Кудрин стратегия развития экономики. Российская экономика в кризисе. Обсуждаются три возможные стратегии его преодоления: «стратегия Медведева», «стратегия Кудрина» и «стратегия Глазьева. Стратегия Кудрина – самая перспективная

Группа экспертов под руководством Алексея Кудрина завершила работу над предложениями по стратегии развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об основных приоритетах новой стратегии, о доверии к властям, о том, где найти деньги для финансирования реформ в образовании и здравоохранении, и о том, какие профессии будут востребованы через шесть лет, Кудрин рассказал в интервью ТАСС.

Вы вместе с экспертами работали над предложениями по стратегии развития для следующего политического цикла. Готовы ли эти предложения?

Предложения экспертов готовы в полном объеме. Мы предлагаем проект Стратегии модернизации общественных институтов и экономики. По согласованию с администрацией мы представим его президенту лично, это должно произойти в мае.

- Это произойдет на совещании Экспертной группы или в каком-то другом формате?

Это будет совещание у президента, кого он еще на него пригласит, мне трудно сказать, но на этом совещании он лично будет знакомиться с нашими предложениями.

- До этого совещания публиковать ваши предложения вы не планируете?

Более того, мы ее вообще не будем представлять на рассмотрение широкой публики, потому что речь идет о стратегии президента, и сам президент проведет большую работу со своим аппаратом по определению того, какие предложения экспертов он разделяет, какие предложения он сумеет согласовать с основными группами в обществе. Стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. Она должна быть востребована страной, поэтому я думаю, что президентской администрации предстоит большая работа по созданию реальной стратегии на основе предложений экспертов. Стратегия - это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит.

Вложения в человеческий капитал

- Что может являться объединяющим фактором для разных социальных групп?

Стратегия состоит из трех главных приоритетов и нескольких проектов. Главные приоритеты - люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, - достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Мы проанализировали все возможности России по наращиванию темпов роста в нынешних условиях в ближайшие шесть лет. Это очень сложная задача, но она решаема. Ее можно решить, если мы проведем ряд структурных реформ. Все эти реформы мы прописали. Мы считаем их выверенными, реалистичными, не болезненными в целом, но требующими определенных изменений и решительных мер. Может быть, будет нужно от чего-то привычного отказаться и заняться чем-то новым. В этой связи мы сумели, на мой взгляд, создать систему мер, которая позволит это сделать. Самый главный вызов, который стоит перед страной, - это рост производительности на основе новых технологий. За шесть лет все изменения, которые произойдут в мире в отраслях, в профессиях, еще не покажутся столь грандиозными. Но по истечении шести лет мы увидим существенные изменения в производственных методах, в технологиях, в профессиях, в требованиях к навыкам людей. И если мы эти шесть лет не будем готовиться, не будем сами перестраиваться, то потом мы окажемся у разбитого корыта, мы не успеем за теми трендами, которые развиваются в мире. Мы не сохранимся как технологическая держава. С другой стороны, это также будет период вложений в человека. Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег. В этой связи мы считаем, что нужно на 0,8% ВВП увеличить расходы на образование. Это нужно делать постепенно, не с первого года, но за шесть лет поднять расходы до этого нового уровня.

- На что должны быть потрачены эти средства?

Наши университеты должны быть оснащены самыми передовыми техническими средствами. Новейшие достижения в робототехнике, биотехнологиях, генетике должны стать обычной практикой для студентов и преподавателей. Сто пятьдесят университетов страны должны обладать всеми ключевыми компетенциями в самых современных отраслях. Другая часть нашей образовательной программы связана с существенным улучшением среднего специального образования, нужно сделать колледжи высокотехнологичными, многофункциональными и многопрофильными. Мы продумали, как люди, которые не будут учиться в самых лучших университетах, тоже смогут получить самые современные навыки. Эти университеты должны стать центрами производства, продвижения и распространения новых технологий в своих регионах. Всю эту цепочку мы серьезно прописали в наших предложениях, это другая жизнь нашей науки и образования.

Вы здесь не видите риска глубокого социального расслоения между теми, кто будет учиться в элитарных университетах и многопрофильных колледжах?

Во-первых, мы не ограничиваемся 150 опорными университетами. Эти 150 - это наиболее продвинутые. Будут вузы, которые выполняют разные задачи - это, например, подготовка инженеров для жилищно-коммунального хозяйства, где тоже будет много новых технологий. Но вопрос образовательного неравенства другими методами решается. Мы считаем, что вне зависимости от того, что ты окончил, элитный вуз или колледж, ты сможешь продолжать учиться в других, в том числе и в элитных вузах. Это постоянный процесс отбора. Сфера, где можно будет получить самые современные знания, существенно расширится. Сегодня уже есть продвинутые колледжи, созданные крупными компаниями, где люди обучаются самым современным профессиям. Этот опыт мы предлагаем развить. В части среднего профессионального образования мы существенно расширим участие бизнеса в финансировании и поддержке колледжей. Мы хотим соединить участие государства и поддержку компаний там, где нужно готовить конкретных специалистов под конкретные нужды отраслей и регионов. В Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске, где я являюсь председателем попечительского совета, мы такую работу с компаниями уже проводим. Для университетских задач мы совместно с компаниями создали серию лабораторий для исследований в нефтяной, целлюлозно-бумажной, лесной промышленности, мы пытаемся сделать так, чтобы студенты пришли к самым современным технологиям. Компании помогают нам это финансировать.

Какие структурные реформы вы предлагаете в образовании? Сохранятся ли существующие институты - министерства, исследовательские учреждения, Академия наук?

Безусловно, мы анализировали качество этих институтов, школ, университетов, их способность поддерживать уровень образования. Приведу такой важный пример, который мы проанализировали: сейчас 25% наших выпускников не могут сдать международный тест на функциональную грамотность. Получается, что, борясь за большую численность населения, мы при этом имеем очень низкий образовательный потенциал. Четверть школьников не могут выполнить задание в рамках базовых навыков, которые дает школа. Эта проблема есть во всех странах, но в развитых странах это от 5% до 8%, а у нас - 25%. То есть мы теряем свой потенциал в сфере образования.

- Почему так происходит? Может, у них задания легче?

Задания у них усложняются, но там немного другому учат, там другие методы образования. В других странах стараются развивать критическое мышление, социальные практики и проектный подход. Студент или школьник должен сам сделать несколько проектов, самостоятельно придумать каждый проект и обеспечить всеми необходимыми компонентами. Он должен стать полностью самостоятельным в своей проектной работе. Сейчас в мире востребованы те, кто самостоятельно готов решать поставленные задачи. Это меняет менталитет граждан, развивает способность стать более самостоятельным, креативным. В большинстве ведущих университетов мира есть жесткие требования к развитию критического мышления. Это очень развивается на дебатах в школах и университетах, там обязательно спорить с преподавателями. Мой факультет в Петербургском университете как раз обладает этими методиками в России. Я бы хотел сказать про еще одну программу - принципиальное изменение обучения и переподготовки взрослого населения. Сейчас один из пяти взрослых учится, а нам нужно, чтобы учился каждый второй. Нам также нужно увеличить предложение такого обучения на рынке. Обучение после университета должно стать непрерывным. Человек должен переучиваться в среднем каждые три года. Это должна быть постоянная практика, когда ты каждый год берешь курсы на две-три недели, при помощи предприятия или за свои деньги и в свое свободное время, и приобретаешь новые, более современные компетенции в информатике, управлении и переговорах.

Какие профессии в течение шести лет могут исчезнуть? Например, многие говорят, что скоро исчезнет профессия бухгалтера.

Через шесть лет она не исчезнет, но многие расчеты будут становиться все более автоматизированными. Когда-нибудь уже не придется вручную считать баланс предприятий. Даже налоги будут считать роботы, и мы уберем целую сферу проблем в области начисления налогов и взыскания штрафов.

- А какие профессии, наоборот, будут востребованы?

В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова вообще. То есть даже если мы когда-нибудь проснемся и осознаем масштаб цифровизации, такого количества программистов, которое нужно для таких масштабов, у нас нет. Поэтому в ближайшие годы нам нужно нарастить подготовку программистов для реализации этих задач. И если я сказал, что в 2024 году в основном цифровизация ведущих отраслей должна быть завершена, то значит, надо прямо с сегодняшнего дня начинать в университетах решать эту проблему. Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить. Многие другие страны это уже осознали и такие ключевые показатели эффективности в сфере подготовки специалистов программирования для любых отраслей уже себе поставили.

Увеличение продолжительности жизни

- Кроме образования, какие еще вложения в человека предполагают ваши предложения?

Важная часть наших предложений касается здравоохранения. Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым. Нашей стране это крайне нужно, потому что мы, к сожалению, имеем самое большое количество смертей мужчин в трудоспособном возрасте. Детская смертность у нас раза в три выше, чем в соседней Финляндии.

Вы сказали про увеличение продолжительности жизни. В этой связи насколько должен увеличиться средний возраст россиянина?

Средний общий возраст увеличится до 76 лет, а сейчас у нас 71,4.

Вы сказали, что ваши предложения предполагают увеличение финансирования образования до 0,8% ВВП. Насколько будут увеличены расходы на здравоохранение? По каким еще направлениям вы предлагаете увеличить финансирование?

На 0,7% ВВП тоже за шесть лет. На дорожное строительство и хозяйство, на создание новых скоростных магистралей, внедрение технологий в современном транспорте мы также предлагаем увеличить финансирование на 0,8% ВВП.

- А за счет чего вы предлагаете увеличить расходы?

Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. Мы не спорим с этим. Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов.

Смягчение бюджетного правила

- Какие еще меры вы предлагаете для обеспечения увеличения расходов на здравоохранение и образование?

Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП.

Вы предлагаете Минфину отказаться от цели достижения дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП за три года?

Цена сбалансированности для бюджета всегда была выше $80 за баррель и доходила до $110. Когда мы были на пике нефтяных цен, я говорил, что иметь дефицит выше 1% ВВП опасно, так как если цена на нефть резко падает, то дефицит сразу же может достичь 5%, как это было в 2009 году. Но если мы исходим из цены на нефть $45 за баррель, то падение не может быть большим. Так что на ценах, которые сейчас сложились, можно мягче поступить в отношении дефицита. В предыдущем пике мы жили на громадных рисках - при таких высоких ценах иметь еще и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно.

- Вы же были всегда сторонником жестких правил при расходовании бюджетных средств. Вы меняете эту позицию?

Если мы сегодня не хотим повышать налоги для бизнеса на период восстановления роста, то я думаю, что эти шаги вполне компромиссны и разумны. В чем-то проигрываем, в чем-то выигрываем. Но больше выигрываем. Во-вторых, если мы не вложимся в инфраструктуру, образование, здравоохранение, то мы не сможем перейти к современной модели экономики. Если мы потеряем эти шесть лет, то нам, скорее всего, догнать трудно будет. Как ни странно, сейчас мы подошли к черте, когда очередные шесть лет становятся важнейшими, решающими в промышленной революции. Она началась. Если мы еще затянем свое участие в ней, то Россия рискует утратить роль технологической державы.

Что предусматривают ваши предложения для того, чтобы российская промышленность была участником цепочек создания новых технологий?

Справедливый вопрос. Во-первых, нам нужно научиться использовать технологии, созданные другими, создать условия для обмена технологиями и привлечения инвестиций в уже созданные технологии, которые поднимают производительность труда в разы. Во-вторых, создать условия для того, чтобы мы сами создавали такие технологии, чтобы каждое предприятие само искало новые возможности для использования как привлеченных, так и новых технологий. Но инновации - это не только технологии. Инновации - это также новые решения в управлении и организации труда. Грубо говоря, тот же 3D-принтер меняет структуру завода и всей системы управления. Современные интернет-технологии меняют систему управления целыми отраслями. В результате нужно меньше людей, а решения принимаются на основе изучения больших баз данных. Когда я говорю про инновации и технологии, я также имею в виду новые технологии управления, и здесь Россия имеет очень хороший потенциал. Например, есть российская компания, которая создала абсолютно новую инновационную модель управления производством новой модели Airbus в Европе. Таких технологий управления нет больше нигде в мире.

- Какая часть ваших предложений посвящена цифровой экономике?

Мы считаем, что все критические инфраструктуры в стране - в транспорте, строительстве, здравоохранении, образовании, государственном управлении - должны пройти полную цифровизацию к 2024 году.

Где хранить сбережения

Вы говорите о бюджетном правиле при цене на нефть в $45 за баррель нефти. Вы стали более оптимистично смотреть на цену на нефть?

Нет, мой прогноз сохранился: цена на нефть будет двигаться в диапазоне $40–60 за баррель в ближайшие четыре-пять лет. Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже $40, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при $45. У нас есть резервы и Фонд национального благосостояния. В конце концов, можно заимствовать на рынке в разумных пределах. Но я думаю, что цена на нефть будет $45 и выше, с учетом всех рисков это разумный компромисс для бюджета. Один из вопросов заключается не только в расходах бюджета, а в том, что мы даем на рынок больше валюты, это означает, что на рынке будет на 0,5% ВВП больше валюты. Но влияние этой валюты на курс рубля не такое большое. Проблема не в том, что рубль переукреплен. Главное, чтобы не было большой волатильности цен на нефть и курса рубля. Основная проблема - это волатильность, конечно, а не сам уровень.

То есть вы не согласны с тем, что к концу года рубль ослабнет до 68 рублей за доллар, как говорит Минэкономразвития? Каков ваш прогноз?

При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около $56 за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет.

Сейчас все активно обсуждают новый инструмент - ОФЗ для населения. Например, Герман Греф облигации уже купил. А вы?

Я пока не предполагал участвовать в таком размещении. Но я считаю, что это нормальный инструмент для тех, кто может вложиться больше, чем на три года. Ставка выше, чем по банковскому вкладу. При максимальном размещении на три года главный положительный эффект наступает ближе к концу третьего года, так как ставка по купону нарастает. Весь эффект можно получить, если ты дошел до конца. ОФЗ для населения - это не сверхважные объемы для погашения дефицита бюджета, но это элемент политики развития нового рынка, и с этой точки зрения это правильно. Это также повышение финансовой грамотности населения, которое будет в дальнейшем стимулировать население активнее присутствовать на рынке инвестиций.

- В чем хранить сбережения сейчас с учетом курса рубля и цен на нефть?

Я и раньше говорил о простой модели - в долларах, евро и рублях в одинаковой степени. Хотя сегодня я бы дополнил - и в государственных облигациях.

Реформа судов и госуправления

- Какие реформы предполагаются в сфере государственного управления?

Я уже сказал про технологии, про человека, его новые возможности и модели образования, но еще одна важная сфера - это государственное управление. Без перестройки государственного управления, изменения технологий в государственном управлении, изменения порядка набора специалистов ничего не получится.

- Предполагается ли сокращение государственного аппарата в ваших предложениях?

Мы сейчас с РАНХиГС перестраиваем систему обучения государственных служащих под новые задачи, этот процесс уже начинается. Кроме этого, нужно изменить требования по набору кадров. Сейчас это случайный, хаотичный процесс. У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. То есть мы выстраиваем целую сеть шагов в отношении государственного управления. В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы.

- Какие реформы силовых структур вы предлагаете?

В сфере уголовного законодательства нужна некоторая декриминализация, потому что по мелким преступлениям не нужно, чтобы люди сидели так долго, чтобы их арестовывали и держали подолгу в СИЗО до следствия. Мы считаем, что можно декриминализовать целый ряд преступлений, увеличив административные штрафы. В правоохранительной части это больше касается отчетности правоохранительных органов, которая должна более эффективно отражать их результаты, чтобы их было невозможно исказить. Большая работа, проведенная по криминальной статистике, уже доложена президенту. Мы тоже участвовали в экспертизе и работе по этому направлению. Сейчас мы будем более объективно видеть работу правоохранительных органов, что позволит нам более эффективно реагировать на ситуации в криминальном мире и понимать криминогенную обстановку. Например, согласно обследованию, которое мы провели, половина граждан не обращается в правоохранительные органы по поводу преступлений, которые в отношении них совершаются. Конечно, это не самые тяжкие преступления, но половина граждан примерно не обращается. Из тех, кто обращается, а это около 7 миллионов человек, только в 2 миллионах случаев возбуждаются уголовные дела. Я думаю, что в случае, если с нашими выводами согласятся, у нас есть перечень мер, которые нужно принять, чтобы ситуацию выправить.
- Будет ли в ваших предложениях отдельный политический блок?

В реализации всех этих мер есть вопрос доверия. На наш взгляд, реализация этих предложений существенно поднимет доверие к власти и проводимой политике. Если стратегия наталкивается на недоверие, то многие ее предложения не окажутся воспринятыми или будут встречены с непониманием. Если же стратегия будет представлена как взаимосвязанная система мер, которая с первых же шагов будет неукоснительно исполняться, то доверие будет нарастать буквально по месяцам. Но это не специальный блок, это необходимое условие исполнения всей стратегии.

- Каким вы видите главный результат от реализации ваших предложений?

Мы выходим на 3–3,5% роста в среднем и чуть выше по всем годам с 2018-го по 2024-й. Рост будет накапливаться с 2018 года. В следующем году рост составит, по нашему прогнозу, около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза. Это амбициозные задачи.

Беседовали Лана Самарина и Глеб Брянский

При использовании текста, либо его части, активная ссылка на обязательна.

В XXI в. перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 г. станут одними из главных драйверов роста экономики России, говорится в материалах стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» («Ведомостям» удалось с ними ознакомиться).

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг – значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор – либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 г. должно возрасти с 3,3 до 4,3% ВВП, образования – с 3,6 до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в 10 раз с 0,1 до 1%, экспорт медицинских услуг – с $0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до $3,6 млрд к 2024 г.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, говорили «Ведомостям» участники обсуждений, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

Страна умных...

Образованием будут охвачены все граждане от младенцев (за счет служб поддержки раннего развития) до пенсионеров (благодаря системам непрерывного образования). Развитие онлайн-переподготовки обеспечит мобильность и востребованность труда на протяжении всей жизни человека: учиться будет каждый второй взрослый (сейчас – каждый пятый). Запрос на это есть: треть людей предпенсионного и пенсионного возраста готовы снова сесть за парту. «Микростепени» – свидетельства о конкретных квалификациях, как сейчас в сферах IT и финансов, – появятся во многих отраслях.

Система высшего образования будет состоять из трех типов вузов. Аспирантура останется преимущественно в исследовательских университетах – они призваны развивать науку и конкурировать на глобальных рынках за таланты: сейчас в России доля иностранных аспирантов около 5% против 27% в ОЭСР, страна теряет привлекательность для молодых людей, из которых через 15–20 лет будет состоять мировая элита, говорится в материалах ЦСР. Второй тип вузов будет готовить специалистов и магистров по определенным профессиям для нужд региональных экономик, в том числе при софинансировании работодателей и регионов. Третий тип вузов будет предоставлять общее высшее образование на уровне бакалавриата, в основном платное.

В среднем профессиональном образовании будет два типа колледжей: специализированные и массовых профессий. Программы подготовки высококвалифицированных рабочих получат статус высшего образования уровня прикладного бакалавриата.

Для снижения неравенства доступа к образованию предлагается повысить доступность образовательных кредитов, в том числе на проживание студентов из малодоходных семей на период обучения. Для максимальной реализации способностей детей – создать национальную программу поиска и развития талантов, стипендиальные и грантовые программы.

Перед поступлением в школу предусматривается год предшкольного образования для выравнивания уровня развития детей, родители получат «сертификат дошкольника» с правом использовать его как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Повышать равенство образовательных возможностей будут «Школы успеха» со штатом психологов и социальных педагогов, персонифицированным финансированием обучения детей из социально неблагополучных семей, программами интеграции мигрантов. Это повысит функциональную грамотность: сегодня ее не имеют 25% выпускников российских школ, что равносильно потере четверти социального капитала, говорил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Доля не освоивших школьную программу должна снизиться до 15%. Знаний не хватает педагогам: для учителей будет введена интернатура. Увеличатся программы дополнительного образования детей: сегодня в расчете на одного ребенка родители платят в 4 раза больше бюджетного норматива, расширение охвата детей увеличит финансирование этого вида услуг вдвое, на 75% – за счет средств семей.

...И здоровых

С учетом состояния здоровья граждан (низкая продолжительность жизни, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста – выше лишь в 18 африканских странах) и растущей в обществе тревоги по поводу состояния самого здравоохранения (доля считающих его главной проблемой страны за 2016 г. возросла с 7 до17%) ориентация на прорыв в медицине – это политический, социальный и экономический императив, пишут авторы стратегии.

Проект «Здоровье граждан» предусматривает новую модель организации медпомощи – «медицину 4П»: предикция (выявление предрасположенности к развитию заболеваний), превентивность, персонализация, партисипативность (участие самих граждан в профилактике). Ускоренное развитие отрасли предусматривает, в частности, развитие телемедицины и дистанционного мониторинга, которым будет охвачено около половины граждан; налоговое стимулирование венчурных инвестиций в проекты индустрии здоровья; переход от терапевтической к общеврачебной модели участковой службы. Некоторые виды медпомощи (например, паллиативную) получат право оказывать социальные службы. Стационары будут поделены на интенсивную терапию и реабилитацию: возникнет отдельный вид медпомощи – восстановительный. Для жителей отдаленных территорий будет развиваться региональная санитарная авиация. В России появится центр трансграничного медобслуживания для экспорта услуг российскими клиниками.

Для развития здорового образа жизни граждан создадут инфраструктуру для массового спорта, в том числе парки, в жилых кварталах; в школах введут уроки здорового образа жизни; субсидируют работающим платные занятия спортом (до 30 000 руб.). Акцизы на табак и алкоголь будут повышаться быстрее инфляции; сократится число торговых точек, продающих алкоголь, и продавать его запретят с 22 часов (сейчас с 23); каждые 2–3 года будут повышаться штрафы за нетрезвое вождение, предлагают эксперты ЦСР.

Будет пересмотрен состав льготников, имеющих право на бесплатные лекарства. Одновременно вырастет доля затрат на лекарства в составе тарифа на стационарное лечение. Для расширения охвата качественной и высокотехнологичной медпомощью гражданам предложат соплатеж в действующую сейчас систему ОМС – тариф ОМС-2 с расширенной страховой программой. В ОМС-2 будут работать страховые медицинские организации, в ОМС-1 – только территориальный фонд.

Программы «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» предусматривают дальнейшее повышение зарплат работникам образования и здравоохранения. Так, зарплаты врачей ведущих центров вырастут к 2024 г. до 240%, к 2035 г. – до 350% средней зарплаты по региону; оплата 35–40% преподавателей исследовательских университетов будет на международном уровне (сейчас у 10–15%).

Народ готов

Социологические исследования говорят, что люди готовы к дополнительным платежам в социальной сфере, рассказывал на конференции ВШЭ Кузьминов: доля тех, кто готов на это тратить 2% дохода, с 2011 по 2016 г. выросла с 11 до 51%, включая наименее обеспеченных, приоритеты – медицина и школьное образование. В образовании Россия сдвинулась к менталитету США, рассказал он: 31% готов доплачивать за более качественное образование 5% своих доходов. Опрос был в декабре 2016 г., когда реальные доходы падали два года, отметил Кузьминов: «Мы будем это учитывать или будем говорить, что население патерналистски настроено?»

В 2015 г. граждане, обратившиеся за налоговыми вычетами за оплату медицинских и образовательных услуг, потратили на эти сферы 507 млрд руб., рассказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Из вычетов на медицину (60% всех средств) 70% – за лекарства и 30% – за высокотехнологичную медпомощь. Население в большей степени готово платить и платит за лекарства, констатировала Голикова, и, если вводить новые налоги, нужен общественный консенсус: «Невозможно просто вводить – надо говорить, для чего это делается». По ее данным, население оплачивает порядка четверти расходов на медицину (см. врез). В то же время регионы несут не свойственные им функции медицинского страхования неработающих, направляя на это 7% своих расходов, или более 600 млрд руб., указала она, если их от этого освободить, у них появятся средства в том числе для роста финансирования школ.

Деньги должны идти за структурными реформами, а не опережать их, заметил на обсуждении налогового маневра в ВШЭ председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Страшные вы вещи говорите: преследуя очень хорошие цели – дать дополнительные деньги на образование и здравоохранение, – вы ведь знаете, что качество это не улучшит. И что это на руку тем, кто сегодня не видит иного способа выполнять свои функции, кроме как за счет дополнительных налогов», – обратился он к Кудрину. Предлагаемые меры предполагают и улучшение качества, заверил его Кудрин: «Надо бороться со своими страхами».

Сколько стоит ОМС

945,5 рубля взносов в ОМС пришлось в среднем на каждого россиянина в месяц в 2016 г. В том числе 1423 руб. – платеж работодателя в расчете на одного работника и 603,5 руб. – платеж из региональных бюджетов за каждого неработающего. Платежи самого населения в расчете на одного человека – еще 311 руб.

Ольга КУВШИНОВА, Александра ПРОКОПЕНКО

Стратегии развития страны по основным направлениям – это неэффективный управленческий подход, уверен глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

В мае правительство должно представить президенту восьмилетний план действий. Тогда же Алексей Кудрин покажет президенту свою новую концепцию. Накануне знаменательных событий россияне ловят каждое слово министров в надежде увидеть свет в конце затяжного кризиса. Но ловят, похоже, зря. Конструктивных рецептов услышать от министров на прошедшем в Красноярске Экономическом форуме не удалось. Отличались чиновники лишь некоторыми шокирующими перлами. Минпромторг собрался «выталкивать» предприятия на внешний рынок, введя для них план по экспорту. Прозвучали советы - отбирать партбилеты у не справившихся. А в Минэкономразвития (МЭР) хотят отказаться от внятных стратегий, заменив их коротким «живым документом». Эксперты удивлены подобными инициативами министров и считают, что проблемы страны происходят как раз потому, что у нас нет действенной стратегии.

На Красноярском экономическом форуме чиновники озвучили сенсационные предложения. В отсутствие премьера и президента министры разговорились и попали в горизонтальную реальность, где они не просто сидят за общим столом и отчитываются каждый за себя перед начальником. Во-первых, было отмечено, что сейчас в России уникальная ситуация: никогда в стране одновременно не готовилось столько стратегий развития экономики, каждая из которых претендует на свое место в президентской программе-2018 (вероятно, имеется в виду, что нынешний заказчик этих стратегий – президент Владимир Путин – использует их в своей предвыборной аргументации во время выборов нового президента в 2018 году).

Минэкономразвития готовит план повышения темпов экономического роста до 2025 года, Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина работает над программой стратегического развития России на период 2018–2024 годов. Параллельно Столыпинский клуб, возглавляемый бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, разрабатывает свою «Стратегию роста». Есть еще проект стратегии от Торгово-промышленной палаты.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин и экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин впервые сошлись в прямой дискуссии на Красноярском экономическом форуме. Они признали, что их стратегии конкурируют между собой, однако именно эта конкуренция, мол, и должна обеспечить в итоге высокое качество работы и идей. Правда, оказалось, что конкуренция эта на уровне междусобойчика, материалы и идеи из одной стратегии свободно перетекают в другую. «Многие сотрудники МЭР работают в рабочих группах ЦСР, мы пользуемся и смотрим те материалы, которые нарабатывают коллеги. Мы в некоторой степени ведем параллельную работу, и это хорошо, потому что когда две фабрики идей, то общий пул идей, из которых потом можно будет собрать единое целое, становится гораздо больше и гораздо качественнее», – сказал Орешкин.

Впрочем, даже перерождение системы управления не станет гарантией, что стратегия ускорения роста будет реализована. Для начала ее надо просто понять, а, судя по спорам во время форума, ее не понимает не только бизнес, но и сами члены правительства.

«Я ничего не понимаю: в чем у правительства России экономическая повестка до 2025 года?» – спрашивал министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.

И вот тогда Орешкин сделал, пожалуй, самое сенсационное, заявление – он предложил вообще отказаться от существующего формата стратегий развития России. «Стратегии в том виде, как мы это исторически понимаем – толстый документ по основным направлениям что и как делать, – с управленческой точки зрения неэффективный подход», – заявил глава МЭР. Вместо этого он предложил некий план, при подготовке принципов внедрения которого реализуются новые управленческие подходы, связанные с тем, что «план сам по себе должен быть «живым документом», – сказал Орешкин. Он пояснил, что будет некая стартовая версия плана, «но она будет постоянно жить, реагировать на изменения внешних условий, смотреть, как экономика реагирует на эти изменения, и иметь обратную связь». Он добавил, что к осени уже будут протестированы принципы нового подхода к управлению, которые впоследствии будут предлагаться на уровень правительства.

По мнению главы Минэкономразвития, важно выработать и правильные управленческие механизмы внедрения плана в жизнь. Один из таких механизмов неожиданно для многих предложил все тот же Абызов. Он призвал возродить в системе госорганов советскую практику ответственности за результат, когда чиновника исключали из КПСС и увольняли с работы за невыполненное важное поручение. «Ответственность за результат в культуре российского госуправления отсутствует как класс уже многие десятилетия. В советское время все было четко и понятно, была ответственность за результат: не сдал завод вовремя – партбилет на стол, уволен! Мы потеряли эту систему с 1990-ми годами. Ее необходимо возродить», – сказал Абызов.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поддержал предложение, но предложил не рубить повинные головы чиновников за первую ошибку. «Конечно, не должно быть права на вторую и третью ошибки. Это перебор. Но на одну ошибку уж точно должно быть право», – сказал Дворкович.

Вспомнить времена СССР заставили идеи чиновников о директивном планировании экспорта. «Мы должны выталкивать наши предприятия на экспорт. Одно из предложений Минэкономразвития – обязать участников программ господдержки системно экспортировать продукцию. По ряду инструментов мы уже это делаем», – объявил на форуме замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.

Об эффективности работы чиновничества привел конкретные цифры Алексей Кудрин. «Количество совещаний и поручений – как президентских, так и правительственных – за последние шесть лет выросло на 50%, но экономика не ускорилась за этот период», – сказал Кудрин. По его словам, ЦСР провел оценку качества системы госуправления, в ходе которой выяснилось, что лишь 38% государственных служащих занимаются своими прямыми функциональными обязанностями. «В остальных случаях они занимаются каким-то тушением пожаров, имею в виду авралы, выполнение хаотичных поручений, которые идут от конкретной ситуации», – заявил глава ЦСР.

Как известно, закон обратной силы не имеет, поэтому безнаказанными останутся те чиновники, кто не выполнил Стратегию-2020, впрочем, ее на всякий случай официально и не утверждали. Майские указы тоже уже нереально выполнить, и кто понесет за это ответственность, кто положит партбилет «Единой России» на стол? Неясно также, что стало с планом «модернизации» экономики. Вот на днях Дмитрий Медведев отчитывался о работе перед Госдумой и представил планы на будущее. Если раньше, еще в должности президента, Медведев говорил о концепции «четырех «И»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции, то теперь количество приоритетов развития сократилось до трех, а сами они поменялись: человеческий капитал, инфраструктура и безопасность. Как пишут блогеры, институты, инновации и инвестиции выпали из мейнстрима: инновации стали немодными, инвестиции невозможными, а институты неэффективными. Кстати, Орешкин тоже предложил свою троицу. По его мнению, российской экономике для дальнейшего развития необходимы три «П»: понятность, прозрачность и предсказуемость. На что тут же получил кучу вариантов в соцсетях, которые предлагают, например, обратить внимание на три «К»: кумовство, коррупцию, казнокрадство.

Как бы предвидя такие предложения, Кудрин отметил, что стратегия ЦСР в большей степени затрагивает сферы, которые не слишком широко отражены в плане Минэкономразвития. Среди них он назвал геополитические риски, реформу судебной системы, работу с правоохранительными органами и оценку преступности.

Программа ускорения роста Минэкономразвития предполагает 10 ключевых направлений для развития. Это в том числе налоговая политика, поддержка экспорта, формирование предсказуемых условий на макро- и микроэкономическом уровнях для бизнеса.

Однако резкое заявление Орешкина о кардинальном изменении в подходах к подготовке стратегий не осталось незамеченным в политической и бизнес-среде. На него, в частности, отреагировал бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Тут налицо подмена понятий. Стратегия – это направление, смысл, ценности. Без направления никаких живых документов быть не может, может быть только суета. Алгоритм такой: сначала стратегия, в ее развитие – проекты, поддержанные «дорожными картами». Вот «дорожные карты» как раз и должны быть живыми, реагировать на меняющуюся ситуацию. А стратегии на то и стратегии, что они определяют главные цели, принципы и направления реформ. И меняться они не могут», – написал Титов на своей странице в Facebook.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев солидаризируется с бизнес-омбудсменом. «Это категорически неправильно. Стратегия – это основополагающий документ, который описывает принципиальные вещи, без знания которых непонятно куда зайдешь, – сказал он «НГ». – На недавнем Совете при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждалась необходимость структурных изменений. В частности, чтобы решить проблему повышения производительности труда, глава МЭР предложил… создавать центры компетенции. А вот если бы рассматривать этот вопрос в рамках стратегии, то надо было бы учесть все факторы, влияющие на эту проблему: технические, технологические, факторы подготовленности кадров и их мотивации… На мой взгляд, сегодняшние проблемы страны происходят именно потому, что у нас нет действующей действенной стратегии», – сказал Николаев.

Исторический опыт, унаследованный российским обществом от эпохи СССР и периода становления постсоветской России, еще долго будет влиять на направление и логику развития нашей страны. Некоторые последствия пережитых обществом событий, таких как, например, Великая Отечественная война, постоянно обсуждаются и анализируются. Однако есть и скрытые последствия, влияние которых на первый взгляд не кажется важным. Но именно они могут играть решающую роль в стратегической перспективе.

Ловушка выживания

Одна из таких часто игнорируемых проблем российского общества - нежелание или неспособность мыслить, «смотреть вперед» сразу на большие периоды. Согласно регулярным общественным опросам около 46% россиян не знают, что с ними будет и в ближайшие месяцы, еще 36% - планируют свою жизнь максимум на один-два года вперед. Доминируют жизненные стратегии с малым горизонтом планирования - пережить бы эту неделю, месяц, год, а дальше будет видно.

«Схлопывание» горизонта планирования - последствие ряда шоков в жизни двух последних советско-российских поколений. Сначала идея планирования на долгий срок дискредитировалась бесконечным процессом строительства коммунизма в СССР. Несмотря на заверения, что советский человек обязательно будет жить при коммунизме в будущем, этот homo soveticus, не чувствуя никаких существенных изменений в жизни с середины 1960-х годов, разочаровывался в будущем. Последующий неожиданный крах СССР, образование за одну ночь границ там, где их не было, необходимость на ходу корректировать жизненные стратегии оставили существенный рубец в коллективной памяти, постоянно напоминающий об опасности строительства каких-либо долгосрочных планов. Далее последовал дефолт 1998 года, когда многие люди почувствовали себя обманутыми и вынесли убеждение, что связывать будущее со своими накоплениями не имеет смысла: ведь сбережения испарились не в первый раз всего за несколько лет. Кризис 2008 года, пусть и относительно легко пережитый обществом (но не закончившийся в экономике), девальвация рубля в конце 2014 года, серьезнейшее снижение доходов , возвращение риторики холодной войны , да и санкционная политика в целом уверенности россиянам не прибавили. Два периода стремлений к будущему - середины 1990-х и 2000-х годов - были слишком короткими, чтобы у людей сформировалась привычка работать на отдаленные цели. При этом шоковые события в экономике подрывают доверие к сбережениям, а значит нельзя создать необходимого объема ресурсов для инвестиций.

Такие постоянные «переломы» и «перекосы» на протяжении последних 30 лет сформировали у большей части населения две устойчивых жизненных стратегии. Первая - бери от жизни все и сейчас, поскольку инвестиции в будущее все равно не работают, вторая - занимайся только своими проблемами и проблемами своей семьи: тут ты можешь что-то изменить.

Поиски великой цели

Исправить ситуацию могло бы последовательное исполнение долгосрочных решений властью. Но не складывается и с реализацией стратегий государства: успешная Стратегия-2010 (известная как «программа Грефа») была реализована в среднем на 36% , концепция долгосрочного развития России до 2020 года устарела уже в момент своего принятия. Приоритетные национальные проекты - пример эффективного, но ручного управления, а не качественных структурных реформ. Даже по майским указам президента 2012 года плановые показатели далеко не полностью выполнены , а часть была достигнута за счет изменений методики расчетов.

Итак, в современной России не любят формировать полноценные, реалистичные стратегии будущего. Но зато о будущем любят мечтать. Согласно исследованиям , социокультурные характеристики российского общества, измеренные по методике Хофстеде , относят Россию одновременно к разрозненно коллективистским странам (разбитым на сплоченные, но слабо доверяющие друг другу социальные группы) и «феминным» - ориентированным на долгосрочные стратегии, но максимально избегающим неопределенности. Проще говоря, такая совокупность жизненных установок порождает потребность постоянного бега к великой цели и обуславливает столь же постоянное «недобегание» до нее. Мы всегда находимся в поисках чего-то большого и объединяющего, к чему хотелось бы стремиться - особого «русского пути», коммунизма или национальной идеи - но оказываемся не готовы ни находить, ни вырабатывать приемлемый для всех образ будущего, ни строить к нему дорогу, ни уж тем более поэтапно по этой дороге идти. Описанные выше шоки только укрепляют в нас подобные социокультурные характеристики.

Но это не значит, что Россия обречена вечно блуждать в темноте. К совокупности таких характеристик необходимо относиться, как к исходным условиям - учитывать при реализации любого рода политики. С другой стороны, ориентироваться нужно и на то, что происходит с российским обществом и элитами сегодня.

Исследовательская группа ЦИРКОН недавно проводила масштабный экспертный опрос (вовлекший как провластных, так и оппозиционных экспертов). Самый любопытный результат опроса состоит не столько в тех прогнозах, к которым пришли респонденты, сколько в дисперсии и рассогласованности их оценок, показывающих, что консенсусного прогноза будущего нет даже среди тех, кто обладает всеми инструментами прогнозирования.

У власти также нет четкого видения - информационная повестка ориентирована на успехи прошлого и новости настоящего, но не отвечает на вопросы о России в перспективе 10-20 лет; показатели последнего экономического прогноза быстро меняются и скорее всего окажутся излишне оптимистичными. Переход в 2015 году с трехлетнего бюджета на годовой еще больше сократил горизонт планирования ведомств, а возвращение к трехлетке пока выглядит формальным. Финансовое поведение россиян характеризуется или вынужденным решением тратить все сразу, не оставляя ничего на будущее, что говорит об исчерпании внутренних бюджетов, или краткосрочным сбережением в банках. И то, и то говорит о дальнейшем схлопывании горизонта планирования - люди сберегают из-за неопределенности, откладывая на близкий черный день, не веря в стабильный доход «завтра». А доверие общества к стратегиям сбережения на длительный период нам необходимо - это доверие практически напрямую конвертируется в экономический рост.

Окно возможностей

Но в такой тотальной неопределенности есть и существенное позитивное свойство. Когда у большого числа активных социальных и элитных групп в равной степени отсутствует четкий образ будущего, стирается и ключевое противоречие, которое их разделяет. Формируется эффект гомогенности, способный порождать высокую отзывчивость и готовность к компромиссу.

С октября 2016 года Центр стратегических разработок в рамках проекта «Россия будущего: позитивная повестка» провел серию рабочих сессий «Вглядываясь в будущее: Россия через 10 лет» в российских регионах и продолжает интервью и дискуссии о будущем. В мыслях и идеях респондентов есть несколько ключевых пересечений: понимание необходимости и неотвратимости перемен, спрос на обозначение целей и описание образа будущего, которое отвечает на вопросы о развитии и роли человека в России и России в мире через 10-15 лет, демонстрация четкой программы действий по ее достижению. Все устали от неопределенности - и наше общество стало стремиться ее избегать, Что также укладывается в нашу социокультурную специфику.

Это значит, что шансы преодолеть разрозненность российского общества и описанные выше последствия предыдущих исторических периодов высоки. Спрос на позитивный образ будущего, понятные цели, которые удлинят горизонты планирования и принимаемых решений, соединят развитие страны с благополучием каждого человека - огромен.

Вопроса здесь всего два: удастся ли воспользоваться открывшимся окном возможностей, и кто именно это будет делать. Позитивный сценарий есть - проведение структурных реформ даст возможность к 2035 году удвоить ВВП (к 2025 г. - ВВП растет на 37%), на 90% увеличить реальную заработную плату, нарастить долю экспорта несырьевых неэнергетических товаров с 34% (2016) до 50% в 2029 г. и 61% к 2035 г. – и значит быть в числе стран-лидеров.

Главный драйвер развития в этом сценарии, источник роста России - это реализация потенциала каждого отдельного человека в совершении структурного разворота к технологичной, инновационной экономике. Но чтобы нам совершить такой разворот необходимо сложить вместе три составляющих успеха, учитывающие наши национальные особенности: определить векторы перемен, приемлемые для основных социальных групп; найти разделяемый всеми образ будущего, за которым нашему «коллективистскому мировоззрению» захочется побежать; создать реалистичный план движения к этому будущему - такой, который придаст сил для нового рывка. Чтобы оставаться в числе мировых лидеров, ближайшие десять лет придется бежать, и бежать быстрей, чем весь остальной мир.

Соединить спрос на перемены и амбициозные цели через четкие механизмы реализации, предложить изменения, к которым готова страна, создать план действий, который будет осуществим, - вот основные задачи Стратегии развития России 2018-2024.

Центр стратегических разработок, возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным, впервые выступил с детальными предложениями, касающимися стратегии развития России в ближайшие годы

Алексей Кудрин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

В статье «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики», опубликованной в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики» (внимание на публикацию обратили «Ведомости»), Кудрин впервые раскрывает детали стратегии развития России до 2024 года, которую для российских властей разрабатывает под его руководством Центр стратегических разработок. Статья написана в соавторстве с заведующим лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Ильей Соколовым.

В статье авторы выделяют три задачи, которые должна решить бюджетная политика: восстановление бюджетной сбалансированности и защищенности от рисков, обеспечение долгосрочной бюджетной устойчивости и создание благоприятных условий для экономического роста. Бюджетная политика нуждается в реформировании, считают эксперты: при сохранении текущей политики госрасходов, к 2035 году расходы бюджетной системы достигнут 41,5% от ВВП (сейчас — 35,9%). Рост будет связан в основном с увеличением соцрасходов, трат на здравоохранение и обслуживание госдолга. Без проведения структурных реформ Россию ждет производственная стагнация и рост ВВП лишь на 50% по сравнению с 2035 годом. Но структурные реформы, по расчетам Кудрина и Соколова, позволят удвоить экономику к 2035 году.

Авторы статьи признают, что Россия имеет «специфическую структуру» бюджетных расходов, в рамках которой мало тратится на развитие человеческого капитала, а расходы на оборону и безопасность, напротив, повышены.

Эксперты предлагают сократить расходы в непроизводительных отраслях (расходы на оборону, правопорядок, частично на госуправление, социальные расходы). Они отмечают, что в правоохранительной системе и военном ведомстве можно отметить «высокую численность служащих». Численность сотрудников правоохранительных органов, по мнению ЦСР, можно сократить на четверть, а расходы на оборону — снизить с нынешних 4,4% ВВП до 2,8%. Можно сэкономить и в рамках системы социальной поддержки — по оценкам ЦСР, порядка трех четвертей социальных выплат получают граждане, которые не относятся к числу нуждающихся. Эксперты предлагают перейти к адресному принципу предоставления социальной поддержки. Кроме того, авторы выступают сторонниками повышения пенсионного возраста (ранее ЦСР по данному вопросу не высказывался).

В то же время необходимо наращивать расходы на здравоохранение и образование, указывают авторы статьи (по сравнению с нынешним уровнем они должны быть увеличены на 0,8 п.п. ВВП и 1 п.п. ВВП соответственно).