Экономика автомобильного транспорта учебное пособие. Лекция на тему: "Экономика транспорта и ее особенности.". Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства

Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей.
Они действуют в течение определенного исторического периода, уступая свое место новым законам. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь некоторым способам производства; специфические - присущие одному способу производства.
Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения
I руда называется экономической системой. Существуют три ос-новных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную жономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее название смешанной экономики.
Традиционная экономика доминировала в течение длительною периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед жономической системой (что, как и для кого производить), ре-шились исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось пос I упать так же, как раньше.
Многовековая традиция позволяла достичь высокого уров1П1 мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по
этому производительность труда ремесленника оставалась не-изменной.
При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятельности различных производителей при централизованной экономике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчинены тому или иному государственному чиновнику.
Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрьской революции и существовавшая до последнего времени, представляла собой ярко выраженную командную модель.
Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком коли-честве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, по-вышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.
Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для обмена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государственным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.
Экономическая система, которая состоит из свободных това-ропроизводителей, связанных между собой отношениями купли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-
траты, поэтому и технология производства выбирается самая эф-фективная.
Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.
Основные принципы рыночной экономики:
1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.
2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.
3. Саморегулирование деятельности.
4. Принцип договорных отношений.
5. Свобода ценообразования.
6. Децентрализация управления и самостоятельность.
7. Экономическая ответственность.
8. Государственное регулирование.
9. Конкуренция и механизм социальной защиты.
Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора
видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяй-ствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической дея-тельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управ-ленческая деятельность.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно централизованной (командной) экономике.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулиро-вания, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Пре-доставление лицам, группам, коллективам права образования новых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подразделений действующих предприятий, активизирует процесс демократизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преимущество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от при-нудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики.
Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.
Цена ткем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.
Именно такие цены принято называть рыночными.
Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.

Занятие № 2

Тема лекции: Экономика транспорта и ее особенности.

План лекции

    Предмет экономики автомобильного транспорта.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

4. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Теоретическая часть

1. Предмет экономики автомобильного транспорта.

Общественное производство, т.е. единство производительных сил и производственных отношений, изучается с двух сторон. Естественные и технические науки изучают производство как процесс, совершаемый между человеком и природой. Объектом их изучения являются преимущественно вещественные отношения. Общественные и социально-экономические науки изучают отношения между людьми в процессе производства и объектом изучения являются производственные отношения.

Транспорт, как часть общественного производства, изучается с технической стороны и со стороны общественных отношений. Экономика транспорта изучает общественные отношения на транспорте и закономерности их развития.

Экономика транспорта изучает:

    действия и формы проявления на транспорте объективных экономических законов;

    условия и факторы, обеспечивающие достижение в интересах общества наилучших результатов при наименьших (минимальных) затратах живого и овеществленного труда;

    методологию и методику планирования транспорта;

    роль транспорта в расширенном воспроизводстве;

    экономические методы повышения эффективности работы транспорта;

    взаимоотношения транспорта с другими отраслями материального производства.

Экономика автомобильного транспорта является одним из важных разделов экономики транспорта. Она изучает условия работы транспорта и разрабатывает рекомендации для обеспечения наиболее полного и высококачественного удовлетворения потребностей народного хозяйства, частных предпринимателей и населения в автомобильных перевозках с минимальными затратами общественного труда.

Материальной основой обращения продукции машиностроения, сельского хозяйства, строительства и т.д., является транспорт, при помощи которого осуществляются многосторонние внутрирайонные и межрайонные связи.

Экономические и исторические условия развития народного хозяйства, неравномерность размещения промышленного производства обуславливают важное значение транспорта в расширенном воспроизводстве.

2. Задачи экономики автомобильного транспорта.

Основными задачами экономики автомобильного транспорта являются:

изучение комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.);

изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований;

изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий;

исследование и распространение методов, способствующих экономическому развитию страны;

использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг для улучшения обслуживания населения при условии снижения транспортных затрат в цене готовой продукции;

выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров;

определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомобильную отрасль для формирования её современной материально-технической базы.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт осуществляет перемещение грузов народного хозяйства из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда можно считать готовым, когда он доставлен потребителю. Осуществляя перемещение продуктов, транспорт обеспечивает их доставку в места назначения и делает возможным фактическое их использование. Это объективно-необходимый процесс, благодаря которому происходит реализация потребительной стоимости.

В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесса.

Особенностью транспорта является то, что его продукция – это само перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создается транспортом.

В промышленности или сельском хозяйстве процесс производства продукта и процесс его реализации и потребления разделены между собой в пространстве и времени, т.е. вначале производят продукт, затем его реализуют и потребляют.

На транспорте эти процессы слиты воедино и совпадают во времени, т. к. перевозка грузов и пассажиров, само перемещение и является продукцией транспорта.

Продукция транспорта – это перемещение людей и натурально-вещественных продуктов во времени и пространстве без изменения физических и химических свойств продуктов.

Транспорт необходим для осуществления перевозок как внутри предприятий, так и между предприятиями, районами и странами.

Перемещение требует дополнительных затрат труда, в результате этого возрастает стоимость перевозимого продукта на величину общественных издержек на транспорт. В результате перемещения продукции в сфере обращения изменяется потребительная стоимость продукции, т.е. ее полезность, ее способность удовлетворять потребности людей.

Пространственное перемещение продуктов от места производства к месту потребления или пространственное перемещение людей и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Например: картофель на полях является для общества лишь потенциальной потребительной стоимостью. Для того, чтобы она стала реальной потребительной стоимостью, необходимо его доставить к потребителю, т.е. кроме труда картофелеводов, затратить еще и труд работников автомобильного или железнодорожного транспорта. Стоимость перевозимых продуктов растет на величину общественных издержек на транспорт.

Транспортная продукция возникает и потребляется в самом процессе перевозок. Поэтому отпадает необходимость создания запасов транспортной продукции. Эта важная особенность транспортной продукции определяет необходимость иметь резервы наличия подвижного состава, в целях бесперебойного удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и частных предпринимателей в перевозках грузов и пассажиров. Это основная отличительная черта продукции транспорта от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт не создает нового продукта. Поэтому в его издержках на производство готового продукта не содержится такого главного элемента как сырье. Это вторая отличительная черта.

Процесс перемещения грузов или пассажиров состоит из трех элементов:

    погрузка грузов или посадка пассажиров;

    перемещение;

    выгрузка грузов или высадка пассажиров.

Продукция транспорта, не имея вещественной формы, измеряется количеством груза или пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.

Измерителями транспортной продукции по грузовым перевозкам являются объем перевозок (Q ) в тоннах и грузооборот (Р) в тонно-километрах.

По пассажирским перевозкам измерителями транспортной продукции являются количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот.

3. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Транспорт является отраслью материального производства с особым характером трудовых процессов и специфической формой продукта производства.

Степень участия отдельных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров не одинакова. Она зависит от множества факторов, определяемых технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта: организации перевозочного процесса, условий работы, размещения относительно предприятий и населенных пунктов и т.д.

Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К народнохозяйственным факторам относятся:

    размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;

    номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного со става, ритмичность работы;

    состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее требования к транспорту по срочности доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

    размещение сети путей сообщения;

    условия эксплуатационной работы, в том числе:

    1. сезонность и ритмичность работы;

      наличие пропускной и провозной способности;

      техническая вооруженность;

      система организации перевозочного процесса.

Все перечисленные факторы оказывают решающее влияние на технико-экономические показатели каждого вида транспорта. Однако, для выбора оптимальных решений требуется проведение технико-экономических расчетов.

При сравнении вариантов экономической эффективности перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

    уровень эксплуатационных расходов (себестоимости перевозок);

    инвестиции;

    скорости движения и сроки доставки грузов;

    наличие провозной и пропускной способности;

    маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

    надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в массовые размерах;

    гарантия сохранности перевозимых грузов;

    условия для высокоэффективного использования подвижного состава и технических средств, возможности применения новых средств для перевозок (поддоны, контейнеры и т.д.), механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна и во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, материально-технической базы, вида транспорта и других факторов.

Железнодорожный транспорт.

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:

    неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами, а также другими организациями всех отраслей народного хозяйства;

    возможность сооружения железных дорог практически на любой сухопутной территории страны (а посредством паромов могут создаваться связи сухопутных районов и территорий, тяготеющих к рекам и морям) и обеспечение устойчивых связей между районами;

    высокая провозная и пропускная способность железных дорог;

    возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании со сравнительной дешевизной;

    возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозки во все времена года и периоды суток;

    сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов;

    более короткий путь следования грузов;

    высокие экономические показатели и совершенная технология перевозок.

Большая провозная способность, сравнительно низкая себестоимость перевозок и высокий уровень производительности труда являются важнейшими преимуществами железнодорожного транспорта.

Недостатком является то, что строительство железных дорог требует больших инвестиций, особенно в трудных топографических условиях районов Крайнего Севера, Востока страны, в болотистых, горных и пустынных районах страны.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются:

    большая маневренность и подвижность (перевозка грузов из пункта (места) производства (погрузки) до склада потребителя (получателя) без перегрузочных работ, т.е. «от двери до двери»);

    высокая скорость доставки грузов;

По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту, значительно превышает речной и морской, а иногда и железнодорожный. Это преимущество особенно ощутимо при перевозке грузов на короткие расстояния.

    более короткий путь движения грузов.

Особенно эффективно доставлять грузы и перевозить пассажиров автотранспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам.

Недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Резервами снижения себестоимости перевозок являются сокращение порожнего пробега автомобилей и повышение коммерческих скоростей. Все еще велика стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей (гаражи, станции технического обслуживания). Низок еще удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием.

Высокие показатели работы автомобильного транспорта могут быть получены только при наличии достаточно развитой сети автомобильных дорог. Несмотря на значительное увеличение объемов дорожного строительства, автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием еще недостаточно.

Рост грузовых и пассажирских перевозок автомобилями в качестве одной из важнейших задач ставит строительство автомобильных дорог, связывающих все населенные пункты страны между собой и с магистральными видами транспорта.

Крупнейшей задачей является совершенствование структуры автомобильного парка, т.е. приведение его в соответствии со структурой грузооборота.

Важными задачами эффективности работы автомобильного транспорта являются:

    увеличение времени в наряде;

    совершенствование организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

    совершенствование механизации погрузочно-разгрузочных работ;

    широкое внедрение автоматизированных систем управления и т.д.

Морской транспорт.

По сравнению с другими видами транспорта, в частности с железнодорожным и речным, морские пути имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих их преимущества. Ими являются:

    возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;

    сравнительно небольшие капиталовложения (морские пути являются естественными путями и поэтому не требуют затрат по их сооружению или поддержанию в эксплуатационном состоянии, кроме каналов);

    практически неограниченная пропускная способность;

    незначительный расход топлива и затраты энергии, (морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности, поэтому не требуют затрат энергии для их преодоления силы тяжести, которая возникает на железных дорогах и автотранспорте);

    при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта относятся:

    зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха);

    необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства;

    ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях,

Речной транспорт.

Меры, проводимые по техническому перевооружению речного транспорта, систематическое его совершенствование позволили значительно увеличить объем работы и улучшить использование технических средств.

Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:

    большая провозная способность на глубоководных реках;

    сравнительно невысокая себестоимость перевозок (средняя себестоимость грузовых перевозок близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 1,5 - 2 раза);

    сравнительно меньшие капиталовложения (затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т. в год в несколько раз меньше, чем на сооружение железной дороги широкой колеи (с подвижным составом), в 3 – 4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием.

К существенным недостаткам речного транспорта относятся:

    извилистость пути, неравномерность глубин на всем его протяжении;

    ограничение в использовании подвижного со става, связанное с сезонностью работы;

    удлинение маршрутов следования грузов;

    небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов.

Одним из основных направлений дальнейшей технической реконструкции речного транспорта явится повышение грузоподъемности флота, его специализация, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, применение крупных несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов, увеличение толкаемых составов.

Для повышения эффективности речного транспорта важным Фактором является продление навигационного периода и пополнение для этого речного транспорта мощными ледоколами.

Воздушный транспорт.

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

    высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда;

    маневренность в организации пассажирских перевозок;

    большая беспосадочная дальность полета;

    кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;

    экономия времени пассажиров;

    высокая культура обслуживания пассажиров;

    небольшая потребность в капитальных вложениях на строительство комплексов технических сооружений в аэропортах. В расчете на 1 км воздушной линии, обслуживаемой реактивными самолетами, капитальные вложения примерно в 35 – 45 раз меньше, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести все еще высокую стоимость перевозок.

Улучшение экономических показателей воздушного транспорта будет достигаться за счет повышения моторесурсов двигателей, улучшения использования самолетного парка, совершенствования аэродромного хозяйства, улучшения обслуживания самолетов и широкого внедрения автоматизации.

Трубопроводный транспорт.

Он представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на другие виды транспорта.

Трубопроводы строятся – магистральные, промысловые, подводящие.

Нефтепроводы транспортирующие нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие предприятия, а также на перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции на территории добывающего нефтяного промысла называются магистральными .

Промысловые , заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.

Подводящие нефтепроводы служат для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы.

Преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта заключаются в следующем:

    возможность повсеместной прокладки труб и перекачки нефтегрузов в массовых размерах;

    большое расстояние перекачки нефтегрузов;

    низкая себестоимость транспортирования нефти (в 2 раза меньше, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем по железным дорогам);

    сохранность нефтепродуктов (благодаря полной герметизации процесса транспортировки);

    полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;

    меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, расход металла;

    отсутствие, при соответствующей изоляции, отрицательного воздействия на окружающую среду.

Так же важными преимуществами нефтепроводного транспорта является непрерывность процесса перекачки, малая зависимость от климатических условий, малочисленность обслуживающего персонала и т.д.

К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация и то, что для его рационального использования требуется устойчивый поток нефти.

Комплексное развитие всех видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними позволяют значительно повысить эффективность инвестиций в транспорт и снизить народнохозяйственные издержки на перевозки грузов.

Под транспортными издержками народного хозяйства в целом следует понимать все расходы, связанные с транспортировкой сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции от предприятий-поставщиков до потребителей, а также расходы на перевозки грузов снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Наибольший удельный вес транспортных расходов приходится на автомобильный транспорт. Весьма высокая себестоимость автомобильных перевозок объясняется большим количеством мелких отправок грузов, сравнительно малой грузоподъемностью автомобилей, некруглосуточной работой, коротким расстоянием перевозок и т.д.

На всех видах транспорта велики затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые связаны с тем, что значительное количество погрузочно-разгрузочных операций выполняется немеханизированным способом и недостаточно используются мощности имеющихся погрузочно-разгрузочных машин.

Экономия транспортных расходов является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Сокращение транспортных расходов только на 1% может дать экономию в народном хозяйстве 650-700 млн. руб., на которые можно построить 2000 км железных дорог, или 2600 магистральных электровозов, или более 200 тыс. автомашин.

Основными факторами снижения транспортных расходов являются:

    повышение производительности труда;

    снижение себестоимости перевозок;

    повышение фондоотдачи.

Контрольные вопросы

    Что изучает экономика транспорта.

    Что является продукцией транспорта.

    Преимущества и недостатки деятельности различных видов транспорта.

    Особенности автомобильного транспорта.

    Задачи экономики автомобильного транспорта.

УДК 658(075.32) ББК 65.29я723 Т86

Рецензенты:

Генеральные директор УПК МОСАВТОТРАНС, заслуженный работник РФ А.С. Несов;

директор отраслевого атомобильного колледжа Б.Д. Колубаев

Туревский И.С.

Т86 Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. - М.:

ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с. - (Профессиональное об­разование).

I8ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)

В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и дру­гие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производствен­ная и организационная структура; типы производства, их характеристика;

основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата тру­да; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразо­вание; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестици­онная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; мето­дика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.

Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.

УДК 658(075.32) ББК 65.29я723

^ 15ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)


© И.С. Туревский, 2006 © ИД «ФОРУМ», 2006


Введение

В конце XX столетия и в начале третьего тысячелетия в нашей стране были радикально преобразованы социальные и экономи­ческие устои общества. Изменились фундаментальные принципы хозяйственной деятельности, поистине революционным образом преобразованы отношения собственности. Реформирована систе­ма управления экономикой, изменились ее структуры и функции, возникли принципиально новые направления экономической деятельности в отрасли.

В начале 1990-х гг., когда в стране начались масштабные ры­ночные преобразования, специаалисты уже имели определенный опыт работы в рыночных условиях. Поэтому не случайно, что процессы разгосударствления и приватизации на автомобильном транспорте не только инициировались «сверху», но и активно поддерживались «снизу» многими руководителями предприятий, готовыми к самостоятельной деятельности на рынке и видевши­ми большие потенциальные возможности, которые она могла принести.

Учебная дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» является важной составной частью обшепрофессио-нальной и специальной экономической подготовки специалистов автомобильного транспорта. В курсе предмета изучается эконо­мическая деятельность автотранспортных предприятий (АТП и др.) и основы управления ими в условиях перехода к рыночным отношениям.

В современных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию.

На предприятии решаются вопросы экономного расходова­ния ресурсов, снижения издержек производства, применения со­временной высокопроизводительной техники. Специфика авто­мобильного транспорта, обусловленная высокой ресурсоем-костью транспортной продукции, усугубляет важность решения выше перечисленных вопросов.

Введение

Все это требует глубоких экономических знаний, опираясь на которые специалист сумеет верно оценить реальную экономичес­кую ситуацию и, в конечном счете, обеспечить высокую эффек­тивность производства в условиях перехода на новые методы хо­зяйствования и рыночную экономику, когда расширился спектр экономических методов управления, изменился экономический механизм деятельности предприятий.

Дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транс­порт)» связана с рядом других изучаемых предметов.

Теоретические положения рыночной экономики рассмат­риваются в учебном курсе «Основы экономики»; необходимые знания о производственной деятельности АТП, технологии ос­новных процессов студенты получают при изучении курсов «Организация грузовых перевозок и транспортно-экспедици-онной деятельности на автомобильном транспорте», «Органи­зация и управление пассажирскими автомобильными перевоз­ками» (специальность 2401), «Технического обслуживания ав­томобилей и двигателей» (специальность 1705). Некоторые вопросы курса «Экономика и управление предприятием» более углубленно изучаются в таких дисциплинах, как «Учет, финан­сирование и кредитование» (специальность 2401).

Автомобильный транспорт не только меняется сам по себе в результате структурных преобразований внутри отрасли. Он ис­пытывает также и сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятель­ность которых обеспечивается автомобильным транспортом.

Несомненно, наиболее сложным и быстро меняющимся в ходе реформ компонентом работы АТП является их экономи­ческая деятельность - комплекс функций, которые облегчают реализацию принципов предпринимательства в автотранспорт­ной отрасли.

Развитие автомобильного транспорта напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженер­но-технических работников предприятий отрасли.

В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у сту­дентов вырабатываются навыки, которые позволяют им устанав­ливать, каким образом рыночные процессы направляют деятель­ность производителей для удовлетворения потребительского спро­са, как эти процессы могут нарушаться, каким образом они

Введение

регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результа­тивность экономики была достаточно высокой.

Изучив дисциплину «Экономика отрасли» и получив пред­ставление о структуре отрасли, студент должен:

1) знать экономику размещения предприятий отрасли и уметь использовать теорию олигополистического ценообразования;

2) знать продуктивность отрасли и влияние свойств перево­зочных процессов на ее технико-экономические показатели;

3) владеть профессиональными навыками в области организа­ционно-экономических проблем, отражающих специфику авто­транспортного предприятия;

4) уметь применять полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы по специаль­ности.

Именно в сфере экономического руководства автотранспорт­ных предприятий совершается наибольшее количество ошибок и промахов, а попытки опереться на «дореформенные» опыт, на­выки и знания нередко приводят если не к полному провалу, то к значительным экономическим потерям.

С другой стороны, грамотно организованная деятельность на основе знаний экономических законов может позволить авто­транспортному предприятию добиться замечательных успехов на рынке при достаточно скромных производственных возмож­ностях.

Стратегический курс на переход к рыночной экономике вы­нудил государство и общество преобразовать формы и отношения собственности. Попытки внедрить рыночный механизм без вме­шательства в сложившиеся базисные отношения собственности представляются экономически наивными, поскольку рынок - это прежде всего взаимодействие многообразных собственников, равных в реализации своих экономических прав.

Предисловие

Условия создания рыночной экономики

Рынок без развитых рыночных отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.

Во-первых, потому, что на рынке развиваются взаимоотно­шения именно между собственниками капитала, средств произ­водства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без собственников нет рынка.

Во-вторых, отношения собственности лежат в основе прин­ципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствова­ния. Его соблюдение позволяет обеспечить высокую экономичес­кую эффективность деятельности каждого собственника, а в ито­ге и экономики в целом.

В-третьих, необходим экономичный механизм, придающий динамизм развитию экономики. Таким экономическим механиз­мом является конкуренция. А конкуренция зарождается естест­венным образом там, где есть многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.

В-четвертых, согласно принципам рыночной экономики, определяющим из них является принцип экономической сво­боды хозяйствующих субъектов. В этом случае формы и отно­шения собственности в рыночной экономике становятся ее ор­ганичной частью, проявляясь в товарно-денежных, рыночных отношениях.

Интерес собственника подчинен одному важному закону:

объект его собственности должен использоваться эффективным образом.

В условиях рыночной экономики субъект собственности предлагает свою собственность как товар на рынке. В связи с от­сутствием гарантий реализации товара он рискует денежной суммой в размере стоимости продаваемого им объекта. Но, с другой стороны, в случае успеха он получает возможность на­растить свою собственность на величину остаточной прибыли.

Предисловие

Т. е. у собственника проявляется интерес к экономическому вы­живанию.

Степень риска собственника и величина его дохода обычно пропорциональны доле его вклада и участия в формировании объекта собственности.

Наиболее высокая степень мотивации возникает в сфере ин­дивидуальной собственности, где собственник рискует всем сво­им имуществом, тогда как участие в совместной собственности снижает степень мотивации.

Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы рационального хозяйствования. Подлинный собствен­ник не руководствуется сиюминутными интересами: он прекрас­но понимает, что если объект будет принадлежать ему и в буду­щем, то надо думать о его перспективе, износе ценностей.

Для перехода к рыночным отношениям необходимо пробу­дить в людях чувство хозяина или обновить его, инициировав собственнический интерес.

Достижение этой цели возможно только при условии форми­рования новых видов собственности в России. Данный процесс сопровождается переделом собственности, т. е. ее разгосударст­влением и приватизацией.

^ Формирование новых видов собственности в России

Прежде чем разбираться в задачах, целях и необходимости приватизации и разгосударствления собственности в России, нужно рассмотреть, что означают эти два понятия.

Под разгосударствлением понимают переход от преимущест­венно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных ме­ханизмов. Иными словами - это выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного адми­нистративного управления.

Под приватизацией понимают развитие негосударственных форм собственности. Приватизация государственных и муници­пальных предприятий - это приобретение гражданами, акцио­нерными обществами, товариществами в частную собственность объектов государственной собственности (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий).

Предисловие

«Частная собственность» в данном контексте означает всякую форму негосударственной собственности, в том числе акционер­ную, паевую и др.

Приватизационная кампания 1990-х г. в России явилась од­ним из условий формирования и установления рынка. Привати­зация позволила перейти к многоукладной экономике, что, в свою очередь, предусматривало преобразование государствен­ной собственности в России.

Вследствие этого появились и развиваются необходимые эле­менты инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода по­среднические структуры и т. д. В условиях образовавшегося рын­ка стали реально выполняться его функции, что позволило ре­шить широкий круг жизненно важных задач в общественном про­изводстве, обмене и распределении.

Приватизация в естественном смысле этого слова - т. е. нор­мальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся тогда условиях невозможна по трем основным причинам.

Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.

Во-вторых, приватизация «классического» типа - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хоро­шо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это препятствие оказалось неодоли­мее всех остальных - в стране попросту не было достаточного ко­личества денежных средств. Даже если бы хватило времени и экс­пертов, чтобы нормально продавать государственное имущество, никто не мог бы его в сколько-нибудь значимых количествах купить.

Деньги, правда можно было бы привлечь с Запада.

Однако, страны Западной Европы и США не решились на это, потому что там были хорошо осведомлены об экономической и политической обстановке в России. Да и вряд ли таким уж удач­ным решением было бы в одночасье продать огромную долю на­ционального богатства иностранным инвесторам.

Три перечисленные выше препятствия и продиктовали стра­тегию разгосударствления российской экономики. А в условиях

Предисловие

нехватки времени это означало проведение приватизации по ко­манде или «строем».

Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, лик­видировав дотации предприятиям и увеличив поступления в его доходную часть. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управ­лялись из единого административного центра. В-третьих, вос­пользоваться изменением формы собственности и провести пред­варительную рационализацию структуры крупных государствен­ных корпораций до их превращения в частные. В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы конт­роль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производст­ва, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального «распыле­ния» акций среди рабочих и мелких служащих. Последняя мера рассматривается как составной элемент общей социальной поли­тики, стимулирующей участие трудящихся в капитале предпри­ятия или в управлении производством.

Проблема приватизации субъекта - пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого - получить, в конечном счете, компетентного «хозяина», способного взять на себя ответ­ственность за поддержание производства и повышение его эф­фективности. Одна только смена собственников, замена государ­ства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника - не про­изводство, а прибыльность, рентабельность.

В условиях рыночной экономики главным фактором повы­шения эффективности отечественного народного хозяйства становятся уже не отдельные достижения науки и техники, ка­кими бы выдающимися они ни были, а высокий научный и тех­нологический уровень всего производства. Этот уровень опре­деляется в первую очередь состоянием автомобильного парка и ремонтного производства как отрасли, которая удовлетворяет потребности предприятий в доставке сырья и оборудования в сроки, обеспечивающие непрерывность производственных процессов.

10 Предисловие

В условиях перехода к рыночной экономике были осуществ­лены реформы, которые заставили отраслевых специалистов ко­ренным образом пересмотреть представления об основах органи­зации деятельности предприятий любого профиля и, в частности, на предприятиях автомобильного транспорта. Стало ясно, что не­обходимо учитывать и их специфическую роль как связующих звеньев между сферами производства и потребления.

Раздел 1

Предприятие и предпринимательство

на автомобильном транспорте

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта

^ Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и созна­ния людей.

Они действуют в течение определенного исторического пе­риода, уступая свое место новым законам. Каждому способу про­изводства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь неко­торым способам производства; специфические - присущие од­ному способу производства.

Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения труда называется экономической системой. Существуют три ос­новных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную экономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Аф­рики и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее назва­ние смешанной экономики.

Традиционная экономика доминировала в течение длитель­ного периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед экономической системой (что, как и для кого производить), ре­шались исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось по­ступать так же, как раньше.

Многовековая традиция позволяла достичь высокого уров­ня мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по-

12 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство

этому производительность труда ремесленника оставалась не­изменной.

При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятель­ности различных производителей при централизованной эконо­мике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчи­нены тому или иному государственному чиновнику.

Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрь­ской революции и существовавшая до последнего времени, пред­ставляла собой ярко выраженную командную модель.

Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком коли­честве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, по­вышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обме­на. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.

Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согла­сие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для об­мена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государствен­ным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называет­ся его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.

Экономическая система, которая состоит из свободных това­ропроизводителей, связанных между собой отношениями куп­ли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 13

траты, поэтому и технология производства выбирается самая эф­фективная.

Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.

Основные принципы рыночной экономики:

1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.

2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.

3. Саморегулирование деятельности.

4. Принцип договорных отношений.

5. Свобода ценообразования.

6. Децентрализация управления и самостоятельность.

7. Экономическая ответственность.

8. Государственное регулирование.

9. Конкуренция и механизм социальной защиты.

Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяй­ствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической дея­тельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управ­ленческая деятельность.

Один из основополагающих принципов рыночной экономи­ки - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной эко­номике, их экономическое равноправие порождают многообра­зие этих форм, не присущее обычно централизованной (команд­ной) экономике.

Свойственные рыночной экономике процессы саморегулиро­вания, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Пре­доставление лицам, группам, коллективам права образования но-

14 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство

вых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подраз­делений действующих предприятий, активизирует процесс демо­кратизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.

Рыночную экономику часто определяют как экономику раз­витых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преиму­щество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаи­мосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от при­нудительности к добровольности отношений, повышает надеж­ность функционирования экономики.

Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.

^ При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.

Цена никем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.

Именно такие цены принято называть рыночными.

Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.

^ 1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики

АТП - это хозяйственная единица, которая, как самостоя­тельный экономический субъект, представляющий собой юри­дическое лицо и имеющий собственный счет в банке, обязана осуществлять финансовое самообеспечение, т. е. самофинанси­рование.

Принцип децентрализации управления в рыночной экономи­ке является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация эконо­мики рыночного типа проявляется в отсутствии государственного плана, который устанавливается центром и подлежит обязатель­ному выполнению. Его заменил индикативный, рекомендатель­ный, советующий план-прогноз (бизнес-план). При децентрали-

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 15

зации управления происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необхо­дима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности эконо­мических субъектов.

При рыночной экономике действует принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономные способы, меры и средства, побуждающие нести ответственность, а также возме­щение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.

По своим обязательствам хозяйственный субъект отвечает принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Субъ­ект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и по суще­ству лишается статуса полноценного надежного партнера, участ­ника делового предпринимательства.

Рыночная экономика не может существовать и функциониро­вать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятель­ности, его поддержке и обновлении, контроле над соблюдением;

в изъятии части прибыли, дохода через действие системы налого­обложения посредством обязательных платежей в бюджет. Госу­дарственное регулирование рынка осуществляется на основе за­конодательства, выпускаемых правительством нормативных ак­тов, через государственное планирование.

Одним из важных принципов развития современной эконо­мики является конкуренция между предприятиями, организация­ми, предпринимателями. В западной экономической литературе конкуренция рассматривается как соперничество между товаро­производителями за лучшие, экономически более выгодные усло­вия производства и реализации продукции.

Для рыночной экономики характерен принцип социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных по­следствий. Социальная защита осуществляется через систему го­сударственного регулирования посредством ограничений, не по­зволяющих рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, и компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, пре-

16

В лекционном материале по ПМ.02. Основы экономики отрасли (автотранспорт)» освещены основные понятия и вопросы первого раздела учебной программы: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и дру­гие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производствен­ная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства и др.

Материал составлен в полном соответствии с требованиями действующего ФГОС по специальности 190631.

Для студентов и преподавателей техникумов, колледжей, руководителей и специалистов предприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.

Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....

Экзаменационный билет по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специ...

АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах

Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...

Методические рекомендации обучающимся по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02.Организация деятельности коллектива исполнителей. МДК.02.01.Управлениеколлективом исполнителей для специальности 190631

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ПМ. 02.Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений. МДК. 02.01. Основы строительного производства. Тема 1.1. Технология и организация строительного производства. «Проектирование стройгенпланов»

Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительно...

В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата труда; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.

Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений

Содержание
Предисловие
Грузовые автомобильные перевозки
Основные понятия о транспорте и транспортном процессе
Значение и роль автотранспорта
Структура управления перевозками
Функции и задачи основных служб АТП
Принципы работы автомобильного транспорта в рыночных условиях
Классификация автоперевозок
Лицензирование
Подвижной состав автомобильного транспорта
Классификация автомобильного транспорта
Классификации подвижного состава
Условия эксплуатации подвижного состава
Основные эксплуатационные качества подвижного состава
Выбор подвижного состава для конкретных условий эксплуатации
Грузы и грузопотоки
Классификация грузов по отдельным признакам
Тара, ее назначение и характеристика
Объем перевозок грузов, грузооборот, грузопотоки
Технико-экономические показатели работы подвижного состава при перевозках грузов
Транспортный процесс перевозки грузов и его составные элементы
Грузоподъемность подвижного состава
Автомобильный парк подвижного состава
Пробег подвижного состава, виды пробегов
Способы повышения использования грузоподъемности подвижного состава
Влияние транспортно-эксплуатационных показателей на производительность(графическая зависимость)
Организация перевозок грузов
Маршрутизация грузовых перевозок
Устав автомобильного транспорта
Документация при перевозке грузов
Договор на перевозку грузов, его содержание и значение
Договор транспортной экспедиции
Разовый заказ
Централизованные перевозки грузов
Организация перевозов грузов в междугородном и международном сообщении
Организация перевозок грузов в международном сообщении
Системы организации движения подвижного состава
Контейнерные и пакетные перевозки грузов
Тарифы на перевозку грузов, их виды и правила применения
Организация погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте
Составные элементы времени на погрузочно-разгрузочные работы
Способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ
Погрузочно-разгрузочные пункты, их характеристика и оборудование
Погрузочно-разгрузочные средства
Машины и механизмы для погрузки и выгрузки
Автопоезда с устройствами для самопогрузки
Технология перевозок основных видов грузов
Перевозка строительных грузов
Перевозка грузов горнодобывающей промышленности
Перевозка длинномерных грузов
Перевозки промышленных грузов
Перевозка продовольственных грузов
Перевозка хлебобулочных изделий, муки и сыпучих продуктов
Перевозка скоропортящихся продуктов
Организация работы подвижного состава в период уборки урожая
Перевозки опасных грузов
Перевозка грузов большой массы и негабаритных грузов
Перевозка баллонов с техническими газами
Перевозка жидкого топлива и нефтепродуктов
Пассажирские автомобильные перевозки
Организация перевозок пассажиров
Общие сведения
Перевозки пассажиров автобусами и автомобилями-такси
Пассажиропотоки
Таксомоторные перевозки
Транспортная сеть и автобусная маршрутная система
Виды автобусных перевозок
Расчет таксомоторных перевозок
Тарифные системы на автобусном транспорте
Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава на перевозках пассажиров
Основные понятия
Автобусный парк и его использование
Использование вместимости автобуса и автомобиля-такси
Производительность рабочего парка автобусов
Оперативное управление перевозками грузов и пассажиров автотранспортом
Общие положения
Структура службы эксплуатации грузового автотранспортного предприятия, ее задачи
Сущность и функции диспетчерского руководства работой подвижного состава
Технические средства связи
Оперативный контроль за работой автобусов и автомобилей-такси на линии и диспетчерское управление их движением
Список литературы
Приложение Перечень нормативных актов, регламентирующих автоперевозки
Приложение Формы, журнал регистрации и порядок ведения путевых листов
Приложение Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями
Приложение Конвенции и соглашения, определяющие условия выполнения международных автомобильных перевозок

Скачать файл

    рефераты

  • 1.27 МБ
  • добавлен 04.12.2011

2010. 16 слайдов.

Дисциплины - Экономическая география. Региональная экономика.

Задача транспорта, его значение.
Транспортная система.
Виды транспорта, их характеристика:
Железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт.
Авиационный.
Морской транспорт.
Речной транспорт.
Тру...

  • 15.02 МБ
  • добавлен 17.12.2010

Минск: УП «Технопринт», 2005. – 140 с.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Экономика автомобильного транспорта" для студентов специальности F 27 01 01-02 "Экономика и организация производства (Автомобильный транспорт). Пособие также будет полезно для студентов технических специальностей авт...

  • 5.72 МБ
  • добавлен 30.08.2011

М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011, 288с.

В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйст...

  • 39.16 КБ
  • добавлен 15.10.2009

Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 –«Экономика и управление народным хозяйством. Область исследования: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами (транспорт)». Работа выполнена на кафедре «Экономика автомобильного транспорта» Московско...

  • 9.44 МБ
  • добавлен 28.08.2010

Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 222 c.
Учебное пособие соответствует государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сфере управления автомобильным транспортом. Анализируется экономическая деятельность автотранспортных предприятий и станций техническо...

    шпаргалки

  • 57.5 КБ
  • добавлен 12.01.2012

СамГУПС, 2011.

Содержит тестовые вопросы и правильные ответы на них.
Транспорт как отрасль национальной экономики. Значение и особенности транспорта как базы материальной инфраструктуры народного хозяйства. Понятие отрасли. Структура отрасли.
Понятие и сущность качества. Качество транспортного обслуживания. Кач...

  • 5.8 МБ
  • добавлен 25.06.2010