Особенности урбанизации в китае. Как в китае проходит урбанизация. Законодательные основы урбанизации Китая

Карпунин Вячеслав Иванович
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Маркова Дарья Сергеевна
Россия, Национальный исследовательский Томский государственный университет
[email protected]

Аннотация

Цель работы: доказать, что новая модель урбанизации в Китае является инструментом повышения благосостояния населения. Источниками в данной статье выступают тринадцатый пятилетний план и «Национальный план урбанизации нового типа». В ходе исследования для достижения цели были использованы следующие методы: дедукция, анализ стратегий развития урбанизации, обобщение информации, полученной при изучении планов. Результаты работы могут быть использованы для анализа и прогнозирования социального и экономического развития Китая.

Ключевые слова

Китай, урбанизация, новая модель урбанизации, национальный план урбанизации, уровень урбанизации, общество средней зажиточности, средний класс, благосостояние населения, качество жизни населения

Рекомендуемая ссылка

Карпунин Вячеслав Иванович, Маркова Дарья Сергеевна

Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения Китая// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4948. Дата публикации: 2017-03-31 . Режим доступа: https://сайт/article/4948/

Karpunin Vjacheslav Ivanovich
PHD, associate professor
Russia, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Markova Dar"ja Sergeevna
Russia, National Research Tomsk State University
[email protected]

Abstract

The mission of this article is to prove that new urbanization is a tool to improve Chinese human well-being. Sources on article are the 13th five – year plan and the National New Urbanization Plan. Such methods were used: deduction, analysis urban development strategies, consolidation of information derived from investigation of plans. The findings can be used for analysis and forecasting Chinese social and economic development.

Keywords

China, urbanization, a new model of urbanization, national urbanization plan, level of urbanization, society of average prosperity, middle class, population welfare, quality of life of the population

Suggested Citation

Karpunin Vjacheslav Ivanovich , Markova Dar"ja Sergeevna

Urbanization as tool to improve human well – being of China. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4948. Date issued: 2017-03-31. Available at: https://сайт/article/4948/


Введение

В Китае процесс урбанизации начался давно, но неравномерно. Неоднократно на протяжении последних десятилетий наблюдалась деурбанизация, связанная с крупными социальными экспериментами, последний из которых относится к периоду культурной революции. С недавнего времени Китай перешёл к развитию внутреннего рынка и созданию среднего класса, большинство макроэкономических показателей также демонстрируют тенденцию к росту. Тем не менее, существует ряд проблем, одной их которых является недостаточное урбанизированное население, которое является ограничением для роста внутреннего рынка. В связи с этим государство приняло ряд программ и проектных документов, которые частично будут рассмотрены в этой работе.

14 декабря 2013 г. в Пекине Госсовет КНР провёл Центральную экономическую рабочую конференцию, на которой обсуждались вопросы, касающиеся урбанизации и развития градостроительства в Китае. На конференции было озвучено, что урбанизация в Китае выступает в качестве одного из основных инструментов по созданию среднего класса в стране и повышения благосостояния населения . Проведение конференции демонстрирует, что китайское правительство начало придавать урбанизации стратегическое значение для экономического и социального развития страны, рассматривать её в качестве инструмента для решения проблем, возникших в сельской местности и городах (безработица, неэффективное использование земли, города – «призраки» и т.д.).

Увеличение доли среднего класса в Китайской Народной Республике (КНР) будет способствовать стабилизации общества, что выражается в поддержке существующего государственного строя и правительства. В китайских реалиях это является немаловажным, так как в стране отсутствует политический плюрализм, и наблюдались случаи, когда демонстрировалось недовольство монополией Коммунистической партии Китая (КПК) на власть .

Средний класс является одним из основных потребителей. Согласно выступлению Нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана на Азиатском финансовом форуме 2015 г., в ВВП Китая доля инвестиций составляет 50%, а доля потребления – 30% , в этой ситуации возможен только краткосрочный рост ВВП. Таким образом, для стабильного увеличения ВВП необходимо наращивать долю потребления, чему будет способствовать рост среднего класса.

Цель написания данной статьи: доказать, что урбанизация является инструментом повышения благосостояния населения КНР.

При написании данной работы основная информация была получена из «Синей книги развития регионов Китая 2014-2015 гг.» (Чжунго цюйи цзинцзи фачжань баогао 2014-2015) и «Доклада о китайских городах в 2014/2015 гг.» (Чжунго чэнши чжуанькуан баогао 2014/2015), в которых представлено экономические развитие Китая по регионам, описана урбанизация в КНР на современном этапе и рассматриваются некоторые проблемы, возникшие в ходе урбанизации, например, экономический и социальный разрыв между гражданами КНР.

Источниками, которые были использованы при изучении урбанизации, являются такие документы, как тринадцатый пятилетний план (Шисаньу) и «Национальный план урбанизации нового типа» (Гоцзя синьсин чэншихуа гуйхуа) .

В ходе исследования для достижения цели были использованы следующие методы: дедукция, анализ стратегий развития урбанизации, обобщение информации, полученной при изучении планов, прогнозирование экономического развития Китая, сравнение численности населения с городской пропиской в Китае 2011 – 2015 гг. и удельного веса городского населения в Китае 2006 – 2015 гг.

Законодательные основы урбанизации Китая

Контроль и регламентация развития урбанизации и роста городов начинается с издания планов и формирования стратегий, которые будут определять модель и принципы городского строительства. Основополагающими документами китайской урбанизации являются тринадцатый пятилетний план и «Национальный план урбанизации нового типа».

Тринадцатый пятилетний план – документ, который определяет развитие страны 2016 – 2020 г. Основными идеями тринадцатого пятилетнего плана являются развитие традиций и необходимость «наследовать старое и открывать путь к новому» . Поставленная цель, которую необходимо достичь к 2020 г., — построение общества средней зажиточности, что означает удвоение ВВП страны 2010 г. и повышение благосостояния граждан КНР. Для реализации поставленной цели китайское правительство планирует провести некоторые реформы в соответствии со спецификой китайского социализма.

В плане подчёркивается роль граждан Китая, которые стимулируют развитие страны. Соответственно, и реформы должны исходить из интересов населения КНР. Поэтому власти Китая намерены повысить уровень и качество жизни граждан КНР, уменьшить разрыв в доходах, сократить количество малообеспеченного населения, стимулировать рост среднего класса, ликвидировать бедность, увеличить долю населения с городской пропиской.

Тринадцатый пятилетний план охватывает все сферы жизнедеятельности граждан КНР, а также основные задачи, которые требуется выполнить в ходе урбанизации к 2020 г.

Необходимо отметить в тринадцатом пятилетнем плане переориентацию урбанизации с количественных показателей на качественные. Следовательно, можно утверждать, что в Китае начался новый этап урбанизации. Новая модель урбанизации, согласно тринадцатому пятилетнему плану, характеризуется человеко-ориентированным подходом. В первую очередь, данная политика выражается в реформировании системы регистрации (хукоу), гарантировании равного доступа к сфере услуг городских и сельских жителей, предоставлении возможности мигрантам из сельской местности получать городскую прописку и становиться полноправными горожанами.

Реформирование системы регистрации будет способствовать переезду сельских жителей в города со всей семьей и решит проблему недоступности социальных благ для мигрантов, уравниванию в правах и обязанностях сельских мигрантов и городских резидентов. Правительство КНР поощряет намерение получить городскую прописку студентов, которые переехали в города для получения образования, военнослужащих и лиц, которые жили в городе, по меньшей мере, пять лет. Местные власти больших и средних по размеру городов не должны создавать ограничения для получения городской прописки, которые могут выражаться в необходимости покупки недвижимости, налоговых выплат и так далее. Правительства в мегаполисах имеют право осуществлять дифференцированную политику по отношению к сельским мигрантам, которые намерены получить городскую регистрацию, исходя из таких параметров, как официальное трудоустройство, место проживания (в том числе аренда жилья), количество лет участия в системе городского социального страхования и срока постоянного проживания в городе, который является основным критерием.

Таким образом, власти КНР поощряют переезд сельских мигрантов в небольшие населённые пункты, а в мегаполисах и городах с большим количеством городских резидентов получение городской прописки затруднено, так как большинство мигрантов стремятся в большие города, где они сталкиваются с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести жильё, которое недоступно по причине своей дороговизны. А также трудоустройство. Рынок переполнен рабочей силой, труд становится очень дешёвым, не соблюдаются техника безопасности на рабочем месте и права трудящихся, в том числе нет возможности официально трудоустроиться, рабочие не застрахованы от несчастных случаев, поэтому вся ответственность лежит не на работодателе, а на работниках. Так как правительство не может в полной мере контролировать и пресекать нелегальное трудоустройство и все вытекающие из этого последствия, оно создаёт условия, при которых сельским мигрантам будет невыгодно ехать в густонаселённые города, потому что там не только тяжёлые условия труда, но они и не могут получить городскую прописку, а, следовательно, доступа к услугам, оказываемым горожанам в социальной сфере. Правительство намерено уменьшить поток мигрантов, переезжающих в перенаселённые провинции, города, например, на востоке Китая, в прибрежной зоне, для сокращения экономического разрыва между регионами страны, развития центрального и западного Китая, где преимущественно находятся небольшие населённые пункты. Поощрение переезда в средние и маленькие по размеру города не только облегчит давление на мегаполисы, но и сделает урбанизацию Китая территориально более сбалансированной.

Урбанизация нового типа

Проведение такой политики может быть объяснено необходимостью выполнить задачу, поставленную в «Национальном плане урбанизации нового типа» (2014 – 2020 гг.) . В 2014 г. был опубликован на официальном сайте правительства КНР «Национальный план урбанизации нового типа», который охватывает период 2014-2020 гг. Данный план согласовывается с целями, которые были выдвинуты на 18 Съезде Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), с задачей углубления реформ и тринадцатым пятилетним планом развития КНР.

Основная идея, которой должны придерживаться китайцы в ходе урбанизации, это повышение качества урбанизированных территорий. В документе подчёркивается, что углубление и развитие урбанизации является неотъемлемой частью концепции о построении общества средней зажиточности и ускорении модернизации социализма. То есть урбанизация рассматривается как инструмент повышения доходов населения и усовершенствования политического строя.

В начале документа даётся определение термину «урбанизация », как его рассматривает китайское правительство, а именно указывается, что урбанизация сопряжена с индустриализацией, это естественный исторический процесс, когда сельское население, занятое в несельскохозяйственной сфере, переезжает в города. Урбанизация – объективный показатель развития общества, который указывает на процесс национальной модернизации. В «Национальном плане урбанизации нового типа» особое внимание уделяется важности градостроительства. В плане сказано, что урбанизация — это необходимая ступень в ходе модернизации. Для Китая является обязательным одновременное развитие урбанизации, индустриализация, информатизация и модернизация сельского хозяйства.

Урбанизация является движущей силой повышения экономических показателей и национального благосостояния. Уровень урбанизации и средний доход на душу населения в Китае не соответствует уровню в развитых странах. Поэтому правительство КНР считает, что в ходе развития урбанизации больше крестьян будет мигрировать в крупные населённые пункты, что позволит получать им более высокий доход и, следовательно, повысит уровень ВВП на душу населения, будет расширяться сфера услуг, увеличиваться потребительский спрос на товары, что, в свою очередь, может привлечь дополнительные инвестиции в национальную экономику. Также, как следствие повышения потребительского спроса будет происходить рост сферы услуг, что приведёт к повышению уровня жизни. По данным показателям КНР также отстаёт от развитых государств.

Кроме того, урбанизация в китайских реалиях будет содействовать экономическому развитию сельских районов, так как в ситуации, когда много сельских жителей переезжает в города, распределение ресурсов в деревнях становится более равномерным, а, следовательно, открывается большой экономический потенциал для сельских резидентов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что урбанизация является неотъемлемой частью социального и экономического развития страны.

Принципы построения новой модели урбанизации

Для претворения в жизнь новой модели урбанизации по «Национальному плану урбанизации нового типа» необходимо следовать нижеследующим принципам.

  • Организовывать работу по градостроительству и благоустройству населённых пунктов, руководствуясь интересами граждан. Другими словами, ставить комфорт и здоровье человека превыше всего. Для этого необходимо, создать условия для более упрощённого получения городской регистрации, совершенствовать систему базового социального обслуживания, которое будет доступно для всех городских резидентов;
  • согласовывать развитие четырёх модернизаций (модернизация сельского хозяйства, армии, науки и техники, промышленности) и осуществлять централизованное единое планирование;
  • оптимизировать структуру городов, использовать городские ресурсы для продвижения научного развития, контролировать использование земель под застройку в крупных населённых пунктах, осуществлять строгий контроль над земельной территорией, предназначенной для сельскохозяйственных нужд;
  • необходимо обратить внимание на экокультуру, что выражается в использовании низкоуглеродных источников энергии, усилении защиты окружающей среды, экономном использовании природных ресурсов, воды и земли, уменьшении негативного влияния на окружающую среду со стороны человека;
  • отражать китайскую историко-культурную специфику в ходе градостроительства, придавать особый облик каждому крупному населённому пункту и подчёркивать национальное своеобразие в процессе строительства городов;
  • руководствоваться рыночными отношениями при распределении ресурсов и в процессе развития урбанизации;
  • правительство должно играть решающую роль в градостроительстве, что выражается в создании планов и установлении целей, которые будут направлять ход урбанизации. Власти КНР также должны создавать благоприятные условия для стимулирования данного процесса;
  • важно сохранять централизованное управление страной при некоторой самостоятельности на местах. Центральная администрация Китая должна устанавливать основные задачи и создавать стратегии развития страны. А местные власти должны придерживаться местной специфики в управлении административными единицами и последовательно претворять национальные планы в жизнь. Кроме того, центральное правительство должно поощрять инициативу местной администрации в создании новых моделей урбанизации.

Разработка принципов новой модели урбанизации является ответом на проблемы, с которыми столкнулись китайцы в ходе бесконтрольной урбанизации. Употребление воды и энергии, количество которых ограничено, в больших и растущих с каждым годом объёмах, неэффективное использование земли не только в городах, но и в сельской местности, привело к загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам. Поэтому урбанизация нового типа кардинально отличается от старой модели тем, что в ней уделяется большое внимание планированию и регламентации градостроительства, в том числе и для сокращения разницы в распределении земли между регионами страны (густонаселённым восточным и слабозаселённым центральным и западным Китаем), и для реализации строительных проектов, которые ориентированы, в первую очередь, на нужды потребителей (что не всегда выполнялось в предыдущей модели урбанизации), увеличения использования экологически чистых источников энергии не только на национальном уровне, но и на уровне одного человека или одной семьи, что выражается, например, в сокращении использования угля для отопления домов.

Урбанизация и качество жизни населения

Согласно «Национальному плану урбанизации нового типа» удельный вес постоянно проживающих в городах должен увеличиться до 60%, а численность населения с городской пропиской должна возрасти до 45% к 2020 г. На рисунке (1) представлен удельный вес городского населения в КНР в период 2006 – 2015 гг. В 2015 г. прирост населения в городах составил 1,33%. В период 2010 – 2015 гг. средний темп прироста составлял 1,23%. При сохранении темпов роста удельного веса городского населения к 2020 г. ожидается 61,02% горожан.

Рис. 1. Удельный вес городского населения в Китае 2006 – 2015 гг.

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то в 2010 около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Таблица 5. Численность регионов мира и доля городского населения регионов мира за 1950г, 1975г, 2010, 2050г.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай -- традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.


Рис.8

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения стало 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начала принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы.

Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Таблица 6. Численность общего населения, городского и сельского населения Китая за 1950г, 1975г, 2010г, 2025г.(тыс.чел.)


Таблица 7. Доля городского населения Китая, за 1950г, 1975г, 2010г, 2025г. (%)

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения, все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан -- 70%. В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа.

По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков -- великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом"

В дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г. по 2002 г. 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г. Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань. Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов. Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы. В КНР сложилась сложная, многоуровенная система городского планирования, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время идет утверждения нового "Закона о городском и сельском планировании", позволяющего комплексно подходить к процессу, учитывать интересы и городской, и сельской местности. Система городского планирования КНР иерархически выстроена, местным городским властям предоставляются достаточно большие полномочия. Городскими властями предпринимаются различные меры для формирования "оптимальной" структуры горожан: привлечения образованной рабочей силы, сельских мигрантов, иностранных бизнесменов. Создание городских районов с характеристиками, удовлетворяющими потребности тех или иных групп населения, -- одно из важных направлений деятельности городских властей..

Можно сказать, что власти КНР активно регулируют как процесс урбанизации, так и демографическое развитие в стране. Власти работали периодами, то привлекая жителей в город, то расселяя городских жителей в сельские местности. Характеризуя процесс урбанизации в Индии необходимо в первую очередь изучит следующий график и таблицу.

Рис.9

Таблица 8. Численность населения, городского и сельского населения Индии, доли городского населения Индии (%), за 1950г, 1975г, 2010г, 2025г.

Наблюдается глобальная тенденция, которая развивается в направлении возрастающей урбанизации, согласно которой, больше половины населения мира живет в городах. Стоит отметить, что вклад городского сектора в Индии валовый внутренний продукт (ВВП) в настоящее время ожидается в пределах 50-60 %.

В связи с этим, повышение производительности труда в городских районах в настоящее время занимает центральное место в политических заявлениях министерства городского развития. Города обладают огромным потенциалом в качестве двигателей экономического и социального развития, создания рабочих мест.

Они должны быть устойчивыми и дополнятся за счет городского хозяйства, что в свою очередь будет положительным для экономического развития страны. Большое количество жилища требует постоянного ухода, так требует определённый штат сотрудников, а это свободные рабочие места для индийских женщин.

После 1950 года правительство Индии приняло 1005 различных планов, направленных на развитие жилищного и городского строительства, которое привело к запуску механизма борьбы с городской бедностью и нищетой. Программа Неру Роджгар Йоджана (NRY) делала упор на институциональное строительство и на строительство жилья для государственных служащих и слабых слоев. Возможно, такие планы во многом улучшат жизнь миллионов индийцев. Государственная политика Индии направлена на увеличение степени урбанизации в стране, она направлена на рост городов, на строительства жилья для приезжих жителей, постройку дополнительных рабочих мест. Тем самым правительство Индии, через городское население пытается увеличить темпы развития экономики, так как городское население - трудовое ядро в производстве.

На днях в Китае была обнародована «Государственная программа урбанизации нового типа /2014-2020 гг./ ». В ней выдвинуты следующие цели: планомерное продвижение перехода мигрирующего сельского населения в число городского, оптимизация структуры городов и поселков, рационализация режима развития и улучшение социальной среды, непрерывное совершенствование механизмов урбанизации.

Сотрудник центра по исследованию развития городов и сел при государственном комитете КНР по развитию и реформам Фэн Куй отметил, что во главу угла в программе поставлен принцип –«человек как основа основ». По его мнению, в программе даются ответы на следующие вопроса: во-первых, как мигрирующее сельское население будет превращаться в городское население и иметь равный доступ к основным видам социальных услуг? Во- вторых, этот вопрос о повышении качества жизни? Фэн Куй сказал:

«Говоря о социальной сфере, в «Государственной программе урбанизации нового типа /2014-2020 гг./ » отмечается о необходимости повышать квоты на детей-мигрантов в программе городского образования, представления бесплатных курсов по повышению квалификации рабочим в городах и селах. В программе предусмотрено, что пенсионное страхование будет более полно охватывать все городское население.»

В программе также отмечено, что в течение следующих 6 лет 100 млн. крестьян-мигрантов будет прописано в городах. На данный момент доля постоянных городских жителей от общей численности населения в Китае составляет 53,7%, что меньше, чем в развитых странах, где эта цифра достигает в среднем 80%, а также меньше, чем в развивающихся странах (60%) с таким же уровнем доходов на душу населения, как в Китае.

По мнению ученых, по мере продвижения урбанизации в Китае, в больших мегаполисах, а также в средних и небольших городах и селах необходимо продвигать инфраструктурное строительство в таких областях, как коммуникации, ирригационная система, энергетика и коммунальное хозяйство, это означает привлечение инвестиций и расширение возможностей для трудоустройства. В программе четко выдвинуто три важных задачи: прописка мигрантов в городах, реконструкция ветхих кварталов и «внутригородских деревень», а также урбанизация центральных и западных регионов.

Фэн Куй сказал:

«Урбанизация нового типа играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Она не только придает большой потенциал для расширения внутреннего спроса, но и содействует гармоничному развитию районов, промышленному росту. »

В программе обозначено, что к 2020 году в Китае будет создан городской кадастр. Сотрудник китайского центра по внешнеэкономическому обмену Ма Цинбинь считает:

«После прихода к власти нового руководящего состава, с точки зрения динамики реформ, я считаю, что эта цель будет достигнута. Ключевая проблема заключается в правдивости данных кадастра, а также в контроле за информацией. По-моему, самое важное-это разработка механизмов поощрения и взыскания. »

Стоит отметить, что в программе впервые появилось положение о выдаче прописки с помочью системы набора баллов. В настоящее время в Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне уже введена такая система. Например, в Шанхае баллы начисляют, согласно образовательному цензу, уровню владения иностранными языками, с учетом специальности, вклада в новые разработки, самостоятельное ведение бизнеса и др. Будет ли введена эта политика в Пекине? Это вопрос сейчас находится в фокусе внимания общественности.

По мнению экспертов, правительство уже разработало соответствующую политику, согласно которой в Пекине, возможно, будут разработаны местные правила. Ма Цинбинь сказал:  

«Здесь будет затронут вопрос «эффекта масштаба». Если пропорция городского населения окажется слишком большой, это породит ряд проблем --- транспортные пробки, загрязнение окружающей среды. Эти проблемы не решить административными указаниями. Надо содействовать рационализации масштаба населения рыночными способами, но надо и на справедливой основе относиться ко всему населению. »-0-

Урбанизация и мегаполисы Китая.

1. Определение.

Мегаполис

греч. Μέγας "большой", πόλις "город".

Термин, возникший в арго журналистов и перешедший в языковую норму для обозначения обустроенной территории большой площади с большой численностью населения.

В ходе развития цивилизации термин прошел обработку, став обозначать организованное пространство для жизни более 1 млн.человек.

Урбанизация

лат. urbanus "городской".

Процесс повышения роли городов в развитии общества. Увеличение численности городского населения.

2. Урбанизация Китая 2010-2015.

1950-2015 год: увеличение численности городского населения Китая ориентировочно в 5 раз.

Тенденция активного развития крупных городов Китая.

Население Китая: ориентировочно 1,4 миллиарда человек.

2005-2015 год: процесс урбанизации Китая, наиболее мощный по инвестициям и сокращенный по времени, чем любые аналоги в истории человечества.

Ежегодный приток населения в города: более 15 млню жителей сельской местности.

Численность городского населения (2014 г.): около 607 миллионов человек.

Фон роста городов Китая: низкая экономическая эффективность, сдерживаемая воздействием

беспорядочной застройки городов и недостаточно развитой инфраструктуры.

Число новых городов в год: 10-20.

Число незаселенных домов: около 64 миллионов (по предварительным данным на период 2014-2015).

Экономический фон:

Снижение темпов индустриализации;

Замедление роста ВВП;

Избыточное строительство зданий и сооружений;

Незаселенные города;

Отсутствие работающих предприятий в новых городах, предполагаемых к заселению;

- высокий уровень цен жилую, коммерческую, производственную недвижимость;

Отсутствие благоустроенной, налаженной городской инфраструктуры;

Высокий уровень цен на товары первой необходимости;

Экологический фон:

Деградация окружающей среды воздействием промышленных предприятий в мегаполисах и городах Китая;

Ресурсный фон:

Потребность в каменных строительных материалах(щебень, песок) и в оборудовании по обработке камней;

Потребность в пресной воде;

Потребность в дополнительной электроэнергии.

Финансовый фон:

Инвестиционный спрос на новую жилую недвижимость среди обеспеченных слоев населения.

Демографический фон:

Отток населения из деревень и поселков в города с целью поиска работы.

Санитарный фон:

Высокая плотность населения мегаполисов создает санитарно-гигиенические проблемы;

Примерно 6 кв.метров жилой площади на каждого жителя крупного города Китая;

2/3 городских семей располагают общей кухней с соседями;

Примерно на 10 квартир используется 1 ванная комната.

Низкое качество многих продуктов питания, зачастую фальсифицирующиеся предпринимателями;

Транспортный фон:

Недостататок единиц общественного транспорта. В среднем на 4 автобуса приходится 10 000 человек. Распространены случаи потери сознания пассажиров по причине отсутствия достаточного притока свежего воздуха и высокой плотности размещения пассажиров в общественном транспорте.

2010-2015 год - исчезновение в Китае суммы инвестиций размером ориентировочно 1 трлн. долл. США (свыше 6 трлн. юаней), соответствущей примерно 5% от годового ВВП страны. (По данным финансово-аналитических бюро).

Фон процесса исчезновения инвестиций:

Отсутствие контроля за расходом средств;

Обширные возможности для злоупотреблений среди должностных лиц правительства и предпринимателей КНР.

3. Прогноз урбанизации Китая 2020-2050.

2020 год - переселение большей части населения страны в города.

Города с численностью населения 50-100 млн. человек.

"Малые" города с численностью населения 10-25 млн. человек

2025 год - численность населения мегаполисов Китая достигает 900 миллионов человек.

2030 год - численность населения КНР составит 1,5 млрд человек.

2039 год - около 1 млрд. жителей КНР размещаются в городах.

2050 год - 80% граждан КНР живут в городах.

Прогнозируемые проблемы:

Сельское хозяйство КНР не обеспечивает потребности населения страны в продуктах питания;

Прогнозируемый дефицит продуктов питания в мегаполисах;

Прогнозируемые проблемы с поставками продуктов питания по причинам низкого уровня координации транспортных потоков и магистралей;

Непригодность более 300 км кв. сельскохозяйственных земель по причинам неправильного использования почв или из-за природных катастроф;

Дефицит фермеров;

Дефицит квалифицированных сотрудников промышленных и коммерческих предприятий;

Непригодность для комфортной жизни в созданных мегаполисах по экономическим и экологическим причинам (загрязнение атмосферы, загрязнение водного пространства).

Ложная урбанизация Китая:

Увеличение численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест;

Доля городского населения значительно превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах;

- «выталкивание» в города сельского населения, в результате чего прибывающие в города жители деревень и поселков становятся безработными;

Недостаток жилья и возможностей получения денежного дохода создает неблагоустроенные городские районы с антисанитарными условиями, несовместимыми с жизнью.

4. Загрязнение воздуха в городах и мегаполисах Китая.

Причины:

Увеличение количества промышленных, энергетических предприятий;

Увеличение количества автомобильного транспорта;

Высокая плотность автомобильных потоков на транспортных магистралях больших городов;

Результат: сложные экологические условия или непригодность для комфортной жизни в городах и мегаполисах Китая.

Экологические реалии мегаполисов Китая:

Вхождение субстанции "ядовитый смог" в атмосферную парадигму мегаполисов («пекинский смог» );

Снижение видимости в городе и закрытие крупных автомобильных дорог между мегаполисами и городами-спутниками;

Защитные маски на органы дыхания;

Респираторные и сердечные заболевания;

Смертность в мегаполисах по причинам отравлений ядовитыми веществами;

Существенный источник загрязнения:

Промышленное сжигания угля;

Выбросы отходов промышленных предприятий;

Индекс загрязнения воздуха (ИЗА) :

Пекин: 176- 442.

В некоторых местах Пекина зарегистрирован уровень загрязнения воздуха индексом 728.

Шкала оценок 5 баллов:

Индекс загрязнения воздуха рассчитывается по пяти основным загрязняющим веществам: оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, озон, формальдегид.

удовлетворительная ситуация (ИЗА 5)

относительно напряженная (ИЗА от 6 до 15)

существенно напряженная (ИЗА от 16 до 50)

критическая (ИЗА от 51 до 100)

катастрофическая (ИЗА свыше 100)

4. Загрязнение воды в городах Китая.

Кислотные дожди: 1/6 часть водных ресурсов страны не пригодна даже для сельскохозяйственных целей.

Соединения тяжелых металлов: зафиксированы случаи свинцовых отравлений среди населения городов Китая.

Анализ состава водных ресурсов: 16,4% воды крупнейших рек Китая не соответствует стандарту необходимому для сельскохозяйственного орошения.

Состава водных ресурсов городов: вода во многих городах Китая является загрязненной по официальным данным экспертных комиссий. Относительно чистыми сохраняются на настоящий момент водные ресурсы вокруг курортного острова Хайнань и части северного побережья.

5. Нехватка питьевой воды в городах Китая.

Официальные данные: 2/3 городов Китая испытывают недостаток питьевой воды.

Существенный дефицит воды: более 400 городов Китая.

Дефицит воды в год: 40 миллиардов кубических метров.

Пресной воды в год на одного человека: около 2220 метров куб.

Причины дефицита пресной воды: засуха в нескольких провинциях Китая в период 2014-2015 годов.

Численность населения с дефицитом пресной воды: более 2,2 миллионов жителей Китая.

6. Структурные и коммуникационные проблемы мегаполисов Китая.

Высокая плотность населения китайских мегаполисов;

Резкое увеличение потребности в электроэнергии в результате увеличения численности городского населения Китая почти в 5 раз за период 1950-2015 год;

Высокая плотность автомобильных потоков на транспортных магистралях больших городов;

Недостататок единиц общественного транспорта.

7. Потребность в строительном материале в строительстве городов Китая.

Расходный материал: щебень, песок, цемент, сталь, стекло.

Расход каменных строительных материалов в год: более 300 млн. тонн.

Фон: строительные отходы около 500 млн. тонн, остающихся после строительных работ.

Шанхай

Используются миллионы метров кубических щебня и песка.

Шанхайская башня - здание высотой 632 метра, площадью - 433 954 м.кв., 118 этажей, подземный гараж для 2000 автомобилей.

Гуанчжоу

Проект правительства по созданию делового центра региона - "Жуцзянь Цзэнчэн", с возведением более 90% новых зданий.

Чунцин (Chongquing)

Гигантская строительная площадка.

Плотина «Три ущелья» и другие сооружения.

Телин Нью-Сити

Городской округ Телин. Северо-восточная часть Китая.

Проект: создание города, обустройство ландшафта.

Стоимость проекта: "миллиарды долларов США".

Тенденция:

Исход коммерческих предприятий из города

Исход владельцев жилья из пустынного города, не оснащенного сетью коммуникаций.

Цзинцинь

Расположение: 1 час движения на дорожном транспорте от Пекина.

Проект: небольшой город для проживания и бизнеса.

Состав: пятизвездочный отель, поле для гольфа, два колледжа.

Пролонгированная строительная площадка.

Тенденция:

Незаселенность города;

Проекты строительства дополнительно 4000 квартир и нового делового района.

Кангбаши

Расположение: Северная часть Китая. Провинция Внутренняя Монголия.

Начало строительства города: 2003 год.

Замерочная стадия строительства: 2011 год.

Численность населения в настоящее время: около 30 000 человек.

Стоимость проекта: около 161 млрд.долларов США.

Объем возведенных зданий: 1/3 от запланированного.

Численность населения в настоящее время: около 100 000 человек.

Баян-Нур

Проект: город роскоши.

Состав: роскошь-здание мэрии, водоочистная станция, построенная при содействии Всемирного банка.

Проблемы:

Отсутствие жителей;

Отсутствие рабочих и специалистов.

Темз-Таун

Расположение: округ Сунцзян вблизи Шанхая.

Проект: имитация в британском стиле Темз-Ривер. Большая часть улиц носит английские названия. По планам к мегаполису добавлялось 9 малых городов, 4 из которых возводились с начала.

Начало проекта: 2001 год в рамках программы по расширению Шанхая.

Завершение проекта: 2006 год.

Архитектор проекта: Тони Мэкэй.

Проблема: отсутствие жителей.

Многие магазины в городе не начали работу;

Спрос на туристическую недвижимость.

Состав города: небольшие дома, рассчитанные на одну семью.

Финансовый фон:

Инвестиционная недвижимость или приобретение второго дома;

Существенное повышение цены на жильё в Темза-таун;

Прекращение притока в город новых потенциальных жителей.

Чжэнчоу

Проект: новый район мегаполиса Чжэнчоу.

Стоимость проекта: 19 млрд. долл США.

Состав: роскошные жилые дома, современные административные здания.

Проблема:

Отсутствие жителей.

Расположение города в пустыне.

Ордос

Планируемая численность населения: 1 млн. человек.

Состав: жилые здания, спортивные сооружения, музеи, театры.

Основной состав жителей на настоящий момент: государственные служащие.

Ланчьжоу

Проект: новый район в городском округе Ланчьжоу.

Стадия: процесс строительства.

Геологический фон: китайское правительство приняло решение сравнять с землей 700 гор в провинции Ганьсу для строительства города.

Социальный фон: фермеры, ищущие возможность размещения нескольких квадратных метров кустарно-изготовленного жилья на окраинах города в результате сноса их домов в ходе строительства новых зданий.

Тяньдучэн

Расположение: восточная провинция Чжэцзян рядом с г. Ханчжоу.

Проект: «Маленький Париж»,

Завершение строительства: 2007 год.

Планируемая численность населения: 10 000 человек.

Заполнение города: 1/5

Цаофэйдянь

Рассположение: 225 км. к юго-западу от Пекина.

Проект: большой экологичный город.

Планируемая численность населения: 1,5 млн. человек.

Обеспечение электроэнергией: возобновляемая энергия.

Основа демографии и экономики города: перевод в город крупного сталелитейного завода компании Shougang Group.

Стоимость проекта: 91 млрд. долларов США.

Чэнгун

Проект: расширение г. Куньмин столицы южной провинции Юньнань, используя территорию территорию уезда Чэнгун.

Начало проекта: 2003 год.

Завершение строительства: 2010 год.

Состав: городской район с инфраструктурой, жилые дома с 100 000 квартир, школа, кампусы двух университетов и правительственные здания.

Финансовый фон: инвестиционная недвижимость.

Результат: отсутствие жителей.

Новый Хэби

Расположение: провинция Хэньань.

Проект: «Новый Хэби»

Основа демографии и экономики города: добыча угля.

Инкоу

Реструктуризация экономики региона с целью уменьшения его зависимости от производства стали и добычи полезных ископаемых.

Развитие новых отраслей,

Строительство домов для новых работников.

Строительство на многочисленных объектах приостановлено.

Возведённые здания не заселены.

8. Экспериментальные варианты решения проблем мегаполисов Китая.

Проблема загрязнения воздуха.

Экспериментальная модель «город-сад».

Варианты вывода заводов и фабрик за пределы города.

Массовое озеленение.

Повышение контроля за увеличением количества частного автотранспорта.

Проблема недостатка продуктов питания.

Концепция «город-сад» (вертикальное сельское хозяйство): выращивание сельскохозяйственной продукции на верхних ярусах, террасах, крышах зданий и сооружений.

Многоэтажные продуктовые фабрики.

Проблема акклиматизации фермеров.

Экспериментальная модель «город-сад» рассматривается как способ обеспечения акклиматизации сельских жителей, фермеров к условиям жизни в мегаполисах и предоставления рабочих мест для фермеров.

Вертикальная застройка мегаполисов.

Конецепция развития крупных городов Китая в вертикальном направлении.

В качестве примера планировки рассматривается Токио с населением около 37 миллионов человек.

Проект мегаполиса под водой.

Название проекта: Floating City (Плавучий город).

Предполагаемое расположение: Океан.

Пункты соединения мегаполиса: Гонконг, Макао, Чжухай.

Участники проекта: Великобритания, КНР.

Архитекторы: конструкторское бюро AT Design Office (Великобритания, КНР).

Площадь искусственного жилого пространства: более 1 000 га.

Состав мегаполиса: многоквартирные домами, виллы, административные здания, офисы, гостиницы, магазины, рестораны, надводные и подводные парки, пешеходные и автомобильные дороги и другие элементы.

Принцип конструкции: "Айсберг". Полупогруженные в воду железобетонные конструкции, организованные в городское надводно-подводное пространство.

Запланированное средство передвижения: яхты и подводные лодки.

Система доступа воздуха: централизованная вентиляция в подводные этажи через трубу, расположенную в середине комплекса.

Самый большой мегаполис Китая.

Расположение: южная часть Китая в дельте реки Чжуцзян.

Состав: 9 городов, объединенных в самую большую городскую агломерацию на планете.

Города в составе: Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Фошань, Дунгуань, Чжуншань, Чжухай, Цзянмэнь, Хуэйчжоу и Чжаоцин.

Численность населения: 42 млн. человек.

Формирование демографии и экономики: размещение большей части промышленных предприятий страны с производством 1/10 части прибыли экономики КНР.

Стоимость строительства: приблизительно 2 трлн. юаней (304 млрд. долларов США).

Площадь мегаполиса: 41,5 тыс. кв. км.

Количество крупных объектов: 150

Количество железнодорожных линий: 29

Общая протяженность железнодорожных линий: 5 000 км.

Экология: загрязнение воды в дельте реки Чжуцзян в результате индустриализации.

Мегаполис "Бохай".

Расположение: северная часть Китая вблизи городов Пекин и Тяньцзинь.

Проект: ультра-современная городская территория.

Планируемая численность населения: около 260 млн. человек.

9. Примеры мегаполисов Китая.

Шэньчжэнь (Shenzhen)

Численность населения: ориентировочно 10 680 000 человек

Состав: высотная архитектура, парки, выставки. Один из крупнейших центров электронной промышленности КНР.

Тяньцзинь

Численность населения: ориентировочно 10 860 000 человек

Занимает III место в континентальном Китае по площади города.

Крупнейший центр тяжёлой и лёгкой промышленности.

Гуанчжоу

Численность населения: ориентировочно 11 843 000 человек

Крупнейший мегаполис страны. Политический, экономический, научно-технический, образовательный, культурный, транспортный центр южного Китая.

Третий по населенности город Китая.

Проект правительства Гуанчжоу: деловой центр региона Жуцзянь Цзэнчэн, со строительством более 90% новых зданий.

По данным экспертов, результатом строительного роста в Гуанчжоу станет увеличение объема офисных площадей в городе до 20% к 2015 году и избыток офисных площадей независимо от уровня спроса на них. План развития района утврежден в 2005 году.

Ориентировочная стоимость проекта: 200 млрд юаней (32 млрд долларов США).

Чунцин (Chongquing)

Численность населения: точно не определена.

По официальным данным, население г.Чунцин составляет около 8 млн. человек.

С незарегистрированными рабочими численность населения может достигать 30 млн. человек.

2014 год: увеличение населения города на 4000 человек в неделю на фоне строительной активации.

Крупнейший промышленный и коммерческий центр Китая с наиболее мощными в стране автомобильными заводами, наравне с городами Шанхай, Чанчунь, Шиянь.

Тенденция массовой миграции жителей сельских районов из западной и центральной части Китая в Чунцин.

Виды промышленности:

Металлургическая,

Машиностроительная,

Строительная,

Химическая,

Текстильная,

Пищевая.

В городе возводятся исключительно высотные здания, способные вместить растущее население города.

Пекин

Численность населения: ориентировочно 19 520 000 человек

Один из городов Китая с самой высокой плотностью населения.

По данным исследования Национальной академии экономической стратегии при Академии общественных наук КНР, Пекин занимает 74 место в списке городов комфортного проживания.

Шанхай

Численность населения: свыше 24 000 000 человек

По данным аналитиков, население Шанхая увеличивается со скоростью 2% в год.

Самый большой мегаполис Китая.

Коммерческий центр страны с отелями, ресторанами, торговыми центрами, международными выставками, индустрией развлечений, туристическими достопримечательностями.

Два международных аэропорта и самый большой железнодорожный вокзал Китая.

По мнению экспертов, Шанхай XXI века имеет основания для получения звания города мирового уровня и центра Восточной Азии.

Один из крупнейших городов мира. Третий мировой финансовый центр после Нью-Йорка и Лондона.

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то сейчас около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай -- традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.

Рис.8

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начало принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан -- 70%.

В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа. По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков -- великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом"

Дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г. по 2002 г. 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г. Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань.

Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов.

Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы.

В КНР сложилась сложная, многоуровенная система городского планирования, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время идет утверждения нового "Закона о городском и сельском планировании", позволяющего комплексно подходить к процессу, учитывать интересы и городской, и сельской местности. Система городского планирования КНР иерархически выстроена, местным городским властям предоставляются достаточно большие полномочия.

Городскими властями предпринимаются различные меры для формирования "оптимальной" структуры горожан: привлечения образованной рабочей силы, сельских мигрантов, иностранных бизнесменов. Создание городских районов с характеристиками, удовлетворяющими потребности тех или иных групп населения, -- одно из важных направлений деятельности городских властей.

Руководство КНР ставит задачу формирования "своих" мировых городов. Таким глобальным городом становится Шанхай. Спецификой его становления как мирового города стало то, что он формируется прежде всего, как инновационно-индустриальный логистический глобальный центр, "главный цех" китайской "мировой фабрики". Особую роль в этом процессе играет "особая экономическая зона" Пудун, в составе которого выделяются определенные функциональные зоны. Поиск своего пути в мировые города позволяет Шанхаю избежать острой конкуренции с Гонконгом и Сингапуром, занять собственную нишу в мировом хозяйстве.

Можно сказать, что власти КНР активно регулируют так процесс урбанизации и так и демографию в стране. Власти работали периодами, то привлекая жителей в город, то расселяя городских жителей в сельские местности. Характеризуя процесс урбанизации в Индии необходимо в первую очередь изучит следующий график.

Рис.9

Можно сказать, что там наблюдается глобальная тенденция, которая развивается в направлении возрастающей урбанизации, согласно которой, больше половины населения мира живет в городах. Стоит отметить, что вклад городского сектора в валовый внутренний продукт (ВВП) в настоящее время ожидается в пределах 50-60 %. В связи с этим, повышение производительности труда в городских районах в настоящее время занимает центральное место в политических заявлениях министерства городского развития. Города обладают огромным потенциалом в качестве двигателей экономического и социального развития, создания рабочих мест. Они должны быть устойчивыми и дополнятся за счет городского хозяйства, что в свою очередь будет положительным для экономического развития страны. Большое количество жилища требует постоянного ухода, так требует определённый штат сотрудников, а это свободные рабочие места для индийских женщин. После 1950 года правительство Индии приняло 1005 различных планов, направленных на развитие жилищного и городского строительства, которое привело к запуску механизма борьбы с городской бедностью и нищетой. Программа Неру Роджгар Йоджана (NRY) делала упор на институциональное строительство и на строительство жилья для государственных служащих и слабых слоев. Возможно, такие планы во многом улучшать жизнь миллионов индийцев. Тем самым можно сказать что государственная политика Индии направлена на увеличение степени урбанизации в стране, она направлена на рост городов, на строительства жилья для приезжих жителей, постройки дополнительных рабочих мест. Тем самым правительство Индии, через городское население пытается увеличит темпы развития экономики, так как городское население - трудовое ядро в производстве.