Квартал Шкапина-Розенштейна: история, которую снесли. Независимое общественное движение «Живой Город Пост-индустрия на марше

Квартал Шкапина-Розенштейна – один из тех самых "депрессивных" районов старого Петербурга, что должны уступить место современным деловым центрам. Жить здесь и вправду было не сладко – экологически вредные предприятия все расширялись, а оказавшиеся в их санитарных зонах дома десятилетиями не ремонтировались. Никто не спорит с тем, что эта зона бедствия давно нуждалась в экстренной помощи. Но едва ли тотальное уничтожение всей, без разбору, исторической застройки – единственное из возможных решений. Наверняка нашлись бы иные, компромиссные пути, если бы ставилась задача не тотальной зачистки территории под новое строительство, а грамотного сосуществования современной и старинной архитектуры, которой можно было дать вторую жизнь, наполнив новым содержанием.

О дурной репутации квартала между Шкапина (Везенбергской) и Розенштейна (Лейхтенбергской) сегодня слышал всякий, кому не лень. Обе улицы за последние полвека приобрели известность как некое подобие трущоб и жутковатое и не безопасное место. Дурную репутацию закрепили в общественном сознании наши СМИ, особенно активизировавшиеся после того, как руководство города объявило о намерении коренным образом взяться за этот район.

Между тем история его довольно примечательна, и далеко не всегда была столь печальна.

Освоение территории к югу от Обводного канала началось задолго до революции, еще в XVIII веке. В то время она еще не входила в границы города и развивалась довольно медленно. Строительство Балтийской железной дороги (1857) и заводов Русско-американского товарищества резиновых мануфактур "Треугольник" (1860-е годы) ускорила и развитие территории, и ее интеграцию в городскую инфраструктуру.

Настоящий строительный бум пришелся на начало ХХ века, когда здесь началось массовое возведение многоквартирных домов, ориентированных в основном на рабочих и служащих окрестных предприятий. Именно тогда и сформировался облик двух улиц, отходящих от набережной Обводного канала на юг – Везенбергской и Лейхтенбергской. Свои названия они получили в 1909 и 1880 годах соответственно, по городам Великого княжества Финляндского. Улицы застроили капитальными пяти-семиэтажными домами, выдержанными, в основном, в стиле старого северного модерна, по проектам многих талантливых архитекторов – Н.И. Товстолеса, Г.И. Котенкова, Л.В. Котова (почти половина домов по Везенбергской улице – их авторства) и даже М.С. Лялевича и Б.Я. Зонна. Здесь до сих пор сохранились единственные в городе постройки работы И.К. Бредаля, Б.А. Иванова.

Однако, если в 1860-х годах бурная деятельность Товарищества "Треугольник" всячески способствовала развитию и благоустройству района, после революции картина изменилась кардинально. К 1917 году заводы Товарищества "Треугольник" занимали 18 участков на Обводном канале и прилегающих проездах. Впоследствии, когда обширной территории вокруг предприятия был придан статус санитарно-защитной зоны (СЗЗ), они непрерывно расширялись, делились и размножались, и в результате разрослись более чем вдвое – до 43-х участков (включая дочерние предприятия, созданные на базе 2-го производства "Треугольника", и их ведомственные нежилые объекты).

Кроме того, здесь мы имеем дело едва ли не с "эксклюзивным" случаем, когда дирекции предприятий за последние 85 лет не предприняли практически никаких мер для ограничения прогрессирующего невиданными темпами загрязнения и деградации окружающей среды, и с упорством, достойным лучшего применения, избегали ознакомления с экологически чистыми технологиями. Результатом первобытного поведения "Треугольника" и его дочерних предприятий, их сугубо потребительского отношения к городу, стало уничтожение 29 ценных зданий исторической застройки и захват 31-го участка, загрязнение воздушной среды, превышающее допустимые ПДК вредных веществ в десятки раз. В целом же из 86 исторических зданий только на двух улицах – Шкапина и Розенштейна, - к 2003 году уцелело лишь 51.

Очередное расширение самого "Треугольника" сдвинуло его СЗЗ таким образом, что произошло ее слияние с СЗЗ Балтийской железной дороги. Это привело уже к катастрофе общегородского значения: в 1960-е годы были объявлены "непригодными" для постоянного проживания полностью две улицы – Шкапина и Розенштейна. После этого деградация городской среды пошла нарастающими темпами: дома, требующие капитального ремонта, принципиально не ремонтировались даже косметически. Капитальный жилой фонд постройки в основном 1910-х годов (перекрытия по металлическим балкам, с бетонным заполнением) активно разрушался и приобрел вид закопченной и загаженной трущобы, в то время как тысячи горожан десятилетиями дожидались улучшения жилищных условий.

Описанная ситуация в целом типична для Старого Города: явления такого порядка имеют место в Рождественской слободе, на Самспониевской набережной и в других промзонах. И даже такой дикий вариант, как вышеописанный – тоже не единственный. Например, администрация Балтийского завода догадалась отгородить половину Кожевенной линии и включить ее в состав своей территории. Результатами стали выпадение этого важнейшего городского проезда из планировочно-транспортной структуры района, парализующее его дальнейшее развития, почти полное уничтожение исторической застройки по 19-ти участкам.

Между тем и улица Шкапина, и Кожевенная линия, равно как и многие другие районы исторически сложившегося "промышленного пояса" решением Исполкома Ленсовета от 1989 года включены в охранную зону центра Петербурга – а значит, снос и искажение их облика запрещены законом. Все нормативные акты, действующие в сфере реконструкции и строительства на территориях, представляющих ценность, предписывают не уничтожать, а ремонтировать, не разрушать, а реставрировать.

В 2003 году, по приказу губернатора Владимира Яковлева, снесли дом 12 по Шкапина (арх. Котенков Г.И., 1914) – якобы вследствие "самообрушения". Про режим охранной зоны предпочли при этом не вспоминать, равно как и о том, по чьей вине здание оказалось в таком состоянии. Но все же при прежнем городском руководстве этот снос здесь был единичным случаем. Со сменой смольнинской команды ситуация изменилась в корне. В 2005 году снесли дом 11 по Шкапина. А затем приговорили к той же участи весь исторический квартал (около 50 домов), дабы освободить место для некоего (не существовавшего даже на уровне эскизного проекта) "делового центра". В дело пошли извлеченные из архивов советских времен экспертизы, к ним присовокупили новые, сочиненные будто под копирку. Так полсотни зданий вдруг и одномоментно признали "неремонтопригодными". Только за 2006 год на Шкапина и Розенштейна было снесено 11 исторических домов, еще 18 – расселено и подготовлено к сносу.

  • Здание на углу Шкапина и Обводного канала (124) – жилой дом, арх.Голосуев А.К., постр.1907, стиль модерн, 4-5 этажей
  • Шкапина,22 – жилой дом, арх.Товстолес Н.И., 1910-11 гг., модерн, 6 этажей
  • Шкапина,24 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1910, модерн, 6 этажей
  • Шкапина,28 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1912, модерн, 5 этажей – в 1980-х прошел комплексный капремонт с надстройкой 6 этажа
  • Шкапина,30 – жилой дом, арх.Котов Л.В., 1911, модерн, 5 этажей – в 1980-х прошел ККР, надстроен 6 эт.
  • Шкапина, 36-40, жилой дом,арх.Бредаль И.К., 1914 – неоклассицизм, 6 эт. Единственная сохранившаяся постройка этого автора.
  • Шкапина, 39 – жилой дом, арх.Нагель Н.И., 1914
  • Шкапина, 41 – мастерские А.А.Шиндлера – арх.Кох Э.И., 1914 – эклектика, 2 этажа; одни из двух существующих построек этого автора
  • Шкапина, 43-45 – склады-холодильники Торгового дома «Бр.Вестей» - арх.фон Постельс Ф.Ф., 1908, 1914 – кирпичный стиль, эклектика, 2-4 эт.
  • Шкапина, 44-46 (натурная адресация – дом 44) – мебельно-столярная фабрика «Л.Фролик и Ко», арх.Асеев В.М., 1911, - кирпичный стиль, 2-4 этажей, одна из двух существующих построек этого автора; в советские период снесены лицевые постройки, сохранились остальные здания
  • Шкапина, 48 (натурная адресация – 46) – гараж и мастерские Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения, арх.Иванов Б.А., Покровский С.В., 1908, 1913-1914; в советский период снесены лицевые постройки, сохранились остальные здания; единственные сохранившиеся работы этих авторов

Подготовлены к сносу (расселены, без кровли):

  • Шкапина,3 – жилой дом, арх.Товстолеса Н.И., 1911 – модерн, 6 этажей
  • Шкапина,5 – жилой дома, арх.Товстолес Н.И., 1909 г. – модерн, 6 эт.
  • Шкапина, 31 – арх.Нагель Н.И., 1914 – модерн, 7 этажей – заканчивается расселение, готовится к сносу
  • Розенштейна, 1 - угол Обводного канала (128) – жилой дом, автор не известен, эклектика, 5 этажей
  • Розенштейна,3 (натурная адресация – 7) – Производственные здания Товарищества резиновых изделий «Треугольник», арх.Гельман Е.И., надстройка и новый корпус – 1903-1906, - кирпичный стиль, 3 эт.

Планируетсяснос :

  • Розенштейна, 8-12 – производственные здания фабрики искусственной шерсти и пряжи Ю.К.Клейбера (впоследствии – «Буш, Тис и Ко» - арх.Брусилов М.А. –дом 8, (надстройка и расширение, 1875) – кирпичный стиль, 3-4 этажа; одна из трех существующих работ автора.
  • Арх.Гиргенсон Г.О. – перестройка и расширение, 1890-е гг., новые здания – 1906,1913) - дом 10 (снесен), дом 12 – кирпичный стиль, 4 этажа, в сов.период снесены лицевые постройки, сейчас планируется снос сохранившегося дворового флигеля.
  • Розенштейна, 28 – здание в стиле сталинского классицизма

Расселены, лишены кровли, подготовлены к сносу:

  • Розенштейна, 16 – жилой дом, арх.Гизе В.Ф., 1898 – эклектика, 4 этажа
  • Розенштейна, 18 – жилой дом, арх.Богусский Л.В., 1902 – модерн, 5 эта
  • Розенштейна, 20 – жилой дом, арх.Эпельбаум Б.А., 1903 – кирпичный стиль, 5 эт. ; одна из двух существующих работ автора
  • Розенштейна, 22 – жилой дом, арх.Зонн Б.Я., 1903 – модерн, 6 этажей
  • Розенштейна, 24 – жилой дом, автор не известен, модерн 5 эт.
  • Розенштейна, 26 – жилой дом, арх.Баниге С.В., 1913 – неоклассицизм, 5 эт.
  • Розенштейна, 32 -жилой дом, арх.Самсонов П.С., 1904 – модерн, 4 эт.
  • Розенштейна, 34 – жилой дом, арх.Дмитриевский К.И., Еремеев М.Ф.,1910 – модерн, 5 эт.; одна из двух существующих работ архитектора Дмитриевского.
  • Розенштейна, 36 – жилой дом, арх.Кондратьев С.П., 1899-1900 – эклектика, 4 эт.
  • Розенштейна, 39 – жилой дом, арх.Лялевич М.С., 1902-1904 – модерн, 6 эт.

Улицы Шкапина и Розенштейна. В обиходном сознании – синоним развала, разрухи, депрессии. Даже обидно за этот уголок города. Да, он не самый привлекательный! Зато многое, что происходило и происходит на двух «депрессивных» улицах, вполне может стать основой учебника медленного и часто болезненного процесса развития старого города. Учитывая экономические, культурные и архитектурные особенности Петербурга, иным этот процесс, наверное, и не может быть.

Шаг за шагом - расселили ветхие дома, уговаривая и торгуясь с каждой семьей; кое-что снесли, мучительно преодолевая протесты градозащитников; с грехом пополам и со множеством проволочек начали новое строительство; бросили; начали снова... Прошло 12 лет. Сегодня, когда некоторые объекты - административные и жилищные - уже почти построены и почти сданы, особенно ясно, что работа в медвежьем углу на Шкапина —Розенштейна находится в самой-самой начальной стадии.

Если вся история масштабного проекта реновации этой территории - учебник, то история одного конкретного здания - улица Розенштейна, 39, - важная глава этого учебника. Эта «модерновая» громадина, формой напоминающая букву «ш», была построена по проекту Мариана Лялевича. Архитектора в Петербурге известного и уважаемого. Дом Мертенса на Невском или, к примеру, кинотеатр «Паризиана» (многие годы известный как «Октябрь») - его творения. Но это в 1910 - 1914 годах. А десятью годами раньше был этот доходный дом на Лейхтенбергской улице (впоследствии - Розенштейна) вдали от парадного Петербурга, рядом с «резиновой» мануфактурой и Балтийской железной дорогой. Соответственно месту жили здесь заводские мастера, железнодорожные инженеры из средних, мелкое чиновничество и прочий разночинный люд. Обычный питерский жилой дом.

В этом качестве он благополучно «проскрипел» без капитального ремонта больше ста лет. И за весь свой век он, наверное, не испытывал столь пристального внимания к своей особе, какое испытывает последние четыре года - с момента окончания долгого расселения. Теперь судьбу дома постоянно кто-то обсуждает, осмысливает и определяет. Сносить? Реконструировать? Реставрировать? На эти вопросы пытались ответить межведомственные комиссии: и районная, и городская. Но ответа так и не придумали ни чиновники, ни инвесторы.

Светлана Штукова, чуть более месяца назад ставшая главой Адмиралтейского района, похоже, взялась за дело всерьез и решила четко расставить по своим местам все обстоятельства:

Здание не является охраняемым памятником архитектуры. Относится к рядовой исторической застройке. Думаю, снос его неизбежен. Дело в том, что оно расположено в «красных линиях», определенных комитетом по градостроительству и архитектуре под расширение дороги по улице Розенштейна. Если здание не снести, никакого расширения, а следовательно, и дальнейшего развития территории не будет...

Прогуливаясь по местности, понимаешь, что «красные линии» и в прошлом-то веке были дому не указ. Тротуар вдоль фасада намного уже, нежели вообще на улице Лейхтенбергской — Розенштейна. Похоже, молодой Мариан Лялевич старался в точности выполнить заказ и помаксимуму использовать каждый аршин хозяйской земли: от стены дома до дороги - от силы метр.

Ну мешает этот дом!

Может быть, он и мешает, но для начала его необходимо юридически признать подлежащим сносу, - отвечает Штуковой глава городского жилищного комитета Валерий Шиян. - Признавать его таковым должны мы. А мы не можем этого сделать. Стены и другие конструктивные элементы дома крепкие. Так что у нас нет технических оснований, чтобы признать дом тотально аварийным. Да и вообще сегодня верх легкомыслия - принимать решения о сносе исторических зданий. Обстановка накалена. Градозащитники настороже...

Мучительная борьба двух этих точек зрения продолжается. Пока город не примет хоть какого-нибудь решения, инвестору здесь делать нечего. А решение дается трудно.

Окна первого этажа забиты жестью. Впрочем, кое-где видны лазы. По ночам, говорят, дом оживает. Там горят костерки, греются бездомные граждане. Порой случаются пожары. Обстановка на Розенштейна вообще способствует этому образу жизни: почти безлюдно, только автомобили проносятся мимо, рядом вокзал, в грязных переулочках - грязные магазинчики. И центр здешней вселенной - круглосуточный пункт приема стеклотары. Не хочется верить, что это конец. Дом продолжает надеяться на лучшую долю. Быть может, напрасно.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

ООО «Главстрой-СПб специализированный застройщик» - один из крупнейших российских девелоперов, реализующих масштабные проекты комплексного развития городских территорий. Входит в ТОП-3 застройщиков Санкт-Петербурга по объемам ввода жилья. Признана одной из наиболее эффективных компаний Северо-Запада.

Квартал Шкапина-Розенштейна: бизнес-класс без излишеств?

Когда «Главстрой-СПб» достроит жилой комплекс в квартале Шкапина-Розенштейна и и какой будет жизнь будущих новоселов? На эти и другие вопросы БН ответил коммерческий директор компании Алексей Гусев.

– Алексей Владимирович, какие работы сейчас ведутся в квартале Шкапина-Розенштейна?

– Возведение жилья запланировано в рамках реализации первой очереди проекта. В настоящий момент закончены все основные строительные работы по двум из четырех корпусов жилого комплекса. В домах сейчас идет монтаж инженерных и отопительных систем, также на завершающем этапе обустройство подземных паркингов.

Все инженерные коммуникации в квартале мы строим за свой счет, из городского бюджета средства на них не выделяются.

– Ранее планировалось, что жилье в квартале Шкапина-Розенштейна будет построено к декабрю 2015 года. При этом Смольный издал официальное постановление о продлении соглашения с инвестором проекта лишь в июне прошлого года. Затем появилась информация, что строительство жилья может быть завершено в конце 2014 года. Когда все же сдадут ЖК и нет ли сейчас отставаний в работах?

– Мы идем в полном соответствии с графиком. Ввод жилого комплекса в эксплуатацию намечен на конец 2014 года. И пока нет никаких сомнений в этом сроке. Не исключено даже, что первая очередь может быть сдана уже в ноябре 2014 года.

– В 2010 году проект застройки квартала был представлен на Градсовете, который отправил его на доработку. Почему вы приняли решение не выносить обновленный проект на обсуждение архитекторов?

– В целом эксперты восприняли проект позитивно. Но поскольку комплекс находится в зоне исторической застройки, то у архитектурного сообщества, естественно, имелось свое видение развития этой территории. По итогам обсуждения нам рекомендовали снизить высотность зданий. Мы скорректировали проект с учетом замечаний экспертов, поэтому компании не потребовалось повторно проходить обсуждение на Градсовете. В частности, после доработки проекта высота в фасадной части комплекса составит 48 метров, а внутри квартала – 63 метра.

– Почему для многофункционального комплекса было выбрано новое название – «Панорама 360»?

– Дело в том, что наименование «квартал Шкапина-Розенштейна» многие петербуржцы не считают историческим. Названия улиц были даны в честь рабочих Путиловского завода лишь в 1923 году. До этого улица Шкапина именовалась Везенбергская, а Розенштейна – Лейхтенбергская. Это достаточно сложно для произношения. А «Панорама 360» – название, которое отражает идею проекта. С верхних этажей зданий открываются виды на весь город и Финский залив.

– Сколько квартир построят в рамках первой очереди? И какого класса?

– Всего запланировано возведение 58,5 тыс. кв. м жилья, или 1180 квартир. Первоначально мы ориентировались на строительство объектов комфорт-класса, но затем с учетом тенденций и ситуации на рынке формат был изменен. Сейчас мы представляем комплекс с учетом его местоположения – близости к метро «Балтийская» – как доступный бизнес-класс. Стоимость квадратного метра составляет в среднем около 90 тыс. руб. В проекте мы постарались предусмотреть все необходимое будущим жителям: комфортные места общего пользования, скоростные лифты, широкие лестничные холлы. А вот от излишеств, которые привели бы к удорожанию «квадрата», решили отказаться. Так, у нас не будет атриумов или зимних садов. Нет и двухэтажных квартир. Так что удивлять рынок чем-то оригинальным мы не планируем. Площади квартир составляют в среднем 55-65 кв. м. Есть небольшие студии, их примерно 18% от общего количества квартир. Впрочем, есть и помещения более 100 метров для респектабельных покупателей. Но в первую очередь наш проект ориентирован на молодую, современную часть аудитории, которой важна транспортная доступность и близость к метро.

– Как вы планируете решать проблему с обеспечением жителей комплекса местами в детских садах?

– Детский сад на 75 мест будет построен в рамках второй очереди комплекса в I квартале 2015 года.

– В комплексе запланировано 1180 квартир, а мест в детском саду – всего 75? Хватит ли всем желающим, особенно с учетом ориентации проекта на молодые семьи?

– Количество мест было рассчитано исходя из действующих на момент разработки и утверждения проекта градостроительных требований и регламентов. В шаговой доступности поблизости от квартала много уже действующих детских садов и школ. Мы считаем, что выполнили все требования, которые предъявил город, – проект прошел экспертизу и был утвержден. Что касается строительства дополнительных детсадов, то у нас пока таких планов нет.

– Кроме того, получается, что какое-то время люди будут вообще без детского сада?

– Мы так не думаем. Жилье сдадут в конце 2014 года. Затем будет осуществляться передача квартир покупателям и заселение жилого комплекса. К моменту начала активной жизни в комплексе «Панорама 360» детский сад как раз сдадут в эксплуатацию. Поэтому временного разрыва между завершением строительства жилья и дошкольного учреждения не получается.

– Сейчас на Обводном канале сложная транспортная обстановка, постоянно пробки. Обсуждали ли вы с городскими властями, как улучшить ситуацию? Не приведет ли появление МФК к транспортному коллапсу?

– В рамках другого нашего проекта – комплексного освоения территорий «Северная долина» – мы активно взаимодействуем с городскими властями в решении транспортных вопросов. В частности, синхронизируем свои планы по застройке с перспективами появления новых развязок и магистралей. Но «Панорама 360» – не столь масштабный по объемам возводимого жилья проект, как «Северная долина». И это не позволяет нам участвовать в улучшении транспортной обстановки в районе строительства нашего комплекса. Пробки в районе действительно возникают. Но сегодня городская администрация занимается реконструкцией набережных Обводного канала. Это позволит значительно разгрузить центральные районы Петербурга от легкового и транзитного грузового автотранспорта, что позитивно отразится на транспортной ситуации.

– Сколько машиномест появится в комплексе?

– Всего около 700. Половина из них – уже в рамках первой очереди. Для будущих жильцов предусмотрены как подземные паркинги, так и открытые автостоянки. Оставшиеся 350 машиномест появятся, когда сдадут третью очередь проекта. В ней запланированы объекты коммерческой инфраструктуры, гостиница и бизнес-центры, возможно, развлекательные центры.

– Сколько средств сейчас вложено «Главстроем-СПб» в реализацию проекта?

– В строительство жилья мы вложили уже 5 млрд руб. На детский сад и коммерческие объекты уйдет еще около 3 млрд руб. Таким образом, общий бюджет проекта достигает 8 млрд руб.

– Как вы оцениваете спрос на будущее жилье в квартале?

– Продажи в комплексе начались в сентябре 2013 года. За это время нами реализовано около 8 тыс. кв. м, это одна шестая часть квартир в проекте. Мы планируем реализовать все помещения в этом комплексе до конца 2014 года. И текущий объем спроса эта подтверждает. Стоимость «квадрата» за четыре месяца выросла на 10%. Мы стартовали со средней цены около 83 тыс. руб. за кв. м.

– Располагающиеся по соседству с кварталом здания находятся сейчас далеко не в лучшем состоянии. Вы не боитесь, что они могут отпугнуть потенциальных покупателей? И какова судьба прилегающих к кварталу строений?

– Окружающая застройка – историческая, в основном это стиль модерн. Она действительно находится в неприглядном состоянии. Но, насколько нам известно, большинство домов предполагается в ближайшие годы реконструировать. Например, поблизости есть территория «Красного треугольника», которая вряд ли останется промышленной зоной – скорее всего, она приобретет деловую и культурную функцию. Здесь должны расположиться офисы, галереи, выставочное пространство. Хотя определенные опасения, что дома по соседству могут произвести на клиентов не лучшее впечатление, у нас действительно были. Но динамика продаж показывает, что этот фактор не влияет на выбор покупателей.

– Планирует ли «Главстрой-СПб» приступать к реализации новых проектов в центре?

– Пока что нет. Кроме «Панорамы 360» в ближайшие годы «Главстрой-СПб» будет сосредоточен на реализации двух масштабных проектов в городе. Это уже упоминавшийся новый жилой район «Северная долина» и «Юнтолово». В течение десяти лет в рамках этих двух проектов должно быть построено около 4 млн кв. м жилья. В «Северной долине» площадь участка составляет 273 га, в «Юнтолово» – 463 га. Для примера, площадь квартала Шкапина-Розенштейна – около 4 га. Наша компания специализируется на масштабных проектах комплексного освоения территорий, а по существу земель в центре, которые бы позволяли реализовывать такие начинания, не осталось.

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

radio-noizz.livejournal.com

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

Об улице Шкапина петербуржцы начали говорить в 2003-м, когда недалеко от Обводного канала немецкие кинематографисты снимали кино под названием «Бункер». Они сочли, что для съемок разрушенного союзниками Берлина лучшего места, чем современная питерская улица не найти. Да что там немцы, падкие на российскую экзотику! Даже отечественный режиссер Александр Буравский свой телевизионный фильм «Ленинград», посвященный блокаде, снимал здесь неподалеку – на территории завода «Красный треугольник».

Район этот и правда был не из престижных: фотограф Наталья Захарова, чья семья жила на Шкапина в течение пяти поколений, рассказывает, что крыс в их доме можно было встретить даже на седьмом этаже. Крысы были не единственным злом – неблагоприятная экологическая ситуация сочеталась с неблагополучной историей заселения – после революции в этот, тогда еще отдаленный от центра район, выселяли криминальный элемент.

В шестидесятые-восьмидесятые «Шкапуха» считался бандитским районом. И только визит европейских кинематографистов заставил петербуржцев, как высокопоставленных, так и не очень, обратить внимание на это колоритное место. Сразу же после окончания съемок администрация города, недовольная тем, что имидж Петербурга был подпорчен в глазах Европы, взялась за реконструкцию района - улиц Розенштейна, Шкапина и Обводного канала, а фотограф Наталья Захарова принялась фотографировать разрушаемые дома.

До начала расселения Наталии и в голову не приходило фотографировать собственную улицу. Казалось бы – радуйся, что сможешь улучшить свои жилищные условия за счет государства. Ан нет, Наталья почти физически ощущала страх родного дома, который стоял в ожидании разрушения как смертник, приговоренный к казни. Этот страх даже мешал ей спать.

Не знаю, способны ли вещи испытывать какие-то чувства, но зрители при созерцании работ Натальи Захаровой ощущают настоящий ужас. От этих, вполне реалистических фотографий, обработанных в авторской манере, остается ощущение полноценного фильма ужасов, в котором вполне себе одушевленные вещи и дома представляют для человека реальную опасность. И это не имеет отношения к ленинградскому фотоандеграунду, который в семидесятые снимал обшарпанные стены домов и бродящих среди них полупьяных люмпенов. Там фактура не пугала, а навевала ощущение новизны художественного взгляда на мир. А у Захаровой, на акварельно размытых фотографиях дома-призраки разевают рты-подъезды в немом крике и пялятся пустыми глазницами окон. Нечто похожее было, пожалуй, только у Николая Матренина. На снимках совсем нет людей, и только надписи на стенах выдают их былое присутствие. Это взгляд изнутри. Приблизительно так должны выглядеть фотографии, которые сделал бы единственный выживший после глобального катаклизма человек.

По сравнению с ними работы Игоря Лебедева напоминают спокойный взгляд стороннего наблюдателя – какого-нибудь инопланетянина, исследующего наш мир до и после катастрофы. Он фиксирует дома и живущих в них людей, которые, несмотря на грязь, крыс и запах резины, исходящий с завода «Красный треугольник», могут веселиться и заниматься своими мелкими земными делами. Виды разрушенных домов не представляются достойными какого-то особого внимания, просто потому, что и до катастрофы их жизнь не казалась ему чем-то особенным. Не случайно Игорь, снимавший улицу Шкапина по дороге на основную работу, называет свои фотографии сканированием территории. Он даже иногда подшучивал над шкапинскими аборигенами, называя себя работником КУГИ, фотографирующим их дома перед расселением.

Но, несмотря на разницу во взглядах, сходятся фотографы в одном – эти странные петербургские места надо было сохранить. Для Игоря это уникальное культурное пространство, которое следовало бережно модернизировать. А для Натальи – дом родной, который безумно жалко…

СПРАВКА:
Квартал Шкапина-Розенштейна, объявленный городскими властями «депрессивным», будет застраивать компания «Главстрой-СПб». Градостроительный совет Петербурга уже одобрил концепцию, разработанную архитектурным бюро «Земцов, Кодиайнен и партнеры». На сравнительно небольшой территории площадью 5 га планируется разместить 320 тысяч квадратных метров офисных зданий. Архитекторы обещают, что высота новых зданий по внешним фасадам не будет превышать 27 метров, с незначительными вставками до 32 метров. Высота внутриквартальной застройки ограничена архитектором на уровне 42 метров. Доминантой комплекса станет здание, максимально удаленное от Обводного - высота его будет 63 метра.

Инвестиции в проект, по словам менеджера «Главстроя» Сергея Миллера, составят 10 миллиардов рублей (425 миллионов долларов). Строительство должно быть полностью завершено к 2014 году.

Елена Некрасова,
Фонтанка. ру