Принципы построения доходной части государственного бюджета. Государственный бюджет Обязательный безвозмездный платеж формирующий доходную часть бюджета

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

1. За счет чего формируется доходная часть бюджета Российской Федерации? Приведите иллюстрации из официальных источ­ников.

Доходы федерального бюджета формируются за счет:

1) федеральных налогов, сборов и неналоговых доходов – в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) иных неналоговых доходов в соответствии с нормативами отчислений;

3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам).

Бюджет Российской Федерации на 2016 год.

2. Охарактеризуйте роль и значение налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней. Приведите со­ответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

Налоги играют важнейшую роль в формировании доходной части бюджета, так выполнение ФЦП осуществляется за счет доходной части бюджета. Затраты в течении года по бюджету рассчитывается за счет доходов всех уровней бюджетной системы РФ. Но ожидание доходов за счет налогов всегда выше, чем по фактическому анализу поступлений обязательных платежей, установленных НК РФ и БК РФ. Так на Форуме «Территория смыслов на Клязьме» был заместитель руководителя Налоговой службы РФ, который сказал о том, что в течении первой половины 2015г. было скрыто около 30% доходов РФ, что свидетельствует о снижении от плана всех обязательных платежей всех уровней.

3. Почему льготы по налогообложению, имеющие стимулирующее значение, часто приводят к негативным результатам? Приве­дите соответствующие примеры из средств массовой информа­ции.

Так предприятия открывающиеся с нуля существуют в течении налогового льготного периода без всех обязательных платежей производства. В дальнейшем закрываются и начинают по новой, продолжая этот кругооборот.

4. Как Вы считаете, необходимо ли снижение налога на добав­ленную стоимость в ближайшие годы? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации.



Я считаю, что не нужно снижение в принципе по налоговой системе и ее более ужесточить. Сделать налогообложения прогрессивным, но оставить льготы и другие преференции в зависимости от положения в обществе (молодая семья, многодетная семья, выходец из детдома, человек с ограниченными возможностями и др.)

5. Какие пути Вы видите в оптимизации поступлений в феде­ральный бюджет платежей за пользование природными ресур­сами? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации.

По сути дела, пользование природными ресурсами идет на снижение и идет внедрение прогрессивного использования новых технологий на все виды энергетики, что свидетельствует, в данной ситуации, о снижении прибили в бюджет.

6. Каково Ваше мнение о роли неналоговых доходов бюджета? Ка­кие Вы видите способы увеличения неналоговых поступлений в бюджет (если Вы считаете необходимым их увеличение)? При­ведите соответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

На данный момент неналоговые доходы бюджета не имеет эффективной роли. Так должно быть об увеличении привлекательности государственного имущества на использование в аренду или продажи его и мн. др.

7. Какие пути Вы видите в оптимизации поступлений в феде­ральный бюджет доходов от использования имущества, нахо­дящегося в государственной собственности? Ответ проиллю­стрируйте соответствующими цитатами из официальных ис­точников и примерами из средств массовой информации.

Эффективность доходов от использования данного имущества набирает оборот и возможность реализации возможностей стоит в первую очередь перед НКО и активных граждан и задача государства показать предпринимателям, что имущество государства или муниципалитета эффективно для реализации всех секторов экономики.

8. Какие функции выполняют различные уровни власти при рас­ходовании бюджетных средств? Приведите соответствующие цитаты из официальных источников и примеры из средств мас­совой информации.

Реализация ФЦП и развитие СЭР, так это показывает различные Форумы, Конгрессы, конкурсы и др. мероприятия всех уровней различного значения проведения от местного до международного.

9. Каковы современные приоритеты Российской Федерации в об­ласти бюджетных расходов? Приведите соответствующие ци­таты из официальных источников и примеры из средств массо­вой информации.

Расходы бюджета приоритетны в первую очередь для Федеральных целевых программ. В каждой программе прописаны направления политики государства. Так в программе «За качественное образование» стоят цели изменение проверки выпускников 9-х и 11-х классов, изменение структуры Высшей школы и задачи приоритетных профессий страны, отделение подпрограммы талантливой молодежи в отдельную ФЦП для молодежи.

10. Что представляют собой расходы на государственное и муни­ципальное управление?

Государственные и муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного значения.

11. В каких случаях, с Вашей точки зрения, целесообразнее пла­нировать дефицит бюджета, а в каких случаях лучше, чтобы бюджет был с профицитом? Приведите соответствующие цита­ты из официальных источников и примеры из средств массовой информации.

Вообще государство старается в кризисное время пытается делать бюджет сбалансированным, но на самом деле он дефицитный, но основные социальные программы остались на прежнем уровне. Если честно, бюджет должен быть в кризис должен быть дефицитным, стремящимся к стабилизирующему, а бюджет профицитным должен быть основным обязательным документом в хорошее экономическое время и от террористических угроз, либо быть неофициальным стратегическим документом для достижения норм всех программ государства.

12. Охарактеризуйте различные способы финансирования дефи­цита государственного бюджета Ответ проиллюстрируйте со­ответствующими примерами из средств массовой информации.

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

13. Куда должен, с Вашей точки зрения, направляться бюджетный излишек? Ответ проиллюстрируйте соответствующими цита­тами из официальных источников и примерами из средств мас­совой информации.

В развитие программ – образование, медицина, наука, молодежная политика. От этих 4 программ стоит развитие государства, основным направлением является молодежная политика и патриотическое воспитание детей и молодежи, т.к. от нас уже через 10 лет будет зависеть развитие Родины, работать будем мы во всех сторонах политики государства.

14. Какую политику в области управления государственным дол­гом Вы считаете оптимальной для Российской Федерации? От­вет проиллюстрируйте соответствующими цитатами из офици­альных источников и примерами из средств массовой инфор­мации.

Финансовая политика государства является самым оптимальным для ведения управления государственным долгом, обязательным для выполнения во внешней политики и внутренними обязательствами.

15. Проанализируйте структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, представленную в таблице и дополните данными за последние годы.

Виды доходов
Всего доходов (млрд.руб.) 1253,9 1470,7 2301,2 3448,8 4321,4 5429,9 8579,6 10625,8 13250,7 16003,4 13599,7 16031,9 20855,4 23435,1 24082,4 26766,1
Налоговые доходы (млрд.руб.) 1002,6 1298,1 1871,9 2616,2 3221,9 4942,1 6434,8 7742,7 9975,5 11866,7 15202,5 17410,8 17986,1 19661,7
Доля налоговых доходов (%) 79,9 88,3 81,3 75,8 74,5 91% 75% 72,9% 76,3% 73% 73,4% 74,1% 72,9% 74,3% 74,7% 73,5%

За данный период доходы возрастают, но есть снижение в 2009 году, это свидетельствует о последствиях мирового кризиса

16. Проведите анализ доли федерального бюджета (в %) в основных видах расходов консолидированного бюджета Российской Фе­дерации по данным таблицы, дополнив эту таблицу данными за последние годы.

Основные виды расходов
Всего расходов, в том числе 53,5
Государственное управление и местное самоуправление
Судебная власть
Международная деятельность
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
Промышленность, энергетика и строительство
Сельское хозяйство и рыболовство
Жилищно-коммунальное хозяйство
Образование
Здравоохранение и физическая культура
Социальная политика
Обслуживание государственного и муниципального долга
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Расходы на проведение военной реформы

17. Проанализируйте динамику изменения доли налога на прибыль предприятий и организаций в доходах бюджетной системы Рос­сийской Федерации (в %), дополнив таблицу данными за по­следние годы.

Динамика изменения доли налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации

Годы Доля налога на прибыль Доля налога на прибыль
в доходах федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета
19,6 37,2
23,6 36,4
13,3 28,5
15,2 26,2
13,6 26,4
16,9 37,1
11,8 32,9
7,4 24,9

16. Проанализируйте динамику и структуру долга Российской Фе­дерации (на конец года в % к валовому внутреннему продукту), дополнив таблицу данными за последние годы.

Годы Всего Внутренний долг Внешний долг
49,5 29,7 19,8
146,4 118,6 27,8
101,9 89,7 12,1
61,3 53,7 7,6
49,1 43,2 5,9
44,8 37,9 6,9
39,6 33,3 6,3

17. Дополните таблицу данными за последние годы и определите, какие изменения произошли в сбалансированности консолидированных бюджетов

Доходы - всего:
млрд.руб. 4138,7 5427,3
в процентах к ВВП 31,4 32,3
млрд.руб. 2586,2 3426,3
в процентах к ВВП 19,6 20,4
Расходы - всего:
млрд.руб. 3964,9 4665,4
в процентах к ВВП 30,0 27,8
в том числе федерального бюджета:
млрд.руб. 2358,6 2695,6
в процентах к ВВП 17,9 16,1
Профицит (+), дефицит (-) - всего
млрд.руб. 173,8 761,9
в процентах к ВВП 1,3 4,5
в том числе федерального бюджета:
млрд.руб. 227,6 730,7
в процентах к ВВП 1,7 4,4

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос.власти.

Структура доходной части бюджета:

1. Налоговые доходы (налоги и сборы, пени и штрафы по налогам);

2. Неналоговые доходы (доходы от использования, продажи гос. имущества, платные услуги бюджетных учреждений, штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда, причиненного РФ, средства самообложения граждан);

3. Безвозмездные поступления (дотации, субсидии из других бюджетов БС РФ, субвенции из фед.бюджета, межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от ФЛ и ЮЛ, добровольные пожертвования).

Виды фин.помощи:

1) Дотации – финансовая помощь другого уровня БС на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

2) Субсидии – долевое финансирование целевых расходов, предоставляемое бюджету другого уровня БС, ФЛицу или ЮЛицу.

3) Трансферт – перевод денежных средств из фед. бюджета в бюджеты субъектов.

4) Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

26.Расходная часть бюджета: структура, соотношение доходной и расходной частей бюджета

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на фин.обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:

1. Государственные услуги

2. Социальное обеспечение

3. Инвестиции в хоз. субъекты

4. Субсидии для хоз.субъектов

5. Межбюджетные трансферты

6.Международные платежи

7. Обслуживание гос.долга

8. Исполнение судебных актов

Функциональное деление расходов бюджета:

общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура; здравоохранение, спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета.

27. Государственный кредит: сущность, назначение, виды, инструменты.

Государственный кредит – урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит , т.е. взаймы, денег от ЮЛ , ФЛ , а также других государств на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности и добровольности.

Принципы кредитования:

возвратность; срочность; платность; обеспеченность (гарантированность); добровольность; целевое назначение; дифференцированность.

Денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы ; могут быть использованы для:

Покрытия бюджетного дефицита;

Как планируемый бюджетный ресурс;

Ресурс для пополнения внебюджетных фондов;

Инвестиционный ресурс.

Виды государственного долга:

Конверсия долга – перевод более обременительного долга в менее обременительный (например, конверсия внешнего долга во внутренний)

Финансовые инструменты гос.долга:

Государственные облигации – долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени государства.

–краткосрочные до 1 года,

–среднесрочные до 3-5 лет (в международной практике до 10 лет)

–долгосрочные свыше 5 лет (могут быть 10-30 лет).

Чем длиннее срок погашения, тем доходней облигация для инвесторов.

По сфере обращения различают облигации внутреннего займа и облигации внешнего займа.

Инструменты внешнего долга:

Займы у мировых кредитно-фин. организаций (Парижский клуб, Всемирный банк, МВФ).

Выпуск облигаций внешнего займа:

1)ЕВРОБОНД (еврооблигация) – долгосроч. купонная облигация, выпущенная в ин. валюте.

2) Казначейские векселя – гос. краткоср. ценные бумаги 3,6,12 мес. обращения. Размещаются с дисконтом на аукционных торгах.

Инструменты внутреннего долга:

ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом (на 4-5 лет).

ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (от 1 до 30 лет, выплаты 1-2 раза в год, номинал 1000 руб.)

ОФЗ-ФК – облигации внутреннего займа с фиксированным купонным доходом (срок обращения более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год, номинал 10 или 1000 руб.).

ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

ГСО – государственные сберегательные облигации (для пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов).

ГКО – государственные краткосрочные облигации бескупонные, размещаются с дисконтом, выкупаются по номиналу. Фактически рынок ГКО уже не функционирует.

Бюджетная система Кыргызской Республики представлена бюджетом 7 областей, г. Бишкек, районными бюджетами, бюджетами городов, поселков и аильными бюджетами.

Несмотря на целую систему бюджетных звеньев каждый бюджет самостоятелен.

Основным источником составляющей доходной части Государственного бюджета являются налоги. Налог - это обязательный сбор, взимаемый государством с хозяйствующих субъектов и граждан в порядке и на условиях, установленных Законодательными актами. Законный легальный характер платежей, хозяйственная самостоятельность -родовые признаки налоговой системы.

Налоги классифицируются по 5 признакам:

По объекту обложения и взаимоотношений плательщика и государства.

  • а) Прямые (налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, подоходный налог).
  • б) Косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, таможенная пошлина)

По признаку использования:

  • а) Общие (поступление в бюджет)
  • б) Специальный (налог на транспорт, налог на приобретение транспортных средств используется для формирования дорожного фонда).

В зависимости от органа взывающего налоги:

  • а) Государственные налоги
  • б) Местные налоги и сборы

По экономическому признаку:

  • а) Налог на доходы (налоги, получаемые плательщиком от любого объекта обложения)
  • б) Налоги на потребление (налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров).

По степени оценки объекта обложения:

  • а) Реальные (земельный, на имущество)
  • б) Личные (налог на прибыль, подоходный налог).

Налоговая система Кыргызской Республики включает совокупность платежей, сборов, пошлин, правовые нормы и органы налоговой службы.

Налоговая политика и переход к рыночной экономике требует соответствие налоговой системы. Закон о налоговой системе в Кыргызской Республике предусматривает общегосударственные налоги и местные налоги и сборы. Четкое разграничение является гарантией стабильности доходной базы местных бюджетов и обеспечение за счет этого их роста.

Под налогами, сборами и пошлинами понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в бюджетную систему в размерах и сроки, установленные Законом Кыргызской Республики. Распределение средств, поступающих в виде налогов, сборов и пошлин по уровням бюджетов определяется Законом "О бюджетной системе в КР".

I.Общегосударственные налоги:

Налог на добавленную стоимость

Акцизный налог

Налог на прибыль с юридических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Налог за пользование недрами

Налог с продаж

II.Местные налоги и сборы:

  • 1. Земельный налог
  • 2. Налог на имущество

III.Специальные налоговые режимы:

  • 1. Налог на основе обязательного патента
  • 2. Налог на основе добровольного патента
  • 3. Упрощенная система налогообложения на основе единого налога
  • 4. Налоги на основе налогового контракта
  • 5. Налоговый режим в свободных экономических зонах
  • 6. Налог на специальные средства.

В ходе подготовки Налогового Кодекса КР были определены следующие принципы: Налоговый Кодекс Кыргызской Республики статья 5.

  • 1. Принцип законности налогообложения
  • 2. Принцип обязательности налогообложения
  • 3. Принцип единства налоговой системы
  • 4. Принцип гласности налогового законодательства КР
  • 5. Принцип справедливости налогообложения
  • 6. Принцип презумпции добросовестности
  • 7. Принцип презумпции правомерности
  • 8. Принцип определенности налогообложения.

Легко видеть, что современные принципы налогообложения должны предусматривать еще, по крайней мере, три пункта:

Во-первых, налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли.

Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшить.

В-третьих, налогообложение не должно приводить к сложению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований диктуемых ими трудносовместимы, противоречивы.

В этом наряду с политической и экономической нестабильностью, характерной для Кыргызстана, состоит причина неустойчивости налогового законодательства Кыргызской Республики, изменения и вида налогов и налоговых ставок.

Впрочем, динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства и социально-политического курса в целом.

Так, что колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения. К тому же следует иметь в виду, что на долю налогов приходится 80-90% поступлений в государственный бюджет, поэтому любое крупное регулирование бюджета, связанное, прежде всего с возникновением, усилением или ослаблением бюджетного дефицита, не может коснуться налогов.

Анализ исполнения доходной части государственного бюджета показал, что основной причиной недопоступления доходов явились глубокий экономический кризис, спад производства во всех отраслях экономики, неотрегулированная система взаиморасчетов и платежей между предприятиями как внутри республики, так и за её пределами.

Стремительный рост цен на сырье, энергоносители и другие ресурсы привели к удорожанию стоимости выпускаемой продукции, снизилась покупательская способность потребителей. Это привело к перепроизводству, сверхнормативным запасам готовой продукции, что вынуждает предприятия осуществлять бартерные операции.

Не используются возможности предприятий, выпускающих подакцизные товары, которые могут обеспечить большую часть налоговых поступлений.

Основными принципами недопоступления налогов в бюджет являются взаимные платежи, наличие значительного количества убыточных предприятий (около 45%), низкий доход населения, а также сокрытие доходов от налогообложения.

В современных условиях отсутствия экономических и производственных связей не оказывает поддержки производственным предприятиям, работающим на местном сырье, использующим местные ресурсы.

Недостаточен контроль и спрос за целевое использование, своевременный и полный возврат выданных кредитов за счет бюджета возвращение и возмещение нанесенного ущерба.

К большим потерям бюджета приводит существующая практика предоставления налоговых и таможенных льгот отдельным плательщикам.

Недостатки, имеющиеся при проведении приватизации государственной доли собственности в акционерных предприятиях приводит к отсутствию реального учета доходов, получаемых от государственного имущества, неуправляемости этими доходами.

Доходная база местного бюджета пополняется в основном за счет закрепленных доходов Вести г.Бишкек, №4, 2000г. -Сводка.

Невыполнение предприятиями своих обязательств перед бюджетом приводит к задолженности перед бюджетным учреждениями по выплате заработной платы и социальным выплатам.

Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами -- одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поскольку само государство -- учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное .

Под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов .

Доходы государственного бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и действующим законодательством в государственный бюджет .

Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Те не менее, в структуре государственных доходов доходы бюджета имеют решающее значение.

Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая подлежит централизации в бюджеты различных уровней. В бюджете содержится основная часть государственных финансовых ресурсов, принимающих форму доходов бюджета.

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определённых принципах :

Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данный принцип реализуется путём законодательного закрепления за каждым органом. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита.

Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство и т.д.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закреплённых на постоянной основе.

Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Базируется на чётком разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закреплёнными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объёме, достаточном для их покрытия.

Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.

Доходы государственного бюджета формируются за счёт:

Налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

Неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

Доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений . Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы -- 7 %, доходы целевых бюджетных фондов -- 9 %.

Налоговые и неналоговые доходы

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки. Исторически возникновение относится к периоду разделения

Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91г. с последующими изменениями и дополнениями налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц и др. Косвенные налоги отличаются простотой взимания и включают: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Налоговые доходы включают в себя :

1. налоги на прибыль;

2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3. налог с продаж;

4. налоги на совокупный доход;

5. налоги на имущество;

6. налог на операции с ценными бумагами;

7. платежи за пользование природными ресурсами;

8. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

Неналоговые же доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся :

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.);

4. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов)

По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:

1. нерезидентов;

2. других бюджетов бюджетной системы;

3. государственных внебюджетных фондов;

4. государственных организаций;

5. наднациональных организаций;

6. прочее.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др.

Доходы региональных и местных бюджетов

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации .

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

Налог на имущество предприятий;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

Проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

Обеспечение реализации региональных целевых программ;

Формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

А также средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты (от 30% до 60%). Существенную роль в создании стабильной финансовой базы муниципальных образований играют неналоговые доходы. Существенную роль в доходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательской деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг должен предоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местных бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от НДС, от акцизов, от налога на прибыль (доход) предприятий, от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Федеральный бюджет РФ формируется за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, от налогов на товары реализуемые на территории РФ, налоги и сборы, налоги на товары ввозимые на территорию РФ, доходы от использования имущества и т.д. Поэтому из года в год, правительство РФ утверждает законом о доходах в федеральный бюджет, а потом уже будет фактическое исполнение бюджета по состоянию за определенный будущий период.

Динамика доходов федерального бюджета РФ (2010-2014 гг.) представлена на рис. 1. , , , ,

Рис. 1.

График демонстрирует рост доходов федерального бюджета в период с 2010-2014 года, но уже в 2014 году, доход значительного отличается от предшествующих, хотя должен быть выше по утвержденному закону на 13,570,5 млрд. руб., чем в 2014 году.

С 2010 по 2011 год, доход увеличился на 136,8%, с 2011 по 2012 год прирост составил 113%, а уже с 2012 на 2013 год составляет 101,2%. Как мы видим прирост с каждым последующим годом все выше, но вот в период с 2013 по 2014 доходы резко низко упали почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а это на 54,6%.

Такой низкий показатель, в первую очередь может быть обусловлен низкими доходами от внешнеэкономической деятельности, так же из-за ограниченного товара ввозимые на территорию РФ и прочее.

Структура доходов федерального бюджета РФ в 2010-2014 гг. представлена в Приложении 1.

Структура дохода федерального бюджета за период 2010-2013 года остается не изменой. Основная доля дохода федерального бюджет составляет доходы от внешнеэкономической деятельности и налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами. За прошедшие 4 года отмечается незначительный рост дохода в секторе налоги на товары, реализуемые на территории Российской Федерации.

Структура бюджета осталась прежней по доходности по секторам за 2014 год. Однако наполняемость бюджета снизилась в общей сложности в 2 раза, в том числе снизились доходы от внешнеэкономической деятельности на 40%, так же снизились налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами на 32%, и налоги на товары реализуемые на территории Российской Федерации снизились на 32%.

Налоговые доходы составляют 94-95% общих доходов федерального бюджета и соответственно именно их динамика является определяющей.

Прогнозируемые изменения в структуре налоговых доходов представлены в табл. 1.

Таблица 1 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2011-2015 гг. (% к итогу)

Согласно Проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» , как видно из представленной таблицы 1, бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2012 г. до 36,2% в 2015 г. и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г. Это обусловлено, прежде всего, снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, прогнозируемым снижением цены на нефть марки «Юралс» и соответственно уменьшением объемов вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, установлением льготных ставок вывозных таможенных пошлин для месторождений сверхвязкой нефти и на нефть Приразломного месторождения, снижением средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением России в ВТО. На фоне прогнозируемого снижения цен на нефть доля НДПИ также будет постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6% в 2015 г. Бюджетными проектировками предусмотрено некоторое увеличение доли налога на прибыль с 3,2 до 3,8%.