Направление в национальной технологической инициативе группа рынки. Документы. Критерии выделения рынков

«На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу как один из приоритетов государственной политики.

План реализации НТИ в 2017 году

План реализации НТИ в 2017 году утвержден 14.02.2017 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Реализация Плана в 2017 году призвана обеспечить готовность государства, бизнеса и общества к новым экономическим и социальным реалиям, создаваемым технологической революцией. При этом важной задачей 2017 года является выход Национальной технологической инициативы на устойчивую траекторию развития, вне зависимости от внешних рыночных, технологических или иных обстоятельств.

Ключевые результаты реализации Плана на начало 2018 года:

    Создана устойчивая система управления и координации НТИ.

    В реализацию НТИ вовлечены действующие государственные институты развития, а также федеральные органы исполнительной власти.

    Сформирован механизм «открытия рынков» для перспективных продуктов и услуг.

    На базе университетов созданы центры компетенций НТИ по «сквозным» технологиям, запущены исследовательские и образовательные программы по приоритетным для НТИ технологическим направлениям.

    В интересах развития талантов в научно-технической сфере организована деятельность «кружкового движения» и разработана концепция урока «Технологии».

    Разработан и запущен механизм популяризации научно-технической деятельности и технологического предпринимательства среди широких слоев населения.

    Проведено «пилотирование» региональной политики НТИ.

    Определены операторы, осуществляющие поддержку для разных категорий проектов НТИ и сервисов НТИ.

    Сформирован задел по регулированию рынка интеллектуальной собственности и рынка «умного» капитала для развития НТИ на последующих этапах.

  1. Разработан и согласован план развития НТИ на 2018-2024 годы.

НТИ: статус реализации

Основу НТИ составляют представители наиболее успешных высокотехнологичных компаний, которые в составе рабочих групп при поддержке и участии представителей власти, институтов развития, научных и образовательных организаций разрабатывают и реализуют «дорожные карты» по 9 основным рынкам НТИ. Создано 10 рабочих групп НТИ , в которых участвуют 451 компаний, 869 экспертов.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрено 6 дорожных карт рынков Энерджинет, Хелснет, Нейронет, Маринет, Автонет, Аэронет и кросс-рыночного направления Технет. По 3 рынкам идет подготовка «дорожных карт»: Финнет, Сейфнет, Фуднет. Межведомственная рабочая группа (МРГ) при президиуме Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрила 12 проектов «дорожных карт» четырех рыночных направлений НТИ, которые получат господдержку. В целом около 120 проектов поддержаны Фондом НТИ и Фондом содействия инновациям.

В 16 субъектах Российской Федерации, выбранных по результатам конкурсного отбора, идет разработка региональной модели реализации НТИ. Заявки на участие подали 54 российских региона. В 2017 году в 12 регионах пройдут мероприятия «Форсайт-навигации», на которых участники разработают планы по развитию территорий в контексте НТИ.

В 2016 году по всей стране для школьников открыты пространства технологического творчества – фаблабы, ЦМИТы, развернута сеть детских технопарков «Кванториум». В сообществах кураторов летних школ «Лифт в будущее», «Иннопрактика», «Сириус», кураторов студенческих проектов в ряде университетов разворачивается сеть наставников талантливых школьников. В образовательном центре «Сириус» стартовали проектные смены НТИ, проведена серия летних «космических школ» для детей и взрослых, серия инженерных образовательных мероприятий на площадках акселераторов «Сталь», «Биоключ».

Определены механизмы поддержки НТИ со стороны институтов развития, финансовых организаций, органов государственной власти.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) - это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Реализация программы предполагает формирование групп единомышленников из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти. При этом НТИ формирует новые и усиливает действующие программы поддержки научно-технологического развития, обеспечивая формирование и трансляцию запросов со стороны потенциальных лидеров новых рынков в систему государственного управления.

НТИ концентрируется на новых глобальных рынках , которые сформируются через 15–20 лет. Большинство рынков будут иметь сетевую природу (наследовать подходы, которые существуют в Интернете, или использовать инфраструктуру Сети). Новые рынки будут ориентированы на человека как конечного потребителя, расстояние между производителем и потребителем на них будет минимальным. Россия в рамках НТИ сфокусирует внимание на тех рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

Отличительная особенность НТИ состоит в том, что содержательная часть перечня мер по достижению Россией лидерства на новых рынках формулируется самим высокотехнологичным бизнесом . По каждому рыночному направлению формируется Рабочая группа, которую возглавляет уже состоявшийся технологический предприниматель, профессионал в соответствующей тематической области, и профильный заместитель министра ответственного федерального органа исполнительной власти. В состав Рабочей группы НТИ входят представители бизнеса, научного и образовательного сообществ, органов исполнительной власти и другие заинтересованные участники.

В настоящее время действуют 12 рабочих групп, у которых в проработке находятся «дорожные карты» по развитию девяти перспективных рынков и трех кросс-рыночных направлений, одним из которых является Кружковое движение НТИ . Деятельность кружкового движения НТИдолжно привести к появлению компетентных специалистов в различных группах технологий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до 2035 года.

Дорожная карта «Кружковое движение» НТИ

Состав рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы

Земцов Д.И. – лидер (соруководитель) рабочей группы, проректор по развитию Дальневосточного Федерального университета

Синюгина Т.Ю. – соруководитель рабочей группы, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Сапрыкина В.В. – ответственный секретарь рабочей группы, директор программ и проектов НТИ

Анисимов Н.Ю. – ректор Дальневосточного Федерального университета

Асонов И.Е. – координатор взаимодействия с программами образовательного центра «Сириус», программный директор Научного парка «Сириус»

Бухало А.Б. – член Общественной палаты, представитель общероссийской общественной организации «Молодая инновационная Россия»

Кравченко Д.Б. – депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию

Курмышев И.Н. – директор по развитию технологических партнерств АО «РВК»

Насибулин М.М. – руководитель программы инкубации Фонда Сколково

Недорослев С.Г. – сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Нуралиев Б.Г. – директор ЗАО «1С Акционерное общество»

Потехина И.П. – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Пронькин В.Н. – первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»

Ракова М.Н. – генеральный директор Фонда новых форм развития образования

Светушкова А.А. – вице-президент по социальному направлению «Рыбаков Фонд»

Семенов А.Л. – академик РАН

Уразов Р.Н. – генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»»

Федосеев А.И. – президент Ассоциации участников технологических кружков

Шадрин А.Е. – директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации

Шишкин Д.А. – директор департамента инфраструктурных проектов Госкорпорации «РОСКОСМОС»

Ященко И.В. – директор Центра педагогического мастерства

  • Основные принципы
  • Рынки
  • Реализация
  • Международная кооперация
  • Разное
  • Что находится внутри повестки Национальной технологической инициативы (НТИ)? Это про импортозамещение?

    В состав Национальной технологической инициативы входят:

    • определение новых рынков, включая основные факторы возникновения спроса, ключевые рыночные ниши и возможные типы продуктов и услуг, которые будут заполнять эти ниши;
    • определение ключевых технологий, за счет которых будут созданы продукты и сервисы на новых рынках;
    • комплекс мер поддержки и стимулирования, включая институциональные, финансовые и исследовательские инструменты, позволяющие вырастить национальные компании-чемпионы на новых рынках.

    В НТИ нет задач импортозамещения или модернизации существующих отраслей. НТИ предполагает создание стратегий разворачивания принципиально новых рынков. Но часть ключевых технологий, формирующих рынки-предшественники для рынков НТИ, может появляться в рамках процесса импортозамещения и модернизации.

  • Как НТИ соотносится с существующей системой госуправления, с предпринимательским сообществом, с научной системой, с системой образования и пр.?

    НТИ вырабатывает матрицу приоритетов и сообществ вокруг дорожных карт по новым рынкам и ключевым технологиям. Из этой матрицы вытекают:

    • постановка задач для фундаментальных и прикладных исследований;
    • политика в области опережающей подготовки кадров – и соответствующие задачи для системы образования;
    • приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны госкомпаний;
    • совместные проекты общества и бизнеса, не требующие участия государства;
    • направления международной технологической кооперации.
  • В России в последние годы уже хватало начинаний в области технологического развития - зачем нам еще одна инициатива?

    Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок была неизбежна – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления, мы подчас бездумно переносили на российскую почву западные институты и мемы, блестяще работающие в США, но не пригодные в российских условиях. Теперь накопился опыт, мы понимаем, что работает, а что нет. В то же время мы не можем вернуться в СССР, восстанавливать советскую систему контрпродуктивно – командно-административной системы больше нет. Даже СССР, обладавший мощью сверхдержавы и человеческим потенциалом в 270 миллионов человек, не выдержал научно-технологической гонки в 1970-80ых годах. Нет оснований полагать, что во втором десятилетии 21 века, с потенциалом в 143 миллиона человек, Россия будет способна восстановить советскую систему, тоже не слишком эффективную. Это будет прямой путь к Северной Корее.

    Для того, чтобы создать новую систему управления инновациями, нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики.

    НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты. Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения. Мы предлагаем выделять будущие рынки и формировать коалиции, нацеленные на захват этих рынков. Остальное приложится.

  • И почему вы думаете, что у вас что-нибудь получится?

    До сих пор все основные вопросы инновационного развития решали умные чиновники, это была сфера бюрократического регулирования. НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных денег – и мы верим, что проекты с частными инвестициями будут эффективнее. Просто раздавать деньги государства – самая неэффективная стратегия. Должны появиться «умные» стратегии управления развитием, практики совместных инвестиций, совместных фондов, краудфандинга и краудинвестинга. Отдельные элементы такой экосистемы уже созданы. Например, обоснованной представляется модель фонда фондов Российской венчурной компании. Мы распространим лучшие практики РВК и других институтов развития в НТИ.

    Однако самый главный вопрос – не в деньгах или красивой документации. Любой документ, который мы напишем, будет еще одной «стратегией» в ряду множества уже принятых и не работающих дорожных карт. Группа единомышленников важнее стопки бумаг. Поэтому нужна сеть ярких лидеров с разделяемым видением и ценностями из сфер бизнеса, науки и государственного управления – и именно эти лидеры смогут реализовать любой план при любом политическом и институциональном климате. Этих лидеров можно назвать «технологическими патриотами» - потому что каждый из них верит, что страна способна породить технологический прорыв, и их доверие друг к другу по высоким ценностным основаниям важнее борьбы за ресурсы. Это люди, готовые протянуть свои личные интересы на 20 лет вперед, чтобы их дети и внуки ходили бы в те же школы, что и они – и не было бы стыдно ни за внуков, ни за школы, ни за страну.

  • В стране плохой инвестиционный климат, не работают базовые институты современного общества, зашкаливающий уровень коррупции. О каком технологическом развитии может идти речь? Как вы собираетесь удерживать высококлассных специалистов и предпринимателей – ведь многим проще уехать и сделать проект там, где институты работают гораздо лучше?

    Институциональный и инвестиционный климат, в отличие от обычного, меняется совокупными усилиями людей, а не милостью Божьей. В России никогда не было полностью благоприятного для бизнеса делового климата. Все, для кого комфорт, солнце, вино, горы и океан Калифорнии важнее всего, как нам кажется, из России уже уехали. Остальные понимают, что в Севастополе солнце, вино, горы и море ничуть не хуже.

    Плохой климат не дает оправданий бездеятельности. Надо двигаться вперед возможными шагами, а не ждать, что кто-то этот климат изменит за вас. При этом в каждой дорожной карте НТИ должны быть сформированы предложения по изменению ситуации, за которые мы вместе будем бороться. Наш опыт в реализации Национальной предпринимательской инициативы, программе «Глобальное образование», WorldSkills показывает, что иногда получается даже больше, чем рассчитываешь. Мы должны выработать позитивные инструменты удержания высоких профессионалов в стране.

  • Вы выбрали для прогноза 2035 год – а в нашей стране никто так далеко не планирует. За ближайшие 20 лет очень многое изменится, вы вообще собираетесь отвечать за ваши прогнозы?

    2035 год – это горизонт планирования, то есть крайняя точка, до которой мы распространяем прогнозы и проекты. При этом дорожные карты НТИ на уровне практических действий будут строиться на 2015-2018 гг. с контролем реализации через каждые полгода. Это означает, что мы должны смотреть на 20 лет вперед, а делать, начиная с сегодняшнего дня.

    Результатами работы уже в ближайшее время станут новые компании, новые образовательные программы, новые научные лаборатории – и если все пойдет как надо, через несколько лет мы увидим значимый прирост высокотехнологичного российского экспорта.

  • Почему Национальной технологической инициативой занимается Агентство стратегических инициатив? Вы собираетесь заменить собой РВК и ФАНО?

    Агентство стратегических инициатив – структура, основной задачей которой является запуск стратегических инициатив по заказу руководства страны. Мы доказали свою успешность в программах поддержки предпринимательства и в проектах, связанных с развитием детского и профессионального образования. В национальной тематике технологического развития не хватало именно этих связок – работа с предпринимателями, которые дают заказ на новые технологические решения, и работа с образованием (в том числе, детские клубы и кружковое движение), которое создает конкурентоспособные навыки для развития технологий и рынков.

    Мы не собираемся управлять наукой или венчурным сектором. Агентство стратегических инициатив – это площадка, где удобно договариваться разным группам и слоям общества; наша роль – модератор, а не начальник. АСИ не планирует претендовать на бюджеты в управлении НТИ. Вся практика нашей предыдущей работы – в том, чтобы инициировать большие процессы изменений, но при этом оставаться маленькой управляющей структурой.

    А кто именно должен будет управлять НТИ - покажет форсайт и последующая работа по созданию дорожных карт. Как у модераторов этого процесса, у нас нет особого тайного знания.

  • Вы выбрали для НТИ девять рынков – ЭнергоНет, НейроНет, АэроНет, МариНет и другие. Почему вы начинаете с рынков? Почему «Нет» - почему они так странно называются? Почему именно эти девять?

    Мировая технологическая революция замещает сложившиеся отрасли и создает новые рынки. Большинство западных технологических стратегий используют в качестве ключевой точки 2035 год: ближайшие десять лет они отводят на доработку технологических решений и вывод на рынок новых продуктов, а следующие десять лет уйдет на раздел мирового рынка и замещение существующих технологий. Например, нет ни одной крупной автомобильной компании, которая инвестировала бы в двигатель внутреннего сгорания или в человека за рулем после 2025 года – все они готовятся к беспилотному электротранспорту. Мы же пока продолжаем инвестировать в строительство отрасли, которой осталось жить 10 лет, и которая находится под контролем иностранных производителей, не собирающихся передавать нам интеллектуальную собственность по ключевым компетенциям будущего рынка.

    Почему в названии всех рынков будущего присутствует слово ‘net’, то есть «сеть»? Все складывающиеся новые рынки либо используют физическую инфраструктуру Интернета, либо его протоколы, либо строятся по его подобию. По такому принципу будут работать «умные сети», связывающие множество производителей и потребителей электроэнергии – то есть ЭнергоНет. Так будут организованы системы транспорта будущего – АэроНет, АвтоНет и МариНет. Даже консервативные рынки, типа сельскохозяйственной техники, превращаются в сети киберфизических устройств, которыми владеет производитель, а фермеры пользуются им в лизинг и обновляют лицензии на программное обеспечение. То есть – все рынки будущего одновременно являются сетями.

    Почему именно эти? Мы не верим, что может быть исчерпывающая модель описания будущего, и наш рецепт – это комбинация системного анализа и лидерской энергии. В пилотной работе над дорожными картами НТИ мы сделали ставку на очевидные рынки, где мы видим аналогичные движения в других странах, и где в России есть сильные лидеры и сообщества. Список рынков не исчерпывающий, и мы предполагаем запускать работу над новыми рынками каждый год. Если мы увидим, что упустили какой-то значимый рынок, мы стартуем работу над ним в 2016 году.

    Те рынки, которые выделены в работу сейчас, организованы по следующей логике:

    • три из них касаются безопасности страны и ее системного обеспечения ресурсами: это рынок питания (FoodNet), энергии (EnergyNet) и безопасности (SafeNet)
    • три касаются преобразований в транспортной системе: это рынок беспилотного автотранспорта (AutoNet), воздушного транспорта (AeroNet) и морского / речного транспорта (MariNet)
    • и наконец три касаются наиболее важных сфер человеческой жизни, где происходят «сумасшедшие» технологические изменения: это рынок «цифрового» здоровья (HealthNet), новых финансов (FinNet) и нейрокоммуникаций (NeuroNet).
  • Почему упор делается на создание рынков, а не на развитие науки или технологий?

    Сами по себе технологии не значат ничего, если на них нет спроса. Для этого, как правило, нужен рынок – и если технология не востребована рынком, то ее развитие становится затруднительным.

    Безусловно, подход через рынки – не единственный возможный. Не менее важен взгляд через задачи государственной безопасности – так развивались многие современные рынки, от рынков энергоносителей и базовых продуктов питания до рынков кибербезопасности и космических запусков. Но максимальный эффект достигается там, где решаются обе задачи – удовлетворение рыночного спроса и государственная безопасность. Примером может служить проект ГЛОНАСС – одновременно это и госбезопасность в сфере геопозиционирования, и очень большой рынок для тех компаний, которые начали с ним работать. Возможно, форсайт-флот 2016 года будет организован именно через эту призму.

  • Если я считаю, что вы не учли какой-то важный рынок, могу я выйти со своим предложением? Что нужно, чтобы меня услышали и мое предложение учли в дальнейшей работе?

    Если вы считаете, что есть важный новый рынок, который нужно учесть в дальнейшей работе над НТИ, то прежде всего ответьте себе на следующие вопросы:

    • Есть ли в данной сфере возможность создать принципиально новые технологические стандарты? (то есть, является ли рынок новым)
    • Есть ли или нет в России сообщество предпринимателей и ученых, разделяющих идею о возможном появлении такого рынка? (то есть, существует ли лидерская энергия)
    • Есть ли или нет аналогичные международные проекты или консорциумы в том же направлении? (то есть, можно ли найти международных партнеров, с которыми может быть реализован запуск этого рынка)

    Если ответ на эти вопросы утвердительный, то просим вас подать в АСИ заявку на включение нового рынка, и мы обещаем организовать ее всестороннее публичное обсуждение и включение в случае положительного решения.

  • В нашей стране более 80% экономики находится под прямым или косвенным контролем государства - почему вы вообще делаете такой акцент на предпринимателях и рынках?

    Мы считаем, что эксперимент с построением госкапитализма в России уже показал неэффективность этой модели, и будущее – за эффективными моделями государственно-частного партнерства. Нам в целом не обойтись без значимой роли государства даже в новых областях экономики. Это показывает, к примеру, разворачивающаяся на наших глазах борьба между Яндексом и Google. Но делать ставку только на государственных гигантов – бесперспективно, нам нужны развитые цепочки поставщиков и экосистемы средних и малых технологических компаний.

  • Зачем нам обсуждать новые рынки, если на носу у нас кризис, и нужно будет кормить страну?

    Один из ключевых рынков НТИ – FoodNet, то есть рынок питания, решает задачу более эффективного производства, доставки и переработки продуктов питания с учетом потребностей больших городов. Этот рынок уже формируется на наших глазах, и хотя он достигнет зрелости через 15-20 лет, многие решения можно применять уже сейчас: к примеру, роботизация молочных ферм многократно повышает удои, контроль качества продукции и эффективность доставки до конечного потребителя – и подобная технология окупается за очень короткий период времени. К сожалению, потребитель пока не знает о большинстве современных технологических решений и не мотивирован их применять – и это является следствием текущей модели государственного стимулирования в данной сфере. Поэтому государство должно продемонстрировать новые приоритеты, чтобы запустить технологическое обновление. Практика показала, что наша страна способна быстро создавать целые отрасли сельского хозяйства – меньше чем за 10 лет из импортеров курятины мы превратились в ее экспортеров. В этой логике мы к 2035 году можем стать лидерами во многих направлениях высокотехнологичного сельскохозяйственного производства.

  • Где в НТИ место идеи о том, что для глобальной конкурентоспособности страна должна решать глобальные проблемы? Скажем, экологические проблемы или обеспечение населения планеты водой и продуктами питания?

    Решение глобальных проблем – это возможная стратегия достижения глобального лидерства, через призму которой крайне важно будет посмотреть на все наши технологические инициативы. Мы обязательно сделаем это в рамках проекта, в том числе на Форсайт-Флоте.

  • Зачем нам развивать новые технологические бизнесы, если под них еще нет рынка? Если они создадут что-то ценное, их купят либо Ростехнологии, либо Google.

    Это один из ключевых рисков НТИ. Однако сама по себе продажа компаний российским государственным компаниям с глобальным потенциалом (типа Ростехнологий) или даже международным технологическим компаниям (типа Google) не обязательно плоха – на инновационных рынках это одна из рыночных стратегий, позволяющая создателям бизнеса капитализировать свои усилия.

    Важно, чтобы оставалась часть новых бизнесов, которые решат развиваться самостоятельно и бросить вызов существующим гигантам в борьбе за новые рынки – именно такие компании и смогут стать новыми глобальными чемпионами. Задача НТИ в том, чтобы именно таких компаний было как можно больше, и чтобы у них сохранялся потенциал глобального роста. Как именно этого достичь – предлагаем решить вместе в ближайшие месяцы, мы открыты для идей и предложений. Одним из решений является практика корпоративных спиноффов – крупные корпорации должны научиться создавать свои венчурные фонды и выделять перспективные направления в отдельные бизнес-единицы. Другим – создание «патентных троллей» нового поколения в незанятых нишах. Третьим – практика переноса в страну IP и быстрого выращивания национальных чемпионов под государственный заказ, с заранее заложенной моделью экспорта на азиатские рынки. Варианты есть.

  • Мы сделаем 20 дорожных карт развития – а что дальше? Почему вы считаете, что они будут реализованы?

    Для реализации НТИ мы хотим использовать успешный механизм Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), который позволил России существенно улучшить свои позиции в мировых рейтингах делового климата (так, в рейтинге Doing Business Россия показала рекордную динамику, поднявшись с 124-го на 60-е место за 2 года). В основе НПИ лежит следующая модель: дорожные карты по улучшению делового климата формируются при координации АСИ; каждую дорожную карту ведет группа, состоящая из предпринимателей и чиновников, которые следят, чтобы карта не была бюрократически выхолощена. При этом карты НПИ контролируются с самого верхнего уровня власти. Аналогичный механизм заложен в НТИ.

  • А что будет, если Президент не примет дорожные карты НТИ?
  • Из каких денежных ресурсов будет оплачиваться реализация дорожных карт НТИ? Если моему проекту нужно финансирование – как я могу получить его в рамках НТИ?

    НТИ в первую очередь – это люди, а не крыша и не карман. Если для успеха проекта вам нужны государственные деньги, и только – вероятно, вам не стоит участвовать в НТИ.

    Но при этом понятно, что для успеха НТИ должны запускаться новые научные исследования и должна оказываться поддержка высокорисковым технологическим проектам. Поэтому в разработке НТИ участвуют представители РНФ, РАН, РВК, Сколково, Фонда содействия, МОН, МПТ, МЭР которые воплотят приоритеты НТИ в своей политике по поддержке новых проектов.

    Набор институциональных решений, необходимых для запуска рынка, должна вырабатывать сама рабочая группа. Но мы не собираемся превращать это в лоббистский процесс и предопределять те или иные решения. Конечным критерием является возможность сформировать рынок с максимальным потенциалом роста, а не учет интересов отдельных игроков.

  • Если государство начинает НТИ – что будет с уже существующими инициативами и проектами? Должны ли мы отменить действующие государственные программы поддержки технологического развития и закрыть какие-либо из существующих институтов развития?
  • Почему в разработке дорожных карт НТИ не участвуют иностранные специалисты?

    При выработке национальной технологической политики принципиально, чтобы она начиналась на национальном уровне. На следующем шаге мы будем строить системы кооперации и консорциумы с международными партнерами, но на старте этот вопрос преимущественно национальный.

    При создании дорожных карт НТИ мы используем результаты всех основных международных, национальных и корпоративных форсайтов в соответствующих областях. Участники Форсайт-флота по отдельным областям глубоко интегрированы в международный процесс выработки будущих рыночных стандартов.

    В частности, на основе российской инициативы «Форсайт образования 2035» в 2014 году был запущен проект «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures), в рамках которого лидеры образования со всего мира формируют видение и глобальные стандарты для развития рынков нового образования, поддерживающих обучение на протяжении всей жизни.

  • Где в НТИ робототехника, Интернет вещей, устойчивое развитие, изменение климата и другие темы, актуальные для современной международной повестки?

    Мы считаем, что целый ряд ошибок в научно-технологическом развитии был связан с некритичным заимствованием западных понятий-мемов, за которыми стояли маркетинговые интересы в продвижении конкретных компаний. Нам принципиально важно соблюдать «семантическую гигиену» и использовать термины, которые указывают на конкретные рынки и технологии, чтобы сосредотачиваться на конкретных областях с потенциалом роста.

    Примером некритического отношения является понятие «умный город с централизованным управлением». Практика показывает, что за этим стоит попытка навязать сверхдорогие технологические решения, в то время как наиболее эффективными оказываются решения, поддерживающие децентрализованное управление с опорой на местные сообщества.

  • Страна находится в сложной геополитической ситуации. Как можно строить технологическое будущее, находясь в изоляции и под санкциями со стороны международного сообщества, в том числе в области технологической кооперации?

    Когда в 1932 году стартовал ракетно-космический проект, страна находилась в существенно менее выгодном положении – и справилась. Даже в самом плохом сценарии мы обречены на то, чтобы обновлять и развивать свою экономику – без этого у нас просто нет будущего.

    Однако мы надеемся, что процесс выработки технологической политики у нас будет происходить в кооперации с крупнейшими странами мира, с которыми у нас нет никакой изоляции, и уже началась работа по ряду стандартов, – это Китай, Индия и другие страны BRICS, а также ряд быстроразвивающихся новых экономик. Но мы надеемся, что наука останется глобальной, и в ней не будут создаваться новые «железные занавесы». В России продолжается ряд проектов, ориентированных на глобальную кооперацию, а не на изоляцию – это программа «5 в топ-100» для ведущих российских университетов, это программа «Глобальное образование» по обучению специалистов в ведущих учебных учреждениях мира с возвратом на родину, проекты Big Science, и другие.

  • Современные технологические стандарты по определению глобальны – как вы собираетесь войти со своими стандартами и почему вас будут слушать?

    Согласно нашему определению, новые рынки отличаются от существующих именно тем, что в них отсутствуют сложившиеся международные технологические стандарты. При этом нужно понимать, что на ряде технологических рынков – в том числе в Интернете, - слишком сильно доминирует позиция США, и это не устраивает многие другие экономики. Общая позиция стран BRICS заключается в том, что стандарты для рынков следующего поколения не должны быть американо- и евро-центричными, и что должны возникать подлинно глобальные стандарты.

    Мы видим актуальность задачи построения подлинно глобальных стандартов для всех стран BRICS. Поэтому мы сразу идем в диалог с ними по этому вопросу, чтобы была возможность взаимно учесть наши национальные интересы – как минимум, в формате «второго стандарта», который может быть построен на принципах открытой архитектуры. Мы не ограничиваем участие в этом диалоге США и стран ЕС, но оно должно происходить на общих правилах. И со временем, весьма вероятно, условием допуска на рынки стран BRICS станет именно способность соответствовать сформулированным стандартам – так же, как это происходит сейчас с допуском на рынки Европейского Союза и Северной Америки.

  • Как соотносится форсайт НТИ и научно-технологический прогноз, который по запросу Министерства образования и науки делает Высшая школа экономики?

    НТИ использует результаты научно-технологического прогноза. Его соавторы работают во всех группах НТИ.

  • В проекте участвуют в том числе предприниматели, которые провалили создание высокотехнологичных производств и принесли инвесторам большие убытки. Почему вы зовете в проект не только успешных, но и разорившихся бизнесменов?

    Самое ценное свойство бизнесмена – его практический опыт, который можно наработать только в бою. Если не выпускать в бой всех единожды проигравших, то бойцов у нас не останется. При этом нужно смотреть на достижения каждого конкретного лидера, в том числе научные и общественные, и на его способность восстанавливаться после поражений.

  • В какой мере НТИ опирается на научно-технологические заделы, которые есть в нашей стране?

    НТИ строит работу из будущего и из потребности рынков. Ставка только на заделы, служившая основой научно-технологической политики в последние десятилетия, уже показала свою неэффективность. Нельзя бесконечно опираться на советский опыт, пришла пора создавать новые заделы там, где их потенциал может быть максимально задействован.

27.09.2018, Чт, 11:11, Мск , Текст: Ульяна Гортинская

Межведомственная рабочая группа по реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрила поддержку шести высокотехнологичных проектов. Государство окажет помощь разработкам рынков Нейронет, Хелснет, Технет и Кружковое движение, говорится в пресс-релизе венчурной компании РВК, которая является проектным офисом НТИ.

Как напоминает сообщение, Национальная технологическая инициатива – долгосрочная государственная программа, направленная на создание новых рынков и достижение глобального технологического лидерства России к 2035 г.

Так, в 2017 г. межведомственная группа по разработке и реализации НТИ при президиуме совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию одобрила 21 проект рынков НТИ. В 2016 г. было одобрено 11 проектов.

В 2018 г. были выбраны:

«Платформа биобанков-5» (исполнитель – ООО «НациональныйБиоСервис»)

«Национальный БиоСервис» входит в портфель Биофонда РВК и является первым в России широкопрофильным исследовательским биобанком и биосервисом. Компания занимается сбором, обработкой, хранением и анализом биообразцов, необходимых для разработки инновационных лекарственных препаратов и диагностических систем на территории России.

С помощью государственной поддержки в рамках НТИ планируется создать и масштабировать сеть биобанков тканей, клеточных линий и других исследовательских продуктов в пяти российских регионах. Создаваемые биобанки позволят собирать, изучать и анализировать биологические маркеры развития и прогрессирования опухолей, что, в свою очередь, поможет найти возможные терапевтические комбинации и выделить группы пациентов с теми или иными биомаркерами. Также биобанк может служить для определения эффективности отдельно взятой терапии, что особенно актуально в связи с развитием персонализированного лечения.

«Спинальный нейропротез» (исполнитель – ООО «Косима»)

Проект предполагает разработку нейростимуляционного устройства для самостоятельной ходьбы больных с тяжелыми двигательными нарушениями после инсульта. В основе разработки лежит метод неинвазивной электрической стимуляции спинного мозга, разработанный руководителем проекта Юрием Герасименко . Нейропротез позволит инициировать и контролировать ходьбу малоподвижных и парализованных пациентов. Устройство предназначено для использования не только в неврологических и реабилитационных отделениях клиник - его также можно будет эффективно использовать в рамках домашней реабилитации. Спинальные нейропротезы будут в разы дешевле, чем их ближайшие аналоги - экзоскелеты.

Команда проекта получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ. С помощью государственной поддержки будет создан прототип, проведены технические и клинические испытания, подтверждающие безопасность и эффективность изделий. К 2020 году разработчики планируют подать заявку на регистрацию спинальных нейропротезов в Росздравнадзор и получить российские и международные патенты.

«Экспериментально-цифровая платформа сертификации» (исполнитель – ООО «Тесис»)

Реализация проекта предполагает создание комплексной системы услуг в области ускоренной оценки соответствия и сертификации продукции из полимерных композиционных материалов (ПКМ). В рамках проекта планируется создание экспериментально-цифровой платформы, сервисы которой обеспечивают сокращение временных (до 3-6 месяцев) и материальных (более чем в 1,5 раза) затрат на сертификацию продукции из ПКМ, а в перспективе и продукции передовых производственных технологий. Апробация нового подхода и тестирование создаваемых сервисов выполняются на изделиях из ПКМ для железнодорожной инфраструктуры, автодорожного строительства и интермодального транспортного оборудования.

Заказчиками услуг платформы являются разработчики и производители новой продукции, заинтересованные в создании и применении инструментов опережающего нормативно-технического регулирования рынков новых материалов и изделий, в замене натурных сертификационных испытаний виртуальными, с применением цифровых моделей изделий и материалов.

Проект получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ, для его реализации также будут привлечены собственные средства исполнителей проекта.

«Operkit Platform» (исполнитель – ООО «ИЦ ИАС»)

Целью проекта является разработка единой информационно-аналитической онлайн-платформы по обеспечению процессов послепродажного обслуживания высокотехнологичных изделий и создание централизованного сервиса, объединяющего в едином информационном пространстве всех участников жизненного цикла продукта: производителей, разработчиков, эксплуатирующих организаций и дилеров.

Результаты проекта позволят внести вклад в формирование комплекса ключевых компетенций, обеспечивающих интеграцию передовых производственных технологий управления жизненным циклом высокотехнологичных изделий в различных отраслях промышленности, и повысить качество послепродажного обслуживания, увеличить объем конкурентоспособной кастомизированной/ персонализированной продукции на внутреннем и зарубежном рынках за счет использования технологий в интегрированной информационной среде.

Площадкой для внедрения созданной цифровой платформы в промышленную эксплуатацию станет холдинг «Вертолеты России».

«Академия наставников» (исполнитель – Фонд «Сколково»)

Проект направлен на создание системы массовой подготовки, аттестации и трудоустройства наставников для детских и молодежных проектов и команд в технологической сфере, стимулирование в России технического творчества и технологического предпринимательства.

В рамках «Академии наставников» будет создана система образовательных программ, конкурсов и массовых открытых онлайн-курсов в сфере наставничества, а также запущена онлайн-платформа, включающая различные сервисы для наставников, в том числе по аттестации и трудоустройству. Проект предполагает активное взаимодействие ключевых игроков в области работы с человеческим капиталом и технологического развития: участников «дорожных карт» НТИ, представителей ИЦ «Сколково», ОЦ «Сириус», Кванториумов и ЦМИТов, АНО «Ассоциация участников кружкового движения», World Skills Russia и др. К 2020 году авторы проекта рассчитывают подготовить не менее 6000 наставников. Проект получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ.

«Практики будущего» (исполнитель – АНО «Ассоциация участников кружкового движения»)

Программа направлена на создание проектных школ, которые должны стать пространством для вовлечения детей и взрослых из регионов России и зарубежья в разработку проектов по наиболее актуальным направлениям НТИ. Цель проекта - преодолеть разрыв между потребностями в молодежных командах, разрабатывающих проекты на фронтире технологического развития, и отсутствием в сложившейся системе образования механизмов по формированию таких команд.

Проектные школы будут проводиться за счет кооперации институтов развития, вузов, технологических компаний, организаций дополнительного образования и региональных площадок. Всего запланировано четыре формата проектных школ: региональные, профильные, всероссийские и международные. В пояснительной записке к проекту отмечается, что по итогам его реализации педагоги системы дополнительного и общего образования, заинтересованные студенты и преподаватели вузов смогут освоить инновационные технологии работы с молодежными проектами. В регионах появятся устойчивые сообщества энтузиастов, включающих в себя наиболее активную и талантливую молодежь, наставников и экспертов из компаний. Проект получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Старт НТИ происходит во время разворачивающейся глобальной технологической революции. Взрывное развитие и распространение новых технологий, их проникновение во все сферы человеческой деятельности приводят в настоящее время к быстрым и драматическим изменениям на глобальных рынках, в самой структуре и характере современного промышленного производства и экономики. Переход к новому технологическому укладу приведет к формированию в мире в течение ближайших 10–20 лет совершенно новых крупных рынков, предлагающих потребителям передовые технологические решения и принципиально новые продукты и сервисы.

НТИ вкл ючает в себя комплекс проектов и программ, направленных на активное включение России в формирование стандартов глобальных рынков будущего и получение российскими компаниями на этих рынках значимой доли.

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу как один из приоритетов государственной политики.

«На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада» — В. Путин (из послания Федеральному собранию).

XX / XX.2035

НТИ изначально строится как широкое коалиционное действие, предполагающее формирование групп единомышленников из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти. При этом НТИ формирует но вые и усиливает действующие программы поддержки научно-технологического развития, обеспечивая формирование и трансляцию запросов со стороны потенциальных лидеров новых рынков в систему государственного управления.

РЫНКИ НТИ

НТИ концентрируется на новых глобальных рынках, которые сформируются через 15–20 лет. Большинство рынков будут иметь сетевую природу (наследовать подходы, которые существуют в Интернете, или использовать инфраструктуру Сети). Новые рынки будут ориентированы на человека как конечного потребителя, расстояние между производителем и потребителем на них будет минимальным. Россия в рамках НТИ сфокусирует внимание на тех рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

РАБОЧИЕ ГРУППЫ НТИ

Отличительная особенность НТИ состоит в том, что содержательная часть перечня мер по достижению Россией лидерства на новых рынках формулируется самим высокотехнологичным бизнесом. По каждому рыночному направлению формируется Рабочая группа, которую возглавляет уже состоявшийся технологический предприниматель, профессионал в соответствующей тематической области, и профильный заместитель министра ответственного федерального органа исполнительной власти. В состав Рабочей группы НТИ входят представители бизнеса, научного и образовательного сообществ, органов исполнительной власти и другие заинтересованные участники. В настоящее время действуют 12 рабочих групп, у которых в проработке находятся «дорожные карты» по развитию девяти перспективных рынков и трех кросс-рыночных направлений.

ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ И ПРОЕКТЫ НТИ

«Дорожные карты» - документы стратегического планирования, содержащие комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам. Основными категориями мероприятий «дорожных карт» являются создание, развитие и продвижение технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых рынках; совершенствование нормативно-правовой базы для устранения барьеров в использовании передовых технологических решений; создание системы стимулов для их внедрения; совершенствование системы образования для обеспечения кадровых потребностей компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании рынков НТИ. Реализация «дорожных карт» осуществляется путем запуска конкретных проектов НТИ.