Утверждение федерального бюджета на год

Государственный бюджет на 2018 год — главный финансовый документ, по которому предстоит жить России. Огромный документ, одна лишь пояснительная записка к которому занимает более двух сотен страниц мелким шрифтом, открыт для изучения лишь частично. Множество статей бюджета засекречено, но общее понимание по поводу того, как будут жить россияне в будущем году, на основе известных данных получить можно. Пожалуй, не будет большим открытием вывод о том, что к лучшему для простого жителя страны ничего не изменится… Бюджет России на 2018 год в цифрах: какие доходы ожидаются и на что они будут потрачены.

Бюджет 2018 года вновь будет дефицитным

Дефицит, то есть превышение расходов над доходами, был верным спутником российского бюджетного планирования в 1990-е годы. Неэффективная советская экономика, которая под конец своего существования съела все доступные ей ресурсы, включая накопления простых граждан. Катастрофически низкие цены на нефть на уровне 8-12 долларов за баррель. Необходимость перестраивать экономику на нормальные цивилизованные рельсы, возвращая страну на тот путь, с которого она далеко свернула в начале 20 века. 1990-е годы были трудными и для простого народа, и для власти, денег не хватало, и спасение приходило из-за рубежа в виде кредитов.

2000-е годы стали пиком нефтяного процветания. Цены на нефть достигали 150 долларов за баррель и казалось, что безумные потоки денег, которые хлынули на Россию, не кончатся никогда. Благо, так считали не все, и осторожные экономисты в правительстве создавали резервы, откладывая на черный день.

Первый из таких черных дней настал в 2008 году, второй, более серьезный — в 2014-м. Правительству вновь пришлось вспоминать, что такое дефицит бюджета и как с этим жить. Частично дефицит удавалось покрывать из накопленных резервов, но недавно в правительстве официально подтвердили — все, резервов больше нет, к концу 2017 года они закончатся.

Между тем, в 2018 году планируемый дефицит бюджета составит 1,27 триллиона рублей. При доходах в 15,26 триллионов планируется потратить 16,53 триллионов.

Какова структура расходов бюджета 2018 года

Статьи расхода бюджета условно поделены на 14 групп, финансирование которых крайне неравномерно. Формально самой крупной группой расходов считаются социальные расходы, включающие пенсии и зарплаты бюджетников, но социальная ориентация бюджета — действительно чистая формальность, и дальше мы разберем с цифрами на руках, почему.

Пока же обратимся к конкретным расходам по каждой из групп:

  • Социальные расходы — 4,7 триллионов рублей (28,5% расходов).
  • Расходы на национальную оборону — 2,8 триллиона рублей (16,8%).
  • Расходы на национальную экономику — 2,4 триллиона рублей (14,5%).
  • Расходы на национальную безопасность — 2,1 триллиона рублей (14,5%).
  • Расходы на содержание госаппарата — 1,3 миллиарда (7,9%).
  • Расходы на дотации регионам — 835 миллиардов рублей (5%).
  • Расходы на обслуживание государственного долга — 824 миллиарда рублей (5%).
  • Расходы на образование — 663 миллиарда рублей (4%).
  • Расходы на здравоохранение — 460 миллиардов рублей (2,8%).
  • Расходы на ЖКХ — 126 миллиардов рублей (0,8%).
  • Расходы на культуру — 94 миллиарда рублей (0,6%).
  • Расходы на экологию — 89 миллиардов рублей (0,5%).
  • Расходы на государственные СМИ — 83 миллиарда рублей (0,5%).
  • Расходы на физкультуру и спорт — 59 миллиардов рублей (0,4%).

Проанализируем приведенные цифры

Итак, вернемся к тому, является ли бюджет на 2018 год действительно социально ориентированным. Формально, действительно, соцрасходы с большим отрывом лидируют в структуре расходов бюджета. Но необходимо понимать, что пенсии и зарплаты бюджетников и не могут составлять маленькую долю бюджета. Под эту статью попадают доходы едва ли не половины россиян (одних только пенсионеров в нашей стране около 40 миллионов человек, прибавьте к ним учителей, врачей и прочих получателей заработных плат из государственной казны). Все вместе они получат 4,7 триллиона рублей, при том, что на финансирование чиновников уйдет 1,3 триллиона.

Если же мы обратим внимание на расходы на силовые органы и армию и сравним их с финансированием медицины и здравоохранения, впору и вовсе хвататься за сердце. Учитывая при этом, что качественно вылечить вас после такого приступа с этаким-то финансированием больниц вряд ли смогут.

Судите сами, расходы на армию и спецслужбы в совокупности составят 4,9 триллионов рублей — больше, чем на пенсии и заработные платы бюджетников!

При этом именно в этих разделах бюджета содержится огромное количество засекреченных статей. С одной стороны, это понятно, тайна есть тайна, но с другой — обилие засекреченных разделов бюджета — это отличная возможность для нецелевого расходования денег теми, кто имеет доступ к этим деньгам.

Финансирование образования и здравоохранения, между тем, остается катастрофическим. Формально, конечно, расходы на статьи бюджета, входящие в эти разделы, выросли по сравнению с 2017 годом, но на самом деле, даже до уровня 2013-2014 года еще очень далеко, при том что с того времени накопилась приличная инфляция, которая лишь увеличивает разрыв.

Едва ли кто-то осмелится при этом сказать, что в 2013-2014 году в России были хорошая медицина и образование.

Нельзя не обратить внимание и на огромные расходы на СМИ. Казалось бы, это “всего” полпроцента бюджета, но на самом деле 80 с лишним миллиардов рублей — это безумные деньги, которые будут потрачены на пропагандистское сопровождение президентских выборов.

Что такое культура и спорт, в правительстве и вовсе давно забыли. И без того скромный раздел бюджета “Культура” включает в себя, в частности, некоторую часть военных расходов (финансирование домов культуры Росгвардии). А расходы на спорт с 2019 года будут урезаны еще сильнее. В бюджете-2018 мы видим заложенные расходы на участие в Олимпиаде и проведение чемпионата мира по футболу. Детский спорт и пропаганда здорового образа жизни государству не особенно интересны.

Выводы

Простому жителю России, конечно же, в первую очередь интересно, станет ли он жить в 2018 году лучше, чем в 2017-м. Судя по бюджету России на будущий год — едва ли. Вероятнее всего, все силы будут брошены на то, чтобы в начале года, до президентских выборов, проблемы экономики не ощущались. Возможно, вновь будут применяться старые методы вроде заморозки цен на бензин и т.д., но затем экономика лишь отыграет упущенное. Тот же бензин подорожает, причем значительно — акцизы на него вырастут так сильно, что литр бензина будет стоить в России более 50 рублей. А поскольку резервы к началу 2018 года закончатся, надеяться вновь останется лишь на возвращение высоких цен на нефть. Иначе государство снова придумает, как взять недостающие деньги у своих граждан, и дорогой бензин будет далеко не единственной мерой.

Не так давно министерство финансов РФ сбалансировало бюджет на 2017–2018 годы, снизив его «возможности» на 6 и 9% соответственно. Главные усилия бюджетной политики касаются сокращения нынешнего дефицита:

  • 2017 – 2,7 трлн рублей (3,2%);
  • 2018 – 1,98 трлн рублей (2,2%).

Осталось лишь более детально изучить, что из себя представляет федеральный бюджет на 2018 год. Для этого следует более подробно рассмотреть последние новости касательно оглашённого вопроса.

Удешевление приоритетов

Не так давно Дмитрий Медведев сообщил о том, что расходы на приоритетные проекты страны в обозначенном временном промежутке измеряются в 150 млрд рублей. Было также сказано, что по 9 из 11 целей имеется определённость касательно главного показателя. Оказывается, обозначенный критерий существует лишь в 7 проектах. Двух из них нет вовсе, а ещё 3 в будущем году финансироваться не будут.

Летом 2016 года в министерстве говорилось о распределении на нужды приоритетных проектов на больше 1% расходов бюджетного уровня. Тогда речь шла об 160 млрд рублях, но после резервирования средств Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, этот показатель оказался равен всего 128 млрд рублей. Заявленные средства можно направить на обеспечение непредвиденных расходов. Правда, следует учитывать и тот небольшой факт, что во время резервирования этот же «ларец» был предусмотрен и для проведения аварийно-восстановительных работ или иных мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

В итоге получается, что все приоритетные проекты будут наполняться после включения в определённые статьи бюджета страны.

Безусловные расходы

Пока других возможностей провести изыскание средств в казну не предусмотрено. Оказывается, нынешний бюджет может похвастаться одной интересной особенностью – отсутствием условно утверждённых расходов.

До 2016 года правительство оставляло за собой право бронировать в казне РФ нераспределённые средства (около 2,5% на будущий год и 5% на следующий). Ранее эти деньги распределялись на разнообразные нужды лишь весной, когда проходила плановая корректирока бюджета. Но тогда действенную практику пришлось отменить вместе с существующими для неё правилами. В 2017 чиновники опомнились, что бывшие ограничения оказались очень даже кстати, посему пришлось скоропостижно вносить в Думу соответствующий законопроект. Тем не менее на 2018–2019 года условно утверждённые расходы пока не определены.

Объяснение тому вполне логичное – на фоне ухудшающихся прогнозов Российской и мировой экономики, поступление прибавочных доходов от нефтегазовой сферы не намечается, посему положение Бюджетного кодекса, касательного специального правила, лучше временно приостановить.

Подобная конструкция казны РФ отразила возможности распорядителей государственных средств отстаивать свои расходы. К примеру, представителям гособоронзаказа не удалось существенно повысить уровень поступлений.

Перераспределение на войну

На фоне прошлого года, бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» станут ниже на 1 трлн рублей. В итоге общий объём расходов в отмеченном отрасли уменьшился с 23,7 до 17,6%.

В убытке остались лоббисты из Дальнего Востока: госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» добилась лишь 45% финансирования от уровня 2017 года.

От 20 до 30% субсидирования лишились следующие госпрограммы:

  • Развитие здравоохранения;
  • Энергоэффективность и развитие энергетики;
  • Содействие занятости населения;
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений;
  • Экономическое развитие и инновационная экономика.

Вот только не всё так печально, как кажется со стороны. Оказывается, аж 9 государственных программ обзавелись возросшими расходами. Самая кардинальная прибавка в 67% касается социально-экономического развития Калининградской области. Было также принято решение увеличить ассигнации не менее чем на 20% по программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Развитие физической культуры и спорта».

На чьи плечи ляжет бюджет России в 2018 году?

Существующих источников финансирования российской казны всего два: резервный фонд РФ и займы. При этом первый «кошелёк» израсходует свои запасы уже в 2017 году, тогда как ФНБ попрощается с отложенными на чёрный день средствами ближе к 2019.

Тем не менее министерство финансов России планирует нарастить объём «одолжённых» средств на внутреннем рынке на 30% – до 1,05 трлн в год. Это значит, что получающийся объём государственного долга сохраниться на безопасной отметке – менее 20% от ВВП.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, сейчас финансирование дефицита казны осуществляется на 66% за счёт вложений Резервного фонда. Остальная часть лежит на плечах приватизации и внутренних долгов. В 2018 существенных поступлений от приватизации не намечается, посему, чтобы не растратить остатки существующего резерва, придётся увеличить объём внутренних заимствований.

ЦБ РФ нацеливает внимание общественности на том, что объём указанных размещений не сильно скажется на общем состоянии финансового рынка, и возможностях самого банковского сектора в сфере кредитования населения. Пока подобная ситуация вполне возможна, ведь на рынке присутствуют хорошие ликвидности. В этом деле важно не перестараться, чтобы инвесторы в итоге не потребовали коротких бумаг и высоких ставок. На данный момент министерство финансов продолжает финансирование существующего дефицита их средств Резервного фонда – продаёт Банку России валюту. В прошлом году эти продажи достигли отметки в 2,8 трлн рублей. Вот только как компании, так и обычное население демонстрируют стабильную склонность накапливать личные сбережения. В свете подобной ситуации объёмы кредитования практически застыли на одной отметке. Результат – в сфере банковской системы появляется профицит ликвидности структурного типа. Именно он будет присутствовать в бюджете России весь последующий год.

Ухудшение прогноза

К сожалению, на фоне нынешней ситуации с невозможностью урегулировать ситуацию со стабилизацией экономической ситуацией России, прогноз её развития оставляет желать лучшего. В таком случае возможность развития бюджета РФ в последующие годы выглядит не слишком уж радужно.

ЦБ решил провести несколько важных шагов с целью стабилизации нынешней ситуации. Проблема в том, что излишек средств оказывает понижающее давление на ставку экономики, тем самым стимулируя рост потребления и кредитования.

Чтобы абсорбировать ликвидность, было решено провести депозитные аукционы и правильно разместить облигации БР. В 2018 году рост заимствований рассматривается в качестве того же инструмента абсорбирования ликвидности.

Пока в первой главе проекта бюджета на будущий год значатся основные параметры, в которых нормативная величина роста резерва возрастёт до 6 трлн рублей. При этом разделы, касающиеся источников финансирования дефицита, отмечают полное расходование Резервного фонда ещё в 2017 году. Из ФНБ до конца декабря используется 660 млрд рублей, в 2018 – 1,1 трлн рублей, тогда как в 2019 – 137 млрд рублей. После всего этого в заветном «ларце» останутся лишь средства, не имеющие никакого отношения к обещанию правительства развить существующие инфраструктурные проекты.

Получается, что в тексте проекта бюджета на ближайшие годы имеются противоречия некоторых статей, объясняющиеся отсутствие необходимых правок в БК.

Чиновники предлагают основываться на той его части, где указываются источники финансирования нынешнего дефицита. Сохраняется здесь и конфликт между министерствами экономического развития и финансов, относительно влияния казны на экономический рост России. По мнению представителей Минфина, до начала 2018 года ВВП вырастет на 0,6%, тогда как до 2019 окажется на отметке в 1,7%. Минэкономразвития настаивает на совершенно ином экономическом прогнозе. Базовый сценарий на ближайшие годы: рост ВВП в 2017 – 0,2%, 2018 – 0,9%, 2019 – 1,2%.

Окончательное решение правительства, касательно завершающих шагов к утверждению бюджета на будущий период, будет принято в конце осени нынешнего года.

Газета Ведомости сообщила, что В.В.Путин «попросил» своих подчиненных подсчитать дополнительные расходы на медицину, образование и инфраструктуру. Интересно, что траты на эти отрасли планируется увеличить только после его победы на . Сложно понять, почему бюджет на 2018 - 2019 годы лишает граждан права нормально учиться и лечиться сейчас, и что может измениться потом.

Что происходит сейчас

В проекте бюджета, который был утвержден Государственной Думой 24 ноября, содержатся 318 документов общей сложностью более 10 тыс. страниц. Только пояснительная записка к нему содержит 470 страниц. Но разобраться в нем не сложно, если знать ключевые цифры. Итак, общая сумма расходов составляет 16 трлн 529 млрд руб. Из них на социалку уйдет 36,4%, на оборону — 29%, на национальную экономику — 14,7%.

Гораздо интереснее посмотреть на цифры с другой стороны. Поскольку социальные расходы включают в себя и финансирование Пенсионного фонда, то реальные цифры таковы:

  • Образование – 663 млрд. руб.
  • Медицина – 460 млрд. руб.
  • Расходы на СМИ – 80 млрд. руб.
  • Физкультура и спорт – 59,2 млрд. руб.
  • Армия – 2,77 трлн. руб.
  • Полиция – 2,11 трлн. руб.

В принципе, дальше можно ничего не говорить. Уже понятно, что россиян ждет праздничное шоу по телевизору и отнюдь не бесплатная медицина и образование. Показательно, что на молодежную политику закон о бюджете на 2018 год предлагает выделить целых 2,3 млрд рублей. То есть практически ничего.

Все ли так плохо с деньгами

Как сказал наш премьер министр, денег нет. Вот только насколько это правда, если на санацию «Бинбанка» и «ФК Открытие», по данным зампреда Банка России Василия Поздышева, будет выделено 800 миллиардов. На минуточку, это почти два годовых бюджета Минздрава. Причем средства, выделенные на санацию, вряд ли вернутся в бюджет.

Если «денег нет», то откуда они взялись? Ответ кроется в бюджетном правиле. Хитрость состоит в том, что в бюджет идут средства от продажи углеводородов по цене до $40 за баррель. Все что превышает эту сумму, считается сверхдоходами и направляются во внебюджетные фонды.

Причем с ними тоже не все понятно. Министр Финансов Антон Силуанов признал, что в декабре 2017 года средства Резервного фонда оказались исчерпаны. Значительно уменьшился и объем Фонда Национального Благосостояния. На 01.01.2018 в ФНБ осталось всего 3,7 трлн рублей.

Несколько удивительная сумма, если учесть стоимость нефти в 2017 году. По данным того же Минфина, средняя цена барреля за первые 11 месяцев составила 52,17 доллара за баррель. Куда делись деньги?

Валютные интервенции

С 15 января 2018 года до середины февраля Министерство финансов закупит иностранной валюты на 275 миллиардов рублей. Для проведения аналогичной операции в декабре 2017-го было потрачено 203,9 миллиардов. Таким способом создаются запасы и золотовалютные резервы России. По данным ЦБ, на 5 января 2018 года они составили 432,6 млрд долларов.

Если очень грубо округлить, то государство имеет «заначку» в $3000 на каждого гражданина, примерно 170 000 рублей. При этом в год на медицинское обслуживание приходится по 3500 рублей. И сейчас Владимир Владимирович намекает на возможность раскупоривания «кубышки». При условии, что граждане проголосуют правильно.

Проблем состоит в том, что Россия начинает отставать от других государств. Вымывание денег из экономики привело к тому, что инфляция снизилась до 2,5%. Но одновременно с этим просел уровень ВВП, он составил всего 1,7% в годовом выражении. За это же время США и ЕС выросли примерно на 3%, а Китай – на 6,9%. Но не это самое печальное.

Минэкономразвития прогнозирует, что в 2018-2020 годах ситуация не изменится, и рост ВВП будет находиться на уровне 2,1-2,2%. Поскольку проект бюджета 2018 года и государственная политика не предусматривают кардинальной смены курса, отставание от других держав будет только нарастать.

Проект бюджета на 2018 год. Какие цифры в нем заложены и что нас ждет?

  • $43,8 за баррель – такая цена за баррель нефти марки Urals заложена в базовом прогнозе Минфина на 2018 год.
  • 64,7 – средний по году курс доллара в 2018 году.
  • 3,7% – инфляция.
  • 15,182 трлн. рублей – запланированные доходы бюджета в 2018 году. Они больше уровня на 1,5 трлн.
  • 16,514 трлн. рублей – объем расходов бюджета РФ в 2018 году. Расходы остались на прежнем уровне.
  • 17,6% из них засекречено.
  • Дефицит в объеме 1,332 трлн. (1,37% ВВП или 8,7% доходной части) будет профинансирован из Фонда национального благосостояния. В ФНБ остается чуть более 4,2 трлн. рублей.
  • 2,1% – на столько вырастет ВВП России в течение 2018 года, считают в ведомстве.
  • 97,462 трлн. рублей ($1,68 трлн.) – прогнозируемый объем ВВП.
  • На 1 рубль будет повышен акциз на бензин с нового года.
  • 9 489 рублей будет равняться МРОТ с 1 января 2018 года.
  • 868 млрд. руб. Минфин планирует занять в 2018 году на внутреннем рынке.
  • 453 тыс. руб. – размер материнского капитала на будущий год. Индексироваться, как и 2 года до этого, он не будет.
  • На 11% сокращается статья “Пенсионное обеспечение”.
  • Более чем в 2 раза будут сокращены программы поддержки малого бизнеса, комплексного развития моногородов и электронного здравоохранения.

Расходы бюджета 2018 по статьям: инфографика

Структура расходов бюджета 2018: таблица

Статья млн. Руб. %, 2018 %, 2017 Изменение
Социальная политика 4 966 417 30,96 30,79 +0,17
Национальная оборона 2 729 151 17,01 17,23 -0,22
Национальная экономика 2 263 802 14,11 12,85 +1,26
Правоохранительная деятельность 1 876 158 11,70 7,71 +3,99
Общегосударственные вопросы 1 224 647 7,64 6,69 +0,95
Обслуживание госдолга 847 976 5,29 4,66 +0,63
Межбюджетные трансферты 767 160 4,78 4,42 +0,36
Образование 619 142 3,86 3,33 +0,53
Здравоохранение 410 021 2,56 2,2 +0,36
Культура, кинематография 93 079 0,58 0,56 +0,02
Охрана окружающей среды 77 973 0,49 0,52 -0,03
СМИ 68 566 0,43 0,46 -0,03
Физическая культура и спорт 56 550 0,35 0,44 -0,09
ЖКХ 39 043 0,24 0,36 -0,12

В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн 182 млрд руб., расходы - 16 трлн 515 млрд руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн 258 млрд руб., расходы - до 16 трлн 529 млрд руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 1,27 трлн руб. (1,37% ВВП).

По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн и 500 млрд руб. соответственно.

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.

Бюджет на 2019-2020 годы

В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн руб., расходы - 16,38 трлн руб., дефицит - 819,1 млрд руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн руб., расходов - 17,16 трлн руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.

Приоритеты бюджета

Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го - до 100%).

На выполнение "майских указов" президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн руб.

Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017-м.

При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям "Российские железные дороги" (25,9 млрд руб.), "Русгидро" (1 млрд руб.), "Объединенная авиастроительная корпорация" (3,52 млрд руб.).

Займы и доходы

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. - в 2019-м и 1,34 трлн руб. - в 2020-м.

Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020-м - 456 млрд руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018-м - 13 млрд руб., в 2019-м - 12,2 млрд руб., в 2020 году - 11,4 млрд руб.

В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.