Раскрытие информации disclosure. Раскрытие информации эмитентами ценных бумаг. Раскрытие информации в форме годового отчета

Вавулин Денис Александрович, начальник отдела по работе с регионами Орловского регионального отделения ФКЦБ. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению.

Один из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг - его информационная прозрачность. Это достигается прежде всего путем установления регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию общедоступной информации. Раскрытие подобной информации необходимо для того, чтобы участники рынка ценных бумаг были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Раскрывать информацию обязаны различные участники рынка. Бесспорно то, что наибольший объем информации обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг. Это объясняется тем, что именно эмитенты выпускают на рынок тот самый специфический товар (ценную бумагу), вокруг которого как раз и складываются все отношения на фондовом рынке. Полное раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из методов защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.

Вместе с тем действовавший вплоть до середины 2003 г. порядок раскрытия информации создавал определенные трудности как для инвесторов, так и для самих эмитентов ценных бумаг. Инвесторам он не давал гарантии в том, что необходимая им информация будет оперативно раскрыта и они смогут ее легко найти при первой необходимости. Нередко информация попадала инвесторам через значительный промежуток времени. Не соответствовал их требованиям и объем раскрываемой информации. Эмитентов же порядок раскрытия информации не устраивал прежде всего в силу того, что различные аспекты этой процедуры регламентировало более десятка нормативно-правовых актов ФКЦБ РФ. Их положения иногда пересекались, а нередко и дублировали друг друга. Однако после существенного обновления нормативно-правовой базы, регламентирующей раскрытие информации на рынке ценных бумаг, ситуация изменилась коренным образом.

Нормативно-правовая база, регламентирующая раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

В настоящее время основу нормативно-правовой базы, регламентирующей раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, составляет Федеральный закон от 22 апреля 2003 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон "О рынке ценных бумаг"). Данный Закон действует в редакции Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Большая часть изменений и дополнений, внесенных Закон "О рынке ценных бумаг", вступила в силу с 4 января 2003 г., требования к обязательному подписанию проспекта ценных бумаг финансовыми консультантами вступили в силу с 5 апреля 2003 г., а требования к перечню сведений, подлежащих включению в проспект ценных бумаг, и к сведениям, подлежащим включению в ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг, вступили в силу с 5 июля 2003 г. При этом следует отметить, что некоторые требования к фондовым биржам вступают в силу только с 1 января 2004 г.

Конкретный порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг определен в Постановлении ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, которым утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение). Необходимо отметить, что, несмотря на то что Положение было утверждено ФКЦБ России еще в начале июля 2003 г., вступило оно в силу значительно позже, поскольку, будучи уже утвержденным, этот нормативно-правовой акт подвергся значительной доработке. В соответствии с информацией, доходившей из ФКЦБ России до участников рынка ценных бумаг, главным регулятором российского фондового рынка рассматривались различные варианты этого нормативно-правового акта (только по информации вэб-сайта www.lin.ru таких проектов было не менее трех). В результате Постановление ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. было зарегистрировано в Минюсте России 18 сентября 2003 г., официально документ был опубликован в "Российской газете" от 2 октября 2003 г. N 197 (3311), а вступил в силу только с 13 октября 2003 г.

Требования к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, установлены в распоряжении ФКЦБ России от 15 августа 2003 г. N 03-1729/р "Об утверждении Временных требований к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг". Необходимо обратить внимание на их временный характер, поскольку, по имеющейся информации, в начале 2004 г. требования ФКЦБ России к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в том числе в рамках процедуры раскрытия информации, вновь будут изменены.

Немаловажен тот факт, что после вступления в силу новой редакции Закона "О рынке ценных бумаг", названных выше нормативно-правовых актов ФКЦБ России, а также Постановления ФКЦБ России от 13 августа 2003 г. N 03-35/пс "О признании утратившими силу отдельных нормативно-правовых актов ФКЦБ России, регулирующих процедуру эмиссии ценных бумаг и порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <*> отменены и утратили силу целый ряд нормативно-правовых актов ФКЦБ России, которыми ранее регламентировалась процедура раскрытия информации эмитентами. К их числу относятся:

<*> Вступило в силу с даты вступления в силу Постановления ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", т.е. также с 13 октября 2003 г.

  • Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 7 мая 1996 г. N 8 (с изм. от 20 апреля 1998 г.) "О порядке и объеме информации, которую акционерное общество обязано публиковать в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 19 (ред. от 11 ноября 1998 г., с изм. от 4 июля 2000 г.) "Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г. N 1 (ред. от 31 декабря 1997 г.) "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 12 февраля 1997 г. N 8 (ред. от 11 ноября 1998 г.) "Об утверждении Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций и внесении изменений в стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 4 марта 1997 г. N 11 (ред. от 31 декабря 1997 г.) "Об утверждении Положения о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 6 октября 1997 г. N 29 "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 г. N 45 "Об утверждении Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 20 апреля 1998 г. N 9 "Об утверждении Положения о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки и о внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 г. N 19";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 11 августа 1998 г. N 31 "Об утверждении Положения о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 12 августа 1998 г. N 32 "Об утверждении Положения о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг";
  • распоряжение ФКЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 1105-р "Об утверждении требований к магнитным носителям и формату текстов ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансовую деятельность эмитента, на магнитных носителях";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 48 (с изм. от 10 декабря 1999 г.) "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 февраля 1997 г. N 8";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 47 (с изм. от 29 мая 2000 г.) "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19";
  • Постановление ФКЦБ РФ от 7 февраля 2002 г. N 2/пс "О сроках составления и представления ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг";
  • распоряжение ФКЦБ РФ от 18 января 2001 г. N 18-р "Об утверждении требований к магнитным носителям и формату текста списка аффилированных лиц акционерного общества на магнитных носителях".

Следует отметить, что требования к раскрытию акционерными обществами информации о своих аффилированных лицах установлены в Постановлении ФКЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ".

Об основных новациях системы раскрытия информации эмитентами на рынке ценных бумаг

После вступления в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс российский фондовый рынок, и прежде всего эмитенты, начал жить по новым правилам раскрытия информации. В утвержденном этим нормативно-правовым актом ФКЦБ Положении сведены воедино практически все основные требования, предъявляемые ФКЦБ России к российским и иностранным эмитентам (за исключением эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг) в части раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Оно охватывает различные аспекты этой процедуры и касается как раскрытия информации в ходе эмиссии ценных бумаг (с момента принятия решения о размещении бумаг и до момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска), так и дальнейшего раскрытия информации уже на постоянной основе в формах ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Кроме того, Положение распространяется и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих эмитенту услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг (финансовых консультантов).

Одной из основных новаций, направленных на повышение оперативности раскрытия информации участниками фондового рынка, является то, что Положением помимо "традиционных" способов обеспечения публичности информации, таких, как опубликование информации в СМИ и специализированных печатных изданиях, направление в регистрирующий орган, предоставление всем заинтересованным лицам и т.д., установлены несколько принципиально новых способов раскрытия информации с использованием возможностей сети Интернет.

Развитие информационных технологий и увеличение количества пользователей сети Интернет в нашей стране <*>, в том числе находящихся в постоянном поиске информации об объектах для инвестирования, а также необходимость оперативного информирования всех заинтересованных лиц об эмитентах и их ценных бумагах вызвали необходимость признания размещения информации в сети Интернет в качестве одного из наиболее эффективных (с точки зрения оперативности размещения информации, ее доведения до заинтересованных лиц, охвата аудитории, затрат на размещение и получение информации и т.д.) способов обеспечения раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. В соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ" открытым акционерным обществам при определенных условиях вменено в обязанность раскрывать информацию о своих аффилированных лицах в сети Интернет. Наибольшую лепту в дело расширения использования сети Интернет при раскрытии информации на фондовом рынке эмитентами эмиссионных ценных бумаг внесло именно Постановление ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс. В Положении предусмотрены два "нетрадиционных" способа раскрытия информации с использованием ресурсов сети Интернет.

<*> По оценке экспертов, в течение лета 2003 г. количество тех, кто хоть раз в месяц "заходил" в Интернет, достигло 10 млн. человек, из них 4,5 млн. - активные пользователи, посещающие Сеть несколько раз в неделю.

Первый способ - опубликование информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств. Лента новостей или новостная лента - это информационный ресурс, обновляемый в режиме реального времени, другими словами - это страница на каком-либо сервере в сети Интернет, представляющая собой список ссылок на другие страницы с новостями. Обычно новые ссылки регулярно появляются вверху страницы, а старые ссылки снизу страницы, напротив, исчезают. На некоторых лентах новостей после каждой ссылки идет текст с более подробным описанием новости. Лента новостей может быть также представлена в форме бегущей строки. Поэтому, несмотря на то что Положением лента новостей информационных агентств прямо не отнесена к ресурсам сети Интернет, исходя из сложившейся терминологии раскрытие информации в ленте новостей информационных агентств все же происходит с использованием сети.

Публикация информации эмитентами должна быть осуществлена, прежде всего, в ленте новостей уполномоченных ФКЦБ России информационных агентств. В результате проведенного ФКЦБ тендера в настоящее время определены два таких агентства. Это старейшие российские информационные агентства "Интерфакс" и "АК&М". Эмитент обязательно должен раскрывать информацию на лентах новостей обоих уполномоченных агентств. Такое раскрытие должно осуществляться не позднее 10 часов утра дня, следующего за днем наступления соответствующего события. Это требование касается любого дня, в течение которого информация раскрывается. Оно введено с той целью, чтобы в случае обращения ценных бумаг на бирже информация поступила до начала торгов и с нею могли ознакомиться все участники рынка. При этом часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается в следующем порядке:

  • в случае, если ценные бумаги эмитента обращаются на торгах одного организатора торговли, - по месту его нахождения;
  • в случае, если ценные бумаги обращаются на торгах нескольких организаторов торговли, находящихся в разных часовых поясах, - по месту нахождения организатора торговли, в котором срок опубликования наступает раньше;
  • в случае, если ценные бумаги эмитента не обращаются на организованных рынках, но их выпуск, в отношении которого осуществляется раскрытие информации, предполагается размещать на организованном рынке, - по месту нахождения соответствующего организатора торговли;
  • в иных случаях - по московскому времени (МСК).

Важно иметь в виду, что публикация информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств является приоритетной по отношению ко всем другим способам раскрытия эмитентом информации. Иными словами, пока информация не опубликована на ленте новостей уполномоченных агентств, она не может считаться официально раскрытой. Более того, до момента раскрытия информации этим способом ее раскрытие иными способами не допускается. При этом сама информация не является общедоступной, а является инсайдерской, и ее использование влечет ответственность по законодательству Российской Федерации. Соответственно только после опубликования информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств она теряет статус инсайдерской информации и может быть использована в том числе для совершения сделок с ценными бумагами эмитента.

Конкретный порядок раскрытия информации в лентах новостей эмитентами установлен в "Регламенте взаимодействия лиц, раскрывающих информацию на рынке ценных бумаг, и уполномоченных информационных агентств" (далее - Регламент). Этот документ согласован с ФКЦБ России и является единым для всех уполномоченных агентств, определяющим схемы их взаимодействия с эмитентами. Рассмотрим его более подробно.

Регламент, как и само Положение, вступил в силу с 13 октября 2003 г. Его цель - регулирование взаимодействия лиц, раскрывающих информацию на рынке ценных бумаг, и уполномоченных информационных агентств в связи со вступлением в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс и возникновением у ряда лиц обязанности раскрывать информацию на рынке ценных бумаг посредством публикации в информационном ресурсе информационных агентств, уполномоченных ФКЦБ на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. Действие Регламента распространяется как на эмитентов и финансовых консультантов на рынке ценных бумаг, так и на сами уполномоченные информационные агентства.

В соответствии с Регламентом публикация информации в лентах новостей уполномоченных агентств осуществляется на безвозмездной основе. Для получения возможности направлять информацию в уполномоченные агентства эмитент должен предварительно зарегистрироваться. Регистрация проходит на странице в Интернете любого из уполномоченных агентств. Для этого эмитент должен заполнить специальный идентификационный бланк, содержащий различные сведения о нем. Это полное и сокращенное наименование, место нахождения (юридический адрес), почтовый адрес, код эмитента, ИНН и т.д. В идентификационном бланке обязательно должен быть указан адрес электронной почты, с которого будет осуществляться отправка сообщений для опубликования в ленте новостей информационных агентств. Адрес электронной почты не должен быть зарегистрирован на бесплатных почтовых серверах. При получении идентификационного бланка информационное агентство, в котором зарегистрировался эмитент, обязано обеспечить незамедлительную его отправку на почтовые серверы других уполномоченных агентств.

Агентства после получения заполненного идентификационного бланка обязаны в течение суток (24 часов по рабочим дням) выслать эмитенту уведомление о регистрации в соответствующем агентстве и присвоенный ему регистрационный код. Каждое агентство присваивает эмитенту свой код. Уведомление о регистрации и регистрационный код направляются на адрес электронной почты эмитента, указанный эмитентом при заполнении идентификационного бланка. В случае каких-либо изменений в составе сведений, указанных в идентификационном бланке, эмитент обязан внести в него соответствующие изменения. На Интернет-странице одного из уполномоченных агентств эмитент изменяет регистрационные данные, указанные в идентификационном бланке. Для доступа к нему эмитент использует присвоенный ему этим информационным агентством регистрационный код. В свою очередь, это информационное агентство должно обеспечить незамедлительную отправку заполненных идентификационных бланков, содержащих такие изменения, на почтовые серверы других информационных агентств.

Эмитент получает право направлять информацию для опубликования в ленту новостей информационного агентства только после получения уведомления о регистрации в нем.

Для доступа к индивидуальной странице агентства эмитент использует в качестве логина (имени) адрес электронной почты, который был указан в идентификационном бланке. В качестве пароля используется регистрационный код, присвоенный эмитенту агентством, с сайта которого отправляется сообщение. При получении сообщения каждое информационное агентство должно обеспечить незамедлительную отправку его на почтовые серверы других уполномоченных агентств.

Сообщение составляется по форме, установленной в Регламенте. Оно должно содержать следующую информацию: название сообщения, выбираемое из списка на индивидуальной странице (если в списке нет названия сообщения, которое эмитент направляет для опубликования в ленте новостей, выбирается пункт списка "иное"); дата появления события, информация о котором раскрывается в ленте новостей, а если эмитент не может четко определить эту дату - указание на невозможность представления таких сведений; заголовок сообщения; текст сообщения. Направление сообщения осуществляется только в том случае, если соблюдены два условия: заполнены все поля формы сообщения; текст сообщения составлен в кодировке Windows-1251.

Эмитент должен отправлять сообщение с таким расчетом, чтобы оно было получено агентством до 9:00 по МСК или не менее чем за один час до времени, указанного в идентификационном бланке, того дня, в течение которого эмитент обязан осуществить опубликование информации в ленте новостей, а если указанный день является выходным, то первого рабочего дня, следующего за ним. Моментом получения сообщения информационным агентством считается время поступления сообщения на его почтовый сервер.

При условии соблюдения эмитентом порядка и сроков отправки сообщения агентство обязано по рабочим дням с 8:00 МСК до 20:00 МСК в течение 30 минут с момента получения сообщения выслать на адрес электронной почты эмитента уведомление, подтверждающее получение информации, пригодной для опубликования в ленте новостей.

При условии соблюдения эмитентом порядка и сроков отправки сообщения агентство обязано опубликовать информацию в ленте новостей до 10:00 МСК или не позднее времени, указанного в идентификационном бланке, того дня, в течение которого агентством была получена информация, а в случае, если указанный день является выходным, то первого рабочего дня, следующего за ним.

Информацию, содержащуюся в сообщении, полученном агентством после 9:00 МСК или менее чем за час до времени, указанного в идентификационном бланке, того дня, в течение которого она должна быть опубликована в ленте новостей, а в случае, если указанный день является выходным, то первого рабочего дня, следующего за ним, агентство обязано опубликовать после 19:00 МСК этого же дня. В этом случае агентство обязано в течение 30 минут с момента получения сообщения выслать на адрес электронной почты эмитента соответствующее уведомление с указанием времени получения этого сообщения.

В случае несоблюдения эмитентом порядка или условий отправки сообщения, за исключением последнего случая, информация, содержащаяся в сообщении, не подлежит опубликованию в ленте новостей. В этом случае агентство по рабочим дням с 8:00 МСК до 20:00 МСК обязано в течение не более чем 30 минут с момента получения сообщения выслать на адрес электронной почты эмитента уведомление о непригодности сообщения для опубликования в ленте новостей. В этом случае субъект раскрытия вправе прислать исправленное сообщение.

Если от одного эмитента получено нескольких идентичных по содержанию сообщений в течение одного дня, в ленте новостей агентств публикуется только первое из них. В этом случае агентство незамедлительно после получения второго из таких сообщений обязано выслать на адрес электронной почты эмитента соответствующее уведомление. Информация, содержащаяся в идентичном по содержанию сообщении, публикуется агентством повторно при условии одновременного направления агентству эмитентом организационного письма с просьбой опубликовать информацию повторно.

Эмитент вправе запросить у агентства письменное (на бумажном носителе) подтверждение получения информации и/или ее опубликования в ленте новостей путем направления агентству письменного запроса. Агентство обязано в течение двух дней с момента получения такого запроса направить эмитенту письменный ответ на запрос способом, указанным в запросе. Ответ на запрос предоставляется за плату, не превышающую расходов на обработку запроса, подготовку ответа и его пересылку.

Организационные письма направляются в агентства на адреса для организационных писем. Организационное письмо должно быть отправлено только с адреса электронной почты эмитента, составлено на русском языке в кодировке Windows-1251. Временем получения организационного письма агентством считается время поступления организационного письма на почтовый сервер агентства.

Также в Регламенте установлены обязанности и ответственность агентств и их сотрудников за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных Регламентом. Более подробно ознакомиться с Регламентом можно на страницах в сети Интернет каждого информационного агентства по их адресам в сети: АК&М - www.disclosure.ru; Интерфакс - www.interfax.ru.

Второй "нетрадиционный" способ раскрытия информации эмитентами - ее публикация на странице (вэб-сайте) в сети Интернет. Это может быть любая страница в сети, главное, чтобы на ней сведения раскрывались в режиме свободного доступа в течение установленного срока, а ее адрес сообщался эмитентом по требованию заинтересованных лиц. Таким образом, эмитент может раскрывать информацию как на собственной Интернет-странице, так и на любом другом вэб-сайте, в том числе и уполномоченных агентств. Кстати, последние, прекрасно осознавая, что поддержание сайта и организация публикаций являются непрофильными видами деятельности для большинства компаний, предлагают использовать для этих целей свои собственные сайты. Так, например, агентство АК&М предлагает размещать информацию на сайте "СИСТЕМА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" (WWW.DISCLOSURE.RU). При этом в рамках договора на публикацию информации в сети Интернет агентство берет на себя следующие обязательства: организовать и поддерживать специализированный подраздел для публикации информации компаний на своем сайте; оперативно публиковать на сайте информацию, поступающую от компаний; предоставлять документы, подтверждающие своевременное раскрытие информации в сети Интернет. Аналогичные услуги, скорее всего, будет предлагать эмитентам и информационное агентство "Интерфакс", а также другие информационные агентства, в которых эмитент вправе на добровольной основе раскрывать информацию, подлежащую обязательному раскрытию.

В соответствии с новыми требованиями ФКЦБ значительно возрос объем информации, раскрываемой в проспекте ценных бумаг и ежеквартальном отчете. Прежде всего это касается финансово-экономических показателей, аналитических данных и других параметров, на основании которых инвестор может делать какие-либо выводы о состоянии компании. Причем многие данные должны быть представлены за последние пять лет, а не за три последних года, как ранее. Также изменились требования к объему раскрываемой информации на этапе размещения ценных бумаг. Так, если ранее раскрывались сведения только о государственной регистрации выпуска и о порядке доступа к информации, которая содержится в проспекте, то теперь раскрывается информация и о всех действиях эмитента, связанных с размещением ценных бумаг. Это информация о приостановлении размещения, о возобновлении размещения, о завершении размещения.

Оценка последних изменений в системе раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

После вступления с 13 октября 2003 г. в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, а также других нормативно-правовых актов ФКЦБ российский рынок ценных бумаг в целом и эмитенты в частности начали жить по новым правилам раскрытия информации. Новый нормативно-правовой акт ФКЦБ России и утвержденное им Положение кардинально меняют систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг, прежде всего эмитентами эмиссионных ценных бумаг, и, наряду с новыми Стандартами эмиссии ценных бумаг <*>, являются знаковым событием для всего российского фондового рынка. Новое Положение разработано с учетом международной практики раскрытия информации, действующих стандартов Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (ИОСКО), а также существующих в этой сфере директив Евросоюза. Оно представляет собой единый документ, касающийся как раскрытия информации на этапах эмиссии ценных бумаг, так и дальнейшего раскрытия информации на постоянной основе уже после завершения процедуры эмиссии. Все изменения в нем связаны с ужесточением правил предоставления информации эмитентами.

<*> Утверждены Постановлением ФКЦБ России от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс и вступили в силу с 22 сентября 2003 г.

Новые правила раскрытия информации ставят участников рынка в равные условия при получении информации, что значительно снижает возможности использования инсайдерской информации при заключении сделок с ценными бумагами.

Вместе с тем следует отметить, что по оценкам участников рынка ценных бумаг новые требования ФКЦБ к раскрытию информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг страдают всеми недостатками российского законодательства одновременно: они предписывают совершать множество действий, которые проконтролировать, а подчас и реализовать невозможно, а часть требований вообще можно оспорить как незаконные. По мнению специалистов, они не только требуют раскрывать значительно больше информации, чем раньше, и в кратчайшие сроки, что во многих случаях просто невозможно, но и отчасти противоречат федеральному законодательству.

Во-первых, обязанность по раскрытию информации налагается на всех эмитентов, когда-либо регистрировавших проспект ценных бумаг, что резко увеличивает объем информации, который будет направляться в ФКЦБ. Так, если раньше эмитент имел право раскрывать информацию о себе в виде ежеквартального отчета в сокращенной форме, то теперь такой возможности не существует. В результате складывается ситуация, когда, например, закрытому акционерному обществу с несколькими акционерами для того, чтобы собрать информацию и подготовить отчет, надо проявить серьезные творческие способности, при условии, что все они заядлые графоманы. Кроме того, возникает вполне справедливый вопрос: зачем небольшим компаниям-эмитентам, особенно в форме ЗАО, когда-то зарегистрировавшим проспект эмиссии, раскрывать весь объем информации о себе, если ценные бумаги компании не обращаются на организованных рынках, а количество акционеров меньше 500?

Во-вторых, требования, предъявляемые ФКЦБ к срокам и форме раскрытия информации эмитентами, значительно шире, чем предусмотрено Законом о рынке ценных бумаг. Согласно ст. 30 данного Закона эмитент ценных бумаг обязан сообщать в ФКЦБ или уполномоченный ею орган об информации, подлежащей раскрытию, в течение пяти дней, а также опубликовать ее в печатном издании в тот же срок. Положение, разработанное ФКЦБ, значительно расширяет и изменяет эту норму, требуя от эмитентов раскрывать информацию до 10 часов утра дня, следующего за событием. В связи с этим, по мнению некоторых специалистов, "продукт нормотворчества" ФКЦБ в принципе может быть оспорен в судебном порядке, поскольку он не может изменять нормы, установленные федеральным законом.

Однако эти требования установлены и вступили в силу. А это требует их неукоснительного соблюдения. В противном случае у ФКЦБ России имеются меры воздействия на нарушителей. Так, если нераскрытие информации или же ее раскрытие с нарушением происходит на этапе эмиссии ценных бумаг, ФКЦБ и ее региональные отделения вправе приостановить процедуру эмиссии и назначить проверку. При обнаружении серьезных нарушений, которые повлекли за собой убытки, ущерб со стороны инвесторов, а также нарушение их прав, Комиссия может признать выпуск несостоявшимся и аннулировать эмиссию. Во всех других случаях предусмотрена административная ответственность.

Так, в ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Во-первых, непредставление эмитентом инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ. Во-вторых, нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

Если нераскрытие либо раскрытие недостоверной информации повлекло серьезный ущерб со стороны инвесторов, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 185 и 185.1 УК РФ.

В одном из прошлых номеров «ЭЖ» мы писали об общих особенностях раскрытия информации акционерными обществами («Раскрытие информации: тонкости и нюансы возникновения и прекращения обязанности» , «ЭЖ», 2016, № 16). О конкретных изменениях к требованиям по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг в 2016 г. читайте в этом материале.

В связи с упразднением 1 сентября 2013 г. ФСФР России ее функции передали Банку России, который взамен действовавшего ранее Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н) разработал Положение от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии). Оно вступило в силу с 17 марта 2015 г.

Положение о раскрытии распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ, за исключением ЦБ РФ и эмитентов государственных и муниципальных бумаг. Положение о раскрытии распространяется на действия эмитентов, имевшие место в 2015 г., а это значит, что его требования необходимо учитывать при подготовке к раскрытию информации, которая имеет место в текущем 2016 г.

В частности, Положением определяются требования к раскрытию:

    информации о выпуске (дополнительном) выпуске эмиссионных ценных бумаг;

    информации в форме проспекта ценных бумаг;

    ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг;

    информации о существенных фактах эмитента ценных бумаг;

    консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг;

    информации о ценных бумагах иностранных эмитентов, допускаемых к публичному размещению и (или) публичному обращению в РФ;

    иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществления прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Что изменилось после 14 марта 2016 г.

С 14 марта 2016 г. вступили в силу изменения в Положение о раскрытии, внесенные указанием Банка России от 16.12.2015 № 3899-У . Одно из нововведений (п. 2.6) предписывает эмитенту, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, на главной (начальной) странице сайта эмитента в интернете разместить ссылку на страницу, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку. Появились и другие изменения:

    уточнено понятие «идентификационные признаки ценных бумаг», которые должны быть указаны в раскрываемых сообщениях (п. 2.11);

    изменен перечень вопросов повестки дня совета директоров, подлежащих раскрытию (п. 15.2, 15.4, 16.2);

    изменен срок наступления момента раскрытия информации о неисполнении обязательств эмитента по облигациям (п. 37.3);

    расширен перечень сведений о корпоративном споре (п. 57.1);

    добавлена необходимость раскрытия полученных эмитентом уведомлений о намерении обратиться в суд с исковым заявлением;

    расширен список документов и сведений, подлежащих обязательному раскрытию для ПАО и для непубличного АО (п. 69.2, 69.4);

    изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных годового отчета АО (п. 70.2);

    изменен порядок утверждения, подписания, подтверждения достоверности данных и изменение срока для раскрытия годовой бухгалтерской отчетности АО, подлежащей обязательному аудиту (п. 71.2).

Также введена необходимость указывать идентификационные признаки ценных бумаг при раскрытии информации о ряде существенных фактов:

    о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента (п. 14.2);

    проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента и принятых им решениях (п. 14.4);

    объявлении общего собрания участников (акционеров) эмитента несостоявшимся (п. 14.6);

    проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня (п. 15.2);

    отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента (п. 15.4);

    непринятии советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами (п. 16.2);

    погашении акций эмитента, являющегося акционерным обществом (п. 29.2);

    проведении и повестке дня общего собрания владельцев облигаций эмитента (п. 63.2);

    решениях, принятых общим собранием владельцев облигаций эмитента (п. 63.4);

    объявлении общего собрания владельцев облигаций эмитента несостоявшимся (п. 63.6).

Отметим также, что с 20 июня 2016 г. в Положении о раскрытии действуют еще две точечные поправки, касающиеся сделок с заинтересованностью (внесены указанием Банка России от 01.04.2016 № 3987-У):

    в сообщении о совершении АО сделки с заинтересованностью требуется указать само заинтересованное лицо, а также основания, по которым оно признается заинтересованным;

    в годовом отчете АО в сведениях о сделках с заинтересованностью необходимо указывать основания, по которым другая сторона по сделке признается заинтересованной, для тех сделок, размер которых составлял более 2% балансовой стоимости активов АО.

Раскрытие информации в форме годового отчета

В соответствии с Положением о раскрытии годовой отчет АО может быть подписан только лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, а вот подпись главного бухгалтера не требуется. Кроме того, в отношении АО, акции которых допущены к организованным торгам, предусмотрены значительные требования к раскрытию в годовом отчете информации о соблюдении обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, а также:

    сведений о положении АО в отрасли;

    приоритетных направлениях деятельности АО;

    отчета совета директоров (наблюдательного совета) АО о результатах развития по приоритетным направлениям его деятельности;

    информации об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении;

    перспективах развития акционерного общества;

    отчета о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям АО;

    описания основных факторов риска, связанных с деятельностью АО;

    перечня совершенных в отчетном году крупных сделок АО (по закону и в соответствии с уставом АО) с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. В годовом отчете вместо перечня сделок может содержаться ссылка на страницу в интернете, на которой раскрыта данная информация;

    перечня совершенных АО в отчетном году сделок с заинтересованностью, для которых требовалось одобрение, с указанием по каждой сделке заинтересованных лиц, оснований признания их заинтересованными, существенных условий и органа, принявшего решение о ее одобрении. Этот перечень также может быть размещен на странице в интернете, а в годовом отчете можно будет указать лишь ссылку на эту страницу;

    а также сведений о совете директоров (и изменениях в его составе), о единоличном (или коллегиальном) исполнительном органе, о совершенных ими сделках по приобретению либо отчуждению акций управляемого АО, основных положений политики АО в области вознаграждения органам управления и сведений об их вознаграждении, а также сведений об утверждении годового отчета общим собранием акционеров или советом директоров, если этот вопрос отнесен к его компетенции, а также иной информации, предусмотренной уставом или внутренним документом акционерного общества (п. 70.3).

Как уже отмечалось, если акции АО допущены к организованным торгам, его годовой отчет должен включать в себя отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, содержащий:

    заявление совета директоров АО о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе, а если такие принципы не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме - с указанием данных принципов и кратким описанием того, в какой части они не соблюдаются;

    краткое описание наиболее существенных аспектов модели и практики корпоративного управления в АО;

    описание методологии, по которой проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных в Кодексе;

    объяснение ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств, которые должны носить конкретный характер, в силу которых акционерным обществом не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные в Кодексе;

    описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных;

    планируемые (предполагаемые) действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления с указанием сроков реализации таких действий и мероприятий.

Рекомендации по составлению отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления для включения его в годовой отчет АО в соответствии с требованиями Положения о раскрытии содержатся в письме Банка России от 17.02.2016 № ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления» (далее - Рекомендации). Акционерные общества, не являющиеся публичными, также могут использовать Рекомендации для подготовки разделов годового отчета, посвященных корпоративному управлению.

    заявление совета директоров о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления;

    информацию о принципах и рекомендациях Кодекса, которые не соблюдаются или соблюдаются им не в полном объеме, с описанием того, в какой части они не соблюдаются, с объяснением ключевых причин, факторов и обстоятельств, почему эти принципы не соблюдаются;

    описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются вместо рекомендованных Кодексом;

    планируемые действия и мероприятия по совершенствованию модели и практики корпоративного управления.

Форма отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления предусматривает включение в нее информации о соблюдении АО всех принципов, указанных в части «А» Кодекса корпоративного управления. Информация о соблюдении базовых принципов Кодекса корпоративного управления (принципы, перечисленные в Кодексе корпоративного управления под номерами, состоящими из двух цифр, например 1.2 или 2.3 и т. д.) не является предметом оценки и раскрытия в форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления. Раскрытие информации требуется в отношении принципов корпоративного управления второго уровня (перечислены в Кодексе под номерами, состоящими из трех цифр, например 1.2.3 или 2.3.1 и т. д.). В форме отчета о соблюдении принципов Кодекса корпоративного управления каждый принцип сопровождается критериями оценки его соблюдения, которые позволяют оценить его практическую реализацию акционерным обществом.

Раскрытие информации о корпоративном управлении в формате «соблюдай или объясняй» является важным элементом прозрачности деятельности АО, а также коммуникации между эмитентами, инвесторами и иными заинтересованными сторонами на финансовых рынках многих стран. Поэтому содержательные объяснения отклонений от рекомендуемой практики являются ключевым элементом этого механизма и важным инструментом для формирования отношений доверия на финансовом рынке.

В целях обеспечения надлежащего исполнения требований по раскрытию информации о причинах несоблюдения или соблюдения не в полном объеме принципов и ключевых рекомендаций Кодекса корпоративного управления акционерным обществам рекомендуется, чтобы каждое объяснение отклонения содержало следующие элементы:

    четкое указание положения Кодекса корпоративного управления, к которому относится объяснение;

    краткое описание контекста, обстоятельств деятельности АО или исторически сложившихся предпосылок, в связи с которыми общество не следует рекомендуемой практике;

    убедительные и понятные объяснения конкретных причин несоблюдения соответствующего положения Кодекса и обоснования решения, принятого акционерным обществом;

    описание используемых обществом мер, направленных на снижение возникающих дополнительных рисков;

    указание на то, является ли несоответствие положению Кодекса корпоративного управления ограниченным во времени и есть ли у АО намерение достигнуть соблюдения соответствующего положения в будущем.

Кодекс корпоративного управления задает ориентиры того, какую информацию следует включать в годовой отчет в части описания системы корпоративного управления:

    обзор системы корпоративного управления, включая требования регулирования, влияющие на структуру корпоративного управления;

    информацию об акционерах общества и взаимодействии с ними;

    состав совета директоров, включая биографические данные о его членах, сроке работы в совете директоров и статусе каждого члена совета, а также аналогичные данные в отношении исполнительных органов общества;

    обязанности и деятельность совета директоров АО в отчетном периоде;

    отчет о вознаграждениях;

    описание системы внутреннего контроля и управления рисками;

    отчет комитета по аудиту.

Ответственность за неисполнение требований Положения о раскрытии

Ответственность за нарушение требований Положения о раскрытии предусмотрена ст. 15.19 КоАП РФ с максимальными размерами штрафов для должностных лиц до 50 000 руб. и возможной дисквалификацией до двух лет, и штрафов для юридических лиц в размере до 1 млн руб. Причем, как показывает складывающаяся судебная практика, эта норма работает, и регулятор действительно накладывает на АО серьезные штрафы (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 24.05.2016 № Ф04-1922/2016 по делу № А27-21932/2015, Московского округа от 07.10.2015 № Ф05-13744/2015 по делу № А40-32343/15).

Отметим в заключение, что несмотря на усложнение процедуры подготовки раскрытия информации эмитентами в связи с увеличением объема содержательной части отчетов, перечисленные в статье нововведения преследуют цель формирования надлежащих стандартов к составлению соответствующих разделов годовых отчетов публичных АО, отвечающих задачам предоставления всем заинтересованным лицам понятной, полной и структурированной информации о системе корпоративного управления, сложившейся в АО.

К сведению

После вступления в силу Положения о раскрытии Банк России письмом от 30.03.2015 № 06­52/2825 «О раскрытии в годовом отчете акционерного общества за 2014 год сведений о соблюдении положений Кодекса корпоративного управления» рекомендовал для отражения сведений о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления в годовых отчетах акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, за 2014 г. использовать форму, предложенную ЗАО «ФБ ММВБ». Представляется, что указанная форма может быть рекомендована к использованию и при подготовке годового отчета за 2015 г.

Кто обязан раскрывать информацию

Пунктами 5.1 и 6.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2002 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии информации), установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах и что требования Положения о раскрытии информации распространяются также на всех эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если такие ценные бумаги находятся в обращении.
Поясним некоторые моменты.
Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. проспект ценных бумаг регистрируется в случае:

  • открытой подписки;
  • закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.

Следовательно , все эмитенты, регистрировавшие проспект ценных бумаг , подпадают под действие Положения о раскрытии информации.
Во-вторых, Положение о раскрытии информации также устанавливает, что требования по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах распространяются на эмитентов, регистрировавших ранее проспекты эмиссии ценных бумаг. До принятия поправок от 28 декабря 2002 г. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливал, что эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии в следующих случаях:

  • при распределении акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении, если число учредителей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при распределении акций среди акционеров акционерного общества, если их число превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации акций в акции с большей (меньшей) номинальной стоимостью, решение об увеличении (уменьшении) номинальной стоимости которых принято акционерным обществом при увеличении (уменьшении) уставного капитала, конвертации в акции с иными правами акций, решение об изменении прав по которым принято акционерным обществом, а также при конвертации в акции акций, решение о консолидации которых принято акционерным обществом, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при размещении акций путем открытой подписки;
  • при размещении акций путем закрытой подписки на ценные бумаги, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) ценных бумаг превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  • при конвертации ценных бумаг реорганизованных коммерческих организаций в случае обмена на акции акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, на акции акционерного общества, созданного в результате реорганизации, долей участников реорганизованного товарищества или общества, паев членов реорганизованного кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие), приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, акций акционерного общества, созданного путем преобразования в акционерное общество работников (народное предприятие), если число приобретателей ценных бумаг одного выпуска превышает 500 и (или) номинальная стоимость ценных бумаг одного выпуска (объем эмиссии) превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Следовательно , все эмитенты, когда-либо после 22 апреля 1996 г. (дата вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг») регистрировавшие проспект эмиссии по любым основаниям, попадают под действие Положения о раскрытии информации. Это могут быть в том числе и ОАО или ЗАО с одним-двумя акционерами, которые регистрировали проспект эмиссии исключительно из-за превышения номинальным объемом эмиссии 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
В случае если у организации не было ни одного выпуска ценных бумаг после 22 апреля 1996 г., сопровождавшегося регистрацией проспекта (проспекта эмиссии), обязанность раскрытия информации в форме существенных фактов и ежеквартальных отчетов может возникнуть в случае публичного обращения ценных бумаг эмитента, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» запрещается предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
Кто может не отчитываться
Отметим, что ранее в соответствии с п. 14 разд. 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа Президента РФ № 721 в настоящее время наличие у эмитента плана приватизации не является основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета.
Также в случае если эмитент не осуществлял ни одной эмиссии ценных бумаг, которая сопровождалась бы регистрацией проспекта эмиссии после вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но при регистрации выпуска до 22 апреля 1996 г. им готовился документ с названием «Проспект эмиссии», необходимости раскрывать информацию в виде квартальных отчетов и сообщений о существенных фактах нет.
Очень часто эмитенты задают вопрос, - можно ли не раскрывать информацию, если в акционерном обществе один акционер, проспект эмиссии регистрировался в 1997, 1998, 1999 гг., поскольку номинал эмиссии превышал 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, но акции в обращении не находятся?
В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценные бумаги находятся в обращении, если существует возможность совершения с их участием гражданско-правовых сделок, то есть под нахождением в обращении подразумевается, что ценные бумаги выпуска не погашены (не аннулированы). Ценные бумаги, которые в силу действия некоторых законов РФ либо устава эмитента, а также в силу особенностей организационно-правовой формы эмитента (пример - закрытое акционерное общество), имеют определенные ограничения, связанные с их вторичным обращением, тем не менее будут считаться находящимися в обращении до того момента, пока они не будут погашены либо аннулированы.
Тем компаниям, которые состоят из одного-двух акционеров и не собираются в ближайшем будущем заимствовать средства на рынке ценных бумаг, но в силу наличия проспекта эмиссии ценных бумаг обязаны раскрывать о себе информацию, можно посоветовать провести дробление либо консолидацию выпусков ценных бумаг, в отношении которых ранее регистрировался проспект эмиссии, поскольку в соответствии с пп. 5.3 и 6.1.3 Положения о раскрытии информации в случае погашения всех ценных бумаг выпуска, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, за исключением погашения путем конвертации ценных бумаг одного вида, категории (типа) в ценные бумаги другого вида, категории (типа), обязанность по раскрытию информации в форме существенных фактов прекращается с даты, следующей за днем, когда было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска, а в форме ежеквартального отчета - после предоставления эмитентом в регистрирующий орган ежеквартального отчета в отношении квартала, в котором было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска.

Раскрытие информации в ходе эмиссии. Новые способы раскрытия информации

Раздел 2 Положения о раскрытии информации устанавливает порядок раскрытия информации в ходе эмиссии, в соответствии с которым в случае регистрации проспекта ценных бумаг на каждом этапе эмиссии эмитент обязан раскрывать информацию в форме соответствующих сообщений. Этапы эмиссии ценных бумаг:

  • этап принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • этап утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • этап размещения ценных бумаг;
  • этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Раскрытие информации в ходе эмиссии регламентируется также разд. 6 Положения о раскрытии информации, в соответствии с которым эмитент обязан раскрывать существенный факт с кодом 05 «Сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг» в случае:

  • принятия решения о размещении ценных бумаг;
  • государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  • признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;
  • государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Эмитент также обязан раскрывать существенный факт с кодом 11 «Сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг» в случае утверждения решения о выпуске ценных бумаг уполномоченным органом эмитента.
Из вышесказанного не следует необходимость дублирования раскрытия информации в ходе эмиссии. Требования к раскрытию в форме сообщений, установленные разд. 2 Положения о раскрытии информации, относятся в первую очередь к эмитентам, которые ранее, до принятия решения о размещении (первый этап эмиссии) не были обязаны осуществлять регулярное раскрытие информации в форме существенных фактов и не подпадали под требования п. 6.1.1 Положения о раскрытии информации.
В соответствующих подпунктах разд. 2 Положения о раскрытии информации специально оговаривается, что в случае если на дату, в которую необходимо осуществить раскрытие информации в форме сообщения об одном из этапов эмиссии, эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии, эмитент обязан раскрыть информацию в форме сообщения о существенном факте.
Здесь следует отметить, что не все сообщения, формируемые эмитентом в ходе эмиссии, имеют аналоги среди существенных фактов . Так, раскрытие информации на этапе размещения ценных бумаг проводится всеми без исключения эмитентами в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации также претерпел существенные изменения. Так, ранее раскрытие информации осуществлялось только путем опубликования информации в печатных СМИ и направления информации в регистрирующий орган. Новое Положение о раскрытии информации устанавливает дополнительные меры по раскрытию информации и видоизменяет старые.
Лента новостей
Наиболее оперативно, в течении одного дня, информация должна раскрываться в ленте новостей. Необходимость раскрытия информации в ленте новостей обусловлена требованиями п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации. Устанавливая необходимость раскрытия информации в ленте новостей и Интернете, ФКЦБ России использует свое законное право определять состав, порядок и сроки раскрытия информации, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ.
В соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 5 марта 2001 г. № 187-р в марте 2001 г. был проведен открытый конкурс на право участия в оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В соответствии с решением Конкурсной комиссии победителями в проведенном ФКЦБ России открытом конкурсе были признаны ЗАО «Интерфакс» и ЗАО «АК&М». Победители приобрели право на заключение договора с ФКЦБ России об оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, и статус Уполномоченных организаций по обработке и обеспечению публичного доступа к информации.
В соответствии с п. 1.4. Положения о раскрытии информации подавляющая часть эмитентов обязана осуществлять раскрытие информации в срок до 10.00 по московскому времени. Эмитент может раскрывать информацию до 10.00 по иному часовому поясу только при одновременном исполнении следующих условий:

  • эмиссионные ценные бумаги обращаются на организованных рынках;
  • эмиссионные ценные бумаги не обращаются на организаторах торговли, расположенных в московском часовом поясе.

В этом случае раскрытие происходит до 10.00 времени часового пояса того организатора торговли, на котором обращаются эмиссионные ценные бумаги эмитента.

Интернет
Также абсолютно новым для эмитентов является требование раскрытия информации в Интернете: для существенных фактов - в течение трех дней с момента его появления, а для ежеквартальных отчетов - не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала.
Положение о раскрытии информации (п. 1.6.) разрешает эмитенту использовать домен эмитента либо иной домен с указанием адреса страницы в сети Интернет в соответствующей отчетности для раскрытия информации в Интернете.
По международному соглашению, каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2–3 буквы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны . Так, например, если адрес сайта заканчивается на.ru, значит, сайт находится в домене России, .fr - Франции, .jp - Японии. Кроме того, существуют несколько доменов первого уровня, связанных не с географией, а с направленностью сайта. Например, .com для коммерческих, .org для некоммерческих, .edu для образовательных организаций. Домен первого уровня также называют зоной.
Домены второго уровня выдаются предприятиям и частным лицам в аренду, как правило, с ежегодной оплатой. В каждой зоне домены второго уровня выдает специально уполномоченная организация. В России этим занимается РосНИИРОС. Домен второго уровня, также как и любого другого, должен состоять из цифр и букв латинского алфавита.
Следовательно, под доменом эмитента можно понимать домен второго уровня, об аренде которого эмитентом существуют соответствующие подтверждающие документы.
Эмитент вправе использовать иной домен для размещения в Интернете информации в соответствии с Положением о раскрытии информации. Однако в этом случае эмитенту желательно иметь документы, подтверждающие наличие договорных отношений с арендатором домена второго уровня, предусматривающих возможность для эмитента размещать необходимую информацию на домене второго уровня, принадлежащего третьему лицу. Из этого следует невозможность использования бесплатных хостингов (boom.ru, narod.ru и других) в качестве страниц эмитента, поскольку у эмитента не будет возможности подтвердить документально отношения с арендатором домена второго уровня.
Средства массовой информации
Пункт 1.7 Положения о раскрытии информации устанавливает, что раскрытие в ходе эмиссии должно сопровождаться публикацией информации в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом:

  • не менее 10 тыс. экземпляров - в случаях эмиссии ценных бумаг, предусматривающей их размещение путем открытой подписки;
  • не менее 1 тыс. экземпляров - в иных случаях.

Также при опубликовании информации в периодическом печатном издании такая информация должна быть опубликована в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России».
Напомним, что в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитент обязан раскрывать информацию в ходе эмиссии в случае, если эмиссия сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. регистрируется в случае открытой подписки или закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.
Следовательно, под «иными случаями» в п. 1.7 предполагается размещение ценных бумаг по закрытой подписке среди свыше чем 500 приобретателей, а также случай, когда проспект регистрируется по усмотрению самого эмитента, то есть если эмитент, хотя и не обязан, тем не менее регистрирует проспект ценных бумаг по своей инициативе.
Отметим, что норма постановления, регламентирующая раскрытие информации в периодическом печатном издании в ходе эмиссии, отличается от нормы, регламентирующей публикацию в периодическом печатном издании сообщений о существенных фактах - в соответствии с п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации, сообщение о существенном факте должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Необходимость обязательной публикации существенного факта в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» прямо следует из п. 1.7. Положения. В случае если существенный факт не относится к процедуре эмиссии, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, публикация в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» может в отдельных случаях считаться выполнением требования по публикации в периодическом печатном издании, доступном для большинства владельцев ценных бумаг, с учетом того, что тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России» составляет 1000 экземпляров.
Следовательно, необходимость обязательной публикации существенного факта в ином, помимо «Приложения к Вестнику ФКЦБ России», периодическом печатном издании будет возникать у эмитента в случаях, когда:

    • сообщение о существенном факте связано с эмиссией ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг;
    • большинство акционеров не имеют доступа к «Приложению к Вестнику ФКЦБ России»;
    • количество акционеров общества превышает тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России».

Д. Оленьков, зам. генерального директора «Интерфакс-АКИ»

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Понятие и необходимость раскрытия информации эмитентами

Успешное управление развитием бизнеса в современных условиях практически невозможно без предоставления его экономическим агентам полной и всесторонней информации о финансово-экономическом положении эмитента. Нужно отметить, что чем выше качество предоставленной информации и выше информационная прозрачность, тем больше у инвестора доверия к эмитенту. Особенно это важно в периоды экономической нестабильности, которые сегодня возникают повсеместно.

Рынок ценных бумаг сегодня фактически является рынком информации. На нем практически все решения принимаются инвесторами на основе доступной информации с учетом индивидуальных уровней рисковых предпочтений. Нехватка нужной информации ведет к нарушению механизмов рыночной конкуренции, падению уровня инвестиционной привлекательности рынка.

Определение 1

Раскрытие информации в общем виде представляет собой обеспечение доступа к ней для всех заинтересованных лиц независимо от целей для которых получается данная информация. На рынке ценных бумаг общедоступной признается та информация, которая не требует привилегий для доступа к ней либо законодательно подлежащая раскрытию.

Процедура раскрытия информации

Обязательное раскрытие эмитентом информации касающейся выпуска ценных бумаг проводится на следующих этапах процедуры выпуска (дополнительной эмиссии) ценных бумаг:

  • при государственной регистрации выпуска или дополнительной эмиссии ценных бумаг, а также при присвоении такому выпуску идентификационного номера;
  • на стадии размещения ценных бумаг;
  • при осуществлении государственной регистрации отчета по итогам выпуска ценных бумаг.

Эмитент, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обязан публиковать информацию в таком информационном ресурсе, который обновляется в режиме реального времени. Ресурс должен быть предоставлен информационным агентством, которое уполномочено на проведение раскрытия информации о ценных бумагах или о прочих финансовых инструментах. Банк России аккредитовал на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и о прочих финансовых инструментах на сегодняшний день пять информационных агентств:

  • Агенство по защите информационных прав инвесторов (АЗИПИ)
  • Информационное агентство "Интерфакс" (Центр раскрытия корпоративной информации)
  • Информационное агентство AK&M
  • Агентство "ПРАЙМ-ТАСС"
  • Сайт раскрытия информации СКРИН

Согласно законодательству эмитент обязан при публикации информации в Интернете обеспечить полный свободный доступ к этой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц с опубликованной информацией. Эмитент имеет право использовать свой сайт либо другой сайт в сети Интернет.

С 1 февраля 2017 года появилось требование о том, что подлежащая раскрытию информация о ценных бумагах, публикуемая на сайтах информационных агентств, должна иметь квалифицированную электронную подпись. Данная подпись должна содержать в своей структуре специальные OID. Выдавать их для эмитентов ценных бумаг уполномочены удостоверяющие центры, которые авторизированы в указанных выше информационных агентствах.

Формы раскрытия информации

Формы раскрытия информации эмитентами могут иметь вид:

  • годового отчета;
  • бухгалтерской отчетности (годовой или квартальной);
  • списка аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • решения или отчёт о выпуске ценных бумаг;
  • проспекта ценных бумаг;
  • информации о сведениях, оказывающих непосредственное влияние на уровень стоимости ценных бумаг;
  • иного документа, предусмотренного законодательством РФ

Замечание 1

Анализируя указанные формы важно отметить, что эмитент кроме консолидированной финансовой отчетности, обязан сообщать информацию о наличии существенных фактов, которые влияют на обязательства по выпущенным им ценным бумагам.