Тема урока: "Индустриальная цивилизация". Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации Человек индустриальной цивилизации

Когда появились рыночные отношения с началом формирования правового государства, начала развиваться индустриальная цивилизация, которая несла с собой прогресс, фундаментальные права человека, толерантность и прочие универсальные ценности.

Этапы

Встречи носителей разных культур ранее были спорадическими, теперь же цивилизации наладили постоянные контакты, а истории самых разных регионов постепенно превращались в историю всемирную. Индустриальную цивилизацию предварила модернизация, начавшаяся в западных европейских странах, она же перенесла этот процесс на остальные континенты. Экстраполировались технологии, приобретали основы ценностные ориентации.

Историческая наука знает два этапа, обеспечивших становление современности - и мира, и человека. Это ранний период индустриальной цивилизации, когда вытеснялись старые отношения и заменялись новыми, - от шестнадцатого века по восемнадцатый, и второй - когда установившиеся новые отношения и порядки приобрели своё развитие - от девятнадцатого по двадцатый век.

Демография

А подтачивал европейский традиционализм и подталкивал Европу к модернизации демографический фактор. Рост населения наблюдался повсеместно, пусть не постоянный, поскольку время от времени свирепствовали эпидемии, а сельское хозяйство не каждый год могло обеспечить едой всех и каждого, потому что сильно зависело от капризов природы. И горожане покидали этот мир гораздо чаще, чем сельские жители. Особенно велика была детская смертность: она в разы превышала взрослую. В этих условиях и зарождалась индустриальная цивилизация.

Промежуток от 1500-го до 1800 года был отмечен многими резко вздымающимися пиками смертности. Чаще всего это были годы, приходящие вслед за неурожаями. Болезни и эпидемии не забирали столько людей, сколько умирало от голода. Цены на продовольствие росли. Америка поставляла в Европу тонны благородных металлов, что спровоцировало инфляцию, а производство продовольствия за ростом демографии не успевало. Именно эти века отмечены огромной нехваткой зерна. Однако первые характерные черты индустриальной цивилизации были заметны уже в семнадцатом веке.

Две модели

На периферии средневековой Европы находилась католическая цивилизация, все основные территории занимали гораздо более древние исламская и византийская, которые всё более теснили её со всех сторон. Эти условия долго препятствовали развитию индустриальной цивилизации. На Земле существует единый закон, по которому рождается социальная энергия, и в данном случае у католиков возможности нормально экстенсивно расширяться были невелики. Излишки населения периодически отправлялись в крестовые походы, но время неумолимо, а потому и социальная энергия всё равно понемногу копилась.

И постепенно нарисовались два выхода из положения, в котором оказалась Европа к семнадцатому веку. Юг её устремился в Африку, Индию, Америку, а Западная и расширять территории не решилась - она начала внутреннюю перестройку, при которой католицизм изменил многие соционормативные принципы. Города постепенно приобретали новые способы производства. Сложный комплекс факторов вместе с совершенствованием товарно-денежных отношений создавал предпосылки к становлению индустриальной цивилизации. Характеристикой этого процесса является прежде всего перестройка общественных отношений, которые спровоцировали промышленный переворот в конце восемнадцатого века.

Новая цивилизация

В Северной Америке и Западной Европе человечеству наконец удалось выррваться из зависимости от природных сельскохозяйственных циклов. Создавались новые способы производства, готовые прижиться на абсолютно чужой культурной почве, они были мобильны и ориентированы на расширение производственных объёмов. Именно благодаря таким факторам индустриальная цивилизация существует. Появление её довольно скоро принесло колоссальные последствия для всего человечества, поскольку развитие было бурным.

Индустриально развитая цивилизация заставила противопоставить человечество и природу, в том числе и космос. Это был огромный стимул для рационального изучения, развития наук, небывалого расцвета изобретений и открытий. Жизнь человечества менялась быстро и качественно. В античности было так же, только производственная основа была иной и масштабы уже, но гражданское общество создавалось на тех же постулатах. Сейчас оно семимильными шагами шло к индустриально развитой цивилизации. На земле существует гражданское общество уже во второй раз, но теперь на качественно новом уровне.

Основные отличия

Общинные и сословные объединения уже не контролировали личную инициативу, поскольку тип мышления изменился, рационализм возобладал во всех проявлениях деятельности. Одновременно происходила и поляризация посредством разделения труда. Первые были организаторами общественных производств, они задавали тон всей жизни общества, а вторые довольствовались тем, что могла им предложить верхушка общественной формации. Экономические условия в огромной степени отличались друг от друга, и потому новые формы приобретала классовая борьба, которая тоже является одним из признаков индустриально развитой цивилизации.

Новые способы производства постепенно подчиняли себе традиционные общества, используя их в собственных интересах. "Щупальцами" этого молодого, но уже гигантского спрута были купцы, мореплаватели, авантюристы, колонизаторы, миссионеры. Очень быстро они опутали все континенты. Быстро изменялись в своём развитии даже такие страны, как Россия, Япония, Китай, Индия, Средний и Ближний Восток, Африка, обе Америки. Местная цивилизация обычно срасталась с буржуазными носителями новых способов производства, которые выступали алчными и ненасытными колонизаторами. В ход шло всё - от природных ресурсов до работорговли.

В России

Российская цивилизация, как всегда, не была похожа на своих европейских кумиров. У нас была традиционно сильная централизованная власть, труднодобываемые ресурсы, и потому основная часть территории страны интереса у носителей новых способов производства не вызывала. Охарактеризовать индустриальную цивилизацию в России можно практически двумя словами: самодержавная монархия, под бдительным оком которой новое приспосабливалось к суровым российским условиям. Нужно сказать, что при таком положении дел традиционные общественные отношения только укреплялись.

Многие учёные считают, что Россия аккумулировала в себе синтез азиатской и европейской культур. Однако нельзя забывать, что складывалась империя всё-таки в зоне византийской и европейской цивилизаций. После монгольских завоеваний государственность стала сильной, а потому западноевропейские ценности на своих границах почти полностью останавливала. Именно поэтому объединение русских земель пошло не от Новгорода, не от Белой Руси или Киева, где были территории истинно русской культуры. Инициатором выступило Московское княжество, которое находилось на периферии этой локальной цивилизации. Именно оно сумело заимствовать некоторые методы монголо-татарской политической организации.

Промышленный переворот

Весь мир подчинился новым способам общественного производства, и в новую фазу этот процесс вступил после завершения промышленного переворота. Развитые страны начали экспансию на территории традиционных цивилизаций, в результате чего местные цивилизации разлагались изнутри, впуская в свою общественную плоть европейский способ производства и соответствующие ему общественные классы. В России только в начале 20 века индустриальная цивилизация смогла наконец победить давшую слабину государственную власть. Качественно повысился уровень общественной энерговооружённости, поэтому планка возможностей каждой личности поднялась достаточно близко к осуществлению потребностей.

Поскольку традиционные общества уже возжелали использовать по полной достижения индустриальной цивилизации, ориентация на политическое и общественное устройство западных стран, на чужую систему ценностей быстро возрастала. Структура традиционного российского общества была очень сложна, и чтобы приспособиться к индустриальному производству с его высокими и быстро изменяющимися потребностями, она изменилась, стала проще, уподобившись гражданскому обществу с ориентацией на частную индивидуальную собственность и права личности. Этот путь должен был привести различные общества к единому мировому сообществу.

Противостояние цивилизаций

В Европе индустриально развитая цивилизация существует несколько дольше, чем на других континентах, и несколько раньше ею были пройдены все препоны, которые ставит жизнь на пути технического прогресса. Чужая культура и чужой опыт всегда трудно внедряются, поскольку вызывают практически всегда реакцию отторжения со стороны местной цивилизации. Процесс внедрения всё равно продолжается, ибо прогресс неостановим, но одновременно повышается внимание к культуре традиционной.

Интерес этот бывает настолько силён, что становится сродни болезни, и чем местная культура больше пострадала от влияния индустриальной цивилизации, тем ярче регенерируются самобытные черты данного общества. Попытки разрушить сложившийся уклад работают на сплочение общественных сил на фоне традиционной идеологии, например религии. Бывают также случаи, когда индустриальные технологии вполне уживаются с самобытностью и социально-политической независимостью.

Двойственность

Традиционные цивилизации взаимодействуют с индустриальными способами производства многообразно, что позволяет это многообразие человечества сохранить и в настоящее время. Сложность цивилизации и состоит в том, что "большая" цивилизация постоянно взаимодействует с цивилизациями локальными. Среди современных учёных уже приобрела теоретическую платформу, где различают два типа теорий цивилизации.

Первая теория стадиального развития, а вторая - локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как один процесс прогресса в человеческом развитии, где существуют определённые этапы (или стадии). Теории локальных цивилизаций направлены на изучение исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих собственное социально-экономическое и культурное развитие.

Основные черты индустриальной цивилизации

Что она собой представляет? Индустриальная цивилизация с научной точки зрения характеризуется мощным развитием промышленности, всемерным использованием достижений во всех областях науки, а также увеличивающейся долей населения, которое занимается квалифицированным трудом. Именно этими чертами и отличается она от аграрного общества. Примеры искать долго не придётся: стоит сравнить страны Европы и страны Африки.

О фантазёрах

В этой статье не будут обсуждаться альтернативные точки зрения на развитие индустриальной цивилизации, хотя на досуге, наверное, забавно почитать снабжённые красивыми иллюстрациями рассуждения о том, что индустриально развитая цивилизация существует на Земле уже несколько десятков тысяч лет, поэтому все наши горы, долины, моря, пустыни абсолютно рукотворны, потому что планета представляет собой один, когда-то бывший богатым, использованный рудник.

Время от времени нам якобы устраивали "чистку" в виде ядерной войны (снова масса подтверждающих эту гипотезу иллюстраций), и последняя случилась примерно в девятнадцатом веке, когда человечество почти вымерло. Забавно, но не научно, а потому продолжим обсуждение настоящей индустриальной цивилизации. И теперь о том, что ей предрекают учёные после проведения исследований, профинансированных НАСА. Это тоже крайне интересно, но уже всерьёз.

Глобальной цивилизации грозит катастрофа

Причиной крушения современной индустриальной цивилизации учёные называют неправильное использование ресурсов природы и несправедливое распределение богатств. На раздумье человечеству оставлено несколько десятилетий, хотя беда может произойти и раньше. людей напугать уже практически невозможно, отношение к ним общества остаётся как к преувеличенным и спорным. Однако исследователями приведены многие исторические данные, которые свидетельствуют о том, что все цивилизации имеют цикличность подъёмов и упадков.

Исследователи опираются на созданную буквально недели назад на стыке наук новую модель математика Мотешарри (Национальный центр социоэкологического синтеза). Результаты опубликованы в Ecological Economics, и ведущие учёные мира всерьёз обсуждают поставленные в исследовании проблемы. Вкратце говоря, речь там о том, что анализ динамики гибели цивилизаций выявил главные факторы риска: население (численность), вода, климат, энергия, сельское хозяйство. Именно эти факторы и могут привести к катастрофе, поскольку условия создаются именно такие: скорость, с которой мы тратим ресурсы, превышает скорость их воспроизведения, происходит отчётливое деление общества на богатых (элиту) и бедных (общую массу). Именно эти социальные причины и были причиной гибели всех прошлых цивилизаций.

Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 27. Мир человека индустриальной цивилизации

Изменения в материальном мире

В конце XVIII в., на заре индустриальной цивилизации, у положившего ей начало промышленного переворота было немало противников. Некоторые учёные даже утверждали, что быстрый экономический рост вызовет конфликт человека с природой: истощится земля, иссякнут запасы полезных ископаемых, меньше станет скота, рыбы, птиц. Ведь в ту пору земля казалась единственным средством получения пропитания и сырья, а главными источниками энергии считались уголь и дерево, ресурсы которых были огромны, но отнюдь не беспредельны.

Однако в XIX в. человечество нашло новые возможности, предвидеть которые в начале промышленного переворота, естественно, никто не мог. Были, в частности, открыты новые источники энергии и более экономичные способы её использования. К концу XIX в. резко возрастает значение нефтяной промышленности. Ещё одну новую энергетическую базу позволило создать освоение электрической энергии. Был изобретён и двигатель внутреннего сгорания, в дальнейшем совершивший подлинный переворот в транспорте, сельском хозяйстве и военной технике. Возникли электрохимия и электрометаллургия, изменился и городской транспорт – на смену конным экипажам пришли трамваи, а затем и автомобили и автобусы.

Американский изобретатель То?мас Э?дисон

В XIX – начале XX в. было сделано множество открытий и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации: телеграф, электрическое освещение, радио, телефон, воздухоплавание, автомобиль, кинематограф и пр. Совершенно преобразились труд и быт человека, что было связано с активным внедрением машин в производство. Правда, порой говорили, будто бы механизация труда ведёт к превращению работника в придаток машины, безличное существо, «винтик». Но время средневековых мастеров, которые любовно и неторопливо создавали штучные изделия, несущие на себе печать индивидуальности «автора», безвозвратно уходило в прошлое. Преимущества, которые давал человечеству технический и научный прогресс, год от года становились всё очевиднее.

Что привело к быстрому развитию научно-технического прогресса? Как он повлиял на окружающую среду и человеческое общество?

Взрыв социальной мобильности

В XVII–XVIII вв. значительно повысилась мобильность общества, т. е. у людей появилась возможность переезжать в другие города и страны, а также значительно изменять своё общественное положение. Социальная мобильность стала одной из важнейших примет индустриальной цивилизации. Она, в частности, сделала возможным появление в Северной Америке совершенно нового государства – США. В определённой мере это можно сказать и о странах Латинской Америки, завоевавших независимость в первые десятилетия XIX в. Ведь их население также во многом состояло из потомков европейских завоевателей (испанцев и португальцев) и насильно перевезённых из Африки негров.

Таким образом, европейское общество уже в XVII–XVIII вв. утратило былую стати?чность (т. е. неподвижность), в буквальном смысле слова придя в движение. Но в XIX в. происходит поистине взрыв социальной мобильности. Меняется и её содержание: мобильность становится менее стихийной, т. е. перестаёт зависеть от многих случайных обстоятельств. Так, в XVII в. многие протестанты, вероятно, предпочли бы остаться на европейской родине, если бы там они не страдали от религиозных гонений. А негров, массами вывозимых из Африки в трюмах кораблей, и вовсе никто не спрашивал, хотят ли они ехать в неведомую им Америку.

Основной поток переселенцев в XIX – начале XX в., как и прежде, направлялся в США. С 1820 г. и до начала Первой мировой войны, т. е. за 94 года, в США прибыло (главным образом из Европы) около 32 млн. человек. Среди них были англичане и французы, немцы и итальянцы, к концу XIX в. заметно возрос приток иммигрантов из Южной и Восточной Европы, в том числе и из России. Немало европейцев переселилось и в колонии – в Алжир и Индию, Канаду и Австралию и т. д. А на юге Африки возникли бурские республики со значительным белым населением. Белые колонисты охотно переселялись туда и после завоевания этих республик Великобританией.

На телефонной станции

Значительно выросла в XIX в. социальная мобильность и в среде тех, кто продолжал искать счастья на родине. Окончательная ликвидация сословных ограничений, расширение и укрепление круга буржуазно-демократических свобод, не очень быстрый, но стабильный подъём уровня жизни создавали благоприятные условия, при которых энергичные и предприимчивые люди могли принципиально изменить своё имущественное и социальное положение. Конечно, рабочему или крестьянину было гораздо сложнее попасть в верхи общества, чем тем, кому это практически гарантировалось родством или солидным капиталом.

Почему взрыв социальной мобильности произошёл в XIX в.? К каким изменениям в экономике и обществе он привёл?

Перемены в сознании людей

Серьёзные политические и экономические изменения в жизни общества, произошедшие к началу XX в., не могли не отразиться и на сознании человека индустриальной эпохи. Он всё яснее стал понимать свою ответственность не только за собственную жизнь, но и за судьбы общества. Развитие транспорта и различных систем связи способствовало восприятию человеком мира как единого организма.

Этому же помогало и постоянное расширение и углубление потока информации. К началу XX в. широкие массы населения могли получать сведения об интересующих их событиях (например, о ходе Англо-бурской войны или о результатах президентских выборов в США) едва ли не одновременно с очевидцами этих событий. Владельцы газет торопились как можно быстрее, опережая конкурентов, донести все важные известия до своих читателей.

Статуя Свободы в Нью-Йорке. Дар Франции американскому народу. Скульптор Ф. Бартольди

Вместе с расширением кругозора у человека эпохи индустриальной цивилизации менялось и качество его сознания: оно становилось более гибким, более чутким к «чужим» точкам зрения, позициям, теориям, о которых примерно до середины XIX в. знал лишь весьма узкий круг лиц. Прежнее безразличие значительной части общества к важнейшим явлениям жизни (политике, идеологии и пр.) создавало своего рода пропасть между основной массой населения и теми, от кого в той или иной степени зависели судьбы десятков, а порой и сотен миллионов людей. И это нередко позволяло властям государств действовать (а мыслителям – творить) вопреки интересам общества.

В течение XIX в. это положение последовательно изменялось. Государство шаг за шагом как бы передавало свои полномочия обществу, которое всё в большей мере становилось гражданским, т. е. способным к самостоятельной активности. Конечно, для этого были необходимы достаточно высокая зрелость и сознательность общества, его готовность взять на себя часть той ответственности, которая прежде лежала на государстве, на профессиональных политиках.

Разумеется, в каждой стране, в каждом обществе этот процесс развивался по-разному. Там, где демократические права и свободы появились и укрепились раньше, население быстрее реагировало на изменения в конкретной стране и в мире в целом. В тех же государствах, где права и свободы народа ограничивались либо им не уделялось должного внимания, возникал раскол между властью и значительной частью общества. Уровень общественного сознания в таких странах, как правило, был недостаточно развитым, оно нередко подвергалось воздействию примитивной радикальной пропаганды.

В каких странах в XIX– начале XX в. сложились наиболее благоприятные условия для возникновения зрелого гражданского общества? С чем это было связано?

Новое в мире идей

Духовный мир человека в условиях индустриальной цивилизации в течение XIX в. стал неизмеримо богаче. Изменения в сознании людей, о которых мы только что говорили, вызывали у них желание получать больше информации и активнее участвовать в жизни общества. Эти изменения привели и к тому, что всё больше людей стремилось приобщиться к новым философским и научным идеям, сопоставить их с собственными взглядами, которые становились более зрелыми и осмысленными. Этому способствовали реформы в области образования, проводившиеся во многих странах.

В то же время и сами идеи, теории и учения становились понятнее и доступнее людям. Современники были буквально потрясены работами английского естествоиспытателя Чарлза Да?рвина (1809–1882): ведь из них следовало, что человек вовсе не был сотворен Богом по своему образу и подобию. Дарвин, о теории которого продолжают спорить и в наши дни, утверждал, что человек был создан силами природы и произошёл от высокоразвитого животного – обезьяны. Конечно, многие современники приняли новую теорию в штыки: кому же захочется признать мохнатое сгорбленное существо своим «родственником»!

Чарлз Дарвин

Ещё большее неприятие вызвали труды Зи?гмунда Фре?йда (1856–1939). Этот австрийский врач-психиатр создал теорию психоанализа, позволяющую заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души. К возмущению многих, Фрейд увидел там примитивные страсти, вновь напомнившие о родстве человека с животным миром. Основываясь на многочисленных опытах, Фрейд показал, что в глубине человеческого разума скрыто подсознание – «кипящий котёл инстинктов», – которое подчиняется только стремлению к бесхитростным удовольствиям. И поэтому в сознании человека идёт постоянная борьба между разумным началом и животными инстинктами.

Исследования Дарвина, Фрейда и других учёных, казалось бы, развенчивали все прежние ценности. Но они помогали людям по-новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы сдерживать и контролировать их. На рубеже XIX–XX вв. это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества. Довольно широкое распространение получили неверие в разум и прогресс, эгоизм и даже нигили?зм (т. е. отрицание всего, всех культурных, моральных и прочих ценностей).

Некоторые мыслители в той или иной форме давали понять, что к началу XX в. европейская цивилизация, добившись предельных успехов, переживала тяжёлую болезнь, подобно тому как в конце даже самой яркой жизни всё равно наступает смерть. Именно такую картину рисовал в своём главном труде «Закат Европы» видный немецкий философ О?свальд Шпе?нглер (1880-1936). Но время показало, что «закат» был только кажущимся. Кризисные явления в политике и экономике, в настроениях общества не стали определяющими для его развития и в целом успешно преодолевались.

Подведём итоги

Значительные изменения в материальном и духовном мире человека эпохи индустриальной цивилизации постепенно меняли и его сознание. В ряде стран возникло зрелое гражданское общество, которое в союзе с государством стремилось содействовать прогрессу, росту благосостояния населения. Зрелость и растущая гражданская ответственность общества помогали преодолевать различного рода кризисы. И всё же серьёзнейший политический кризис привёл человечество к мировой войне.

1*. Какие научные открытия и изобретения, появившиеся к началу XX в… создавали угрозу для природы, человека и общества? Можно ли избежать негативных последствий, запретив «вредные» научные исследования?

2. Какие страны получили преимущество от массовой иммиграции? Каким она принесла вред? Почему?

3. В чём состояло преимущество стран, в которых сложилось гражданское общество? Почему им удавалось быстрее продвигаться по пути прогресса?

4. Что именно порождало у ряда мыслителей на рубеже XIX–XX вв. опасения тяжёлого кризиса цивилизации? Были ли для таких опасений объективные основания?

1*. К концу XIX в. увеличилась эмиграция из России в США. На основании того, что вам известно о США и о России конца XIX – начала XX в. (из учебника, другой литературы, кинофильмов и т. д.), составьте небольшой рассказ «от имени» русского эмигранта. Его профессию и социальное положение можете выбрать сами. Помимо того, что вам захочется «рассказать», обязательно вкратце осветите следующие вопросы: причины выезда из России; цели, которых эмигрант хотел добиться; его первые впечатления и отзывы о США.

2. Немецкий философ XIX в. Ф. Ницше в книге «Антихристианин» писал: «…больше силы, больше власти! Не мир, а война, не добродетель, а доблесть… Пусть гибнут слабые и уродливые – вот первая заповедь нашего человеколюбия! Надо ещё помогать им гибнуть».

Выскажите своё отношение к этим словам. Представители каких направлений общественной мысли XIX в. поддержали эти идеи, а каких – осудили бы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 6 На заре индустриальной цивилизации «К концу XVIII в. ранний капитализм и его промышленные организации, в которые впервые победоносно проникла новая техника, дали первый толчок росту общества. Появился новый социальный класс, численностью и силой превосходивший

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Формирование индустриальной инфраструктуры в России. Складывание системы монополистического капитализма Транспорт. Успешное функционирование сельского хозяйства и промышленности в условиях капитализма невозможно без развитой индустриальной инфраструктуры,

автора

Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Начало индустриальной революции С наступлением Нового времени связывают начало формирования индустриальной цивилизации, которую обычно противопоставляют традиционной цивилизации. Само использование характеристик «цивилизация», «цивилизованный»,

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Народ и власть в годы индустриальной революции Социальные отношения. В конце 20-х - 30-е гг. советское политическое руководство столкнулось с крайне сложной ситуацией. С одной стороны, ускоренный индустриальный рост являлся жизненной («стратегической») необходимостью

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

4. Создание индустриальной структуры экономики СССР В итоге социалистических преобразований и быстрых темпов роста промышленности в период строительства фундамента социалистической экономики складывалась новая прогрессивная структура народного хозяйства СССР с

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

VI. Аграрии у власти и эпоха индустриальной революции (1867–1905) Период господства аграриев: проблемы обороны и налогов (1867–1885) /197/ Парламентская реформа была проведена усилиями либерального среднего класса, но по иронии судьбы политическую власть в новом риксдаге

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества. Прояснению многих проблем способствует и

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

Раздел VII Эпоха Великих революций. Новое время. Становление индустриальной

Из книги Никита Хрущев автора Лавриненко Наталья Евгеньевна

КАК МОСКВА СИТЦЕВАЯ СТАЛА МОСКВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ Хрущёв, в отличие от многих тогдашних руководителей, предпочитал не засиживаться в кабинетах, а работать с людьми на местах. Настойчивый и энергичный, общительный и любознательный, он словно бы «вываривался» в людской

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

39. РОЖДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ К середине XVIII в. в Англии совокупность происходивших в обществе изменений привела к зарождению новой индустриальной цивилизации. Ее название связано с одним из важнейших факторов тех лет – индустриализацией. Под

Из книги Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России автора Матосов Михаил Васильевич

2.3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ – ГЛАВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОГРЕССА Среди разных источников энергии есть один, который занимает в мире людей особое положение, – это сам человек. Обладание и управление этим источником энергии является целью любого

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 6 На заре индустриальной цивилизации «К концу XVIII в. ранний капитализм и его промышленные организации – в которые впервые победоносно проникла новая техника – дали первый толчок росту общества. Появился новый социальный класс, численностью и силой превосходивший

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 27. Мир человека индустриальной цивилизации Изменения в материальном миреПериод, о котором пойдет речь, не так уж велик для истории человечества – всего 125 лет (1789–1914). Известны даже люди, которым удавалось дожить до такого возраста. И если представить себе человека,

Из книги Освобождение России. Программа политической партии автора Именитов Евгений Львович

Медицина: гармония человека в природе, профилактика, раннее диагностирование и лечение человека Говоря о медицине, надо начинать со следующего. Медицина – это не совокупность и не система клиник и поликлиник, лечебных учреждений и медиков, научных институтов и

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

Слайд 2

План урока.

1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

Слайд 3

Задание на урок

Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

Слайд 4

1.Изменения в материальном мире.

Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования.

Слайд 5

Использование газа. Плакат 1892 года. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны.

Слайд 6

2.Взрыв социальной мобильности.

Фургон переселенцев. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США.

Слайд 7

«Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни.

Слайд 8

3.Перемены в сознании людей.

Телефонные барышни. Литография 1904 г. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни.

Слайд 9

Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей.

Слайд 10

4.Новое в мире идей.

Чарльз Дарвин. Духовный мир человека стал богаче.люди нача-ли больше интересова-ться философскими концепциями,-пыта-лись их осмыслить, а сами идеи стали более понятными,т.к.их ав-торы имели четкую ад-ресную направлен-ность. Ч.Дарвин потряс общест-во предположив,что че ловек произошел от обезьяны, а не был соз-дан богом.Его взгляды были встречены в штыки частью общест-ва.

Слайд 11

Зигмунд Фрейд в 1921 г. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись.

Посмотреть все слайды

«Индустриальное общество» - Урбанизация. Что стало причиной появления новых городов? Какие изменения произошли со старыми городами? Индустриализация. Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - процесс повышения роли городов в развитии общества. Социальный вопрос. Упадок ремесел вызвал приток рабочей силы Низкая заработная плата Безработица Демографический рост.

«Цивилизация и общество» - Государство. Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт. Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм - для народов Запада. Культура. «Брошенный камень». Культовые постройки. Повторим. Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.

«Культура и цивилизация» - Понятия следуют из конструктивных моделей, а не конструктивные модели следуют из понятий. Горизонты конструктивной цивилизации. Онтология и транзитология следующего этапа цивилизации. Опыт успехов и неудач рациональных цивилизаций. Теоретическое различие культуры и цивилизации. Необходимы представления о новых горизонтах цивилизации (новая транзитология).

«Цивилизация Японии» - Тема: Цивилизация Японии. Своё и чужое в цивилизации Японии Восток и Запад в истории Японии. Основные события истории Японии в средние века.

«Черты характера» - Размышлялки. Итог занятия. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Тест - рассуждение. Анкета. Твои черты характера. Разминка. Спасибо Добрый день Спасибо Здравствуйте Прости, пожалуйста До свидания. Что такое –хорошо? Размышлялка. Что такое плохо? 1. Завистливость 2. Хвастовство 3. Доброта и заботливость 4. Практичность 5. Жадность.

Индустриальная цивилизация Характеристики передовых стран: Быстрое развитие индустрии. Экономика управлялась классом капиталистов. Машинное производство. Разделение труда. Рост потребления природных ресурсов. Резкий рост населения. Индустриальное общество: часть Европы и Сев. Америка.


Империализм Нефтяной король Д. Рокфеллер поглощает мировой рынок. В н. 20 века у капитализма появились новые черты. Новый этап развития капиталистических государств получил название ИМПЕРИАЛИЗМ- «стремление к власти, к господству». В основе империализма лежало стремление к мировому господству, на основе не военного, а экономического могущества.












Технологический рывок Александр Попов передал первую радиограмму.


Братья Райт подняли в небо первый самолет, управляемый двигателем внутреннего сгорания.


Альберт Эйнштейн разработал частную теорию относительности.


Гибель «непотопляемого» пассажирского корабля «Титаник»




Рабочее движение и социализм Течения в рабочем движении Социал-демократическое Анархо-синдикалистское За замену капитализма социализмом. Отмена эксплуатации человека человеком. Экономика под контролем трудящихся, а не класса эксплуататоров. За закрепление социальных гарантий для рабочих в законах. К социализму приведет революция.


Учебник. Стр По какой причине появились профессиональные союзы? В чем разница между социал- демократами и анархо- синдикалистами?




Причины Первой мировой войны Развитые страны наращивали военное производство. Усиливалось влияние военных. Рост милитаризма. Полностью оформились два враждебных блока: Антанта и Тройственный союз. Милитаризм - рост настроений в пользу войны. Пацифизм - общественное течение против войны.


Причины войны: Борьба за передел колоний и рынков сбыта. Стремление к переделу границ в Европе. Необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы. Различия в политическом устройстве. Борьба между Германией, Австро- Венгрией и Россией за влияние на Балканах.