Порядок предоставления жилья военнослужащим в случае увольнения. Ведомственная жилплощадь - временное жильё Выделение жилья военнослужащим

Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации жилые помещения распределяются военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, согласно очередности.

Очередность военнослужащих при распределения жилья определяется по следующим критериям:

Дата постановки военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях;

Избранное место жительства;

Состав семьи;

Общая продолжительность военной службы.

При этом каждый последующий критерий применяется в том случае, если полностью совпадают предыдущие. Распределение жилых помещений военнослужащим согласно указанным критериям производится
в автоматизированном режиме.

Пример 1.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства –г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек.

Иванов И.И. признан нуждающимся 8 июня 2009 г., избранное место жительства –г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек.


Петрову П.П., а затем – военнослужащему Иванову И.И.

Пример 2.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек, общая продолжительность военной службы – 15 лет.

Иванов И.И. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, состав семьи – 1 человек, общая продолжительность военной службы– 25 лет.

Жилое помещение будет распределено сначала военнослужащему
Иванову И.И., а затем – военнослужащему Петрову П.П.

Пример 3.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая выслуга – 15 лет, состав семьи – 2 человека.

Иванов И.И. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая выслуга – 15 лет, состав семьи – 4 человека.

В данном случае жилое помещение в первую очередь будет распределено тому военнослужащему, для которого имеется жилое помещение подходящей площади среди полученного на данный момент Минобороны России жилья.

Также следует иметь в виду, что Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» определены категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди:

1) граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы
в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;

4) члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Пример 4.

Петров П.П. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая продолжительность военной службы – 20 лет, состав семьи – 3 человека (он, жена и сын).

Иванов И.И. признан нуждающимся 1 марта 2008 г., избранное место жительства – г. Подольск Московской области, общая продолжительность военной службы – 15 лет, погиб в период прохождения военной службы, состав семьи – 3 человека (вдова и два сына).

Жилое помещение будет в первую очередь распределено вдове военнослужащего Иванова И.И.

Обыденность военнослужащих заключается в частых переездах из одной воинской части в другую. Как правило, располагаются эти части в разных регионах областей, республик, государства в целом

И самым главным вопросом, волнующим военнослужащего становится вопрос обеспечения жильем. Все военнослужащие, которые не имеют в месте прохождения воинской службы постоянного жилья, обязаны обеспечиваться в течении трех месяцев служебным жильем. Если же говорить о праве военнослужащих на получение постоянного жилья в собственность, в месте прохождения службы то можно выделить следующие аспекты данного процесса. В случае, когда военнослужащий признается нуждающимся в постоянном жилом помещении, по достижении им общей продолжительности военной службы сроком в 20 лет.

Также постоянное жилье предоставляется военнослужащим, достигнувшим предельного возраста пребывания ими на службе, также в зависимости от их состояния здоровья, в случае возникновения различных организационно-штатных мероприятий, но непрерывный срок службы их при этом должен быть не менее 10 лет. Получение необходимой субсидии является чисто добровольным делом каждого военнослужащего. Для подачи заявления о предоставлении жилого помещения, подается рапорт командиру воинской части, с соответствующим набором определенного комплекта документов.

Жилье военнослужащим предоставляется, согласно вынесенного решения комиссии решающей подобные вопросы. В заключении военнослужащий становится в очередь на получение жилья, и дожидается этого момента, на протяжении определенного промежутка времени. В некоторых ситуациях военнослужащий может быть снят с учета, также в связи с возникновением ряда причин. Одной из таких причин является самостоятельное решение проблемы с жильем. На практике нередко возникают ситуации, в которых военнослужащий не допускается к постановке в очередь на получение жилья по чисто формальным причинам.

При этом также существуют определенные нормы жилой площади, которые отводятся на одного человека, в которые включены все условия, необходимые для полноценного проживания как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Определяется также и норматив стоимости одного квадратного метра жилой площади, установленный для военнослужащих, который утвержден законодательством, в случае превышения которого нужно будет доплачивать из своего собственного кармана.

● ● ● ● ●

Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих”.

На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями следующие категории военнослужащих:

  • военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.

Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не вправе претендовать на получение служебных квартир от Министерства обороны Российской Федерации:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;
  • курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);
  • граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);
  • военнослужащие — иностранные граждане (они на весь срок военной службы размещаются в общежитиях);
  • военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;
  • военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступившие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы (они вправе претендовать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет).

Порядок и сроки предоставления военнослужащим служебного жилья. Государство гарантирует военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление служебных жилых помещений не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.
Договор найма жилого помещения, в том числе и служебного, заключается на следующие сроки:

  • для военнослужащих — граждан Российской Федерации — на срок действия контракта о прохождении военной службы;
  • для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, — до окончания военной службы по призыву.

Договор прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, а для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, — при их увольнении с военной службы по призыву.
Договор найма служебного жилого помещения досрочно расторгается в следующих случаях:

  • досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
  • обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениям для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например: по соглашению сторон; по инициативе военнослужащего; по инициативе командования (только в судебном порядке — ч. 3 ст. 101 ЖК РФ).

В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
При досрочном расторжении или прекращении жилищного договора кадровый орган воинской части производит об этом соответствующую запись в обоих экземплярах с указанием даты и причины расторжения договора. Подпись начальника кадрового органа воинской части заверяется гербовой печатью воинской части. В случае возникновения вопросов рекомендуем обратится к юристу по жилищным вопросам.

РООИ "РУСИЧИ-ЦЕНТР" Правовой раздел



Количество просмотров:

Ответ от 13.09.2013 23:33

Уважаемая Аля, В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения отнесены к объектам специализированного жилищного фонда. Служебные жилые помещения предназначены для проживания отдельных (указанных в законах и иных нормативных актах) категорий граждан в связи с характером их трудовых отношений, прохождением службы, назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих".
На первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования). При этом указанное жилье предоставляется и совместно проживающим с военнослужащими членам их семей. Лишь по истечении первых пяти лет военной службы указанные военнослужащие имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в случаях получения служебного жилого помещения по установленным нормам военнослужащие, относящиеся к рассматриваемой категории, должны сниматься с учета нуждающихся в получении жилых помещений. В последние годы эти нормы устанавливались самостоятельно субъектами Российской Федерации и составляли в среднем от 9 до 12 кв. м жилой площади.
В проекте нового Жилищного кодекса Российской Федерации предполагалось установить на федеральном уровне" минимальный размер нормы предоставления жилого помещения не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Заметим, что такого рода предложение даже было принято Государственной Думой в первом чтении, однако, принимая окончательный вариант ЖК РФ, законодатель от этого положения отказался, предоставив органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать такого рода размеры, исходя из достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и других значимых факторов.
Представляется, что снятие с учета нуждающихся в получении жилых помещений тех военнослужащих, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1998 г. и были по установленным нормам обеспечены служебными квартирами, должно осуществляться без одновременного перевода занимаемых ими служебных квартир из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования. В противном случае будет нарушен принцип очередности предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установленный ст. 57 ЖК РФ. Заметим, что механизм перевода служебного жилья военнослужащих в неслужебное действующим законодательством не урегулирован.
На весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями следующие категории военнослужащих:
1) военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1 января 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
4) военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, проживающие в закрытых военных городках.
Указанный перечень является исчерпывающим, следовательно, право на получение служебного жилья распространяется далеко не на всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не вправе претендовать на получение служебных квартир от Министерства обороны Российской Федерации:
1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (они размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов в казармах, а матросы и старшины также размещаются на кораблях), кроме офицеров;
2) курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющие офицерских званий (в зависимости от года обучения и службы, а также семейного положения они размещаются в казармах, общежитиях либо вне расположения военных учебных заведений);
3) граждане, уволенные с военной службы и пребывающие в запасе или в отставке (они обеспечиваются постоянным жильем либо с их согласия жилищными сертификатами);
4) военнослужащие - иностранные граждане (они на весь срок военной службы размещаются в общежитиях);
5) военнослужащие, обеспеченные постоянным жильем по месту прохождения военной службы или в других близлежащих населенных пунктах;
6) военнослужащие, имеющие офицерское звание, повторно поступившие на военную службу и заключившие новый (т. е. не первый) контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. (они вправе претендовать только на получение жилых помещений для постоянного проживания при условии, что продолжительность их военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы или после окончания военного учебного заведения составляет не менее пяти лет)16.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к служебному осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с подп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесено управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации.
К сожалению, до настоящего времени Министерство обороны Российской Федерации не приняло нормативного правового акта, определяющего, какие должностные лица вправе принимать такие решения.
Порядок и сроки предоставления военнослужащим служебного жилья. Государство гарантирует военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление служебных жилых помещений не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.
В.Е. Фортушин отмечает, что ранее действовавший ЖК РСФСР (ст. 33) устанавливал общее правило, предусматривавшее предоставление жилых помещений (в том числе служебных) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности. В действующем ЖК РФ отсутствуют подобные универсалии17.
В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указывается на фактически внеочередной порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим - не позднее трехмесячного срока со дня их прибытия на новое место военной службы. Безусловно, что эта норма без создания достаточного фонда служебного жилья будет носить чисто декларативный характер, однако в силу ее наличия любое подзаконное регулирование очередности предоставления служебного жилья военнослужащим будет являться по своей сути незаконным.
Ранее служебные жилые помещения должны были предоставляться военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагались их воинские части. Однако в сложившихся условиях дефицита жилых помещений уже не представляется возможным обеспечить всех военнослужащих служебными жилыми помещениями в населенных пунктах по месту их военной службы. В этой связи правовое регулирование порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпело некоторые изменения. Так, Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен нормой о том, что при отсутствии возможности предоставить военнослужащим и членам их семей служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, им может предоставляться жилье в других близлежащих населенных пунктах. При этом законодатель не определил, насколько близлежащими должны быть эти населенные пункты: граничащими с местом службы, находящимися в пределах определенной километровой зоны или расположенными в пределах одного субъекта Федерации.
ЖК РФ сохранено действовавшее ранее правило о том, что под служебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры (ст. 104 ЖК РФ). Однако в отличие от прежнего законодательства ЖК РФ сформулировал данное положение в императивной норме (ЖК РСФСР 1983 г. в ст. 101 допускал исключения из указанного правила).
Для служебных жилых помещений установлен ограничительный правовой режим, связанный с особым порядком их предоставления, а также особым порядком совершения операций с ними.
ЖК РФ закрепляет норму о том, что служебные жилые помещения предоставляются не любым гражданам, а исключительно тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте (ч. 2 ст. 99). Это правило в полной мере относится к военнослужащим. Также предоставление служебных жилых помещений военнослужащим связано с выполнением ими функций военной службы. Это означает, что служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим только на срок военной службы. Отсюда следует, что как только военнослужащий прекращает свою военную службу, он должен освободить служебное жилое помещение. На практике же в связи с трудностями обеспечения постоянными жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, многие из граждан, уволенных с военной службы с правом на получение постоянного жилья, годами удерживают предоставленные им ранее служебные квартиры.
Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем. Это объясняется строго целевым назначением указанных помещений. Поэтому названные сделки не могут быть совершены даже при условии, что наймодатель дал на это свое согласие: в таком случае будут нарушены императивные нормы закона, что влечет недействительность сделок по правилам ст.ст. 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для договора найма служебных жилых помещений ЖК РФ предусматривает только письменную форму (ч. 7 ст. 100), нотариальная форма в указанных случаях не требуется. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится в личном деле военнослужащего, а другой - у военнослужащего.
Условия и порядок заключения договоров найма военнослужащими служебных жилых помещений конкретизированы Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487.
Указанное Положение предусматривает, что договор найма жилого помещения, в том числе и служебного, заключается на следующие сроки:
1) для военнослужащих - граждан Российской Федерации - на срок действия контракта о прохождении военной службы;
2) для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву.
Договор прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, а для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - при их увольнении с военной службы по призыву.
Договор найма служебного жилого помещения досрочно расторгается в следующих случаях:
1) досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
2) обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениям для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например: по соглашению сторон; по инициативе военнослужащего; по инициативе командования (только в судебном порядке - ч. 3 ст. 101 ЖК РФ).
В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
При досрочном расторжении или прекращении жилищного договора кадровый орган воинской части производит об этом соответствующую запись в обоих экземплярах с указанием даты и причины расторжения договора. Подпись начальника кадрового органа воинской части заверяется гербовой печатью воинской части.
Сведения о предоставляемых военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещениях отражаются в учетных документах жилищно-эксплуатационных организаций (частей).
ЖК РФ не содержит положений об изменении договора найма служебного жилого помещения. Однако это не означает, что такой договор не может быть изменен. В ст.ст. 450-453 ГК РФ установлены общие правила об изменении любых гражданско-правовых договоров, которые могут быть применены и к любому договору найма специализированного жилого помещения.
Выселение из служебных жилых помещений регулирует ст. 103 ЖК РФ, которая предусматривает возможность выселения из специализированных жилых помещений:
а) без предоставления другого жилого помещения;
б) с предоставлением другого жилого помещения.
Только с предоставлением другого жилого помещения в черте данного населенного пункта из служебных жилых помещений могут быть выселены:
- члены семей военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
- пенсионеры по старости;
- члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
- инвалиды 1 или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Заметим, что гражданам, выселяемым из служебных жилых помещений в соответствии со ст. 103 ЖК РФ, должно быть предоставлено жилое помещение, которое может и не быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта.
Перечень категорий граждан, которым предоставляется другое жилое помещение при выселении из служебных жилых помещений, в ЖК РФ существенно сокращен по сравнению с ЖК РСФСР 1983 года.
В него не включены, например, такие категории граждан:
- участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
- лица, проработавшие в организации - наймодателе более 10 лет (в том числе и военнослужащие);
- одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми и другие лица, которые прежде не могли быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, ЖК РФ существенно расширил круг лиц, которые могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем следует обратить внимание на ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, устанавливающую, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (т. е. до 1 марта 2005 г.), не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их ранее не допускалось ЖК РСФСР 1983 г.
Перевод служебных жилых помещений в неслужебные и их приватизация. Как уже указывалось ранее, в соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ и подо. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится исключение служебного жилого помещения из специализированного жилого фонда. Однако механизм принятия таких решений нормативно не закреплен.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения. Однако действующее военное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты не указывают, могут ли передаваться в собственность увольняемым военнослужащим занимаемые ими служебные жилые помещения.
Заметим, что право приватизации служебного жилого помещения весьма противоречиво. Так, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1 служебные жилые помещения не подлежат приватизации, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Вместе с тем та же статья Закона дает возможность собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственника принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

​Одним из способов создания государством для военнослужащего благоприятных условий для надлежащего выполнения им своих обязанностей является обеспечение его служебным жилым помещением на период прохождения службы. В связи с тем, что проживание в подобных помещениях считается временным явлением, то военнослужащий после завершения службы обязан освободить его. Сегодня мы поговорим о том, как военнослужащему получить служебное жилье.

Понятие и особенности служебного жилья, предоставляемого военнослужащему

Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии . Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте. Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда .

Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

Кто из военнослужащих имеет право на служебное жилье?

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

  1. офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;
  2. граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;
  3. офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;
  4. прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;
  5. военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);
  6. граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим , военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

Особенности служебного жилья для военнослужащих

Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:

  • служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность. Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;
  • служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;
  • в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;
  • военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;
  • участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).

Порядок получения служебного жилого помещения

Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д. К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:

  • копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;
  • справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;
  • копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;
  • документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;
  • документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;
  • документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.

После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением. Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего. Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления). Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ. Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.

Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:

  1. При наличии соглашения обеих сторон договора.
  2. По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.
  3. В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:
  • невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;
  • систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;
  • разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;
  • систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству;
  • использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.
  1. В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.

Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным , действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).

В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка. Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.

Порядок освобождения военнослужащим служебного жилья

После прекращения действия договора найма жилья служебного фонда военного ведомства (в связи с обеспечением военнослужащего постоянным жильем, досрочным расторжением контракта и т.д.) военнослужащий и его родственники, совместно с ним проживающие, обязаны освободить занимаемую ими квартиру (или иное жилое помещение) в трехмесячный срок. Документом, подтверждающим снятие офицера (или прапорщика) с регистрационного учета, является справка о сдаче жилого помещения, которая должна быть выдана структурным подразделением ДЖО МО РФ.

Для ее получения военнослужащий должен подготовить следующий комплект документов :

  • копии документов (паспортов, свидетельств о рождении) с отметкой о снятии их с регистрационного учета, удостоверяющих личности всех граждан, которые были зарегистрированы в освобождаемом жилом помещении;
  • копию лицевого счета;
  • документ, подтверждающий отсутствие задолженности по предоставленному коммунальному обслуживанию;
  • выписка из домовой книги с отметкой об убытии;
  • документ, являющийся основанием для получения служебного жилья, например, договор найма или ордер в отношении служебной квартиры (или иного жилого помещения);
  • акт передачи помещения, в котором отражается информация о техническом состоянии помещения, о произведении ремонта, о наличии (или отсутствии) полного комплекта ключей и т.д.

Данные документы представляются в подразделение уполномоченного органа в случае перевода военнослужащего к новому месту службы. Если же офицеру (или прапорщику) предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, то дополнительно к вышеуказанному перечню он прилагает :

  • копию извещения о распределении жилья;
  • нотариально заверенное обязательство о сдаче служебного жилого помещения, содержащее информацию о сроках освобождения жилья, необходимости произведения платы за оказанное коммунальное обслуживание и т.д.

Подводя итог всему вышеописанному, можно сделать вывод, что государство предоставляет служебное жилье офицерам (или прапорщикам) в целях создания благоприятных условий для выполнения ими своих должностных обязанностей.

Военнослужащие, проходящие службу далеко от места проживания и члены их семей, по закону должны быть обеспечены служебным жильём из специализированного жилищного фонда военного ведомства, собственником которого является в таких помещениях предоставляется именно на период прохождения военной службы или иных трудовых отношений, установленных законодательством. Служебное жилье для членов семьи военнослужащих считается временным, и после ухода в отставку военный должен его освободить, получив от государства постоянную квартиру.

Каким может быть ведомственное жилье

До недавнего времени порядок выдачи служебного жилья военнослужащим предусматривал только комнаты в общежитиях или служебные квартиры установленной площади, а также жилье, входящее в маневренный фонд. С 2010 года в качестве жилья может быть предоставлен частный дом. Как военнослужащему получить служебную квартиру и в какой форме это будет реализовано, зависит от условий в конкретном месте службы.

Закон о предоставлении служебного жилья военнослужащим закрепляет право, что прибывший на место службы, должен получить квартиру во временное пользование в установленные сроки предоставления жилья военнослужащим - в течение первых трёх месяцев. Инструкция по служебному жилью военнослужащих устанавливает, что в эти сроки подбирается жилье членам семьи военнослужащих по нормативам площадей.

Оно должно находиться в том же населённом пункте, где располагается воинская часть, а если такой возможности нет, то в ближайшем пункте.

Закон о служебном жилье для военнослужащих говорит, что служебная квартира военным предоставляется на весь период прохождения службы, временных ограничений здесь нет. Такие помещения предоставляются по договору найма, заключённого между собственником, в качестве которого выступает военное ведомство, и самого военнослужащего. Существует практика, когда обеспечат служебным жильем военнослужащих, то их исключают из списка безквартирных, т.е. претендовать на жильё по соцнайму они уже не могут.

Увольнение военнослужащего со служебной квартирой подразумевает освобождение жилплощади. Заселение, и равно как выселение военнослужащего из служебного жилья, должно осуществляться только на основе договорных отношение, с обязательным подписанием . По сути, выселение из служебной квартиры военнослужащего должно означать, или перевод к другому месту службы, или осуществление другой формы жилобеспечения.

Договор может быть составлен только в письменной форме, а расторгается он при увольнении военного со службы, разрушении жилья, договорённостью обеих сторон.

Особенности ведомственного жилья

Для этого необходимо написать рапорт установленного образца, к которому прикладывается следующий список документов для получения военным служебного жилья:

  1. Копии страниц документов удостоверяющих личность самого военного и членов его семьи.
  2. Справка о том, что у гражданина заключён военный контракт.
  3. Копия документа о заключении или расторжении брака.
  4. Справка, в которой отражён состав семьи.
  5. Справка БТИ по месту прохождения службы.
  6. Сведения об отсутствии или наличии жилых помещений, которые занимаются семьёй военного по договору социального найма или принадлежат ему на правах собственности в том населённом пункте, где у офицера проходит исполнение контрактных обязательств.
  7. Справку о том, что занимаемое по прежнему месту службы помещение (в том числе и комната в общежитии) было освобождено.

По поводу возможности вступления в НИС, военнослужащие обращаются на - такой вопрос часто встречается в сети. Между тем, участие в НИС не должнот оказывать влияние на обеспечение военного служебной жилплощадью.

Куда направлять документы

Документы на служебное жильё для военнослужащих подаются в территориальные отделы учреждений Министерства обороны, занимающихся распределением жилых помещений.

После того, как было найдена подходящая квартира, оформляется договор о служебном жилье для военнослужащих.

В этом документе указаны условия пользования квартирой, а также права и обязанности сторон, в том числе те, которые касаются расторжения договора.

Договор на служебную квартиру военнослужащим является срочным, то есть он будет признан действительным лишь в течение определённого времени. Действие жилищного договора ограничивается сроком контракта или периодом выслуги офицеров, призванных на службу указом Президента.

Если состав семьи военного увеличился, то он имеет право на получение большей жилой площади. В жилищное ведомство подается заявление об улучшении жилищных условий, к которому прикладывается новая справка о составе семьи и свидетельство о рождении ребёнка.

В случае, когда семья военного распалась и супруга не желает добровольно сниматься с регистрационного учёта, то выписать из служебной квартиры бывшую жену военнослужащего можно через судебный иск.

Что делать, если ведомственной площади нет?

По закону военнослужащий не может быть уволен по истечении срока службы без предоставления жилплощади в собственность любым из возможных способов.

В результате сложилась ситуация, когда часть офицеров не может уволиться со службы, ожидая своей очереди на получение квартиры. В это время они и члены их семей занимают служебную жилплощадь за неимением собственного. В результате молодые офицеры остаются без служебных квартир и вынуждены арендовать жилые помещение. По логике, военнослужащий должен занимать служебное жильё исключительно на время прохождения службы по данному месту.