Свободная экономическая зона. Особые экономические зоны России: описание Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Свободные экономические зоны - это самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, часть экономического национального пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая на остальной ее территории.

Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.

Задачами СЭЗ являются:

· опробование новых методов хозяйствования

· привлечение иностранного капитала для активизации экономических процессов внутри страны

· стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств

· рост занятости

· экономический рост.

Причины образования СЭЗ - ситуация, когда страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат.

Создание СЭЗ имеет большое значение, поскольку растет объем привлекаемых иностранных инвестиций, производительность труда, уровень жизни населения, достигаются высокие устойчивые темпы экономического роста, происходит социальное развитие как районов СМЭЗ, так и страны в целом, оживляется деятельность собственного производства, выявляются новые, перспективные методы производственной деятельности.

Существует два подхода в создании СЭЗ:

1. территориальный , когда СЭЗ - часть территории национального пространства с особым режимом деятельности;

2. функциональны й, когда в условиях СЭЗ работают отдельные предприятия страны.

Разновидности СЭЗ:

· зоны для углубления интеграции с мировым рынком, стимулирования МЭО функционируют зоны свободной торговли, таможенные, экспорто-производственные и другие зоны

· зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства: поощрения развития отдельных районов, их индустриализация

· зоны реализации региональной политики.

По признаку хозяйственной специализации выделяют следующую классификацию СЭЗ:

Торговые СЭЗ:

1) свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты представляют собой транзитные или конмигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров

2) зоны свободной торговли имеют целью поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.


Промышленно-производственные СЭЗ . Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Производится экспортная или импортозамещающая продукция. Являются зонами второго поколения. Возникли как эволюция торговых зон, когда ввозились и товары, и капитал, и возникла производственная деятельность. Характерны финансовые и налоговые льготы. Наибольшее распространение получили в НИС. К ним относятся:

1) экспортопроизводственные зоны, импортозамещающие зоны . Характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.

ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному.

2) промышленные парки, научно-промышленные парки (Зоны технико-экономического развития ЗТЭР) Создаются, как правило, в качестве эталонных по уровню организации эффективного, высоко технологического производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.

Технико-внедренческие зоны (зоны развития новой высокой технологии ЗРНВТ): Технопарки, технополисы, зоны развития новой и высокой технологии . Зоны третьего поколения. Создаются вокруг научных центров. Наибольшее число таких СЭЗ находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии-«технополисами», в других странах бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.

Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.

Сервисные зоны как территории с льготным режимом предпринимательской деятельности:

1) оффшорные зоны и налоговые гавани . привлекают благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.

Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.

2) Финансовые центры, зоны банковских, туристических услуг, экопарки, СЭЗ комплексного, многоотраслевого назначения. О бладают практически всеми чертами других зон.

Открытые районы . О хватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:

1) полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства

2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране

3) предоставление льготных кредитов

4) аренда помещений, транспорта по льготным тарифам

5) обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.

Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.

СЭЗ функционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ.В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии

Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что степень влияния СЭЗ на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

Кроме льгот СЭЗ главным стимулом для притока в страну иностранного капитала являются:

· политическая стабильность

· качественная инфраструктура

· высокая квалификация рабочей силы

· упрощение административных процедур.

Выгоды от создания и функционирования СЭЗ проявляются в том, что оживляется международная торговля, растет научно-технический потенциал производства, создаются дополнительные рабочие места. Для успешной деятельности СЭЗ необходимо рациональное планирование первоначальных стадий их деятельности, гибкость управления.

Создание СЭЗ - сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии: предпроектную, исходный период, этап создания и функционирования.

На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, с привлечением специалистов, определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры. По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.

После принятия решения о создании СЭЗ наступает этап введения ее в действие, формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.

Неудачи при организации СЭЗ возникают в случаях политической нестабильности, несовершенства законов, в т. ч. о деятельности СЭЗ на территории страны, при организационных просчетах, бюрократизме.

Оценка эффективности СЭЗ. Как свидетельствует зарубежный опыт, начальный этап создания СЭЗ требует значительных инвестиций: для привлечения 1 долл. США иностранных инвестиций требуется вложить 4 долл. США.

Существует несколько подходов к оценке эффективности деятельности СЭЗ:

1) украинский . Использует сравнение СЭЗ и территорий приоритетного развития по социально-экономическим, финансовым результатам, организационному обеспечению деятельности

2) белорусский . Определяет потери от льготного налогообложения, соотносит с доходами от деятельности СЭЗ. «Потери» государства оцениваются изменением цены продукции, объемов выручки, прибыли, платежеспособности, соотношения начисленных и уплаченных налогов

3) российский . Определяется эффективность предоставления льгот и преференций. Учитывается окупаемость инвестиций (в прерделах льгот), поступление налоговых платежей, получение прибыли, уровень рентабельности не ниже приемлемого (банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам), определяются дисконтированные доходы и расходы.


Таганрог: ТРТУ, 2005

Тема 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СЭЗ)

1.Классификация СЭЗ

Со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.

Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.

СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

1. По характеру деятельности.

2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

3. По отраслевому признаку.

4. По характеру собственности.

I. По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

2. Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

3. Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.

4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.

II По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:

1. СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

2. СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

По характеру собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные.

Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации

2.1. Особые экономические зоны как разновидность СЭЗ: разграничение понятийного аппарата и характеристика различных типов зон

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.

Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» -- свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности .

В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» . С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» .

Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» - особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности .

Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:

Свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

Особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».

Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает ос обую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .

Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности . Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» ).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

Таможенных (внешнеторговых);

Налоговых;

Финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

Административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ , специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Создание, функционирование и развитие свободных экономических зон (СЭЗ) (зонирование) как один из аспектов современной экономической политики имеет как общие, так и специфические для каждой конкретной страны мира черты. Государственная политика зонирования формулируется исходя из типа национальной хозяйственной системы (рыночная или централизованно планируемая, развитая или развивающаяся и т.п.).

Государственная политика зонирования - комплекс правовых, экономических, социальных и информационных мер, направленных на создание, эффективное функционирование и развитие СЭЗ и контроль их деятельности, интегрированный в единую социально- экономическую политику государства.

Основное значение СЭЗ состоит в том, что зоны:

  • являются мощным фактором социально-экономического, научно-технического, организационно-технологического и кадрового прогресса экономики страны;
  • опосредуют передачу передового опыта хозяйствования в отрасли народного хозяйства страны;
  • служат источником поступления иностранных инвестиций;
  • выступают стимулом освоения финансовых, трудовых, материальных и природных местных ресурсов.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые решает государственная политика зонирования.


Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на сравнительно ограниченную территорию страны. А поскольку предоставление льгот одной стороне означает недополучение прибыли другой стороной, то предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в дальнейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли. Если это «золотое правило» неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ отвечает интересам всех участвующих сторон и в ходе зонирования не возникает противоречий между работой СЭЗ и общегосударственными интересами страны размещения.

Перечень целей зонирования определяет задачи, решаемые государственной политикой зонирования.

К основным целям создания СЭЗ в развивающихся странах относятся:

  • стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;
  • насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;
  • развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
  • подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
  • стимулирование создания наукоемких производств и т.д.

Целями создания СЭЗ в промышленно развитых странах являются:

  • преодоление экономического отставания отдельных районов;
  • решение проблемы занятости населения;
  • стимулирование инноваций в наукоемких отраслях.

Сущность, основы классификации и типы свободных экономических зон


Имеется более 20 основных видов определения СЭЗ. В данной главе свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы на части территории государства. Эта формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансовокредитные и др.

Широко признано определение СЭЗ (или зоны-франко), данное в Приложении VIII к Киотской конвенции 1973 г., где под зоной- франко понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим пограничным режимом, поэтому СЭЗ не рассматривается в качестве политической автономии.

В практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ считаются законодательно закрепленные и обозначенные на местности географические линии, ограничивающие территорию, занимаемую СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются особые режимы регулирования финансово-кредитной, ценовой и налоговой политики, установленные законодательными и подзаконными актами страны пребывания. Внешняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны.

Для СЭЗ используются самые различные названия. Так, в России применяется термин «особая экономическая зона», в странах СНГ чаще всего встречаются понятия «свободная экономическая зона», «специальная экономическая зона», «зона наибольшего благоприятствования в торговле», «свободная таможенная зона» и т.д. В Литве в законе о СЭЗ употребляются понятия «свободная экономическая зона», а также «зона свободного предпринимательства и торговли». В КНР широко распространена практика «специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов экономического развития». На Украине, как и в КНР, используются понятия «специальные экономические зоны» и «специальные (свободные) экономические зоны». Опыт Южной Кореи обогатил мировую практику зонирования понятиями «зона свободного экспорта», «свободная зона». В Турции СЭЗ определена как понятие «зоны свободной торговли». В США помимо прочего применяется термин «технопарк», в Японии - «технополис». Большой практический опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью «свободных промышленных зон», а в странах Западной Европы - с деятельностью такого типа зон, как «портовые города» или «города-порты». В российской практике также создаются зоны типа «наукоград», «город-завод» и др.

Одной из основных причин многообразия типов зон в мировой практике зонирования является их четкая ориентация на определенный вид или группу видов специализированной деятельности.


СЭЗ - это:

  • 1) ограниченная часть таможенной территории страны, которая должна характеризоваться уникальностью своего географического положения, позволяющего выполнять специфические задачи;
  • 2) создание по инициативе центральных либо местных органов власти и хозяйственного руководства на основе соответствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, где создается «зона», территории самой «зоны», хозяйствующих на ней субъектов;
  • 3) особый льготный режим хозяйствования (инвестирования, налогообложения, финансирования, кредитования, визовый, валютный и таможенный режимы), устанавливаемый на территории зоны;
  • 4) законодательно и организационно определенные и оформленные границы «зоны»;
  • 5) выделенные и закрепленные специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью развития экономики «зоны» и национальной экономики страны в целом.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по следующим критериям :

  • 1) степени интегрированности в национальную экономику;
  • 2) способу организации;
  • 3) характеру собственности;
  • 4) характеру деятельности или функциональному назначению;
  • 5) размеру территории зоны;
  • 6) степени открытости;
  • 7) числу стран-участниц;
  • 8) порядку организации границ зоны и режиму доступа на ее территорию.

В зависимости от степени интегрированности СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны отличаются по размерам территории и направлениям их организации.

К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяются льготный налоговый и таможенный режимы. Такие зоны получили широкое распространение в Мексике, где функционируют так называемые макиладорас - экспортные предприятия, расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются СЭЗ в Доминиканской Республике, Венгрии.


Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Такие зоны создаются в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, а также в странах Северной Африки.

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление (Китай, Индия, а также некоторые малые страны, такие как Шри-Ланка, Маврикий и др.). Таким образом, территориальный признак лежит в основе различных типологий СЭЗ анклавного типа.

Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность - административными и экономическими методами.

Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства.

Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности и конкурентоспособности товаров.

В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы большей частью не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Так, в бразильской зоне «Манаус» доля национальных компонентов в готовой продукции составляет 40-90%, при этом на внутренний рынок страны поступает более 90% выпускаемой продукции. В зонах внешней торговли США около 80% всех поставок полуфабрикатов и материалов приходится на внутренние районы США и, в свою очередь, около 90% производимой продукции направляется на внутренний рынок .


Интегрированные зоны наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

В зависимости от способа организации различают две группы зон:

  • территориальные - зоны с обособленной территорией, на которой резидентные компании независимо от вида деятельности пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
  • функциональные - зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности независимо от расположения фирмы на территории страны. Например, офшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны.

По характеру собственности на объекты в СЭЗ различают частные и смешанные.

Наиболее распространенным в мировой практике является смешанный тип СЭЗ, где наряду с государственной присутствует и частная собственность.

В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности в СЭЗ. В большинстве СЭЗ государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании. Следует также отметить, что в последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также управление зонами.

Таким образом, хотя государственная собственность играет важную роль в ряде развивающихся стран, а также в Китае, Вьетнаме и некоторых странах с переходной экономикой, тем не менее, основой развития СЭЗ становится частная собственность, частный капитал.

По профилю (признаку хозяйственной специализации) известны следующие типы СЭЗ.

  • 1. Торговые/реэкспортные зоны.
  • 2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны.
  • 3. Торгово-промышленные зоны.
  • 4. Специализированные научно-технические и технико-внедренческие зоны.
  • 5. Зоны со специализацией на сфере услуг.
  • 6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития территории.

Торговые зоны представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. В таких зонах осуществляются разнообразные торговые


и связанные с ними сопутствующие операции по складированию, упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества, расфасовке, комплектации партий ввозимых в страну и вывозимых из нее продовольственных и непродовольственных товаров. Часто в таких зонах оказываются и другие торговые и посреднические услуги. При этом если такая зона работает на вывоз (экспорт) товаров, то она имеет статус зоны внешней торговли (ЗВнТ) или свободной внешнеторговой зоны. Если на ввоз (импорт) - это зона внутренней торговли или свободная внутриторговая зона. Если же характер деятельности зоны смешанный с примерно равными долями объемов ввоза и вывоза товаров, то это чаще называется свободной таможенной зоной. Большое распространение в Западной и Центральной Европе получили такие зоны в морских портах тех стран, где морское и речное торговое дело имеет многовековые традиции. В Германии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и других странах Европы можно насчитать десятки городов-портов, имеющих статус ЗСТ. Например, только в Германии их шесть: Бремен, Гамбург, Бремерхафен, Киль, Куксфахен, Эмден.

Для обозначения этого типа зон в мировой практике используются понятия «свободные торговые порты», «свободные портовые города», «свободные портовые зоны», «таможенные зоны» и др. История городов-портов Западной Европы насчитывает уже несколько столетий.

Такие типы зон есть и в других странах мира. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых открытых прибрежных городов (ОПГ). Для торговых зон характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая организация дела (обустройство территории, установка границ и т.п.).

Промышленно-производственные или предпринимательские зоны характеризуются тем, что в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо производится на такой основе так называемая импортозамещающая продукция для целей внутреннего рынка страны, осуществляется сборка готовой продукции. Эти зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, пользуясь при этом налоговыми и финансовыми льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР, где они носят название специальных экономических зон (о. Хайнань, провинция Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу). В Южной Корее - это Мазанская свободная зона, Ирийская свободная зона и т.д.

Эти зоны иногда называют зонами промышленной обработки. Иногда - просто производственными зонами, но чаще - свободны


ми экспортными зонами или зонами свободного импорта. Наиболее распространен такой тип зон в развивающихся странах, где их присутствие воспринимается как одно из условий активизации возрождения национальной экономики. Все семейство таких зон по признаку преобладания внешнего или внутреннего сбыта производимой на их территории продукции можно подразделить на зоны:

  • замещения импорта (преимущественная ориентация на внутренний рынок);
  • экспортной ориентации (преимущественное удовлетворение потребностей внешнего рынка);
  • экспортно-импортные (когда разнонаправленные каналы реализации производимой в этих зонах продукции равны или не слишком отличаются по объемам).

Торгово-промышленные зоны. Как свидетельствует само их название, они являются комбинацией двух первых типов зон. На их территории вводятся визовый, таможенный и финансово-кредитный, а также валютный и другой режимы, призванные обеспечить создание наиболее благоприятных условий производственно-сбытовой деятельности предприятий-резидентов зоны. Эти зоны получили широкое распространение в США.

Научно-технические и технико-внедренческие зоны обычно называются в США технопарками, в Японии - технополисами, в России и других странах СН Г - наукоградами. К ним же относятся и повсеместно возникшие научные парки и технополисы, активно создаваемые с начала 1980-х гг. в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, например на о. Тайвань (не случайно, что некоторые подобные зоны возникли из промышленно-производственных зон).

Эти зоны всех видов получают широкую поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и льготные кредиты, в том числе для мелких инновационных фирм. Главная цель таких зон - стимулирование инновационной деятельности.

Функциональные зоны - наиболее многоликая группа зон. К ним относятся сервисные зоны (банковские, страховые, рекреационнотуристические, историко-культурные, экологические и т.д.). В этих и подобных административно-территориальных образованиях устанавливается специальный режим для того вида предпринимательской деятельности, на котором специализируется каждая конкретная зона, а также особый режим пребывания в ней для клиентов.

Например, свободные банковские зоны (СБЗ) и свободные страховые зоны (ССЗ) представляют собой территории, в пределах которых можно осуществлять предпринимательскую деятельность, имея дело с иностранными и отечественными клиентами и иностранными


капиталами. Здесь практически отсутствует контроль за обменом иностранных валют, разными формами движения капитала (в форме денег, недвижимости, ценных бумаг и т.п.). СБЗ и ССЗ получили наибольшее распространение и наивысшую форму своей зрелости в экономически развитых странах, имеющих давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, а также в тех новых индустриальных странах, где ныне высок уровень деловой и коммерческой активности, высока степень концентрации международного капитала. Примерами могут служить СБЗ в Швейцарии и Люксембурге, система СБЗ и ССЗ в США, Франции, Германии, Великобритании, а также СБЗ и ССЗ в Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, Тайване, на Филиппинах. Отличительная черта всех СБЗ и ССЗ - высокая степень развития финансовой и коммуникационной инфраструктуры территории. В зонах типа СБЗ и ССЗ страховые компании освобождены от некоторых норм пруденциального регламентирования операций со стороны государства.

В свою очередь, такие виды сервисных зон, как офшорные зоны, дают возможность юридическим лицам, не ведущим на территории самой зоны хозяйственной и другой предпринимательской деятельности, пользоваться упрощенным режимом регистрации, налоговыми льготами, выполнять валютные расчеты с клиентами, национальными и иностранными государствами и т.д.

По мере развития многоаспектного международного сотрудничества повышается роль и значение такого вида сервисных зон, как рекреационно-туристические зоны, и традиционных, имеющих многолетнюю историю зон игорного и развлекательного бизнеса, а также тех регионов и территорий мира, которые известны своими культурными, религиозными, историческими и другими традициями. Последние зоны называют особыми историко-культурными центрами.

Рекреационно-туристические зоны отличаются тем, что при наличии в них прекрасных (часто уникальных) природно-климатических условий, позволяющих осуществлять здоровый отдых и лечение, заниматься спортом и т.д., они имеют еще и развитые транспортные и коммуникационные связи, развитую систему медицинского и туристического обслуживания. Примерами зон такого рода могут быть города-курорты в Альпах, курорты Средиземноморья, Канарских, Багамских и Сейшельских островов и т.д.

Зоны игорного и развлекательного бизнеса имеют давнюю традицию. Известны мировые центры этих зон - Монако, Лас-Вегас (США), Канн (Франция) и т.п. Целевая направленность этого типа зон предполагает их ориентацию на получение валюты в рамках криминогенного (или близкого к таковому) бизнеса.


Комплексные зоны - масштабные и достаточно разнообразные по сущности и природе своего создания зоны. К отличительным особенностям этого вида зон относятся:

  • значительная численность населения;
  • поэтапность в развитии и стадийность совершенствования экономической и социальной систем региона зоны;
  • ощутимость вклада экономики зоны в национальное хозяйство и во внешнеэкономические связи страны;
  • колебания размеров территории зон от очень значительных до точечных;
  • различные уровни развития отдельных регионов и территорий, входящих в состав самой зоны.

Так, например, относящаяся к этому типу зон специальная экономическая зона Шэньчжэнь в КНР имеет площадь территории 328 кв. км, а население - более 1 млн человек. Другая такая же китайская зона - Хайнань занимает всю площадь крупного острова, где проживает 6,5 млн человек. В свою очередь, свободная зона «Манаус» в Бразилии представляет собой крупнейшее территориальное образование. С момента развития этого территориального комплекса (с 1957 г.) в нем сформировалось несколько «субзон» различного типа. СЭЗ «Янтарь» объединяет все население, территорию и хозяйственный комплекс Калининградской области России. Комплексные зоны встречаются практически во всех регионах мира (например, территория «Огненная Земля» в Аргентине).

Размер территории, отводимой под размещение зоны, чрезвычайно дифференцирован. Они могут занимать от нескольких гектаров и нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различаются микрозоны (территория одного предприятия, порта, дьюти-фри), а также макрозоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.

В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают СЭЗ, их можно подразделить на мононациональные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам, и интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим правилам.

Формулируя государственную политику зонирования на стадии принятия решений о создании СЭЗ, нужно учитывать, что работа СЭЗ, помимо позитивных черт, таит определенные опасности, которые необходимо принимать в расчет во избежание перекосов в национальной хозяйственной системе.

Зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (по-


граничного) режима, а может быть жестко регламентированным и ограниченным. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми , во втором случае - закрытыми, или специальными. Например, в КНР с 1980 г. действуют так называемые специальные экономические зоны (СпЭЗ ). Они являют собой типичный образец зон закрытого типа. В них не только проявляется явная автономия местных властей, их значительная свобода от центрального правительства в формировании политики региона зоны и автономное действие законов, регулирующих отдельные стороны хозяйствования и жизнедеятельности на ее территории, но и имеются свои внутренние границы, которые нельзя пересекать, не имея специального паспорта. В то же время другой тип китайских зон, так называемые открытые прибрежные города (ОПГ), практически не имеют своего автономного законодательства, лишены жестких границ.


Система управления СЭЗ, органы зонального управления


К уровням государственного регулирования СЭЗ относятся:

  • межгосударственный;
  • общенациональный (федеральный);
  • региональный;
  • внутризональный.

Основная цель системы управления СЭЗ - решение задач, поставленных перед зоной в рамках реализации государственной политики зонирования.

В мировой практике зонирования существуют различные системы управления СЭЗ, а регулирование хозяйства зоны проводится различными методами посредством создания специальных органов.

Органы управления СЭЗ разных уровней являются субъектами организационного механизма зонирования. В промышленно развитых странах - это местные органы власти, которые наделяются широкими полномочиями вплоть до законодательных. В странах с транзитивным типом национальной экономики управление в зонах возлагается на акционерные общества, куда входят в качестве учредителей все заинтересованные стороны: центральный (национальный) банк, крупная строительная организация, крупные предприятия, находящиеся в СЭЗ, местные власти, а также иностранные инвесторы.

В РФ в большинстве случаев для руководства экономической и организационной деятельностью СЭЗ создаются специальные органы управления.

  • См. ставшую классической работу: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  • См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны . Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику , ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны , в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые : налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий , упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности :

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

- Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

- Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

- Портовые зоны.

- Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

Автомобилей и автокомпонентов;

Строительных материалов;

Химической и нефтехимической продукции;

Бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

Нано- и биотехнологии;

Медицинские технологии;

Электроника и средства связи;

Информационные технологии;

Точное и аналитическое приборостроение;

Ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.