков и альянсов или для сохранения контроля над отдаленными владениями. Этот вид путешествий охватывал не только множество сопровождающих лиц, придворных и солдат, но и посланцев, курьеров, просителей и официальных лиц, частые поездки которых были связаны с деятельностью правителей-монархов. Все это привело к появлению услуг по организации отдыха вдоль маршрутов их разнообразных путешествий. Этому же способствовало распространение аристократического туризма, основным потребителем которого было дворянство. Молодые дворяне зачастую отправлялись в своеобразный европейский гран-гур по Европе: из Англии () во Францию (), затем - в Италию ( , Милан, ), затем - в Швейцарию, Германию, Нидерланды. Международный досуговый туризм быстро развивается, охватывая теперь не только богатых, но и средний класс.

Путешествия в средние века носили строго классовый характер. Слуги путешествовали только с господами или - реже - по их поручению. Феодальный строй прочно привязывал основную массу населения к земле. Поэтому помимо аристократии путешествия могли себе позволить представители купечества, участники завоевательных отрядов и представители так называемой городской бедноты. Свобода передвижения людей этих категорий постепенно возрастала, поскольку в начальный период средневековья купцы и горожане были связаны гильдиями и цехами, к которым они принадлежали. Таким образом, досуговые путешествия оставались привилегией дворянства,

Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные в карету или повозку). Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху - эпоху Великих Географических Открытий.

Как уже упоминалось, основные маршруты того времени пролегали между Европой и Азией и между Европейскими странами. Отдельные европейские и ближнеазиатские путешественники уже тогда добирались до Индии, Китая (арабский путешественник Сулейман, VIII в.) Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь "из варяг в греки": от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно- пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и "комнаты для гостей" в домах священнослужителей,

3. Эпоха Возрождения

Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты, отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.

С ослаблением религиозных мотивов возрастает индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. Среди молодых англичан становится популярным "образовательный маршрут": Лондон, Париж, Генуя, Милан, Флоренция, Рим, и обратно - через Швейцарию, Германию и Нидерланды. Многие художники и скульпторы путешествуют по Европе, либо приглашенные для работы, либо с целью учебы у других мастеров. В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. "Первый педагог" Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащихся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы.

Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные тогровые пути связывают Европу (основные торговые порты - Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли). Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение Ганза. включавшее в себя около ста городов.

Можно четко выделить пять основных морских маршрутов, соединявших только что открытый Новый свет и Европу, удобство которых обусловлено морскими ветрами и течениями. Это маршрут Лейфа Эйриксона (вдоль северного полярного круга), маршрут Колумба (вдоль Северной Африки, экватора к Мексиканскому заливу), маршрут Менданьи (от Нового света к архипелагам Полинезии), маршрут Сааверди (от Мексики к Малайзии) и маршрут Урданеты (от архипелагов к Северной Америке, как продолжение маршрута Менданьи). Все эти пути способствовали активному заселению колоний Нового Света.

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто "любопытствующих", которые вряд ли бы поехали, например, в "дикую" по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая местоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейшем стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства - мест, где можно было бы уютно отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу.

Наряду с открытием новых земель и потенциальных мест для проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает «железный занавес» для путешественников, который будет поднят только в 1948 году.

Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях, так как это было приятно, доступно по цене и эффективно, в период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества.

4. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVI11 - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г.. Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.

В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В США развитие сети железных дорог субсидировалось правительством на 35- 50%; кроме того, там активнее, чем в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное производство. США также удалось в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень популярна Европа - океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение между Нью-Йорком и Англией. В социальной сфере огромную роль сыграла отмена рабства: фактически высвободился еще один социальный слой "потенциальных путешественников"; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. В XVIII веке одним из самых знаменитых курортов в Англии являлся курорт "Брайтон". Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам, которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

В США туризм как вид досуга фактически отсутствовал в период территориальных войн, но после признания независимости начал развиваться внутренний туризм с познавательными, торговыми и политическими целями, а так же туризм въездной.

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран. Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран.

Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.

В 1838 г. первая туристская поездка на пароходе Грейт-Вестерн стала отправной точкой для развития морских круизов. Это было одним из развлекательных туров. Захватнические войны Наполеона открыли для Запада Египет, в который хлынули туристы. Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение Африки ограничивалось ее северными прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных "потомков" постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому "экологическому" туризму - в основном, горному).

Заключение. Туризм - та отрасль человеческого существования, которая напрямую зависит от уровня развития цивилизации: существующих средств передвижения - их скорости, удобства и безопасности - ассортимента предлагаемых развлечений. Буквально год назад возник принципиально новый вид туризма - космический . По сообщениям газет, американцы, несмотря на недавнюю трагедию шаттла "Колумбия", собираются продолжать бизнес в сфере космического туризма, разрабатывая Специальные конструкции шаттлов для доставки на орбиту новых космических туристов и снижения стоимость подобных путешествий. В более привычном для нас "земном" туризме, конкретнее - в его международной отрасли наблюдаются активные процессы транснационализации и глобализации, во многом опосредованные интеграцией Европейского сообщества. Постепенно из "элитного" времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха, и сегодня он играет столь важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную крупнейшую мировую индустрию.

Таким образом, историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сказано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.

Источники и литература

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
2. Баталова Л.В. Из истории развития туризма / Л.В. Баталова // Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения: сб. науч. ст. – Ижевск, 1999. – Вып.2. – 148 с.
3. Дитлер Д.Б. От Птоломея до Колумба / Д.Б. Дитлер. – М.: Мысли, 1989. – 244 с.
4. Зорин И.В. Туристский терминологический словарь / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999. – 384 с.
5. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 312 с.
6. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В. Сапрунова. – М.: Ось-89, 1998. – 320 с.; Шаповал Г.Д. История туризма / Г.Д. Шаповал. – Минск: ИП "Экоперспектива", 1999. – 216 с.
7. Хейердал Тур. Древний человек и океан / Тур Хейердал. – М.: Мысль, 1982. – 350 с.